Лечебная архитектура

Виктория Любая
В Москве с 4 по 7 июля 2019 года, в парке «Зарядье» пройдёт «Фестиваль урбанистического форума».

На форуме будут представлены доклады на тему новых тенденций в архитектуре и строительстве. В частности, такие важные вопросы как  зональное  деление городов на «рабочие зоны»;  зоны для жилья;  специальные зоны для отдыха; культурно-познавательные, развлекательные, исторические и т.д. А также будут обсуждаться актуальные вопросы психологии городской среды, её влияние на здоровье и качество жизни жителей мегаполисов.

Одним из таких мегаполисов-многомииллионников является Москва, поэтому все проблемы густонаселённого города касаются проживающих здесь жителей, что называется, не понаслышке. Для тех, кто не сможет принять участие в Форуме и послушать доклады специалистов о том, как жить, а не выживать в большом городе, предлагаем вашему вниманию данный материал.


ЛЕЧЕБНАЯ АРХИТЕКТУРА
=========================

«Музыкой, застывшей  в камне» называл поэт архитектуру, имея, в виду, в первую очередь, её красоту и долговечность. Но надо сказать, что, если продолжить это сравнение, то окажется, что поэт не ошибся и в главном: в силе воздействия архитектуры, которое, вполне можно сравнить с тем, которое оказывает на человека музыка. И дело не только в «экологичных» или «неэкологичных» материалах, из которых возведено то или иное сооружение. Значение имеет  буквально всё.


Защищен – наполовину вооружен
===========================================================

Как это не парадоксально, но если проследить историю архитектуры от древности до наших дней, то на первый план, сквозь все столетия и даже тысячетелетия, вплоть до века нынешнего, выходит вовсе не красота, а – целесообразность. Именно она вынуждала возводить до сих пор уцелевшие египетские пирамиды или пирамиды ацтеков, глинобитные круглые дома бушменов или средневековые замки такими: мощными, нерушимыми, могущими дать отпор неприятелю.  А если надо, то и укрыть за своими стенами тех, у кого такой защиты не оказалось. Ну, а кто поможет живому или мертвому правителю отразить полки неприятеля в виде смены погоды или бессовестных грабителей? Только толстые стены и потайные ходы подземных «бункеров» и гробниц-усыпальниц…
 
Архитектура веками занималась, отнюдь, не только возведением «невесомых» террас под висячие сады, обслуживанием религиозных нужд (кроме строительства самих храмов, занимаясь проектированием сооружений для проведения культов, обрядов и т.д.), но и, по большей части, возведением фортификационных сооружений: рвов, катакомб, башен, укрепительными стенами. Одна из них, кстати, так или иначе, запечатлена в названии московского метрополитена – «Китай город» – Великая Китайская стена, одно из чудес света.

Находясь за такими стенами, человек чувствовал себя защищенным.  Возможно, в таких мрачноватых сооружениях ему не всегда было комфортно и уютно (за что, например, шотландская королева Мария Стюарт не любила знаменитый Эдинбургский замок-крепость, расположенный на скале Castle Rock (Англия), зато – безопасно. А потребность в безопасности, по единодушному мнению всех специалистов-психологов – одна из главных в перечне человеческих потребностей. Это очень древний и сильный инстинкт: выжил, значит, можешь обустраиваться, думать о тепле, еде, продолжении жизни. (Хотя, впрочем, стена, возведенная строителями Поднебесной, как и известная Берлинская стена, были не просто укреплением: они служили  постоянным напоминанием о другом, враждебном мире, от которого следует  хорошенько отгородиться… Но это – тема уже другого разговора).
 
Защити себя сам
================================

Итак, мощные фортификационные сооружения, призванные защищать своих жителей, кроме давней летописи своего существования до сих пор несут многовековую энергию «надежности» и «защиты», проектировавших и строивших их людей.
Поэтому, в период, когда по ряду причин чувство собственной безопасности находится «на грани» (размолвка с любимым; перетрубации на работе; денежные затруднения, загнавшие, казалось бы, в тупик)  и «неприятель» (неуверенность в себе) вот-вот пробьет брешь в стенах вашего внутреннего мира, – чтобы не быть смятым под натиском невидимого, но грозного (с психологической точки зрения) врага, путешествуя по разным городам, посещая различные экскурсии или самостоятельно прогуливаясь по родному городу, выберите объектом своих прогулок такое сооружение, заручитесь его мощной, наработанной столетьями, энергетикой. В Москве и других российских городах таких мест и уголков, всё ещё немало. Прежде всего, это «островок» за стенами кремля (например, в центре Москвы, в Нижнем Новгороде; в Ростове Великом и др.); внутренние дворики монастырей; бывшие (но не перестроенные, а только поддерживаемые реставраторами) старые фамильные дома и усадьбы, многие из которых, правда, сегодня занимают какие-то организации, но некоторые из них отданы под музеи... Зачем это делать? Оказывается, даже просто походить внутри таких построек – благо. Почему?


