Частная жизнь - мгновенья истории

Элеонора Панкратова-Нора Лаури
    Вот они, эти драгоценные мгновения. Теперь  на самом последнем этапе жизни, будучи   старше своих родителей   на тот момент,  когда  те покинули этот мир,  читаю их письма. Многие впервые, всё откладывала ,отчасти из за того всегда неловко  было  читать  об их интимных переживаниях .   
 Мои  собственные воспоминания и рассказы родителей,  соединяются  между собой,  смешиваются, взаимодействуют  как-то  выстраиваются в  сознании - и с годами предстают  как подлинная  пережитая реальность, а собственно таковыми и  являются.  Я всегда осознавала  значимость  этой  реальности для  себя (, наверное как  и  всякий  счастливый  , любимый  родителями ребенок, который какое-то время побыл  своей семье  центром вселенной…) ,   а теперь -  и для других.
 А рассказать другим  хочется  и из неодолимого  человеческого желания  поделиться  переживаниями  и еще потому что у меня есть  глубокое  крепнущее с годами убеждение: Из мгновений частной жизни складывается ход истории.
Вот она  переписка  родителей в первый послевоенный год  и чуть раньше .
 Текст телеграммы, написанной  латинскими буквами из Балтийска , [немецкий Пилау ставшей  советской территорией по итогам войны, других букв там не было -ЭП ]


 SSSR Leningrad
 Prospect ogorodnikova dom 3 kv 35a ( латинскими буквами  )
Pankratovoj tamare

Posdravlaju velikim prasdnikom tseluju =leonid
ПОВЕРИЛ КОРРЕКТОР ТЕЛЕГРАФА ПЕТЕТЕНИНА

Письмо  мамы ,ответ на телеграмму:   [ Моя мама ждала ребёнка, но не меня, а девочку Нину, мою гипотетическую сестру  умершую при преждевременных родах. Мне никогда не говорили об этом , узнала от родственников , потом случайно   увидела свидетельство о смерти-ЭП   ]

Мой любимый!!
Еще раз поздравлю тебя  с окончанием войны  и очень жду твоего возвращения!
 Если бы ты знал , как я тебя жду , меня даже ничто не радует  т.к. нет тебя, а наоборот мне  очень грустно, потому что я совсем одна , целыми днями одна, без тебя.
Мой милый , мой дорогой мой желанный Лёлинька , я  тебя очень очень жду . Жду каждый день  каждый час .
Я очень обрадовалась , когда получила от тебя письмо , ты обо мне не беспокойся, с продуктами у меня все обстоит хорошо, только очень о тебе скучаю и поэтому  мало кушаю. Я все время бываю дома  , почти не выхожу из дома , только два раза   заходила к Вале (  девушке Егорова (  сослуживец отца ) один раз  к жене инженера и один раз ездила в Ригу. [ наверное мама  находилась  в  местечке Болдерая    впоследствии  район Риги- ЭП  ] 
Доктор мне дал две интересные книги: «Дичь , на которую охотятся » и «Жемчуг в грязи». Я их прочла, но еще не отдала тк так как хочу  чтобы ты их тоже прочёл [Традиционно в Латвии  издавалось много литературы на русском языке , «Литература»  с серией «Наша библиотека» «Грамату драугс» со своей серией «Современная  литература» ну ,конечно,  и развлекательное чтиво  у нас дома были и есть с тех времен  в качестве  курьёза ,бульварные, «Девственный  мужчина» Марселя Прево и «Жена бродяги».»   Эд Уоллес-ЭП  ]

