Спички не врут!

Шаман
Некоторые из вас, возможно, помнят ещё те благословенные времена стыка двух советских эпох: между Сталиным и Хрущёвым. Когда в стране говорить можно было всё, работа была у всех, а линейка товаров народного потребления неудержимо устремлялась в бесконечность - и до коммунизма оставалось каких-то несчастных 15-20 лет.
Речь пойдёт в этой взволнованной заметке не о коммунизме, и не о вседозволенности любых мыслей - а как раз о товарах для народа, точнее - об их качестве.
Все мы знаем, какие приёмники тогда делали, какие холодильники, магнитофоны и телевизоры! Качественные, неубиваемые, способные работать в любых условиях - и многое из того работает до сих пор.
Какие делали люстры, диваны, гранёные стаканы! Какую прочную и невыцветающую одежду шили тогда, как пришивали пуговицы! Всё это использовалось и носилось десятилетиями, пока не вышло из моды - а то было бы в обиходе до сегодняшних дней.
А какие спички тогда делали! Это были чудо-спички, которые зажигались и горели где угодно: на болоте, в море и пустыне, даже в космосе ими можно было разжечь - ну пусть не пожар мировой революции, но пионерский костёр точно.
Тогдашние спички, точно соответствующие сталинским ГОСТам, были вне конкуренции как во всём мире, так и в нашей стране - СССР. Какие были коробки для них - из специальной берёзовой однослойной шпон-фанеры, каждая спичка проходила контроль качества ОТК, и в каждый коробок их укладывалось 52 штуки... а иногда и 53 спички!
Партия и правительство прекрасно понимали: если геологу не хватит даже одной спички в тундре, тайге или пустыне, то это может стоить ему жизни. А жизнь советского человека была тогда священна.
Более того - эта спичка должна была загораться всегда и везде, не ломаться и не тухнуть, пока она не выполнит свою основную и главную задачу, точно обозначенную для неё ЦК КПСС: разжечь огонь для нудж трудового класса! Будь это костёр, деревенская печь, газовая плита или домна - спичка должна была служить для них неугасимым факелом торжества социалистической демократии и ярким маяком грядущего коммунизма! Наша, советская спичка!
 
На буржуазном, загнивающем Западе буржуйские олигархи не заботились о жизни и нуждах населения, а заботились они только о своих доходах, и это отражалось даже на их, буржуинских спичках. Которые выпускались в красивых, но бесполезных бумажных упаковках, в этих расписных попугайских пакетиках было вклеено по десятку самых отвратительных спичек из самых дешёвых сортов древесины. И эти спички - мало того, что они зажигались через одну и тут же гасли, они ещё и ломались в пальцах тех несчастных обитателей западного капиталистического мира, которые имели несчастье им воспользоваться.
Есть рассказ Дж. Лондона - "Последняя спичка", почитайте, чем оборачивалось такое отношение олигархов к спичечному делу.
 
Советская экономика работала по принципу производства наибольшего количества благ для страны и народа, капиталистическая работает по принципу наибольшего извлечения прибыли из любого дела - по американски - "бизнеса" - за которое сможет ухватиться. Для них не люди важны и даже не спички - для них важна прибыль, получаемая из людей и спичек!
В этом и заключалось коренное различие систем: в отношении к людям и товарам. В нашей, советской социалистической системе производилось столько товара, сколько это было необходимо народному хозяйству и населению - плюс немного больше. Но всё это, производимое в строгом соответствии с социалистическим планированием, должно было быть отменного качества, надёжным и долговечным: чтобы не заниматься повторным производством уже произведенного и не транжирить зазря трудовые и сырьевые ресурсы, которые можно было пустить на другие, более нужные потребности страны и её граждан.
В капиталистической экономике главным, диктуемым принципом абсолютной денежной прибыли явлением становится перепроизводство товара при условии максимальной эксплуатации трудящегося класса, производящего этот товар и максимального удешевления для потребителя ценного конечного продукта. И, что очень немаловажно - создание у потребителя бесконечной потребности в одном и том же товаре.
Да, дёшево - но чтобы покупали каждый день! А не один раз в три поколения!
Именно поэтому большая часть продукции, выпускаемой  капиталистической экономикой, столь ненадёжна по сравнению с советской, времён сталинской эпохи. Именно поэтому капиталисты делают плохие спички в попугайских упаковках - чтобы зажигались через раз,  и тогда потребитель будет вынужден покупать два коробка вместо одного!
 
