Алоизиус Паркер, или Я сам здесь чужак

Ярослав Солонин-Дмитриевский
Алоизиус Паркер – компас, спасательный круг и проклятие для всех неприкаянных, блуждающих и не приживающихся нигде. Крис Паркер в роли Алоизиуса. Бродяга в роли бродяги. Завсегдатай CBGB с джазовой фамилией. На самом деле, много паблисити и просто выдающихся людей с этой фамилией. Конечно же, Чарли «Птаха» Паркер, режиссер «Стены» и «Птахи» Алан Паркер, его тезка музыкальный журналист, Бонни Паркер, подельница Клайда Бэрроу,Роберт Лерой Паркер, больше известный как Бутч Кэссиди, группа Graham Parker & the Rumour, актёры, историки, футболисты, пэры, моряки, изобретатель ручки, порнозвезды Кей и Кейси,вождь команчей Куана, MC KRS-One, создатели South park.

Сам Алоизиус, как в песне Цоя примерно тех лет, никем не хочет становиться. Он желает танцевать под би-боп, под Паркера и Эрла Бостика, бродить по трущобам Нью-Йорка, трущобам Парижа, трущобам Москвы, если доберется туда когда-нибудь.

Он хочет, чтобы его похоронили в костюме-тройке, как его кумира Чарли Паркера. Мы говорим Олли Паркер, подразумеваем актера, сыгравшего его. Здесь не возбраняется.

Из всей плеяды знаменитостей, перечисленных выше, ему ближе Бонни Паркер и Бутч Кэссиди.

Но сам он не очень энергичен для профессионального преступника. Крис может совершить мелкое преступление, при условии, что никто не пострадает. Он не агрессивен, поэтому ждать от него тычка в подворотне не стоит. Да, он может поработать в качестве пушера, но не на постоянной основе. Преступный мир – такая же рутина по сути.

Конечно, его университеты – исправительные колонии для малолетних. Он обаятелен и легко находит общий язык с другими людьми. К нему они как-то тянутся. Это роднит его с Джонни (Алан Тьюлис) из «Обнаженной» Майка Ли.

Первый полнометражный фильм Джармуша (о предыдущих работах, пылящихся в бобинах где-нибудь в киношколе, он предпочитает не вспоминать) сразу дал ему творческий метод, который он будет использовать и впоследствии – писать сценарий под определенного персонажа, даже – актера. Под Джона Лури и Тома Уэйтса, под Джо Страммера, Вайнону Райдер, Джонни Деппа, Криса Уитакера, Билла Мюррея, Тильду Суинтон и Тома Хиддлстона (а сначала под Майкла Фассбендера). Только Крис не актер, не музыкант, он круглосуточный тусовщик, из которого Джармуш хотел сделать актера.

Снять его еще в одном фильме – «Сад раздора» (Garden of divorce), для которого даже написал сценарий, где действие разворачивается в постапокалиптическом мире. Но Крис даже со съемок первого пропадал, а Джим, выступая в роли частного детектива, искал его по злачным местам. И находил! Неплохой сюжетец. Без фантастических допущений. Жаль, что Джармуш не снимает детективов. Если только «Границы контроля» можно условно отнести к этому жанру.

В «Отпуске без конца» сюжет простой. Парень Олли в экспозиции заявляет о себе, как о бродяге, нигде долго не задерживающемся. Ему лет 17. В Нью-Йорке что-то заставило подзадержаться – необходимость зайти к матери (Рут Болтон) в психушку, девушка Лила (Лила Гэстилл), приютившая его. Он говорит что-то в начале о том, что если у него будет сын, он назовет его Чарли. Жаль, конечно, что это будет ребенок не от Лилы. Милая девушка, грустная. В духе «новой волны».

Олли уже наскучило быть с ней, потому с четверга он не заглядывал к ней, оставив ее в одиночестве. Даже не гордом, а созерцательном. Он читает вслух «Песни Мальдорора». Описание акта любви через акт убийства. Книга его утомляет, а Лила начинает делать оригами из страничек.

Он раскрывает свои щупальца стальной гидры… вооруженной таким же стальным скальпелем. И видит, что пролитая кровь еще не скрыла под собой всю зелень травы. Он, даже не наклоняясь, готовится вонзить свой нож в бедное дитя. Он расширяет рану и вонзает нож еще и еще раз. И снова трупы спят под сенью дерева. Животная жестокость прикрыла его своими крылами... ...и с любовью бросает на него свои взоры.
Очень скоро Олли покинет ее, и мы ее больше не увидим. Ни Лилу, не актрису ее сыгравшую. Даже всемогущий imdb не может нам ничего сказать. Режиссёр Николас Рэй, учитель Джармуша, предлагал поддать нуару, и вывести Лилу в роли роковой девушки, которая застрелит парня в финале. Яркая точка, вот она бы положила предел бесконечным блужданиям героя, а то я так себе и представляю тихие приключения Олли в Париже, Москве, Берлине, Пекине. Не будь Джармуш Джармушем, он бы франшизу сделал). В Париже бы он встретился с Лимоновым и Медведевой в том кабаре, где она пела.

знал бы от них про Москву, про Токсово, станцию Панки и так далее. Выстрел из хорошего револьвера сделал бы свое дело, закрыв не успевшую начаться кинокарьеру Джима. Вышел бы еще один фильм в стиле «(нео)нуар». Запоздалый, никому не нужный. «Отпуск без конца» тоже поначалу никому был не нужен, и Джармуш даже думал завязать с кино. Но фестиваль в Мангейме, где малобюджетная картина получила премию Джозефа фон Штернберга, позволила как-то воспрять. А за ней - Международный кинофестиваль в Фигейра-да-Фоше, а там приз от мировой кинопрессы.

Так почему Олли – проклятие для неприкаянных? Его блуждания по Нью-Йорку выглядят очень привлекательно для экзистенствующих эстетов. Это модель, заложником которой легко стать. За ней – Вселенское одиночество, которым всегда оборачивается свобода, доведенная до крайней точки.

Герой Паркера оторван даже от контекста – в фильме нет современной музыки. Ошибочен штамп, который использовали первые журналисты — «Фильм в стиле нью-вейв». Надо говорить — no wave. Принципиальный закуток, расписанный граффити, с пылающими помойками и Лидией Ланч, матерящейся в камеру. Олли слушает только джаз, тогда как Крис позволяет себе и джаз, и панк-рок. Олли одевается в стиле Джина Винсента, пионера рокабилли и рок-н-ролла, «Be Bop A Lula», покинувшего этот мир, когда Крису не было и десяти.

Свобода. И чтобы она тебя не съела, важно стать кем-то, хотя бы поэтом. Как Лотреамон, или Блейк.Выразить этот вакуум, быстрое уставание от жизни. Нечто, очень похожее на нимфоманию. Новых объектов нужно больше, но удовлетворения никакого.

Джим Джармуш и сам не отрицает, что этот фильм про одиночество, где Нью-Йорк – город-призрак. Специально для этого он и использовал плёнку «7240» (»Видеоньюзфильм»), дающую синеватый оттенок.

А о чем он еще может являться, если посвящен учителю Джима Николасу Рэю, рабочим названием фильмов которого было «Я сам здесь чужак»?!

P.S. Сам Крис, говорят, остепенился, нашел работу, может даже обзавелся семьей. Крис Паркер снялся также в таких малоизвестных фильмах, как «Фейерверк за школьной партой», «Дважды в жизни», «Кровавые ночи», «Тайная вечеря» и сериале «Водяные крысы».

Следить за проектом "Книга о Джармуше" можно здесь: https://vk.com/bookaboutjarmush