Иногда ко мне заходят Удот [ фамилия сослуживца -ЭП ]
 и писарь и всегда интересуются, нуждаюсь ли я в чем-либо или не, и есть ли у меня что кушать.
 А вчера я ходила в парикмахерскую , сделала завивку и маникюр к твоему  приезду , но  сегодня была разочарована т.к. Удот сказал , что наверное ты вернешься не скоро. Как  обидно! Мой милый, вот когда ты вернешься, тогда мы вместе будем  радоваться окончанию войны, а сейчас  мне еще очень грустно, даже теплые солнечные дни, распускающаяся зелень , звуки музыки, доносимые с улицы- ничто не радует  .
Для меня настанет  радостный счастливый день, тогда, когда мы снова встретимся.
Моя радость, пиши, когда ты вернешься, я жду тебя.
Целую очень очень крепко миллион раз .
Сегодня  Иванов  принес тебе новый китель.
Твоя Тома .
P.S.Тебе я послала в Курессара [Ку;рессааре (эст. Kuressaare), город в Эстонии, на острове Сааремаа-ЭП]
 две телеграммы, письмо  с лейтенантом  и  письмо с особистом.
 Целую еще раз .Т.

А вот письмо моей  бабушки Александры Тихоновны  [ упомянутый Семён Ефимович - её последний муж, работавший проработавший полвека  с дореволюционных  времён на фабрике ГОЗЗНАК, которого мы звали «дедушка». Перед обедом, н всегда  приходил домой, ему наливали рюмку водку .Помню как  он брал меня на руки и    что  от его седых усов пахло водкой и луком]


1945 года, мая 11 дня (орфографию и пунктуация сохраняю  )
Добрый день мои дорогие детки Леля и тамуся  от мамы и Семёна  Ефимовича  шлем мы вам  свой сердечный привет и самое лучшае пожеланье

 Тамуся письмо мы твое получили и отвечаемъ мы пока живы здоровы живем по- старому у нас все хорошо. Начинаем копать огород и сажать. май встречали так что Семён Ефимович работал а я ездила  к жени [дочка бабушки , сестра моего отца] пасху встречали хорошо. Пекли куличи и пирог с рисом ездила налосмонку [Лоцманку улица в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга ]
за свежей корюшкой, привезла  живую платила 40 руб кило . [ Родной с детства запах  свежей корюшки , все улицы пропахли  чем-то таким свежим и  невероятно приятным , напоминает запах арбуза ].с победой большое торжество было  и даже невозможно описать все на улице обнимали друг друга и целовали  все пьяно  и на площадях были танцы  и театры и большое было торжество . я не знала вашего адреса  хотела вам послать телеграмму и поздравить. Тамуся посылаю тебе два письма которые   тебе были присланы помнишь у нас пропадали от мене мальчишка вынимал и  из вашей   кружки  [ Бабушка  почтовый ящик называла почтовой кружкой, уже в 60-ые годы   советские госучреждения все еще  называла "присутственное место" или "присутствие". Никогда не ездила  на  метро . Говорила: «успею еще под землей побыть» Она умерла в 95 лет , пережив на 30 лет своего сына, моего отца  - ЭП ]
  …………………………………………………………………
 Еще пишу радиоприемники выдают  до июля первого  прислали повестку на ту квартеру  и где сгорело фонтанка150 повестку перехватила люся [мб первая жена] и хотела получить ей не выдали  потому что он положен на лёню она все бегает везде пускай лёня напишет туда, где оставлял чтобы  никому не выдвали  до его возвращения или пришли мне доверенность чтобы получить.
 Приходила роза с маленькой девочкой и какой-то дамочкой спросила про тебе  вроде вы с ней жили в истонье
  Молошевой люсе прислали ответ на ее запрос, что ее бабушка жива в Риге она так плакала от радости
 Погода у нас  стоит , плюс    два градуса выпадают дожди
Получишь письмо пиши твое здоровье  в буфете  белье из прачечной получила положила к вам в комнату.
 Кланяется вам женя и гриша [ муж Жени, папиной сестры –ЭП ]
 Писать кончаю заочно крепко целую
Мама

