Погодная аномалия

Алексей Раздорский
     Я привык к каждой важной новости относиться с недоверием и всегда стараюсь понять – всё ли на самом деле так, как сообщают средства массовой информации, или всё же за словами и строчками сухих текстов остаются ещё какие-то недосказанные, но очень значимые для понимания случившихся событий детали. 
     Уже несколько дней наблюдаю ужасный потоп у нас и рекордную жару в Европе. «Погодные аномалии» – так комментируют специалисты происходящие на наших глазах серьёзные изменения климата на планете. – «Бывало и раньше, случилось опять, не исключено и в будущем»…
    Но то, с какой скоростью происходят эти изменения, заставляет меня задуматься – а стоит ли к такого рода новостям относиться спокойно как к событиям ординарным и не требующим серьёзного анализа.
    Где-то прорвало дамбу, ураган сорвал крыши домов, в России стали наблюдаться торнадо, в Японии летние дожди превращаются в национальное бедствие.
    А не являются ли эти катаклизмы признаками чего-то фатального, более серьёзного, чем локальный ущерб, вечно умаляемый отчётами местных начальников? Думаю, что являются. И вот почему.
     Жизнь на планете Земля целиком и полностью зависит от двух главных составляющих - Солнца и Мирового океана.
     Солнце существует само по себе. Никто не в силах регулировать активность светила и корректировать его космическую орбиту. Впрочем, траекторию Землю тоже не так-то просто изменить, не уничтожив на ней всё живое. 
      О Мировом океане нам известно, что потепление воды в нём приблизит конец нашего существования. Океан реально медленно теплеет, о чём свидетельствуют и учёные, и поведение обитателей крайних северных и южных широт, на глазах которых рушатся ледники и исчезают айсберги. Белые медведи не могут найти пропитание под снегом и льдом только потому, что снега и льда больше нет в тех местах, где они проживали тысячелетиями. Зато оставшийся лёд становится тоньше и его легче колоть ледоколами. Танкеры и грузовые корабли получают возможность передвигаться новыми, освобождёнными ото льда морскими путями. Люди бизнеса довольны.
     Всё это, конечно же, не новости, а перечень событий, характерных именно для последних десятилетий.
     Я был готов воспринимать подобную информацию довольно спокойно – на мой век льда хватит, а до потопов в Центральной России пока что дело не дошло, хотя совсем недавно чуть не оказался в воде даже крупнейший столичный международный аэропорт. Все разговоры о катаклизмах свелись к обвинениям в нерадивости проектировщиков и строителей. Неправильно установили системы сливов…
     Но я, как всегда, проявив недоверие к официальным сообщениям, решил у себя на дачном дворике провести очень простой эксперимент, позволяющий судить о том, насколько беспечно можно относиться к сегодняшним погодным аномалиям. И, признаюсь, получил неожиданный результат, заставивший меня лично серьёзно задуматься о нашем ближайшем, а не очень далёком будущем.
     Как известно, наша Земля из космоса выглядит как сине-голубой шар с пятнами зелёного, жёлтого, коричневого и местами белого цвета. Вода составляет свыше 70% поверхности шара, суша – менее 30% (когда-то суши было в разы больше, но уровень воды поднялся, разделив морями и океанами континенты).  И, наконец, ледники – 11% всей суши.
       Уровень океана и объём воды в нём понемногу растут, площадь суши медленно уменьшается, но катастрофически быстрыми темпами сокращается белая поверхность Земли – ледники, айсберги, снежные шапки гор и районы вечной мерзлоты. Всё тает, превращаясь в воду.      
      Обильные осадки и усиление ветров - прямой признак возрастающей генерации тёплых воздушных масс, поднимающихся в холодные (сильно минусовые) слои атмосферы, приводя их в быстрое движение и образуя  ливневые облака.  Погодные аномалии последнего времени - предвестники реальных приближающихся катастроф, причиной которых станет именно глобальное потепление мирового океана и воздушной среды.
      В 90-е годы предлагались проекты по сокращению выбросов углекислого газа, они частично реализованы, но в большей степени процесс изжил себя и превратился в банальный бизнес по продаже квот. Озоновая дыра сама по себе не увеличилась, а потепление не только не замедлилось, а ускорилось.
