Белка и Старый Дуб

Наталья Максименко
   Красива и величественна дальневосточная тайга! Как богата она многообразием растительного мира, а уж зверей, птиц и насекомых в ней вообще не счесть! Много удивительных историй происходит в тайге, под каждым деревом и кустом живет  своей жизнью какое-нибудь живое существо … И сегодня я хочу рассказать вам одну из таких историй… Историю про Белку. Ну, слушайте

- Господи, как холодно! Что же теперь с нами будет? – сидя под кустом, дрожала Белка, прижимая к себе бельчат. – Неужели мы погибнем, ведь совсем скоро начнется зима… без дома и еды…
Над ее головой раздался шорох листьев, словно приглашая ее взглянуть наверх. Она подняла мордочку и увидела, что ласковый шепот издавали листья Старого Дуба, что рос неподалеку и широко раскинул свои ветви над кустиком, под которым она нашла временный приют.
- Быть может, я смогу хоть чем-то помочь тебе, - прошептал Дуб , тихо-тихо, чтобы не разбудить уснувших малышей, доверчиво прижавшихся к матери.
Белка зорким глазом разглядела в толстом стволе Дуба небольшое дупло, благодарно кивнула и , быстро взобравшись по узловатому стволу, юркнула в укрытие. Когда-то обжитое дупло было давно пустым и неуютным, но все же давало защиту от ветра, дождя и стужи. Большего ей и не надо было. Она тщательно собрала в кучку остатки сухих листьев и мха, уложила бельчат и сама свернулась рядом клубочком. Благостный сон пришел мгновенно, даря покой, забвение и надежду…

 «О, какое красивое Дерево! Как должно быть хорошо построить в нем свой дом и завести семью! Такое высокое, благородное… бельчатки в таком замечательном месте обязательно родятся красивые, умные и всегда будут обеспечены едой и кровом!» - юная Белочка в восхищении сидела на полянке и любовалась огромной Елью, что горделиво возвышалась над лесом.
- Можно ли мне поселиться в твоем стволе? Я хочу завести семью и стать примерной хозяйкой и матерью.
Сосна величаво склонила свою пышную крону и посмотрела на рыжую резвушку. «Вроде ничего, будет скакать среди моих великолепных пышных веток и привлекать ко мне всеобщее внимание… а внимание я Очень люблю…»
- Ну что ж, позволяю. Только условие – поменьше шума и суеты, чтобы не мешала мне Думать. Я очень много думаю и размышляю.
- О чем же, если не секрет?
- Тебе этого не понять. О мудрых и возвышенных вещах, которые позволят сделать Мир свободным и счастливым.
 - О, как ты мудра и благородна, Сосна! Конечно, я постараюсь не мешать тебе в этих наиважнейших занятиях.

Так дупло в стройном и высоком стволе Сосны стало домом Белочки. Как могла она обустраивала его и постепенно превратила в очень уютное милое жилище, которое вскоре стало домом и для ее бельчат. Прибавилось хлопот, и немалая доля их приходилась на то, чтобы угомонить шумных и веселых малышей, мешающих своим писком думать высокие мысли Высокой Сосне…
Шло время, Белка взрослела и постепенно ее былая резвость и веселость сменилась задумчивостью и грустью. Бельчата подрастали и скоро им нужны будут свои семьи и дома… а что же ей? Ведь когда они покинут родное дупло, она останется совсем одна, среди длинных колючих иголок, которые каждый раз кололи ее, когда она пыталась что-то сказать Сосне.
- Не мешай мне думать, глупая Белка. Ну что умного ты можешь сказать Мне?
Я выше всех и значит умнее и привлекательнее! Сколько перелетных птиц садятся на мои ветви и рассказывают о заморских странах! И все они говорят, что нигде не видали такого красивого и высокого дерева!
«Быть может, они говорят так лишь для того, чтобы переночевать на твоих ветвях?! Кажется, это называется Лесть…» - подумала Белка, но вслух конечно же не произнесла. Она приспособилась к жизни среди колючих ветвей и скудной пищи, ведь Сосна в своих раздумьях перестала обращать внимание на то, что с возрастом ее шишки стали меньше и половина семечек в них были пустыми. В поисках пищи для детей Белке приходилось подолгу искать в лесу грибы и ягоды. А Сосна по-прежнему считала , что только она обеспечивает уют и пищу беличьей семье, и благосклонно принимала благодарность, которую Белка ей выражала каждый день за ее душевную щедрость и терпимость к ней самой и ее детям.