Милая Томочка !
Вчера  получил от тебя письмо и фотографию Элочки . Это была для меня приятная неожиданность . Несмотря на плохое техническое оформление фото-карточки  я ей очень рад . Теперь наша озорница и
капризуля [ около 10 месяцев – есть фото , где я лысенькая в  домашней вязки носочках –ЭП ] помещена в стеклянную  рамку  и находится на письменном столе рядом с тобой . И вот сейчас пишу письмо  , и обе вапши фотографии  стоят передо мной , ты смотришь на меня, а Элочка отвернулась. На фото она больше похожа на мальчика, чем на  девочку  и несмотря на ее капризы  она самая – хорошая , как ты самая лучшая женщина . Вчера мня пригласил к себе  капитан 1 ранга  Давидов   в гости. Он и его жена Надежда Алексеевна  передавали тебе привет  и интересовались твоим здоровьем  и Элочки. Я у них хорошо провёл вечер . Мы давно с ним беседовали на разные темы: об искусстве , об астрономии  и даже атомной энергии. Надежда Алекссевна рассказала , как её муж упал вместе с легковой машиной в канаву  и разбил себе лицо  в то время как они были  в районе Будапешта . Мне их семья очень нравится. Прямые, культурные и безхитростные люди. Его адъютант  мне сказал, что Давидов  мне отдаёт большое предпочтение , т.к. он никогда  не приглашает своих подчиненных командиров на квартиру. Там я позволил себе  выпить немного красного вина  вместе с ними .
 Завтра  я должен на несколько дней    выехать в Либаву [ Либава -Лиепая, Лиепайский военный городок, он же Karosta (военный порт - лат.), он же бывший порт Александра III в  советское время, получил статус закрытого города как база военно-морского флота СССР  В  настоящее районе Кароста действует музей гарнизонной гауптвахты — единственная в Европе, бывшая военная тюрьма открытая для туристов–ЭП]  ,
и вообще с начала  весны мне придется туда ездить.Летом к великому, неудовольствию всех  придется большую часть времени  проводить в Либаве, если, конечно, не демобилизуют , хотя  об этом ничего не слышно . Если до мая ничего не изменится ,  то я думаю, что  есть смысл тебе приехать . Несмотря на мою  работу  и частое посещение Либавы мы все-таки будем иметь возможность видеться , а дальше будет видно .  Между прочим поезд из Вильнюса в Клайпеду идет  окружным путём из-за поломки моста  и приходит сюда вечером, часов 6 вечера. Когда будет ходить старым маршрутом , неизвестно. Самое важное, что не нужно делать дополнительных пересадок  за исключением г. Вильнюса.
Дорогая Томочка! Мы взаимно беспокоимся о том, что друг другу  не пишем, хотя никто из нас не виноват . Все дело в почте, так как письма идут страшно  медленно . Я веду строгий учет всех  отправленных  и полученных  писем. В отношении Элочки  не нужно излишне беспокоится, что она капризная . Безусловно влияет, что у ней прорезаются зубки. То что она мало кушает, , так это она в нас , мы тоже  плохо кушаем , особенно ты . Если ты много будешь кушать, то и она будет смотреть на тебя  и тоже больше кушать . Ты растолстеешь и она тоже – вот попробуй . В театр с Анной Иванной и Аничкой [  Жена папиного  сводного брата , и его дочь , с последней мы все был особенно дружны в течении всей жизни-ЭП   ] сходи обязательно . Меня спрашивает мой начальник- ходит ли Ваша жена в театр или нет . Если нет- будет наказывать.
 Привет всем .
Целую крепко    крепко    крепко    крепко     тебя и безусловно также Элочку. Леонид
30.03 47
04 04 1947 Клайпеда  { проставлено мной- ЭП]
Милая Томочка!
Получил от   тебя 5-ое письмо. В свою очередь пишу  6-ое письмо маленького письма , не считая   маленького письма , посланного   вместе с посылкой   через матроса Смирнова. Вообще письма идут очень медленно , судя по дате , которую ты ставишь в  конце письма.
………………………………………………………………………….