        Чем больше на планете тёмного и чем меньше белого, тем сильнее лучи Солнца будут нагревать земной шар и воздушные массы.  Именно это является главным фактором метеокатаклизмов, а не постоянно меняющаяся в объёмах озоновая дыра. 
      Для своего простого опыта я взял сине-голубую круглую ёмкость и наполнил её водой из скважины. Замерил температуру – плюс 12 градусов. На улице на солнце – около 28.  В ёмкость положил кусочек белого пенопласта.  Через полчаса измерил температуру воды, затем разделил кусок пенопласта на четвертинки, одну из них положил в ёмкость, залив свежую воду, и повторил опыт. Снова сделал замер температуры через полчаса. Потом четвертинку разделил на четыре части и повторил опыт ещё раз.
      С большим куском пенопласта вода нагрелась до плюс 16, с четвертью куска – до 17, а с одной восьмой – до 17,6 градусов. За полчаса. Совсем без пенопласта вода прогрелась за то же время до 18 градусов. Дальше проводить этот опыт уже не было смысла, так стало ясно одно – нагрев неизбежен даже при сине-голубой поверхности, а не только при тёмной чёрной или коричневой. И без «белого», имитировавшего в моём опыте лёд, нагрев заметно ускоряется.
       Накрыть океан и сушу солнцезащитными зонтиками невозможно, разбросать белый пенопласт вокруг айсбергов и на шапках ледников - нереально, но если ничего не делать по сокращению тёмных и сохранению белых поверхностей, то Земля неизбежно столкнётся с климатической катастрофой, а мечты о переселении на Марс – иллюзии фантастов. Тем более, что даже долетев до Марса, практически невозможно вернуться обратно на Землю. В США уже начали вербовать волонтёров для полёта на красную планету, но желающие должны ставить подпись, подтверждающую, что в случае успешной посадки на Марс они не потребуют возвращения на Землю и до конца своих дней останутся «марсианами».  Впрочем, на Марсе или Венере жизнь, возможно, когда-то и существовала, но только если они до этого были ледяными планетами и прошли то, что нас ещё только ожидает.
     И тем не менее, я всё же прихожу к выводу, что некоторые шаги по ослаблению выбросов в атмосферу тёплых воздушных масс и уменьшению воздействия тёмных поверхностей ещё можно предпринять и затормозить неизбежное потепление океана. Пусть мерами,  кажущимися не столь значимыми, но в итоге способными  сдержать приближение нежелательных последствий. Всё большое складывается из мелочей. Как в супермаркете. Вы набираете корзину мелочных покупок, а на кассе получаете четырёхзначный чек. Мне, например, пришло на ум следующее:
       Первое.  Растёт количество автомобильных и прочих дорог, паутиной опутывающих всю земную поверхность. Они, в основном, чёрно-серые и в солнечные дни генерируют массу тепла. Эффект такой же, как от тонких нитей нагревателя на заднем стекле автомобиля. За минуты они прогревают громадную по сравнению с их площадью поверхность стекла!  Поэтому дороги необходимо покрывать светлыми или серебристыми составами, не аккумулирующими тепло, а в ночное время освещать их только холодным светом.
      Второе. Не красить автомобили в тёмные цвета и в особенности в чёрный.  В солнечный день такой авто становится настоящим нагревателем на колёсах и излучает громадное количество тепла. Когда на улице плюс 40, на капоте чёрного автомобиля можно даже жарить яичницу! А таких машин десятки миллионов!
     Третье. Кровельные материалы тоже должны быть светлыми – белыми, серыми или серебристыми! В жаркие дни по чёрной битумной или коричневой металлической  черепице невозможно ходить из-за сильного жара.  Возросшие объёмы строительства во всём мире неизбежно приведут к повышению температуры окружающего воздуха.
     Четвертое. Революционный переход на солнечные панели, уже практикуемый во многих странах мира, должен осуществляться по принципу – не допускать нагрева панелей и отражать тепло. Но пока что все панели – чёрные и тёмно-синие. Мало того, что они аккумулируют солнечное тепло. Они ещё и самовозгораются от перегрева, возникающего в них самих в процессе выработки электроэнергии. Популярные в Японии крыши из солнечных элементов уже стали причиной сотен пожаров, полностью уничтоживших домовладения.  Учёным необходимо работать над созданием серебристых, зеркальных или светлых панелей и накрывать ими уже существующие тёмные поверхности, а не создавать дополнительно новые чёрные поля.
