Артисты

Алексей Кнутов
Игоря Люба не видела больше года. С той поры как они развелись. Он не звонил, она тоже. Она бы не позвонила ему, еще бог знает сколько, если бы не мать. Люба любила мать и жалела, ей не хотелось ее огорчать. Она писала ей только хорошее. Про развод она тоже промолчала. Мать же в письмах всегда передавала Игорю привет, и все грозилась приехать. Но все не приезжала, дела в деревне не отпускали, да длинная дорога из другой области пугала. Люба тоже посылала привет от Игоря. О чем он, конечно, не догадывался. Как выйти из этого положения она пока не задумывалась. Пусть мать пока думает, что все у неё по-старому, а там что-нибудь она придумает. Но мать много лет грозившая приехать посмотреть, как Люба живет, вдруг собралась с духом и прислала письмо, что едет. Люба растерялась поначалу, но, подумав, решила поговорить с Игорем. Она позвонила ему с работы:
– Игорь, это я. Узнал?
– Люба! – Обрадовался он. – Ну, ты чего?
– Игорь, мать у меня приезжает. Понимаешь? Я же ей про нас ничего не писала.  Давай выручай.
– Ну, а я то чего? Чем я тебя выручу?
Люба вздохнула:
– Игорь, приди сегодня вечером. Посидим вместе. Ну, а ты сделаешь вид, что мы с тобой не расходились.
– Как?
– Ну, как? Как раньше мы с тобой жили. Она же ничего не знает. Посидишь и поддержишь компанию, часик или два. Все, что от тебя требуется.
– Да, а ночевать я останусь?
– Еще чего. Приходи с сумкой. Посидишь, потом уйдешь, будто ты едешь в командировку. Давай выручай.
– Э, так не пойдет – заерепенился Игорь.
– Ну, я тебя прошу, Игорь, сделай одолжение. Ну, последний раз. Ну, чего тебе стоит, ну, мало ли что у нас было?
– Ночевать оставишь, приду.
– Ну, хватит валять дурака-то, будь хоть раз человеком, - не выдержала Люба.
– Это не я, а ты, по-моему, валяешь, – ответил Игорь.
– Я тебя как человека прошу! – уже раздраженно крикнула Люба.
– Просишь человека повалять дурака, а потом выгонишь – съехидничал Игорь.
– Ну и черт с тобой, как был ты чурбаном, так и остался им, – рассердилась Люба и бросила трубку.
Она тут же набрала номер подруги Тани и пожаловалась ей:
– Паразит, выкобениваться начал, ночевать, видишь ли, захотел.
– А мать знает его? – спросила Таня.
– Да видела раз, и то мельком, мы еще тогда с ним только начали встречаться. Вряд ли помнит.
– Слушай, я чего придумала. Давай я тебе пришлю моего Серегу. Он у меня артист.
– Да ну, что ты?
– А чего ты, посидит вечерок, а потом ты его отправишь.
– А ты не боишься? Возьму и оставлю.
– Он не останется, – уверенно заявила Таня.
– Ладно, присылай, – согласилась Люба.
Мать приехала вечером. Люба встретила ее на вокзале. Они обнялись, расцеловались.
– Ну, как у тебя? – спросила мать.
– Все нормально, ма.
– Квартиру обставила?
– Все сейчас покажу, ма.
– С Игорем как?
– Хорошо, ма, хорошо.
Они сели в троллейбус. Через полчаса прибыли к дому. В троллейбусе было тесно, поговорить им не удалось. Дома у Любы все готово.
– Ох, и устала я, –  сказала мать, когда они вошли в квартиру.
– Ничего, ма, сейчас на стол соберу, посидим, а потом отдохнешь.
Мать разделась, оглядела прихожую, потом шагнула в комнату. Осмотрела мебель. Повела взглядом:
– Ну что, хорошо у тебя. А хозяин-то где?
Время двигалось к семи.
– На работе, сейчас придет, – спокойно ответила Люба. А про себя подумала: «А вдруг не придет?»