И видеть и чувствовать, «не отрываясь от своих корней»
========================================

Дело в том, что мы не воспринимаем архитектурное сооружение только глазами, мы воспринимаем его… всем телом! – глазами, ступнями, позвоночником… Поэтому, кстати, реальное посещение музея и виртуальное его исследование – это «посещение» двух разных музеев. По этой же причине  архитектурное сооружение так сложно снимать на обычные кино-видео носители: ведь архитектурное сооружение – четырехмерно!..

Низкие потолки (и это зафиксировано аппаратурой) провоцируют у нетренированного человека учащенное сердцебиение: дыхание при этом сбивается, а в мозг, соответственно, поступает меньше, чем нужно углекислоты, что, в свою очередь, может вызвать необъяснимый приступ тревоги или паники. Просторные же и светлые помещения, напротив, большинству внушают (исподволь) необъяснимую радость (даже пустые, без интерьера, но чистые). Возможно, вы заметили, что потолки районных поликлиник, библиотек, школ – «завышены»? И дело здесь не только в освещенности, отнюдь…

Кроме того, как писал известный отечественный психолог А.Р. Лурия: «Мы воспринимаем не геометрические формы, а образы вещей, известных нам из нашего прошлого опыта. Это значит, что из всей массы раздражителей, действующих на нас, мы отбираем те признаки, которые играют ведущую роль в выделении функции вещи…».
Другими словами, у каждого из нас существует своя «традиция», своя шкала, относительно которой мы уже автоматически судим: нравится нам тот или иной предмет или не нравится. Нам трудно быть целиком объективными, так как во многом человеческие предпочтения складываются от той культурной среды, от того воспитания и образования, которые окружали человека, пока он рос.

Плюс те самые, глубоко дремлющие в нас, «инстинкты». Например, не только старшее поколение жителей Москвы отрицательно относится к возросшему строительству небоскребов в городе. Такая тенденция наблюдается и в других городах и странах. Психологи объясняют это тем, что человек, всё более отрываемый от земли, в буквальном смысле чувствует как рвется коренная связь с его собственной природой. Отсюда, кстати, желание «зажиточных» горожан (живущих в ультра-современных домах), несмотря на высокий этаж,  иметь у себя террасу, газон или что-то схожее «с землей под ногами». Так что, это проявление не столько «человеческих излишеств», сколько подсознательное следование внутренним потребностям организма.

Пока что современному человеку, живущему в мегаполисе, для нормального самочувствия просто необходимо иметь непосредственный контакт с землей. Если вы не проживаете возле парка или лесной зоны, возможно, во дворе вашего дома есть такой «островок» с деревьями и цветами. Раньше, переехав из собственных деревянных домов, старшее поколение пересаживало себе под окна, на клочке земли, саженцы и луковицы, привезенные с места прежнего жилища. За это время сменилось почти два поколения, но традиция жива и поныне – под окнами многих городских домов, по-прежнему полыхают садовые цветы: «цыганские» рыжие лилии, яркие гордые мальвы, веселые «золотые шары» и другие, высаженные руками самих жителей.


Красота – это страшная сила
====================================

Человек устроен таким образом, что внешние причины обязательно затрагивают всё его «внутреннее» устройство (сегодня бы мы сказали – психику, раньше говорили – душу). С незапамятных времен человечество, если и не твердо знало об этом, но уже о чем-то смутно догадывалось.  Поэтому не только достраивало и укрепляло «мир вокруг себя», но и постоянно украшало достроенное, на свой лад. Постепенно в недрах мифологических представлений зарождалось и новое миропонимание. Но если в учениях Древнего Востока душа была представлена как двойник тела, то греческие мыслители понимали душу (психею) как неотъемлемую часть всего организма, как результат его функционирования.

