На юбилей в Новый Орлеан. Ч. 3

Алла Валько
                Парк Луи Армстронга

Подъехав к парку Луи Армстронга, мы были восхищены его воротами, имеющими форму арки и выполненными из белого металла в стиле постмодернизма. Парк, расположенный в районе Треме, где родились многие известные джазовые музыканты Нового Орлеана, назван именем одного из самых известных музыкантов, джазового трубача Луи Армстронга, который тоже родился в этом городе.
 
В 1960-х годах согласно городскому проекту была выровнена часть района Треме, прилегающего к площади Конго, являющейся самой известной достопримечательностью города, и на этой земле был создан современный парк,  занимающий площадь 13 гектаров.
 
История площади Конго тесно связана с местной афроамериканской историей. По воскресеньям, в свой выходной, на этой площади собирались рабы, чтобы общаться, слушать музыку, играть на барабанах, петь, танцевать и продавать товары для дома.
 
Встречи выходцев из Африки на площади Конго внесли большой вклад в развитие современной музыки, особенно джаза, поэтому в 1994 году парк был включён в Национальный реестр исторических мест. Еженедельные собрания рабов продолжались до 1880-х годов. После гражданской войны в США белые лидеры пытались запретить собрания и с этой целью даже изменили название площади, дав ей новое имя - генерала Конфедерации Пьера Борегара. Идея назвать Борегар-сквер в честь Армстронга впервые была высказана в 1972 году.

На территории парка находятся Новоорлеанский муниципальный зал, Театр исполнительских искусств имени Махалии Джексон и несколько зданий, принадлежащих Национальному историческому парку города. В 1970 году в парке был проведён первый Новоорлеанский фестиваль джаза и наследия Нового Орлеана. Когда этот фестиваль переместился на Ярмарочную площадь, парк стал площадкой для проведения многих других мероприятий, в том числе бесплатных концертов «Джаз в парке», креольских фестивалей гумбо (густого и насыщенного американского супа, нечто среднего между супом и рагу), празднования Дня Мартина Лютера Кинга, фестивалей ритмов, макаронного и сырного фестивалей, а также свадеб и съёмок.
 
Проектирование парка, которому предстояло носить имя всемирно известного трубача и певца, было поручено архитектору и городскому дизайнеру Робину Райли. В основу дизайна парка, открытого в 1980 году, был положен дизайн парка развлечений Копенгагена, садов Тиволи. После урагана «Катрина» в течение шести лет он оставался без внимания властей, и лишь в 2011 году был открыт вновь. В парке установлены статуи знаменитых джазовых музыкантов: Луи Армстронга, Махалии Джексон, Бадди Болдена, духового оркестра, бюст саксофониста Сидни Бечета, а также вождя индейского племени Марди Гра Тутти Монтана.
 
Первой увиденной нами скульптурой была бронзовая скульптура духового оркестра, которая произвела на нас большое впечатление. Эта оригинальная работа местного скульптора Шелин Джонс-Адель изображает шестерых марширующих участников духового оркестра, играющих на тромбоне, саксофоне, трубе, тубе и барабанах.
 
В своём творчестве Джонс-Адель часто изображает афроамериканцев, живущих в Новом Орлеане с его более чем 60% чернокожим населением. Сейчас у Джонс есть семь завершённых работ. Среди них статуя вождя Тутти Монтана. Он знаменит тем, что в конце 60-х отменил традицию вождей племён убивать друг друга. Монтана заявил, что отныне они не будут выяснять отношения посредством огнестрельного и холодного оружия, а сражения переносятся в плоскость иголки и нитки. С тех пор Вожди шьют, чтобы во время парада Марди Гра пройти в торжественном шествии и победить других Вождей неземной красотой своего костюма.
 
Ознакомившись с феноменом Шелин Джонс-Адель, мы направились к статуе Луи Армстронга. Статуя была оплачена за счёт взносов более тысячи человек из более чем двадцати шести стран мира. Один из главных сборщиков денег, историк джаза Флойд Левин из Лос-Анджелеса, сказал: «Здесь у нас статуи генералов, которые проиграли множество сражений, но нет ни одной статуи музыканта, который выиграл их все».

Статуя изображает улыбающегося Луи с трубой в левой и платком в правой руке. Работа выполнена афроамериканским скульптором Элизабет Кэтлетт, уроженкой Чикаго, заведующей кафедрой искусств в Университете Дилларда в 1940-е годы. Кэтлетт отлила бронзовую статую весом в 1 тонну и высотой 3,35 метра в Мексике, где она жила в течение многих лет.

Статуя стоила 30 000 долларов и первоначально была открыта на площади Джексона 4 июля 1976 года в рамках празднования двухсотлетия страны. Долгое время считалось, что это был день рождения Армстронга, хотя более поздние исследования показали, что он родился 4 августа 1901 года. Во время транспортировки статуя Армстронга потеряла трубу, но местные скульпторы к началу торжеств успели компенсировать нанесённый статуе ущерб.