Вопрос о моей демобилизации  и ничего не слышно , это дело может продолжаться долго. Я был в Либаве  у своего старшего начальника , и он ничего мне не сказал. Точно никто ничего не знает. Демобилизовали  сейчас Плеханова ( неразборчиво- ЭП )   и Егорова, но их по пьянке и плохой работе .Меня, конечно, это не коснется. Тяжелое время в смысле питания  это до осени , а там все будет дешевле,  в особенности , если будет хороший урожай . Летом  появится зелень , ягоды и овощи. Жизнь будет легче. Я хочу с тобой посоветоваться в отношении  вашего  приезда в  Клайпеду , и мне хочется знать твоего мнения  и хочет ли приехать с тобой Шура.  . Если бы я знал, что в мае- июне  я демобилизуюсь и могу приехать в Ленинград , то тебе нет смысла приезжать  не мучась в   дороге и не  тратясь на дорогу.  Но может быть мое дело затянется до осени  и есть смысл твоего приезда . Ты напиши мне свое мнение . Хотя мне придется летом больше быть в Либаве, но все же мы будем иметь возможность иногда встречаться. Как только получу  деньги  за апрель , то  тебе вышлю и ты сможешь  что-нибудь себе купить или сшить. Жаль, что я не обменял ор временные  удостоверения на  орденскую книжку , но эти деньги  – не продукты,не  пропадут .
 Если   тебе придется приезжать, то ты все ценное оставь на хранение  матери,  вези   все необходимое(посуда кухонные принадлежности )
 Осенью, если меня не демобилизуют , буду просить отпуск , а  оттуда придется все везти обратно , Напиши, нужно ли  кого- нибудь прислать за тобой , а то тебе очень трудно будет ехать , хоть и будет Шура
Я себя чувствую удовлетворительно. По-прежнему до вечера работаю , а домой прихожу спать . Иногда , правда, побаливает голова , но это вероятно потому что еще не втянулся в работу. Я рассматриваю как временное явление .
 С весны темп нашей работы начинает увеличиваться , но зима еще не ушла , хотя в Клайпеде на улицах уже подсохло. Думаю 29-25  апреля начать движение.
 В Либаве на всякий случай    хочу подснять маленькую комнату , если придется тебе ко мне приехать ,но еще шансов на это нет.
04 04 1947 Клайпеда ( проставлено мной- ЭП )
18.03.47
Дорогой Лёличка !
Сегодня матрос Смирнов принёс мне от тебя посылку , которая мне очень кстати , т.к у меня не сахару  и купить его трудно.
 Вообще в отношении продуктов  у меня всё благополучно, тк мне хватает пайка , поэтому ты очень не беспокойся , и с рынка  вообще ничего не покупай , так как  если мне что и нужно , то здесь все можно купить; также стиральный порошок и мыло здесь  не дороже здесь, а даже дешевле , чем в Клайпеде. В общем я здесь могу купить всё и поэтому еще раз прошу тебя  с рынка ничего не присылать. Элочке я покупаю в Особторге яички  50 руб десяток , молоко , печенье , все остальное я получаю по карточкам , и больше ничего не прикупаю. С деньгами у меня сейчас тоже  все хорошо. Мама продала яичный порошок , конечно , может  она  заработала, но 120 руб мне принесла.
 Сегодня же я ходила  с Элочкой в консультацию, за 20 дней мы прибавили в весе  только 200 гр, то есть теперь она весит 8,2 кг. От груди я сейчас отнять не могу, так как ей сделали оспу, и недельку еще придется подождать . Элочка все также кушает очень мало , и все такая же капризная, а  вообще-то  чувствует себя хорошо, врач сказала, что скоро будут зубки.
По  дивану и по кроватке  ходит держась  ручками , сегодня  говорила несколько раз папа ,  я ее все время учу говорить папа
Я теперь имею много свободного времени , т.к. Шура  все делает , и я думаю, что теперь мне  можно и маникюр сделать
Можно, да? Но в эти дни  я занята тем, что  приходится ходить каждый день  и выкупать  продукты , тк в военторге то одного нет, то другого. За   сахар в этом месяце  я получила конфеты , правда  очень простые и неважные , но другого ничего не предвидеться.