До нас дошло множество Утопий, где основой перевоспитания неугодных человеческих свойств, провозглашается… эстетическое воздействие. Но потерпели они фиаско вовсе не потому, что красота ни коем образом (в лучшую сторону) не может «изменить мир». А потому, что человек, надо признать, гораздо сложнее, и для его принципиального изменения, пробуждения в нем одного чувства прекрасного, увы,  мало.Однако не стоит отбрасывать наработанное веками, когда им вполне эффективно можно пользоваться в своей повседневной жизни.

В Москве, действительно, есть множество архитектурных построек, на которых не только «глаз отдыхает», но и «сердце радуется». Кстати, поскольку критерии красоты тоже, во многом, дело субъективное, то и «коллекция» архитектурной красоты, скорее всего, у каждого получится разной.

Кто-то, буквально, приободряется, гуляя по старым улочкам Москвы, или отдыхая в выходной день, на Речном вокзале, пусть и возведенным в «эпоху сталинизма», но с которым связаны свои личные воспоминания, кто-то  прекрасно себя чувствует, самостоятельно отыскав новое  строение, выполненное в стиле авангарда 20-х годов, просто любуясь им, обходя со всех сторон.

Я, например, с удовольствием (пока там не всё ещё изменилось окончательно) посещаю места, где мне было хорошо в детстве.  Люблю побродить возле здания «Старого» и «Нового» цирка; в районе Останкинской башни; возле причудливо-сказочных павильонов ВДНХ. Для того чтобы вспомнить о хорошем, «поднять градус» положительных эмоций, мне, например,  вовсе не нужно заходить внутрь каждого павильончика ВДНХ (многие из них, увы, давным-давно потеряли своё бывшее назначение). Мне достаточно побродить возле этих зданий, поразглядывать их, цепляясь  взглядом за какие-то «свои личные» детали или, открывая в них для себя, сегодняшней, вновь что-то необычное.

Люблю  пройтись мимо старых, с архитектурной точки зрения ничем особенно не примечательных  построек институтов (и прочих старых зданий) на Авиамоторной и Красноказарменной, где прошла моя юность. Почему-то, лично мне, до сих пор  нравится здание библиотеки Иностранной литературы и, отодвинутые, новостройками, вглубь, домики и особняки Таганки...

Есть горькая правда и в строках поэта Ген. Шпаликова, что не стоит возвращаться «в прежние места» (мало ли, что там можно увидеть!). Особенно это касается больших городов, увеличение жилплощади в которых, например, частенько  происходит за счет сноса старых (но милых чьему-то сердцу) домов.  Однако парадокс (вероятно, также свойственный двойной природе человека) состоит в том, что в некоторых случаях даже медики не советует пренебрегать этой житейской мудростью. Дело в том, что было замечено: в самых сложных психо-соматических (депрессивных и прочих) состояниях, самочувствие людей значительно улучшалось, когда им предлагали (всего лишь!) поставить на прикроватную тумбочку фотографию (свою ли, любимых ли людей) на фоне тех мест, где пациенту было когда-то хорошо.
Практически никогда это не были руины (!) или загородные свалки(!) – то есть деструктивные объекты (за исключением, если от любимых людей не осталось ничего, кроме снимка, на фоне разрушенного города).  В основном, это были красивые, узнаваемые постройки: несущие не только красоту или необычность архитектурной формы, но и символику того места, где они, собственно, и находились (не зря же повышенным спросом во всем мире пользуется полиграфическая продукция с изображением таких «знаковых мест»). И это не обязательно всеми признанные культовые места, места массовых поклонений и прочее. По-другому, такие места ещё называют «местами силы». Пусть так. Но это места хорошей, доброй силы, раз они дают человеку возможность приободриться, почувствовать свою общность с миром и снова поверить в себя.

Более того, человек нередко сам создаёт себе «образ», придающий тому или иному месту целительную силу. Подпитывая свои воспоминания, как было уже сказано, добротой, любовью. Издавна применяли этой свойство человеческой психики, различные маги, знахари, религиозные служители и т.п. Но  предмет, обладающий для вас «волшебный» силой, оказывается, вы можете изготовить  и сами.