Статуя была открыта в 1980 году вдовой Армстронга Люсиль на церемонии, совпавшей с фестивалем джаза и наследия в Новом Орлеане. На мемориальной плите, лежащей рядом с памятником, выгравирована надпись:
                Статуя Луи Армстронга
                От преданной Люсиль Армстронг.
                15 апреля 1980 г.
Рядом ещё одна плита:
                Луи «Сатчмо» Армстронг
                1901-1971
                Его труба и его сердце принесли миру вечную радость,
                воплощая в джазе Пульс Жизни.
                С благодарностью
                Служба Национального парка и туризма
                18 апреля 2008 года

Прозвище музыканта «Сатчмо» произошло от английского Satchel Mouth (рот-кошёлка, рот-рюкзак). Сам Армстронг в автобиографии писал, что это прозвище дали ему в детстве мальчишки, дразнившие его за большой рот. По другой версии, слово Satchel означает меха, с которыми ассоциировалась мимика Армстронга, играющего на трубе.

Американский джазовый трубач, вокалист и руководитель ансамбля Луи Армстронг, наряду с другими известными музыкантами, оказал огромное влияние на развитие джаза и многое сделал для его популяризации во всем мире. Представленная мной  биография музыканта является компиляцией, переработкой и переводом многочисленных статей, размещённых на российских и американских сайтах.

Луи родился в бедном негритянском районе Нового Орлеана в семье прачки и рабочего-подёнщика. Отец бросил семью, когда мальчик был ещё в младенческом возрасте. Его вместе с младшей сестрой Беатрис отдали на воспитание бабушке Джозефине, которая помнила времена рабства. Спустя некоторое время мать Армстронга Мэйэнн забрала Луи, но должного внимания ему не уделяла.
 
Армстронг учился в школе для мальчиков, где приобщился к музыке. Он подрабатывал уличным продавцом газет и разного рода подсобными работами. Луи слушал музыку – регтайм, танцевальные мелодии, марши - в танцевальных залах и публичных домах рядом с домом, где выступали многие известные музыканты. Регтайм — это жанр американской музыки, популярный с 1900 по 1918 год, в которой бас звучит на нечётных, а аккорды — на чётных долях такта, что придаёт звучанию типичный «маршевый» ритм. Регтайм считается одним из предшественников джаза, который унаследовал от регтайма ритмическую остроту. Некоторое время после Первой мировой войны регтайм был моден как салонный танец. От него произошли и другие танцы, в том числе фокстрот.

В семь лет Луи стал помогать по дому в семье торговцев углем, евреев Карнофски, иммигрировавших в Америку из Литвы. Со временем он стал практически приёмным сыном в их семье. Карнофски приняли, кормили, воспитывали его и относились к нему почти как к члену семьи, зная, что он жил без отца. Позже он написал мемуары о своих взаимоотношениях с этой семьёй в книге под названием «Луис Армстронг + Еврейская семья в Новом Орлеане, 1907». В ней он описывает своё открытие: семья Карнофски подвергалась дискриминации со стороны «белых людей других национальностей», считавших, что «они лучше, чем евреи. Мне было всего семь лет, но я понимал, какими нечестивыми могут быть белые люди, обижающие бедную еврейскую семью, в которой я работал». Всю жизнь Армстронг носил на шее звезду Давида. Именно от Карнофски мальчик Луи получил в дар свой первый музыкальный инструмент - корнет. Об этом он не мог и мечтать.

Я знала слово «корнет» в значении младшего офицерского чина, но впервые столкнулась с этим словом, обозначающим название музыкального инструмента. Корнет - это медный духовой музыкальный инструмент, снабжённый пистонами (вентилями). Инструмент ведёт своё происхождение от почтового рожка.
 
Луи присоединился к квартету мальчиков, которые за деньги пели на улице. В этот же период времени корнетист Банк Джонсон учил его играть на слух.
После того как Армстронга в одиннадцатилетнем возрасте выгнали из школы Фиск за невинную мальчишескую шалость и поместили в новоорлеанскую колонию для цветных беспризорников, он начал серьёзно заниматься игрой на корнете. Часто приходивший в колонию профессор Питер Дэвис уделял юному Армстронгу особое внимание. Он сделал Луи лидером группы, которая играла в Нью-Орлеане. Тринадцатилетний Луи начал привлекать уже всеобщее внимание своей игрой на этом инструменте. В четырнадцать лет отец забрал его из колонии, и он снова жил с ним и мачехой, а затем снова с матерью, в то же время подвергаясь постоянным соблазнам улицы.
 