Мать села отдохнуть на диван, а Люба пошла на кухню.
В это время раздался звонок. Люба рванулась к двери, глянула в глазок и открыла. На площадке стоял, улыбаясь, Танин жених Сергей.
– Здрасьте, – сказал он, смущаясь.
– Проходи – сказала шепотом Люба. –  Тебе Таня все рассказала?
Сергей кивнул головой:
– Инструкцию получил.
– Помни, ты – Игорь, будь смелей. Мать в комнате. Ну вот и хозяин пришел, – громко сказала она, – Что так долго-то?
– Да зачет сдавал.
– Какой зачет? – шикнула на него Люба, - Ты с работы пришел.
– А, ну да...
– Проходи в комнату, – подтолкнула его Люба.
– Здрасьте, – поздоровался с матерью Сергей.
– А, пришел, – сказала мать, вглядываясь в Сережу. И тут же всплеснула руками:
– Игорь! Да ты как изменился-то, худой какой стал! Я ведь тебя не таким представляла.
– Ма, работает ведь, устает. Да и время идет, – пришла на выручку Люба.
– Изменился ты, Игорь, изменился, – повторила мать.
– Ну ладно, вы тут посидите, поговорите, а я на кухню, – весело сказала Люба и подмигнула Сергею.
Некоторое время мать молчала. Сергей тоже не знал, с чего начать разговор.
Наконец мать сказала:
– Долго ты, Игорь, работаешь. Ай куда заходил?
– Ну да, заходил, – ответил Сергей осторожно.
– Ну, а работа у тебя какая?
– Чего? – спросил Сергей, будто не понимая.
– Ну чего работаешь?
– Да там, на заводе, крутим гайки
– Гайки? Да ты вроде шофером был. Ай прав лишили?
– Ну да, лишили - подтвердил Сергей.
– За что же тебя, ай выпимши был?
Сергей не успел ответить. Люба услышала их разговор и поспешила ему на помощь:
– Иди-ка сюда, помоги мне тут кое-чего, – позвала она Сергея.
Сергей встал и прошел на кухню.
– Ты чего там говоришь? Запомни: ты шофером не работал. Ты все время на заводе. Скажи чего-нибудь про станки, – зашептала Люба.
– Так я уже сказал, что шофер.
– Да какой ты шофер? Посмотри на себя.
– А, ладно, говори, чего можешь, только поскладней, –  Люба толкнула его в бок,.– Сереж, будь посмелей, походи по квартире, делай вид, что ты хозяин.
Сергей снял пиджак, повесил его в шифоньер и с важным видом прошелся по квартире. Мать посидела немного и пошла на кухню помогать Любе.
– Что-то Игорь у тебя какой-то не такой.
– Да полно, ма, такой же.
– Что же он тебя не обнимет ни разу?
– Ма, а тебя отец часто обнимал да целовал?
– Ну, вспомнила отца, ему, кроме рюмки, ничего не нужно было, а вы, чай, молодые.
Когда стол накрыли, Люба достала бутылку крепленого вина.
– Чего тут мужику пить? Ему,чай, белого надо, - высказала мать.
Люба достала бутылку водки и спросила его:
– Будешь?

Сергей промолчал. Когда мать вышла, шепнула ему:
– Ты меня обними при ней хоть раз.
Они сели за стол.
– Игорь разливай, – предложила Люба.
Сергей налил в рюмки крепленого вина, в его рюмку Люба налила водки.
– Ну, за встречу, – сказал тост Сергей.
– И, можно сказать, за знакомство, – добавила мать. – В прошлый раз я с тобой и не поговорила.
Они выпили. Сергей выпил полрюмки и долго морщился.
– Допивай все, чего это ты, муж называется, – засмеялась Люба.
Сергей усмехнулся и послушно допил водку. Они поели, помолчали. Потом мать спросила:
– Игорь, ты мне так и не ответил, за что же тебя лишили?
– Лишили? – Сергей посмотрел на Любу. – Чего меня лишили?