 
Как сделать для себя «предмет силы»


Самый простой способ:
хххххххххххххххххххххххххх

Например, обычный камушек, привезенный с места, где многим людям было хорошо, а значит, там существует много положительной энергии  (курорт, здравница, место паломничества). Такой предмет «заряжается» по нескольку раз: от того места, где он находился; от воспоминания человеком именного того места (и что оно – хорошее) и в третий раз, когда человек чувствует эту силу, эту помощь и подкрепляет её собственной верой. Так, простой камушек становится для человека добрым и верным помощником. (Но это могут быть абсолютно  обычные предметы, как мы писали выше, сувениры, фотографии и даже обычные открытки).

Иными словами, «силу» отдают человеку только те предметы, которой он сам же их и наделил (в отличие, от природных объектов).

Если же говорить не об архитектурных, а о географических «местах силы», то такие места, есть в любом месте, населенном пункте или городе. Обычно, они располагаются там же, где находятся постройки или ансамбли построек, которые жители называют «старым городом». Есть такие «города в городах» в Киеве, Таллине, Владимире, Суздале и т.д. Разумеется, есть они и в других странах. Впрочем, это могут быть и сравнительно недавние постройки, но, вероятно, возведенные на местах, уже обладающих некой специфической энергетикой.
В Москве, безусловно, такими местами по-прежнему остаются Кремль и прилежащие пространства, то есть, вместе с булыжной мостовой и высоченной кирпичной стеной, а также прекрасным храмовым ансамблем внутри; ажурные и вместе с тем, мощные конструкции мостов, переброшенных через Москва-реку или Яузу (вообще мосты, под которыми протекает, движется река) ; храм Василия Блаженного (и другие многочисленные религиозные сооружения на территории города (храмы, часовни, колокольни и т.д.) или места, где эти сооружения долгое время существовали; видовая «площадка» с Воробьевых гор; семь московских «высоток»; уже упоминаемая в тексте Останкинская и Шуховская телебашни; бывшая Выставка достижений народного хозяйства (до сих пор называемая, не иначе, как  ВДНХа); памятник покорителям Космоса и так далее. 

Список, разумеется,  далеко не полон, и каждый может дополнить его, по своему усмотрению.

Названные места, как правило, в первую очередь, наделены «коллективной памятью» и личными воспоминаниями. Но есть среди них, месторасположение которых, дало им такие возможности изначально (в первую очередь, это, конечно, относится к старым архитектурным постройкам религиозного назначения)…


Куда ходить не стоит
======================================

Ну, во-первых, туда, где вам заведомо не нравится (вкусы, как мы уже неоднократно замечали, у всех – разные, так что, решайте сами).

Во-вторых, в зоны повышенного шума. Понятно, что в постоянно отстраиваемом мегаполисе, достаточно мест, чтобы получить завышенную порцию децибел. Так что старайтесь ограждать себя от такого воздействия и, хотя бы,  не посещайте такие места без особой нужды: длительный, превышающий допустимые нормы шум, разрушительно действует на организм человека. Тоже самое можно сказать и о токсичных выхлопных газах: живёте возле дороги – бывайте почаще на чистом  воздухе, например, в сквере или в зоне лесопарка.

В-третьих, прокладывайте свои пешие городские маршруты там, где декор домов имеет какие-то разнообразные детали, фактуру, цвет. Наше зрение, а также психика, негативно реагируют на однообразие и уныние, как  серых железобетонных построек (глухих заборов, например), так и сверкающих, хромированными деталями и сплошными зеркальными поверхностями,  современных зданий, коих сегодня в Москве, как известно, уже немало.

В-четвертых, не стоит увлекаться посещением мест, предназначенных для захоронений (стоит сразу оговориться – не для всех, но для большинства живых людей – воздействие скопления негативной энергии (негативными эмоэмоциями, воспоминаниями, мыслями), энергии смерти действует отрицательно). Кроме кладбищ, существуют целые «мемориалы», как правило, связанные с массовой гибелью людей на данном месте, памятники, возведенные над «братскими могилами»  и т.п.).