Луи часто играл в духовом оркестре на городских парадах и слушал старших музыкантов, используя любую возможность поучиться у Банка Джонсона, Бадди Пети, Кида Ори и Джо "Кинга" Оливера. Он перевозил уголь днём и играл на корнете ночью. Позже он играл в духовых оркестрах на речных судах Нового Орлеана, совершающих рейсы вверх и вниз по реке Миссисипи. Руководитель группы Фэйт Мэрейбл преподал юноше первые основы нотной грамоты, после чего Армстронг стал квалифицированным музыкантом.
 
В 18 лет он стал вторым трубачом в духовом оркестре «Tuxedo Brass Band», а ещё через три года был приглашён в Чикаго играть в «Креольском джаз-бэнде», который в то время был самым популярным джазовым оркестром в Чикаго. В его составе Армстронг сделал свои первые записи. В то время Чикаго был центром вселенной джаза, и Армстронг жил в этом городе, как король, в собственной квартире с ванной.

В возрасте 23 лет Армстронг женился во второй раз. Его первой женой была креолка Дэйзи Паркер из Нового Орлеана, женщина на несколько лет старше его. В интернете относительно матери Луи и его первой жены размещена нелицеприятная информация, но я не сочла возможным представить её. Его второй женой стала Лил Хардин, выпускница университета, носящего имя генерала Клинтона Фиска. Она была пианисткой с классическим образованием и джазовым музыкантом в группе Джо «Кинга» Оливера.

По настоянию жены Луи начал самостоятельную карьеру. Армстронги переехали в Нью-Йорк, где Луи поступил на работу в оркестр Флетчера Хендерсона, где к нему пришла известность. Любители джаза приходили слушать бэнд Хендерсона ради великолепных соло Армстронга. К этому времени окончательно сформировался собственный стиль Луи - яркий, импровизационный и изобретательный. Играя в театральных оркестрах, он в течение 1925-1928 годов окончательно переключился на трубу, и с тех пор корнет исчез из джаза. Разница между корнетом и трубой незначительная: корнет издаёт более мягкий, чем труба, тон, но недостаточно яркий. 

Вскоре Луи начал также петь на сцене. Он выступал в лучших залах для белых, в том числе в знаменитом концертном зале Нью-Йорка Роузленд. Оркестранты Дюка Эллингтона приходили послушать выступления Армстронга, и затем молодые горнисты тщетно пытались переиграть великого мастера.

В 1925 году по настоянию жены, которая хотела, чтобы карьера мужа приносила доходы, Армстронг вернулся в Чикаго. Он был доволен своим положением в Нью-Йорке, но позже признал, что она была права, поскольку оркестр Хендерсона действительно ограничивал его творческий рост.
 
Сначала он был членом группы Лил Хардин Армстронг и работал у своей жены. К его большому огорчению, Лил характеризовала его в рекламе как "лучшего трубача мира". Вскоре под своим именем он сделал первую запись из серии, известной под названием «Hot Five» и «Hot Seven». Эта музыка установила высшие стандарты джаза на многие годы вперёд.

Армстронг играл в театральном оркестре Эрскина Тейта, вместе с которым создавал также музыку для немого кино и концертов, в том числе джазовые версии классической музыки («Мадам Баттерфляй»), давшие Армстронгу опыт крупных музыкальных форм и выступлений перед большой аудиторией. Он начал петь скэт, успешно выступая в этом виде импровизированного джазового вокализа, в котором голос используется для имитации музыкального инструмента. Он был одним из первых, записавших "Heebie Jeebies" («Хибби Джибби» - американская английская идиома, используемая для описания беспокойства, связанного с каким-либо человеком или местом). Запись была настолько популярна, что группа стала самым известным джаз-бэндом в США. По всей стране молодые музыканты использовали нововведения Армстронга в джазе.

После уходы из группы Лил Армстронг начал играть с оркестром Кэрролла Дикерсона, который вскоре был переименован в «Louis Armstrong and his Stompers» («Луи Армстронг и его Стомперы» - дословно «Топотуны». Полагаю, что так Луи шуточно называл своих оркестрантов по аналогии с детской игрушкой – ходулочниками - или с ботинками на платформе.)

В 1929 году Армстронг вернулся в Нью-Йорк, где играл в мюзикле «Hot Chocolate» («Горячий шоколад») и выступал как вокалист в шоу с собственной версией песни "Ain't Misbehavin" («Это не плохое поведение»). До настоящего времени она остаётся его самой продаваемой записью. Он работал в Гарлеме, где также добился значительных успехов в записи вокала, в том числе версий известных песен, написанных его старый другом Ньюго Кармайклом.

Интерпретация Армстронга известной "Stardust" («Звёздная пыль») стала одной из самых успешных версий этой песни за всю историю. Луи также радикально переработал "Lazy River"(«Ленивая река»). В  его интерпретациях ярко проявилось новаторство Луи как певца и композитора, его неповторимое "джазовое пение".

