Позорное пятно Царской России

Марьша
    О позоре Николая:http://proza.ru/2019/11/26/435

 20 октября (1 ноября) 1894 произошла кончина Императора Всероссийского Александра III.
    На престол  вступил ) Николай II Александрович (родился 6 [18] мая 1868, Царское Село, умер предположительно 17 июля 1918, Екатеринбург?) — Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский (20 октября [1 ноября] 1894 — 2 [15] марта 1917). Из императорского дома Романовых.  Высочайший манифест обнародован 21 октября. В тот же день приносилась присяга новому царю сановниками, чиновниками, придворными и в войсках.

      14 (26) ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца сочетался браком с Александрой Фёдоровной- урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская. Медовый месяц новой четы проходил в атмосфере панихид и траурных визитов.

      Коронации Николая Второго произошла почти через 1.5 года- 14 мая 1896 г. Николай-полковник гвардии (1892); кроме того, от британских монархов имел чины адмирала флота (28 мая (10 июня) 1908 года) и фельдмаршала британской армии (18 (31) декабря 1915 года).

Шаг первый.НА ПУТИ К КОЛОНИАЛЬНОЙ ДЕРЖАВЕ.
На рубеже 19 и 20 веков Российскую империю поразил вирус колониализма. За колониями, помимо Британии и Франции, начали охоту Германия (Того, Камерун, Новая Гвинея), США (Гавайи, Филиппины), Италия, и даже Бельгия (Бельгийское Конго). Колониализм, напрямую выраставший из развивавшегося капитализма, требовал притока денег, ресурсов, и расширения рынков сбыта.

      Единственным путём для России, на котором было возможно развитие колониального порядка, стало проникновение в Китай.Первый шаг к войне Николаем Вторым был сделан в 1895-м году, когда Россия начала постепенное проникновение в Маньчжурию, щедрыми взятками получив для себя концессию на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД).110 лет назад, 14 июля (1 июля по старому стилю) 1903 года, Великий Сибирский путь (исторической название Транссибирской магистрали) был введен в строй на всем его протяжении.ДЛЯ  БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ  ДЛЯ ЗАХВАТА КИТАЙСКОЙ ТЕРРИТОРИИ.

С точки зрения интересов России этот шаг был оправдан, так как на фоне общего дележа Китая мировыми державами обеспечить сферу своего влияния было необходимо, однако, как уже было сказано выше, одни правильные и полезные действия перечёркивались десятком неправильных. Само проникновение в Маньчжурию приводило к первому пересечению наших интересов с интересами Японии, больше нашего заинтересованной в ресурсах Северного Китая, и чем сильнее Россия осваивалась в Китае, тем серьёзнее это беспокоило Японию.

     До поры до времени Япония с распространением нашего влияния мирилась, пока дальнейшими своими действиями Россия не стала раз за разом всё больнее наступать на её стратегические интересы. Поначалу деятельность вокруг КВЖД развивалась более чем успешно. Дорога стремительно строилась, вокруг станций вырастали рабочие посёлки, начинался приток русского населения. Уже 1897 году русская торговля в Китае принесла казне более 70 миллионов рублей чистой прибыли, что ещё больше увеличило аппетиты, но непродуманная политика быстро привела к многократному превышению убытков над доходами.

     Шаг второй. Ляодун.
В ходе Японо-Китайской войны 1894-1895 годов Китай потерпел безусловное поражение. По результатам Симоносекского мирного договора за Японией были оставлены Квантунский полуостров вместе с военно-морской базой Порт-Артуром, а Корея окончательно выводилась из сферы влияния Китая.

     Первые метания из стороны в сторону предприняла русская дипломатия в начале 1895-го года. Полностью проигнорировав начало войны, Россия уже после её завершения полным разгромом китайцев вдруг одумалась, запаниковала, и стала призывать остальные Великие державы обуздать японцев и лишить их плодов победы.

Как результат, 11 апреля 1895-го года согласованным выступлением России, Германии и Франции, Япония была принуждена оставить захваченные территории. Это страшно унизило японцев, у которых отобрали все кровью завоёванные территории, и инициатором всего оказалась Россия. 12 мая того же года Ляодунский полуостров был возвращён Китаю при строжайшем условии не передавать его в пользование ни одной другой державе.

До 1897-го года всё оставалось относительно спокойным. Русские адмиралы, беспрерывно озабоченные поиском незамерзающего порта на Тихом океане, которых категорически не устраивал Владивосток и развитие незамерзающих портов на собственной территории, за несколько лет так и не пришли ни к какому решению.

Более всего нашему флоту приглянулся корейский порт Мозампо, однако возможность занять его ещё до окончательного разрыва с Японией была упущена. Выгоды обустройства базы именно там были очевидны многим адмиралам, и прежде всего командиру Тихоокеанской эскадры вице-адмиралу Ф. В. Дубасову. Его мнение разделялось и начальником Морского министерства адмиралом Тыртовым.

Преимущества Мозампо заключались в том, что он располагался намного ближе к Владивостоку и обеспечивал контроль над Корейским проливом, — то, чего никак нельзя было добиться из Порт-Артура. Также там была более обустроенная якорная стоянка. На момент захвата Россией Порт-Артура Япония была одинаково не готова помешать как его захвату, так и захвату Мозампо, совсем недавно наглядно увидев мощь русско-германской коалиции, к которой примкнула и Франция, и лишь Англо-японское соглашение 1902-го года развяжет Японии руки.