Тем не менее, вы наверняка видели благообразных московских старушек, посещающих кладбища не только накануне великих религиозных праздников. Думаете, они там, в отчаянии,  роют руками землю и бьются головой о гранитный камень памятников? Совсем наоборот. В душе у них такой порядок, что они могут ходить на кладбища за… добрыми воспоминаниями. Никого не проклиная, никому не завидуя, они тихо улыбаются тому, что было в их жизни хорошего и, как правило, благодарят, уже ушедших, за то, что довелось с ними встретиться в жизни, возможно, попутно рассказывая «им» о том хорошем, что происходит с ними сейчас (выходит, снова настраивая себя, «самопрограммируя»,  на позитивное восприятие окружающей действительности).

В-пятых,  воспользуйтесь нашим советом в предыдущей главе, только – наоборот:  места, с которыми у вас связаны негативные воспоминания, специально лучше не посещать.

Архитектура, как мы говорили (и для самих архитекторов, кстати, тоже)  имеет четыре измерения. Так вот четвертое – не имеет прямого отношения к расположению в окружающем нас пространстве, это – духовное измерение. Оно, целиком и полностью, зависит от самого человека.
 
До тех пор, пока боль, обида или неприятные воспоминания владеют этим измерением, даже самое совершенное здание будет вызывать у вас почти такую же жгучую ненависть, что и субъект негативных мыслей. Врачи уверяют, что: давление, в таких случаях, начинает «скакать», вероятны серьезные нервные срывы. В чём основная  причина? Не освободившись от негатива, человек будет видеть не реальную постройку (например, великого, зодчего, с его  удивительной историей и так далее), а… «кино в интерьере», режиссером и оператором которого является он сам, а зрительным залом «для закрытого просмотра фильма» –  станет собственная голова несчастного…


Архитектор – не доктор Айболит, хотя тоже на букву «А»

Архитектура, пожалуй, самое амбициозное из всех видов искусств. Здесь зодчий, как бы, соревнуется с самим Творцом, возводя высоченные ажурные каменные храмы или, блестящие на солнце, многоэтажные небоскребы, старательно «обманывая» законы притяжения земли, устремляя человека всё выше и выше, к небу.
Несколько лет назад, гуляя по выставке знаменитого американского архитектора Норманна Фостера, организованной Пушкинским музеем, я с неподдельным интересом читала выдержки из его книги, повествующие об экологичном подходе в архитектуре, к которому должны стремиться современные зодчие, и который, разумеется, ставит, во главу угла, сам Фостер. Надо сказать, я с большим интересом читала, написанное. Однако, глядя на воплощенные в современных материалах его архитектурные сооружения, впечатление у меня от них создалось иное.
 
С другой стороны, людей на планете становится всё больше, на дворе – XXI век: иные материалы, иные технологии, и… всем нужно где-то жить… Так что, ничего удивительного, что «гонясь за дешевизной» строители (по инициативе заказчика, конечно), подменяют, иной раз, один материал – другим.

И вообще, в последние годы, возможно, только архитекторы, корпящие над проектами личных домов, не связанные по рукам и ногам жесткой сметой, стараются учесть всё: и функциональность, и современность, и вид из окна, и здоровье тех, кто будет проживать в проектируемом доме.

Реально же, для большинства людей, дело обстоит так: переехав под крышу, имея под боком стены – обустройством своего собственного жилища, как и собственной жизни, человек вынужден заниматься сам.
 
Полагаю, обустройству современного жилища нескольких абзацев будет маловато,  этому важному вопросу необходимо посвятить, как минимум, отдельную статью.

В конце данной статьи, обобщая сказанное, хотелось бы обратить ваше внимание на следующее:

– почаще любуйтесь окружающим и эстетичными архитектурными сооружениями, в частности;
– старайтесь побольше находиться на свежем воздухе, вне городского шума, от которого, например, до сих пор хорошо защищают, находящиеся в черте города монастыри;
– обустраивайте и украшайте окружающий вас мир, чтобы вам в нем было радостно и  уютно;
– не тащите в свой внутренний мир то, что может разрушить его (отрицательные воспоминания; негативные эмоции);
– возводя свой дом или делая внутреннюю отделку, «не гонитесь за дешевизной»: проверьте используемые материалы на экологичность.

А главное, делайте всё это – с любовью!

Не даром же в народе говорят: «Д`ома  и стены лечат».






об авторе: //В.Н. Любая, гл. ред газ "Мой Турист-клуб", член Союза ж-ов; член Союза Российских Писателей, магистр психолого-педагогического образования, арт-терапевт; член АППК (Ассоциация Практических Психологов и Коучей), Москва.




Фото: Яндекс