………………………………………………………..
13. 04. 1947
Дорогой Лёличка !
Я теперь  каждый день  мечтаю о том, что мы скоро опять увидимся . Я очень соскучилась  о тебе  и почти каждую ночь вижу тебя во сне , но все же придется ехать в мае, так как сейчас я себя чувствую все еще не совсем хорошо , и грудь до сих пор не проходит , хотя сегодня уже пошел одиннадцатый день , как я завязалась , и я очень измучилась , так грудь болит , а из-за повязок даже ночью не могу спать, потому что они очень мешают.
Настроение у меня очень плохое , когда же, наконец, кончатся мои мучения , я за эти дни не   поправилась , а  наоборот очень похудела . Я тебе уже писала, что  купила отрез на платье , и мне  очень хочется, чтобы Анна Ивановна мне до отъезда  сшила , но из-за груди не могу отдать.
Недавно приезжала Аничка  и привезла мне билет на Сильву . В субботу мы с ней пойдём, хотя мне очень не  хотелось бы идти  и нет никакого настроения , но и отказываться неудобно.
Дорогой Лёличка, если бы видел, какая у нас стала Элочка
 Умница. Теперь ее не надо упрашивать  кушать , и она сама открывает ротик  и головку поднимает, чтоб не вывалилось , а когда накушается, то лучше отходить подальше иначе заплюет кашей . Вообще она – большая озорница, в кроватке ходит свободно  держась ручками , но на пол я ее не пускаю , только нет ни одного зубка , что меня очень беспокоит . Мне бы очень  хотелось , чтобы ты видел, какая у нас теперь  Элочка,  Шуру зовёт няня, хотя ее никто не учил , умеет играть в ладушки , а когда мы завтракаем или обедаем ,то она всегда с нами  стоит у стола на диване и собирает хлебные крошки, кашу по одной крупинке  и вообще требует  чтобы  ей давали всё, что мы сами едим . Просто невозможно описать всё, что она проделывает в течении дня.
 Мой дорогой, твое письмо , послано 04. 04 я получила , Ты пишешь в отношении  приезда в Клайпеду. Мое мнение такое, что если ты  в ближайшее время не демобилизуешься, то есть смысл нам ехать к тебе. Во первых мы будем вместе , во вторых лето лучше провести в Клайпеде , чем в Ленинграде, кроме всего этого  нам будет лучше в отношении питания , там хоть молоко дешевле , да и вместе мы будем лучше питаться , нам надо обязательно в это лето поправиться  Одной  , конечно, ехать  мне нельзя   лучше было бы , если бы приехал хоть один матрос, так как здесь-то мы сядем , а в Вильнюсе будет  труднее. Шура еще  определенно  ничего не сказала, поедет или нет , но по словам видно, уходить от нас не обирается , и я думаю, что  поедет , та как я ей говорю , что поедем как на дачу , а к концу  лета  приедем . Аничка обязательно приедет , только тогда, когда  окончатся занятия в институте.
 Мой, дорогой, это письмо я хотела послать  с матросом вместе с  посылочкой, но он то-то не  является, хотя обещал обязательно  зайти и поэтому я решила  больше не ждать и  отослать это письмо по почте , хотя мне  хотелось бы прислать ебе  конфет , я же знаю, как ты любишь  пить чай с конфетами .
Мой дорогой  это письмо я написала тебе  10-го, а сегодня 13-ое, три дня  оно лежало, так как  думала, что придет матрос, а сегодня решила распечатать , немножко изменить в связи  с тем, что посылаю  его не с посылкой, а  почтой. За эти три дня я  себя чувствую  много лучше , и грудь уже совсем не болит , хотя еще развязывать нельзя , а как только развяжу, то  отвезу Анне Ивановне шить платье и порошу ее  побыстрее . Мы с Аничкой  вчера ходили смотреть Сильву , а с театра прихали ко мне , и она у меня ночевала .
 Мой милый , у меня сейчас все мысли о том, что мы скоро увидимся , ведь я очень  без тебя скучаю, мне так хочется твоих ласк, так хочется расцеловать тебя.
Я уже понемножку готовлюсь к отъезду.
целую тебя, мой дорогой,  крепко крепко

Тома Элочка