7. Анропология и наука. Продолжение

Сергей Михальчук 2
Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005 учебном году.

Тема I

Введение в Антропологию

III. Связь Антропологии с «внешними» науками.

Человека можно так же представить и как совокупность процессов, протекающих в его теле (плоти) и душе, как самих по себе, так и под действием воли (личности) человека, его ума (духа). Эти процессы, кстати говоря, могут взаимодействовать между собой как согласованно, так и несогласованно. Это рассогласование и является причиной всех болезней человека. Болезней и человеческого тела, и его психики, а также и всех душевно-духовных недугов, если считать грех - болезнью человеческой личности. То есть неправильным (страстным) использованием человеческой личностью возможностей своей души и своего ума (духа).
Следовательно, мы можем следующим образом определить человека:
Человек есть совокупность множества процессов (движений), которые могут быть условно объединены в следующие группы:
Механические;
Физические;
Химические;
Биологические;
Психические и Социальные;
Душевные;
Духовные.   (См. рис. 3.)

Речь идёт, конечно же, не о классической механике, а о биомеханике; о биофизике и биохимии. О том, на чём основаны все биологические процессы в живых организмах, - то есть вся их физиология.
Иными словами, все эти многоразличные процессы не существуют каждый сам по себе, а являются причиной и следствием один другого. Более простые («грубые»), можно сказать, первичные процессы, сочетаясь и взаимодействуя между собой, становятся материальными носителями более тонких и сложных процессов.
Например, вы пилите дрова. При этом: - биомеханические движения в мышцах вашего тела приводят к возникновению разницы биоэлектрических потенциалов, которая, в свою очередь, порождает в тканях мышц электрохимические реакции. Эти реакции, способствуют усиленному питанию клеток мышечной ткани, но вызывают, при этом, быстрое накопление молочной кислоты. Биоэлектрические процессы, происходящие в мышцах, порождают разность биомагнитных потенциалов. В свою очередь биомагнетизм порождает биоэлектрические наводки в нервных клетках, составляющих нервные каналы в мышечных тканях и вокруг них. Возникший нервный сигнал поступает в соответствующие нервные центры, вызывая чувства усталости и голода. Эти, заметьте, уже душевные движения сопровождаются определёнными эмоциями и целым набором особенностей системы поведения характерной для психического портрета данной конкретной личности, то есть вашей.
Вы, с той или иной стойкостью, боретесь с голодом и усталостью, молчите, а может быть тихо или громко ругаетесь; вас посещают мысли: «А не пошло бы оно всё к такой-то бабушке!», - всё это, заметьте, уже не душевные, а духовные движения.
Но вот дрова кончились! Если, конечно, ваша мораль и нравственность победили, и вы выполнили благословение, данное старшим. Можно пойти отдохнуть и поесть. И начала раскручиваться та же цепь процессов, только в обратном направлении: - Воля принимает решение, мозг отдаёт команду, нервный сигнал бежит к мышцам, они начинают работать - Вы идёте или спать, а потом есть или наоборот.
Из этого вам, вероятно, понятно, - речь идёт о том, что эти процессы не существуют обособленно, каждый сам по себе, а являются органическими частями единого процесса, называемого жизнь человека. Во всей её полноте, от простого физического движения до сложнейших духовных явлений.
Вот что по этому поводу говорит митрополит Филарет:
Догмат о творении говорит о человеке как телесно-душевном существе, равным образом принадлежащем к физическому миру и к миру духовному. Важно отметить, что библейское богословие делает акцент на целостности человеческого существа, на единстве в нём психической и биологической жизни. Душа проникает всё тело человека, или, как говорится в книге Левит, душа тела - в крови (Лев 17:14). Ни тело, ни материя сами по себе не являются источниками греха. Апостол Павел различает не тело и дух, но тело душевное и тело духовное (1 Кор. 15:44).
Некоторым особняком (см. рис. 3.) располагаются социальные процессы.
Эта особенность в том, что все другие процессы протекают в человеческой природе, явленной в одной конкретной ипостаси (лице), в то время как все социальные процессы протекают в результате общения разных лиц между собой, будь то общение в разговоре ли, словесное ли (научный труд, литературное ли произведение или политическое выступление). Это может быть и общение через творчество – музыку, изобразительное искусство и т. д.
Исключение составляют здесь душевные и духовные движения. Потому, что они возникают в нашей природе не только при воздействии на нас факторов окружающей среды, но и при общении с другими людьми и при созерцании красот всего творения Божьего - и мира и тварей Его.