Помимо Мозампо, Россия имела преимущественное право занятия гавани Циндао, но так этим правом и не воспользовалась, и когда Германия самовольно, использовав в качестве повода убийство германских миссионеров, захватила Циндао, Россия благодаря великодушию Николая и его родственных связей с Вильгельмом уступила.
Затягивая несколько лет с решением вопроса обустройства базы, и так и не придя ни к какому решению, Россия внезапно осталась ни с чем: Циндао был упущен в пользу немцев, а занять Мозампо так и не решились.

Оставалось лишь судорожно идти занимать то, что ещё «плохо лежало», а именно Порт-Артур. 5 декабря 1897 г. в гавань Порт-Артура вошла спешно собранная эскадра из крейсеров «Адмирал Нахимов», «Адмирал Корнилов» и канонерской лодки «Отважный» под командованием контр-адмирала М.А. Реунова. 15 марта 1898 года за 2 млн юаней была оформлена «аренда» Порт-Артура и всего Ляодунского полуострова сроком на 25 лет.

Более оскорбительного для Японии шага трудно было представить: мало того, что именно по инициативе России Японию заставили уйти из захваченного Ляодуна, так ещё и вопреки условиям возвращения Китаю, Порт-Артур был передан третьей державе, что было строго запрещено, и державой этой снова оказалась Россия.
Что характерно, даже в момент последних метаний после захвата немцами Циндао, командование Тихоокеанской эскадрой настаивало на занятии Мозампо, и было готово тотчас же по получении разрешения из Петербурга направить туда корабли, и даже оборонять порт от возможной атаки англичан. Но в Петербурге уже выбрали Порт-Артур. Идеальная ловушка для российского Тихоокеанского флота (как ранее для китайского) стала нашей.

     Деньги решают всё.
Решаясь влезть в зону стратегических интересов Англии, САСШ, и прежде всего Японии, нельзя было не понимать, что усиление России будет вызывать ответную реакцию. Столь же ясно было, что непосредственно на войну с Российской империей великие державы не пойдут. Оставался вариант активно поддерживать Японию в качестве противовеса политике России в Китае и Корее.

По счастью, в высшем руководстве адекватно оценивали угрозу со стороны Японии, и особенно после обострения отношений в 1895-м году.«Арендовав» у Китая Порт-Артур, для того чтобы превратить его в базу русского флота, требовалось вложить огромные деньги. Прежде всего, было необходимо восстановить китайский морской завод и сухой док, разрушенные ещё японцами, но так и не восстановленные.

Как база для основных сил флота Артур был чрезвычайно неудобен: гавань, разделявшая Восточный и Западный бассейны, была мелководна, и требовала расширения. Наличие всего одного-единственного выхода из гавани представляло собой грандиозную проблему, благодаря которой японцы столь уверенно осуществляли ближнюю блокаду.

Сам по себе выход на внешний рейд, помимо безальтернативности, имел ещё один фатальный недостаток: он представлял собой узкое «бутылочное горлышко» посреди отмелей, и также был мелководным, что всячески лишало флот свободы манёвра. Для выхода эскадры в море требовался прилив, и по этой причине любой выход на внешний рейд занимал до 8 часов, так как в одну «полную воду» все корабли покинуть гавань не успевали. Необходимость дожидаться полной воды делала все манёвры русских предсказуемыми для противника, и на какую бы то ни было внезапность действий рассчитывать не приходилось. Узость фарватера также была столь очевидной, что даже один севший на мели корабль закупоривал его, чем не преминёт воспользоваться противник.

Единственный док, построенный ещё китайцами, был слишком мал для основной боевой единицы флота – эскадренных броненосцев. К тому же и для обслуживания других классов кораблей наличие одного-единственного сухого дока было совершенно недостаточным. Вплоть до самого начала войны русский флот проходил зимовку и обслуживался в доках в японских же портах!

Помимо этих, в принципе решаемых проблем, возникла ещё одна, превращённая нашей дипломатией в нерешаемую, это наличие в 30 милях от Артура островов Мяо-Дао.
Первоначально занятые одновременно с Ляодуном, по инициативе командующего Тихоокеанской эскадрой Дубасова, они были вскоре оставлены по настоянию министра иностранных дел М.Н. Муравьёва. Так же не были заняты острова Эллиот в 130 километрах от Порт-Артура.

Слабость власти и отсутствие в её головах понимания, что вообще следует делать на Дальнем востоке, в очередной раз заложило мину замедленного действия под все грандиозные русские приготовления. Казалось бы, если вы уже решились на обострение отношений с Англией, Японией, да и самим Китаем, заняв Ляодунский полуостров, то следует быть последовательными, и довести начатое до конца, а именно, максимально обеспечить занятое от посягательств. Но вечные колебания и боязнь «осложнений» (хотя какие ещё могут быть осложнения после фактической аннексии полуострова с военной базой?) на корню испортили всё дело. Умение из-за мелочи обесценить грандиозные вложения станет визитной карточкой русской элиты той эпохи.

Япония, в который уже раз, не оставит столь очевидно выгодную стратегическую позицию без внимания, и немедленно займёт острова, чтобы обеспечивать с них ближнюю блокаду 1-й Тихоокеанской эскадры и высадку войск на Квантунский полуостров.
Как бы то ни было, но работы по превращению Порт-Артура в настоящую морскую крепость начинать было необходимо. Был закуплен землечерпательный караван для углубления бассейнов и фарватеров, начались работы по совершенствованию старых китайских батарей и оборудованию новых. Ремонтировались и расширялись мастерские порта и портовые сооружения.