Что такое зентангл и с чем его едят

Галина Кириллова
            Всё-таки интернет – это абсолютный омут, куда хочешь нырнуть на пять минут и вдруг утопаешь на целый день. И даже барахтаться не хочется. То есть накрыло тебя с головой, а ты не хочешь вылезать и опускаешься всё глубже и глубже, понимая, что дна нет, но это не пугает почему-то, а наполняет душу и сердце восторгом, завистью, сожалением и трепетом.
             К чему это я? Все, кто читает мои истории и откровения, уже знает, что я художник, который открыл в себе таланты и способности уже в глубоком пенсионном возрасте. И так как меня выбрали руководителем нашей студии «Свободный художник», то я записалась сразу же в семь разных библиотек и теперь езжу туда, демонстрирую свои эпохальные пейзажи, натюрморты, кошек, лошадей и кроликов в японском стиле  и с жаром рассказываю, какие мы немолодые девушки писучие и фантазийные. Сейчас в Петербурге все библиотеки  заточены на то, чтобы в их стенах было как можно больше выставок, мастер-классов, лекций и других приятных для пенсионеров и других слоёв населения мероприятий.
          Таким образом у нас за восемь лет прошло больше двадцати выставок и про нас уже писали газеты и даже снимало фильм  местное кабельное телевидение.
          Конечно,  приятно, что нас хвалят и поют дифирамбы. Однако выставки заканчиваются, картины возвращаются домой, укладываются в папки с надписями: Франция, Англия, Италия, Япония, Индия, Цветы, Море, Горы,  Кошки, Гейши в стиле Утагава Куниёси, Дождь, Солнце, Деревья…… То есть акварели укладываются стопками на шкафу,  и я  с огорчением думаю: всё вроде бы уже охватила и куда теперь?
           Портреты что-то ускользают, то есть глаза и нос вроде бы на месте, но вместо точного образа получается что-то другое. Иногда гораздо интереснее, но не то…
          Что там еще у нас остаётся? Архитектура? Да, это серьезно! И я накупила книжек про перспективу, графику и особенности модерна и рококо.
После долгих и не очень удачных попыток найти точки схода и линию горизонта, я стала смотреть на картины профессионалов и к своему огромному удовольствию отметила, что и у них  стены кривые, купола церквей наклоняются то вправо, то влево, видимо, от порывов ветра, что сами архитектурные ансамбли иногда едва видны сквозь плотный туман или сильный дождь. И стала рисовать также. И что? Получилось, и даже благодарные зрители отмечали «настроение, интересную игру красок и оригинальный взгляд на привычный пейзаж».
            Так… И с этим более-менее справилась. Теперь куда взгляд бросить? Всё, вроде бы, уже попробовала и везде стала звездой. Остаётся только доставать время от времени свои шедевры и, как Чарли Чаплин, отмечать гениальность и самобытность творца. И  вздыхать, что Эрмитаж  берет картины неизвестных художников только в обмен на миллион долларов. Как это было с американским «боксёром Рокки» Свильверстом Сталлоне.
            И, как всегда со мной бывает, идея свалилась внезапно и оттуда, откуда и не ждала. Пошла опять в библиотеку взять очередной английский детектив, а там выставка молодых художников. Ну всё, как везде: масло, акварель, пастель и карандаш. Ничего особенно интересного, кроме двух картин какой-то студентки. Длинное  узкое полотно, как это обычно бывает у японцев, на серебряную бумагу наклеен белый картон, а на нем девушка в длинном платье, все складки которого заполнены разными узорами. То есть серебро, белая бумага и черные линии. Всё так стильно и необычно, что я разглядывала эту картинку, наверное, минут десять. И ушла под большим впечатлением.
            Вечером залезла в интернет и стала открывать сайты со словами: узоры, графика, орнамент. Много чего вылезло, и вдруг я увидела примерно то, что было на картине. И с удивлением  узнала, что это называется «зентангл». Тут уж я сразу набрала волшебные буквы,  и на меня опрокинулся целый  ворох этих загадочных зентанглов. А слово – интересное,  и первая  часть означает всем уже известное состояние «дзен», а тангл – путаница, завитки. То есть сидишь в полной медитации, рука сама ведет гелевую ручку туда-сюда, появляются узоры,  и ты с удивлением видишь, что получилась абсолютно  реальная  картина, ничем не хуже нарисованной маслом. Потому что подсознание ведёт тебя к какому-то просветлению ума и сердца. Теперь этот зентангл и второе сходное ему название дудлинг применяют в арт-терапии. И народ вдруг излечивается от стрессов и агрессии.
            Но я была бы не я, если бы эти каракули тут же не попробовала на кошках. Все знают, что в прошлой жизни я несколько раз была кошкой, поэтому рисую их с утра до вечера в разных видах, позах и стилях.
            И не только я. Откройте интернет и наберите «кошки - картины». Боже мой,  каких только издевательств не увидите вы, глядя на безумные и прекрасные изображения. Ведь кошку рисовать проще всего. Круглая голова, носик треугольником, острые ушки, овальное тельце и лапки, которые можно спрятать в густой шерсти, если вы не уверены, что правильно изобразите их прямизну и кривизну. Кошки – в стиле «гжель», «хохлома», Пикассо, Леонардо, Ботичелли и т.п. и т.д. Тысячи и даже десятки тысяч изображений, и всё с такой фантазией и талантом, что я иногда просто сползаю со стула и облизываюсь, глотая густую зависть. Белую, конечно. Но всё равно – так жаль, что я всего лишь дилетант, то есть человек, который стал рисовать сравнительно  недавно, а не с детства, как все известные художники,  и у меня, как говорится, не набита рука и не съедена собака.
             Тем не менее, в голове уже роятся тысячи идей и задумок – как я разрисую кошек этими зентанглами и дудлингами и какие чудные выставки и мастер-классы ждут меня в ближайшем будущем. И опять благодарю интернет, художников и наше время, которое дарит почти бесплатно возможность расти и раздвигать горизонты жизни.