Тайны операции -Антропоид-. Часть 2

Борис Готман
   Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2019/07/02/1695
 
   Как видит читатель на снимке, на барельефе между фигурами чешского десантника и православного священника отлита надпись по-чешски:
 
  "В этом православном храме святых Кирилла и Мефодия пали за нашу свободу в день 18.06.1942 года народные мстители из рядов чехословацкой армии за границей
           майор Адольф Опалка 
           капитан Йозеф Габчик
           капитан Ян Кубиш         
           капитан Йозеф Валчик
           поручик Йозеф Бублик          
           поручик Ян Грубы
           поручик Ярослав Шварц
Епископ  Горазд, священник Чикл, д-р Петршек, церковный староста Зонневенд и другие чешские патриоты, которые их укрывали и были казнены.
Вечная память."

   В этом официальном знаке памяти нет знакомых нам и принятых в таких случаях слов вроде: "…павших в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами".
 
   Не знаю, случайно ли это, или просто надпись отражает известные каждому чеху факты.

   Приведу, например, цитату из работы "Операция Антропоид 1941-1942 гг.",  изданной коллективом авторов Пражского военно-исторического института в 2007 году:

  "В начале октября 1941 года Президент Бенеш готовился к переговорам с западными союзниками (по антигитлеровской коалиции - Б.Г.) об отказе от Мюнхенского соглашения и восстановлении Чехословакии в границах сентября 1938 года.   

   В начале войны западные державы не признавали Чехословакию в качестве субъекта международной политики, и поэтому ее послевоенное восстановление не было очевидным.
 
   18 июня 1941 года Соединенное Королевство, наконец, признало чехословацкое правительство в изгнании в Лондоне, но Мюнхенское соглашение оставалось в силе.
 
   Это означало, что даже после победы в войне Чехословакия будет восстановлена только  в  установленных в нём границах.
 
   Согласно первоначальным предположениям, отмене Мюнхенского соглашения должна была предшествовать отставка правительства протектората, что показало бы, что ни оно, ни чешский народ не принимают германскую оккупацию и признают единственно законной власть Бенеша.

   Однако отставки не последовало: после прибытия Гейдриха в Прагу правительство протектората не протестовало против объявления военного положения, оно приняло арест премьер-министра Илиаса и стало прислужником оккупационной власти.
 
   Поэтому президент Бенеш столкнулся с растущим давлением союзников, стремившихся к организации активного сопротивления в оккупированном протекторате.
 
   Чехословацкое правительство в изгнании оказалось на последнем месте среди представителей оккупированных государств, оказывавших вооружённое сопротивление германской оккупации".
 
   Мало того,  союзников в первую очередь тревожил рост производства на чешских заводах многих видов высококачественного вооружения для гитлеровской Германии, в том числе таких, которые не выпускались даже в самой Германии.

   В этих условиях своей главной задачей Бенеш видел организацию в оккупированной Чехии громкой диверсионной операции демонстративного характера, которая могла бы послужить для правительств стран антигитлеровской коалиции убедительным доказательством того, что чехи и словаки не смирились с немецкой оккупацией и полностью поддерживают усилия союзников по разгрому нацистской Германии.
 
   По замыслу Бенеша и его министра иностранных дел и личного советника Масарика, такой операцией должно  было стать покушение на одного из ведущих представителей оккупационной администрации или чешских коллаборационистов, в первую очередь, на Р. Гейдриха.
 
   Репрессии, которые неминуемо будут развязаны нацистами в ответ на это покушение,  вызовут, по мнению Бенеша, активизацию сил внутреннего чешского сопротивления,  саботаж и диверсии на военных предприятиях.

   Продолжение следует - http://www.proza.ru/2019/07/05/1459