2019 г. Дневниковые записи 31 Планета больна. Ты п

Галина Ларская
2019 г. Дневниковые записи 31 Планета больна. Ты помочь ей готов?
О В.В. Набокове, об отце А. Мене

продолжение

9 мая 2019 г. Мне снилась Лиля С., она умерла два года назад. Я рассматривала её лицо. У неё было хорошее настроение, она была помолодевшая, оживлённая, глаза её зеленоватые сияли, как звёздочки, зубы белые были хороши, на верхнем зубе я увидела тёмноватое пятнышко. Мы прохаживались с ней по улице. Речь шла о каком-то мужчине умершем. Я спросила о похоронах и о его жене. Лиля произнесла: «Они не жили вместе, едва ли она придёт на похороны».

Тут звонок из внешнего мира прервал дальнейшее и я пошла к телефону.

Итак — Лиля жива и весела в Тонком мире, а кто-то из общих знакомых в каком-то мире умер.

Звонила подруга Э. Она поздравила меня с праздником и стала прощаться. Я «схватила» её, убегающую, и спросила, когда же мы встретимся.

Небо сходит на Землю, когда идёт Бессмертный полк, и связь времён восстанавливается.

Вчера во мне звучали утром заупокойные молитвы. Был день памяти моего родного дяди Гурия Васильевича.

Днём я посидела в парке на шезлонге, читая о Набокове. Темнели над городом тучи. Все стали идти к выходу. Но я увидела людей, которые шли в парк. Нескольким из них я сказала: «Ребята, куда вы идёте? Посмотрите на небо», но они и не подумали посмотреть и упрямо шли в чёрную тучу. Потом разразился ливень. Где укрылись эти люди?

Николай Надеждин о В.В. Набокове: «Любовь — загадочное человеческое чувство, очень похожее на психическое заболевание, соединяющее людей получше родственных уз».

Жену Набокова звали Вера Евсеевна Слоним. «Они были влюблены. Они были бедны. И они были безумно талантливы…. Набоков — великий стилист. Его романы обладают отлично выстроенным сюжетом. Но первичен всё-таки стиль. Недаром Набокова называют самым ярким стилистом в истории русской литературы».

Набоков написал несколько пьес, но основное это 19 романов, рассказы и переводы. На его фотографии в молодости я вижу его немыслимые говорящие глаза. Они полны слёз и внимания к жизни.

Набоков восторгался «Улиссом» Джеймса Джойса, ценил его острый ум и безупречный вкус.
 
Скопировала себе в файл стихи из фейсбука Саши Тимофеевского. Они блестящи, умны, прекрасны по форме.

10 мая. Невероятное переживание от рассказа о женщине, которая обнаружила на своём огороде кости неизвестного солдата. Его по доносу полицая расстреляли немцы. Солдат скрывался на чердаке. Женщина получила дом и участок, и увидела холм, возделывая землю. 56 лет она ухаживала за этой могилой в её саду. Через 10 лет молодой и высокий солдат ей приснился в солдатской форме.

У меня начался дикий плач, но лёгкими, очистительными слезами не только по этому солдату, но и по всем воинам, лежащим в земле, неопознанных, не найденных поисковыми отрядами.

Гениальный рассказ Пантелеймона Романова «Печаль» исполнил Александр Пономарёв.

В парке поговорила с человеком, который, как и я, перелез через заграждение. Я раньше здесь плавала. Пляж закрыли, увы.

Пока шла к другому пляжу, меня окликнул другой человек: «Как самочувствие?». Я ответила, что наверное, будет дождь. Я добавила: «А вот эта музыка на пароходе мне не нравится. Её навязывают нам. Я сама пишу музыку на стихи Золотого и Серебряного века». «Пообщаемся?», - спросил человек. Я извинилась и пошла дальше.

11 мая. Мой великий друг приехал, всё, чем мог он помочь в неполадках, он сделал. Я покормила его обедом, напоила чаем с белёвской пастилой. Душа полна благодарности за его труд. Он привёз мне новый телефон. На машине довёз меня до Белорусской. Я поехала в церковь на Курской. Ничего не почувствовала на службе, меня часто закрывают.

Занятия балета. Я была молчалива. Девочки подарили подарки — книгу, ежевику, мармелад.

12 мая. Цари Давид и его сын Соломон мне интересны.

