Сверчок. Коллежский секретарь. гл. 33. Бог или бес

Ермолаев Валерий
                Сверчок
                Часть 2
                Коллежский секретарь
                33
                Бог или бес?

          Философические споры одолевали нас с Чаадаевым.

          Он утверждал, что в человеческом духе нет истины кроме истины собственноручно вложенной в нее Богом.  Это Бог извлек человека из небытия.
- Значит, мое влияние на мир не существует, если все дано Богом? Но почему я совершенствуюсь? Это Бог дал мне такую программу развиваться? Значит и историей правит Бог, а не ученые и полководцы.  Значит, следует признать что провидение, или мудрый разум, не только управляет ходом событий, но и непосредственно и постоянно воздействует на разум человеческий. А кто я? Оболочка для ношения разума?
- Да, приходится это признать! – спокойно подтвердил Чаадаев.
-А  если мир создан по моему представлению, и разум мой  тоже Бог, микрокосм?
- Значит ты сверхчеловек, а точнее богочеловек! - важно и подняв палец кверху продекламировал Чаадаев.
- А если первоначальный толчок разуму дал Бог,  и поэтому все что в человеке наполнено чудесными внушениями верховного разума, и сила, воздействующая на человека продолжает действовать и развивать его…
- Значит ты Человекобог!
- Я Человекобог, а значит Сверхчеловек! – тут я важно напыжился.
 
            Но Чаадаев был мастером парадоксов.
            Он ухитрялся в своих воззрениях сталкивать противоположные идеи и… изучать их таки образом.

- Если задуматься над самим способом этого постоянного воздействия божественного разума в духовном мире, - спокойно продолжил он, - то обнаруживаешь, что оно не только должно быть таким, как мы только что видели, соответствующим его первоначальному действию, но еще и то, что осуществляться оно должно таким образом, чтобы человеческий разум оставался совершенно свободным и мог развивать свою деятельность.
- То есть богу богово, а кесарю кесарево. Но тогда можно и неверие заявить. Если я Сверхчеловек и всё моё! Для меня тогда нет выше идеи, что бога нет!
- К чему ты клонишь?
- А вот к чему…если Бог есть, то вся воля его и без воли его я не могу. Если нет, то вся воля моя, и я… обязан заявить своеволие. Могу, например, убить себя!
- Пушкин, ты совсем заговорился,- засмеялся Чаадаев, - да тебя и так убьет на дуэли какой-нибудь белокурый красавец – бретер.
- А что? Может быть, я верую  в беса и мне этого достаточно. Мне тогда не нужна вера в Бога. В конце концов, в каждом из нас помимо всего человеческого есть неистовая, звериная сила. Я, например смесь обезьяны с тигром!
- Но я думаю, что мы должны выделить принцип, данный св. Василием Великим и св. Григорием Богословом: «Человек сотворён по образу Божию и поэтому призван «уподобиться» Богу», - важно сказал Чаадаев.
 - Но ведь можно сказать и следующее, что если дьявол не существует и, стало быть, создал его человек, то создал он его по своему образу и подобию и наоборот. И вопрос, который я хочу поставить, состоит в том, может ли человек достичь совершенства без образа Бога? Может ли прийти к совершенству Божьему через собственный естественно-человеческий жизненный путь? Меня терзают смутные сомнения…
- Эх, мой друг, люди не хороши, очень много в них живет мерзости, проблема эту мерзость выявить и истребить…
- Люди не хороши, потому что не знают, что они хороши... Надо им узнать, что они хороши, и все тотчас станут хороши, все люди до единого...  Кто научит, что все хороши, тот мир закончит, - патетично произнес я. .
        - Кто учил, того распяли.
        - Он придёт, и имя ему человекобог.
         - Богочеловек?
        -  Человекобог, в этом разница.
-А ты веришь в  Святую Троицу? – неожиданно спросил Чаадаев
-Смутно и не понимаю…
-В ней все три лица объединены одним словом - Бог, ибо Они единосущны друг другу, имеют единую Божественную субстанциональную основу. Вместе с тем каждое лицо обладает своей ипостасью, которая подчеркивает их самостоятельность и отличает их друг от друга. Отец обладает свойством нерождённости. Сын же рождён, но не сотворён. Для Духа характерно схождение от Отца через Сына. Собственного имени у Духа нет, ибо он присутствует и в Отце, как источнике Духа, и в Сыне, на которого Дух снизошёл естественным образом по Божественной сущности. Благодаря Духу  в бытии может проходить обновление и воскрешение существ. Таким образом, ипостась, применительно к Святой Троице, понимается, как сущность, мыслимая со стороны её своеобразия. Понимание Сына в качестве самостоятельной свободной Личности позволяет нам говорить о Его рождении в предметном мире, то есть о рождении ради нас и нашего спасения, ибо через Его Слово, человечество способно приобщиться к Божественным благам.
- А я считаю, что Человекобог, в отличие от богочеловека, достигает богоподобности на основе самопознания независимо от образа Христа.    Однако главная опасность, которую несут такие человекобоги, таится в идее утверждения человека в качестве отступника от Бога.
 
               Но Чаадаев продолжал назидать.

 - Представь, что миром правят человекобоги. Они  превращаются в существа, рассматриваемые в качестве самостоятельных тварей, независимых от нравственных норм, живущих по собственным сиюминутным, постоянно меняющимся желаниям, однако не исправляющим их нарушенной природы. Человекобоги скажут людям: «О, мы разрешим вам и грех... и вы будете любить нас, как дети, за то, что мы вам позволили грешить... Тихо умрут тогда люди, тихо угаснут во имя Человекобогов  и за гробом обрящут лишь смерть».