ЛЮСЯ

Роза Салах
      
   Иван Архипов встал рано. Сегодня воскресенье, 22 июня 1941 года.  Утро солнечное, жаркое. Но на душе  неспокойно, тревожно.  Дочурка Люся спит, она ещё совсем маленькая. Ей недавно исполнилось четыре  года.  Её тёмно-русые волосы  разлетелись  по подушке. Чуть улыбается, возможно,  видит хороший сон.  Иван подправил  одеяло,  укрывающее Люсю. 
 -  Спи, дочурка, спи, - сказал и вышел на улицу.
  Семья Архиповых жила на  улице Герцена.  Тихо вокруг. Иван присел  на скамейку перед домом у черёмухи,  которая уже отцвела, но в воздухе чувствуется её аромат. 
  -  Как хорошо,  что не надо идти на работу, отдохну немножко, погуляю с дочкой, - подумал Иван,  начальник  отдела  кадров  Дома  советов, - на Волгу с Люсей съездим, покупаемся, надо бы её научить плавать. Шустрая, смышлёная растёт. Умная будет.  Привстал, но тут заметил бежавшего в его сторону парня-соседа.
 -  Война, дядя Иван, война началась с немцами, сегодня рано утром,  с рассветом они перешли наши границы.  Бомбят наши города. 
 -  Надо идти в Дом советов. Немедленно ехать, - решил Иван, но тут проснулась Люся. Он  умыл её, покормил и взял с собой.  Жена  Полина  в этот день работала  в ночную смену, вот-вот должна прийти с работы, но почему-то задерживается.
  В Доме советов, несмотря на ранний час, народа много.  По поведению людей,  по их печальным,  озабоченным лицам  Люся поняла, что случилась большая беда, прижалась к отцу и спросила:
  -  Папа, что такое война?  Она здесь, в Доме советов?  Будут стрелять? Давай уйдём отсюда…
  Отец и маленькая Люся шагают домой по улице Ленина. Люся вдруг заплакала.  Прохожие, ещё не знающие о начале войны, спрашивают  у папы, почему его дочь  плачет, и он не может её успокоить.
   Через две недели Иван покинул Чебоксары, оставил дома дочь и жену.  Отправили  Ивана на срочные курсы  командиров  противотанковых орудий.  После учёбы  Иван  побыл дома недолго.  Зима. На Волге выдалась холодная зима.  Давно такого мороза не было.  За ночь снега выпало столько, что перед калиткой образовались огромные сугробы.  Иван  из сарая  достал деревянную лопату,  прорыл траншею к калитке. Затопил последний раз печь. Из трубы дома Архиповых шёл тихий сине-серый дымок.  Иван с полки снял котомку с вещами, собранную ещё вчера, попрощался  с  супругой,  посадил на колени Люсю, сказал:
  - Дочь, ты меня проводишь, а маме по снегу идти тяжело. Ты её береги, помогай по дому, её слушайся.   
   Застучало сердце жены Полины Сергеевны. Она обняла мужа, прижалась  к  нему, стала его целовать, причитать, точно чувствовала, что последний раз видит его,  навсегда  прощается с ним.
  Перешли глубокий овраг два родных человека: крепкий плечистый мужчина и девочка-крошка поднялись на горку к Московской улице.  Было холодно. Иван снял с себя пиджак, укутал им свою дочь, ещё раз  её обнял, прижал к себе – слёзы сами покатились по щекам.
  - Дальше, Люся, не ходи. Спустись вниз, шагай осторожно, иди домой. Мама беспокоится. А я пойду. Ждите меня. Я вернусь к вам.
  - Нет, папа, иди ты, а я буду смотреть тебя в спину, - не сдаётся Люся.
  - Дочка, послушайся своего  папу. Иди домой.
  Послушалась Люся. Долго стоял на горке  Иван, провожая  дочку,  пока не скрылась из вида маленькая дочка.
   Лейтенант Иван Архипов  направляется защищать  от врага  город  Сталинград.  Сразу на фронт.  Всё понимал лейтенант Архипов,  сегодня же он выезжает в Сталинград,   оставляет одних  дочь  и  нездоровую  жену. 
  Люська-непоседа всё ждала  отца. В каждом человеке-солдате видела лицо родного человека.
Соседка по дому Маргарита  пригласила  Люсю в госпиталь, где работала санитаркой. Много раненых,  койки стоят даже в коридорах.  В фойе госпиталя кто-то включил патефон. Ходячие солдаты, санитарки,  услышав музыку, собрались в небольшом зале-коридоре, закружились в вальсе,  пустились в пляс…
 -  Яблочко,  яблочко  включи! – просит солдат, забинтованный с головы до ног. Его в коляске подвезла санитарка. Вышел на середину молодой боец, раненный в руку,  а ноги-то целы.
 - Давай, Мишка, давай за нас пляши, не жалей ног! – кричат солдаты.   Вдруг выходит,  выбегает на середину зала Люся, поёт и пляшет: «Эх,  яблочко, куда катишься?»  Смех, хохот, аплодисменты.
 - Вот это да! Девочка, давай вприсядку!
 - Ой, девчушка упала, поднимите её!
 - Я не упала, я сижу на лодке, гребу, не мешай мне! – отвечает солдату Люся.
  Люся продолжает плясать. Всем весело.
 - Спасибо тебе, девочка! Спасибо, Люся! – благодарит её молодой  лейтенант.
 - Завтра этот симпатичный молодой лейтенант с утра отправляется на фронт, в Москву, - шепнула медсестра соседке Люси.
  Однажды Полина Сергеевна выбрала время для прогулки  с дочкой. Она только что сдала кровь,  за что получила продукты, дали ей несколько дней выходных. Так что сегодня вкусно покормит свою дочь и погуляет с ней  по Набережной.
  Идут они по Красной площади Чебоксар. Направляются к Волге, чтобы полюбоваться красотой реки.  Отдохнуть после работы,  и вдруг Люся дёргает мать за руку:
  - Гляди, мама, солдат с одной ногой на костылях. Он за девушкой бежит. Ему больно, мама, больно! Останови тётеньку, мама!
  Полина Сергеевна слов не находит, что ответить дочери.  Солдат на войне  потерял  ногу, воевал, после госпиталя вернулся домой, встретил свою девушку, хочет с ней поговорить, а она? Не желает видеть калеку,  инвалида.  А перед началом войны, провожая его, обещала ждать.
 - Парень, пожалуйста,  не беги! Она тебя не достойна! Встретишь ещё свою суженую, вон какой ты красавец! Любая за тебя замуж пойдёт, - подойдя ближе к парню,  успокаивает Полина Сергеевна.  – Ты жив, вернулся домой, а вот мой муж,  её папа, погиб под Сталинградом.  В прошлом году получила похоронку. Ты жив, счастья тебе, солдат!
  Люська стала Людмилой Ивановной Архиповой.  Фамилию отца не поменяла,  гордится  им,  командиром  противотанковых орудий. Ездила вместе с учащимися средней школы №4 города Новочебоксарска на экскурсию в Волгоград. Возложила цветы к подножию мемориала  Матери Родины. В списках погибших нашла фамилию отца, хотя не совпадает одна буква в инициалах. Может, просто вышла ошибка? 
  Память об отце незаживающей раной тревожит сердце Людмилы Ивановны. Навсегда останется Он в памяти дочери,  внука,  правнучки  и  правнука!
                Июль.  2019  год