Но наступил день, страшный день, когда на опушке леса, где Белка отыскала последний грибок, она случайно услышала разговор двух лесных сплетниц Сорок.
- Слыхала, наша Сосна то в дальние края собралась! Надоело ей в лесу, решила на море пожить! Чайка одна тут недавно пролетала, напела ей, что такое величественное дерево достойно стать Мачтой на самом красивом корабле и путешествовать по морям на другом конце света!
 - И что? Неужто согласилась Сосна?
- А то! Красоваться она всегда любила, а тут еще и Чайка попалась льстивая да умелая. Обещала компанию Сосне составить в путешествиях. Уже кому надо сказали, на днях приедут корабельщики Сосну смотреть да пилить, повезут на верфи к кораблю приделывать.
- А Белка то что?
- А до нее Сосне и дела нет. Даже и не вспомнила…
Разве можно передать, что чувствовала бедная Белка, слушая этот разговор!!!
Быстрее ветра помчалась она в свое дупло, которое совсем скоро могло стать прошлым.
«Нет, этого просто не может быть! Наврали сороки, сплетни это, пустое… разве не сказала  бы Сосна мне правду, если что…»
И вот сидит она перед Сосной и смотрит, как равнодушно склоняет та над ней ветки в своих раздумьях. И страшно спросить ей, но иначе нельзя…
- Скажи, милая моя Сосна! Мы  же никогда с тобой не расстанемся?
И услышала в ответ:
- Белка, Белка! Я так долго тебя терпела… но что ты можешь дать мне в жизни? Ты приземляешь меня, а моя душа просит полета! Я рождена не для того, чтобы прозябать всю жизнь в лесу среди всякой мелкоты. Меня ждут великие дела, огромные просторы и прекрасные вольные птицы, вместе с которыми я увижу мир. Белая Чайка поведет меня за собой в другую, лучшую жизнь.
- А как же я? Как же мои детки, которые считали тебя своим домом?- с отчаянием молила Белка.
- Ах, - недовольно отмахнулась Сосна от несчастной Белки. – Не грузи меня своими проблемами, это твоя жизнь, ты с ней и разбирайся.
- Но я думала, что у нас Общая жизнь! Ведь мы столько лет были вместе…
- Общая?!!! – искренне удивилась Сосна. – Я просто позволяла тебе жить в моем дупле и принимала твою любовь. Если ты думала, что я тебя Люблю, то ты сильно заблуждалась. Может когда-то давно я и испытывала к тебе какие-то теплые чувства, но это точно не любовь. Только сейчас я поняла, что это за чувство … И Сосна мечтательно качнула колючими ветками, вновь задумавшись о прекрасной Белой Чайке, парящей высоко в небе…

Через три дня горделивую Сосну спилили и увезли далеко к морю,  навстречу к ее мечте – безбрежным просторам и прекрасной Белой Чайке…
А Белка смотрела ей вслед и даже не плакала… потому что за эти три дня она выплакала все свои слезы…
- Господи, как холодно! Что же теперь с нами будет? – сидя под кустом, дрожала Белка, прижимая к себе бельчат. – Неужели мы погибнем, ведь совсем скоро начнется зима… без дома и еды…

Во сне вся жизнь пронеслась быстро, словно за один миг увидела она все свои радости, заблуждения, печали, прозрения, угасшие надежды и неугасимые мечты … Все это было в прошлом, что будет в будущем – тайна, а настоящее – это необходимость выжить и защитить своих бельчат. И еще настоящее – это теплое уютное дупло Дуба, который приютил их вчера. Белка прикрыла листиками спящих бельчат и осторожно выглянула наружу.
Раннее утро, холодное, но солнечное, окрасило осенний лес такими яркими красками, что Белка восхитилась. Почти всю жизнь проведя в ветках Сосны, зеленой круглый год и холодной в своей величественной молчаливой красоте, Белка никогда еще не видела восход солнца сквозь красно-желтые листья дуба.
 - О, как ты прекрасен! – воскликнула Белка. – Я даже не думала, что дубы такие красивые.
- Наверное, ты просто не обращала внимания на другие деревья … ведь Сосна была для тебя красивее всех… - с улыбкой ответил ей Дуб.
 - Откуда ты про меня все знаешь? – смутилась Белка.
- Пока ты спала в моем дупле, ты видела сон. Из него я и узнал о тебе все…
- Ты умеешь читать сны других? – поразилась Белка.
- Я же пригласил тебя в мое сердце, в мое дупло, и оно все услышало, увидело… Что тут странного?
«Я столько лет жила в самом сердце Сосны, а она про меня ничего так и не поняла… Может, она не умела так, как этот Дуб? А может, не Хотела?!!!!...»
И чтобы унять непрошеные слезы, Белка снова заговорила с Дубом.
- Я не знаю, все ли дубы такие, как ты, но хочу сказать тебе спасибо за доброту. Ты дал нам приют в самую трудную минуту жизни. Никогда я этого не забуду и буду всегда безмерно благодарна тебе за это.
Дуб зашелестел ветвями и послышался Белке в этом шорохе смех.
- Милая Белка! Я ведь не сделал ничего особенного, не стоит меня благодарить. Я просто поделился с тобой тем, что у меня есть. Может ты привыкла каждый день благодарить кого-то за самую малость, но мне кажется, что уж если ты пускаешь в свое дупло, в свое сердце кого-то, то просто нелепо ждать от него постоянно слов благодарности. Ведь это ты сам пригласил Кого-то в свое сердце… и когда он принимает твое приглашение, то становится частью тебя... это как самого себя благодарить за что-то, что совершенно естественно..
Белка ничего не ответила, слишком странными были для нее такие мысли и отношение к жизни. Может, у дубов другие понятия и мечты, совсем отличные от Сосен?
От раздумий ее отвлек вопрос Дуба:
- Милая Белка! Не отведаешь ли ты моих желудей? Я хоть и стар, и не так высок, как Сосна, но смогу прокормить тебя с семейством. Урожай в этом году не очень хорош, но вам до следующего хватит.
-О, как это щедро с твоей стороны, благода… - Белка смутилась и сказала просто и коротко. – Спасибо, милый Дуб. Мы не откажемся. – и они оба засмеялись.
«Он сказал, нам хватит до следующего года….. что он имел в виду?» 
А Дуб, словно прочитав ее мысли, продолжил:
- Мое дупло недавно опустело… после стольких лет… улетела в теплые края Кукушка, к которой я был так привязан … и мне бы очень хотелось, чтобы в нем снова звучали голоса, пищали и возились малыши… я очень не люблю тишину и одиночество. Мне будет приятно заботиться о вас, давать вам кров и пищу. Только не благодари меня. Прими это как само собой разумеющееся. Ведь тот, кто сильнее и крепче, должен защищать тех, кто в них нуждается.
Белка смотрела на прекрасное могучее дерево и чувствовала, как рождается в душе неведомое доселе чувство…