Встреча у Веры с И. Она опоздала, мы уже стали тревожиться. При мне И. ругала М. Цветаеву, я смолчала, потом услышала: «Гения судить нельзя». Слава Богу! Я играла и пела свои детские песни.

Я полна жажды жизни и жажды знаний о том, как устроен мир.

Тьма людей жила на земле. Где они, кто они, что мы знаем о них?

Скопировала об отце Александре Мене из сайта Цветочки Александра Меня.

Ив Аман:

Отец Александр умел использовать каждую свободную минуту: «Если трудишься – трудись, если молишься – молись, если отдыхаешь – отдыхай. Но ничего нельзя делать посредственно, бестолково. Не пребывайте праздными, не бездельничайте. Следите за тем, чтобы не убивать время, так как, убивая время, вы убиваете собственную жизнь».

Однажды отца Александра спросили: «Существует ли дьявол?» Он ответил: «Увы! Я не только уверен, что он существует, но думаю, что в жизни это видно. Есть зло от несовершенства, от страдания, от невежества, от голода и от многих других причин... Но есть и зло, которое не имеет природного происхождения, сатанизм, сидящий в человеке, который пытался описать Достоевский... Оно – тёмное до конца, иррациональное до последней глубины...

Мне кажется, что осатанение человека происходит не путём непосредственного заражения инфекцией зла, а путём открытия собственной воли навстречу этим тёмным силам. Всякий грех сначала человеком допускается, он открывает ему ворота, а когда сатана в нём поселяется и правит бал, тогда и рождается одержимость».

Когда мы боялись, что отца Александра вот-вот арестуют, я спросил, не собирается ли он предпринять необходимые шаги, чтобы покинуть страну. Я только что обнаружил его ответ. Маленькая смятая записка дошла до меня какими-то неведомыми путями. Она написана была им, как всегда, в спешке, схожим с клинописью почерком, страшно неразборчивым, со строчками, лезущими вверх, хотя на этот раз они оказались немного прямее.

На тот случай, если записка попадёт не в те руки, он написал её иносказательно, с присущим ему юмором, несмотря на тяжёлое время. «Моя болезнь, развивающаяся угрожающе быстро, – лишь часть общей эпидемии. От этого не существует лекарств. Перебраться в не заражённый район невозможно, да у меня и нет особого на то желания. Остаётся лишь верить, надеяться и продолжать работать».

Я не знаю, следует ли переводить «развивающуюся болезнь» – «риск ареста», а «эпидемию» – «усиливающиеся репрессии» тех времён. Тогда каждый иностранец, покидающий Советский Союз и не вполне удовлетворённый программой «Интуриста», задавался вопросом, удастся ли ему ещё раз ступить на русскую землю. Это придавало прощанию особую остроту.

Увидимся ли мы опять, отец Александр? Я снова вижу его на перроне маленькой станции в лесу. «Надейтесь. Если Богу угодно…» Да, если Богу угодно. Всё в руках Божьих. Сколько раз повторял он эту фразу!
По поводу религиозных канонов и ритуалов отец Александр считал, что они играют роль, сходную с ролью стойкой наследственности в жизни организмов, и никакое новаторство не плодотворно, если оно до конца отрывается от традиции. Но он предостерегал от опасности законничества, когда предание превращают в фетиш.

Знаменательно, что очень похожую модель предлагает папа Франциск, у которого был богатый пастырский опыт в Латинской Америке. Кстати, он тоже подвергается определённой критике со стороны части католиков, даже кардиналов, как подвергался и подвергается отец Александр. Правда, в более завуалированной форме. Пока.

По-видимому, определённый водораздел проходит не столько между конфессиями, сколько между разным пониманием христианства в каждой конфессии, между статичным и динамичным пониманием. То, о чём говорил папа Франциск, отец Александр задолго до этого проводил в жизнь. Поэтому для христиан других конфессий столь важно ознакомление с подходом отца Александра к пастырству, углублённое изучение его пастырского опыта. Отец Александр – образец христианского пастыря в наше постхристианское время.

***

       По дороге домой

Волнистое небо, осколок луны,
Берёзы, черёмуха, ивы,
Подросшие травы, сирени кусты -
Они, как всегда, терпеливы.

Мы всё ещё — жители - живы.

Мы - жители рек, океанов, лугов,
Равнин, городов и селений.
Планета больна. Ты помочь ей готов?
Ты — бог и творец, дивный гений.

12 мая 2019 г.