      Пятое. Тёплый и горячий воздух растапливает снег и лёд точно так же, как тёплая и горячая вода! Именно бурный рост тёплых воздушных масс и вызываемых ими испарений от существующих и рукотворно создаваемых источников тепла приведёт к климатической катастрофе на планете. Оборудовать системами охлаждения аккумуляторы электромобилей, промышленные и бытовые кондиционеры, сдерживать горячие промышленные выбросы и открытое горение на добывающих объектах. 
     Шестое. Зеленые насаждения - леса и растительность препятствуют нагреву атмосферы. Каждый знает, что в жару можно укрыться в лесу или роще. А всё дело в том, что листва, испаряя влагу, сама не нагревается.
     Пора полностью отказаться от вырубки и уничтожения растительных массивов, и, наоборот, озеленять где только возможно почву и создавать зоны растениеводства в засушливых и жарких регионах. В местах добычи полезных ископаемых горные лесные массивы выглядят совершенно чёрными пятнами, как территории вокруг вулканов. С ужасом наблюдал такую картину вокруг крупного комбината по добыче меди. Чёрные горы без всякой растительности, убитой медным купоросом.
     Нельзя забывать, что вырубая леса, мы не только уменьшаем «лёгкие планеты», мы приближаем тепловую катастрофу! 
     Есть, правда, ещё один важный фактор, влияющий на потепление воздушных масс. Это мы с вами – носители тёплых тел с температурой 36,6 градусов. Всё, что из нас выходит – воздух и отходы, тоже довольно ощутимое тепло от биохимических реакций, происходящих в наших организмах. Обратите внимание на прирост населения планеты. Он просто ошеломляет!  Вот статистика: население Земли в 1900 г. – 1,6 млрд. чел., в 1930-м – 2 млрд., в 1980 – 4,5 млрд., в 2016 г. – 7,3 млрд. чел. Начертите график роста, и вы поймёте, – сколько нас «тёпленьких» - живых нагревателей станет через пять или десять лет…
    Ладно, заканчиваю свой «крик души».  Всё, что я написал, похоже на отчаянное "письмо на деревню к дедушке". Казалось бы, над подобными проблемами должны размышлять не простые обыватели, а учёные, которых у нас по сравнение с временами СССР стало даже больше. Но они «проморгали» двадцатиметровый метеорит под Челябинском, упавший, слава богу, в озеро. Они же не могут составить даже сбывающийся прогноз погоды на день или два вперёд. Сегодня они не могут точно определить, когда же окончательно спадёт вода в реке, вызвавшей рекордное затопление.  А орбиту угрожающего Земле «убийственного» астероида Апофис до сих пор точно никто не вычислил. Поэтому я настойчиво советую всем серьёзно задуматься над реальным будущем наших детей и внуков. Льды на полюсах, ледники, айсберги только уменьшаются в площадях и объёмах. Они уже никогда не вернутся к своим прежним величинам, а значит, нагрев будет только расти, как в моём «детском» опыте с тазиком и пенопластом. Только изменение орбиты Земли или угасание Солнца способны остановить процессы потепления. Но в обоих этих случаях человечеству не выжить. Если астероид или землетрясение возникают неожиданно или случайно, то потепление – неизбежно.
     Перегрев воздушных масс опасен ещё и тем, что он приведёт к ускорению движения облаков и вихревых потоков (ураганы, торнадо), вследствие чего атмосфера начнёт понемногу улетучиваться в космос, так как скорость её лёгких элементов на периферийных слоях (500 км от поверхности Земли) достигнет порога преодоления земной гравитации.
     И ещё. Сейчас включил последние новости. После небывалой жары в Европе и потопа в Сибири слышу – на Японию надвигаются невиданной силы и интенсивности ливни. На юге страны уже начались оползни и 80-ти тысячам жителей объявлено о возможной эвакуации. Теперь такое будет каждый год и всё в большем объёме. Потому, что мы не знаем, как остановить потепление, а главное – ничего для этого не делаем!