« Вы только посмотрите, как помолодел Старый Дуб!»  - шептались весной лесные обитатели. «Ого, какой небывалый урожай желудей !» - поражались осенью. Но Старый Дуб и Белка не обращали внимания на молву и пересуды. Они были счастливы! Да, да, просто счастливы… Они были  друг у друга и так тепло было их сердцам… и уже не надо было громких слов, чтобы выразить благодарность. Уже несколько поколений бельчат скакали по ветвям могучего дерева, считая его Отцом, Дедом, Прадедом, потому что в каждый миг их жизни давало оно им опору и уверенность в будущем, надежное, щедрое, бесконечно доброе , такое молодое в своей любви, Старое Дерево…
- Ну какой же ты Старый! – заливисто смеялась Белка. – Для Дуба годы – это золото. Ты знаешь все времена года, как порывы души – зимой ты седой старик, голые ветви под снегом… весной – юноша с пробуждающейся листвой… летом – полный сил воин, щитом листвы защищающий от солнца и дождя… осенью – зрелый Король в красной мантии… и все начинается снова для тебя каждую весну! Но только если рядом любящее сердце, ты сможешь увидеть и порадоваться этой своей Весне. И поймешь, что возраст тут не имеет никакого значения! Я вот тоже уже не молода… дети, внуки, правнуки. Но мое счастье в том, что у нас есть Сердце, которое вмещает нас всех и его любви и заботы на всех хватает. Это ты, мой Старый Юный Дуб! Как люблю я смотреть на играющих в твоих ветвях бельчат! И от их возни и смеха молодеешь и ты сам! Пусть ты не так Высок, как другие, но твое Сердце неизмеримо шире и теплее – посмотри, сколько бельчат может уместить твое огромное дупло!!! И как любят они там нежиться, и как обожают качаться на твоих ветках, играть среди разноцветья листвы и лакомиться твоими желудями. Твоей щедрости и любви хватает на всех!!!

Если бы мог Дуб любить еще больше тех , кто подарил ему свою безусловную любовь… но это невозможно, потому что он сразу отдал свое Сердце тем, кто в холодную осеннюю ночь оказался в беде… Он только подумал, что никогда до этой встречи не был   так счастлив и не чувствовал себя таким молодым.
  И пока Кукушки вьют гнезда в теплых краях, а Сосны-Мачты гордо возвышаются над кораблями, лишившись своих корней и веток в поисках новых впечатлений, пока Белые Чайки носятся над морями и океанами в поисках более высоких и красивых деревьев, распевая им сладкие песни, молодеют могучие Дубы в дальневосточной тайге и хлопочут на их ветвях Белки-хозяюшки , храня в душе Знание, что Счастье, истинное, единственно, может оказаться совсем рядом. Не надо искать его в дальних странах. Просто оглянись вокруг, послушай сердцем и увидишь его…

Человек ведь как дерево – без любви и тепла засохнет и в молодые годы, а согреется душа теплом, любовью и расцветет словно Весной, в любом возрасте…
Самый лучший рецепт Молодости – это Любовь открытого Сердца, щедрого, доверчивого и не ожидающего благодарности. Безусловная Любовь, так кажется, это называется…