Депрессия начала тридцатых годов тяжело отразилась на искусстве джаза. Ища новые возможности, Армстронг в 1930 году переехал в Лос-Анджелес, где играл в «New Cotton Club» («Новом Хлопковом Клубе») на барабанах. Группа привлекала толпы жителей Голливуда, которые ещё могли позволить себе роскошную ночную жизнь, в то время как молодёжная аудитория слушала радиопередачи из клуба на дому. В следующем году Армстронг снялся в своём первом фильме.

Армстронг был осужден за хранение марихуаны, которой был привержен всю жизнь, но получил условный срок. После возвращения в Чикаго он играл в стиле Гая Ломбардо, канадского и американского музыканта, скрипача и руководителя ансамбля «Royal Canadians» («Королевские канадцы»).
 
Вскоре Армстронг посетил Новый Орлеан, где его приняли как героя. Затем он отправился в тур по стране и Европе. Возвратившись в Штаты, он провёл несколько изнурительных гастролей, начал свои первые театральные выступления и ещё раз снялся в кино. Армстронг стал первым афроамериканцем-радиоведущим национальной радиостанции CBS. В 1938 году Луи развелся с Лил и женился на своей давней подруге Альфе. В 1943 году музыкант поселился в Нью-Йорке со своей четвёртой женой Люсиль.
 
В течение последующих тридцати лет Армстронг играл более трёхсот концертов в год. В 1940-х заказы на биг-бэнды уменьшились в связи с изменением вкусов общества: многие концертные залы были закрыты, остро ощущалась конкуренция со стороны телевидения и других видов музыки. В таких условиях было невозможно поддерживать и финансировать даже незначительную часть гастролей группы.
 
В 1947 году менеджер Армстронга Джо Глейзер распустил его биг-бэнд и создал маленькую группу из шести человек с участием Луи. Эта группа называлась «Louis Armstrong and his All Stars» («Луи Армстронг и его звёзды»). В этот период Армстронг сделал много записей и снялся более чем в тридцати фильмах. Он был первым джазовым музыкантом, появившимся на обложке журнала Time.

Эпоха биг-бэндов длилась до 1946 года, когда эра свинга стремительно оборвалась. Армстронг стал больше петь. После 1950 года Армстронг-трубач вряд ли мог сказать миру что-нибудь новое: он уже сказал всё. К этому времени Луи был одним из самых знаменитых в мире музыкантов и шоуменов. Он снялся более чем в 50-ти фильмах. Под эгидой Государственного департамента США, присвоившего ему неофициальный титул «Посол джаза», он с большим успехом гастролировал по Африке, Европе и Азии.

В 1964 году он записал свою самую продаваемую песню "Hello, Dolly!" («Здравствуй, Долли!»). Она заняла первое место в опубликованном списке наиболее популярных в тот период медиапродуктов. Он оказался самым старым человеком, когда-либо добившимся подобного успеха. В ходе конкурентной борьбы Армстронг выбил «The Beatles» из первой позиции, которую они со своими тремя песнями занимали в течение 14 недель.

Последним хитом Армстронга стала его жизнеутверждающая песня «What a Wonderful World» («Что за чудесный мир»), получившая первое место в Великобритании. Армстронг продолжал гастролировать с плотным графиком вплоть до своей смерти от сердечного приступа во сне 6 июля 1971 года.
 
Луи Армстронг является уникальной личностью не только в силу своего таланта, но ещё и потому, что, несмотря на разгул расизма в те годы, он сумел преодолеть неприязнь белого населения США своим позитивным отношением ко всем, без исключениям, слоям населения, ко всем людям независимо от их расовой и национальной принадлежности. Он пел для всех, и его любили, им восхищались все – белые и чёрные, взрослые и дети, богатые и бедные. Его жизнь и творчество были настоящим триумфом чернокожего музыканта-гения.

Продолжая прогулку по парку, мы не переставали восхищаться пышной зеленью его деревьев и цветущих кустарников. Новый Орлеан расположен среди водных артерий и озёр, поэтому растительность в городе, как во всём штате Луизиана, чувствует себя здесь превосходно. Под развесистыми кронами деревьев всегда можно найти спасительную тень. В парке Луи Армстронга тоже много прудов и живописных мостиков, есть даже озеро с фонтаном. В этом уголке города было странно ощущать полную тишину и безмятежность, в то время как совсем недалеко, на Бурбон-стрит, кипела и бурлила жизнь.

Покинув парк, мы направились в Музей искусств Нового Орлеана. Приветливый чернокожий водитель Убера оказался прекрасным гидом. Он рассказал нам много интересного о городе и о музее. Тепло попрощавшись с ним, мы поспешили в музей, так как до его закрытия оставалось совсем немного времени.

Продолжение следует.