Но нужно признать, что и у нас, в эпоху т.н. "развитого социализма" советское хозяйство внезапно разучилось производить хорошие товары и начало гнать на поток т.н. "ширпотреб" весьма ущербного качества, не дотягивающий даже до западных кап.стандартов. Это коснулось и производства спичек в СССР.
Братья наши меньшие, родившиеся в конце 60-х и позже, прекрасно помнят, как надёжные фанерные спичечные коробки начали заменяться коробками из плотной бумаги, а сами спички превратились в символ ненадёжности и огорчения. В народе их начали называть "противопожарными".
Однако, такого рода явления - замечу, коснувшиеся в началу1980-х всей линейки товаров народного потребления - имели в своей основе не принцип извлечения пресловутой капиталистической прибыли, как можно было бы подумать. Нет, в советской экономике, основой которой являлась двухконтурная денежная система, при которой  было невозможно обналичить и присвоить материально-производственный бюджет, ухудшение качества товаров не влекло никакой выгоды для их производителей. Это была другая беда.
Повсеместно развёрнутое при Хрущёве и развившееся при Брежневе явление "социалистического соревнования" и погоня за трудовыми рекордами диктовали руководителям предприятий условия работы, в которых возникала ненужная и вредная конкуренция даже между совершенно различными отраслями производства! Главным стали не товары - а отчётность об их производстве, перевыполнение плана оказалось важнее качества выпускаемой продукции. А один из последних лозунгов Леонида Ильича о том, что "экономика должна быть экономной" окончательно подрезало ноги заботе о качестве товаров нарпотреба.
 
Если посмотреть с этой точки зрения на наши, советские спички - то можно ясно увидеть и отчётливо различить, что именно в начале 1980-х гг. количество серы в головках спичек снизилось в среднем на 50%, и обсеральные автоматы стали преднамеренно настраиваться лишь на легкое касание соломкой серной массы, а не конкретное её умакивание на положенные по ГОСТу 2,5 -3 мм. Так экономилась серная спичечная масса.
И количество спичек в коробках значительно сократилось: вместо сталинских 52 против обязательных 50 зачастую попадалось и 48, и 47, и даже 46 спичек в коробке!
Как ни странно, но советская плановая экономика, если рассматривать её с ракурса спичечного дела, превратилась по своей конечной сути в капиталистическую перепроизводственную,  и в ней принцип разумной достаточности и качества сменился принципом вала и экономии средств. Требование первостепенной пользы для народного хозяйства и населения оказалось при это даже не на втором плане - а вообще неизвестно где. Хотя, в то же самое время, в СССР так и не появилось диктата абсолютной денежной прибыли! Но возобладали принципы бюрократического соревнования - самого идиотского вида соревнований изо всех, имеющихся во Вселенной.
 Наблюдение за эволюцией советского спичечного дела дают нам ясное представление, что с начала 1980-х в СССР, фактически, наступил капитализм - но капитализм несколько странный, половинчатый, проявивший в себе лишь часть явлений, характерных для мира капитала - но явлений далеко не самых лучших.
Так что, если вам будут рассказывать, что до развала СССР мы жили в чистом социализме - не верьте. Социализм как таковой рухнул на 10 лет раньше, чем в 1991 году. И эти две последние пятилетки Страна Советов медленно перерождалась в то чудовищное государственное образование, которое мы наблюдаем сегодня.
 
Спички не врут.
Степанов © При размещении на других ресурсах ссылка обязательна.