 – Прав на вождение автомобиля, – недовольно подсказала Люба.
– А? За что лишили? Ну, так ясное дело, вот за это. – Он щелкнул пальцем по подбородку. – Дело-то как было. У нас один женился, ну, поставил, конечно. Вечером мы в гараже его обмыли. А утром я еду, остановили: мол, дыхни. Ну, я дыхнул, и показало.
– Да неужто только за это? Ой, порядки-то какие. У нас вон Вовка Кирьяков все время ездит пьяный. Так у него и не отнимают права-то.
– Да кто там, мам, у вас отнимать-то будет. Там ни одного милиционера на двадцать километров не встретишь.
– А еще перед этим два столба сшиб, – добавил Сергей, – тоже пьяный был. Ага, еду вот так, а они жих-жих – и попадали.
– Ой, сам-то, чай, ушибся.
 – А ничего, машина, правда, вдребезги.
 – Ой, господи, людей, поди, поушибал.
 – Поушибал, – махнул рукой Сергей.
 – Ну и ну, похоже, ты хорош был, – покачала головой мать.
Люба тихонько толкнула ногой под столом Сергея.
– Ма, да что ты к нему пристала? Игорь давай наливай.
Они выпили еще.
– Ну, а как живете, не ругаетесь? – спросила мать и посмотрела внимательно на Сергея.
– Никогда, – заявил Сергей, осторожно привлек к себе Любу и поцеловал прямо в губы. Но сразу же отстранился и потянулся вилкой за закуской. Ошеломленная Люба не успела ничего предпринять. Она смотрела на него, Сергей озорно улыбался. Люба тихонько опять толкнула его под столом: «Мол, знай меру, Артист». Но в душе ей было приятно, и она тоже хитровато ему улыбнулась.
– Не ругаемся, ма, видишь.
– Ну, а мать с отцом как?
– Мать с отцом? – переспросил Сергей и пожал плечами. – Работают, все нормально.
– Надо же, пенсионеры, а все работают, не хватает пенсии-то, поди.
– Они не пенсионеры, – возразил Сергей.
– Как? А ты вроде мне писала, что они на пенсии.
– А, правильно, правильно на пенсии уже, – сообразил Сергей, – я и забыл.
– Ну, что же, надо бы мне с ними познакомиться. Давайте завтра, Игорь, сходим к ним. А то сватья, а друг друга и не знаем.
Сергей с Любой переглянулись.
– Это куда сходим? – спросил Сергей.
– Ну, к твоим.
– Так они же у меня в Костроме.
– Как в Костроме? Это пошто они там, переехали, что ль?
– Ну да, – сообразил Сергей. – Купили дом и переехали. Климат им тут не подходит.
– Вот те на, а ты, Люба, мне ничего не писала про это.
– Забыла, ма, все-то разве упомнишь?
– Ну что, еще по одной, – вошел в роль Сергей. Он налил себе еще водки, Любе – крепленого. Мать категорически отказалась.
– Не буду, не буду больше, а вы молодые, пейте.
Они выпили, после этого Люба взяла Сергея за руку и повела на кухню.
– Сереж, – шепнула она ему в прихожей, – тебе пора.
Сережа осторожно привлек ее к себе и сказал капризно:
– А я не поеду в командировку, не поеду, ее отменили.
Люба отстранилась. Некоторое время они стояли молча. Потом Люба словно очнулась.
– Сереж не надо. Давай собирайся.
В прихожую зашла мать:
– Да ты куда мужика-то гонишь? На ночь глядя.
– Ма, ему в командировку надо!
– Да ведь он не хочет, отменили, говорит.
– Ма, он забыл. Видишь, он плохо соображает.
– Нет, я хорошо соображаю! – заявил Сергей.
Мать всплеснула руками:
– О те на! Ты знала, что ему в командировку и наливала ему. И куда теперь такого гонишь, а чего случится?
– Да, – сказал Сергей – может случиться. – И опять обнял Любу.
– Ты что делаешь! Мне Таня башку оторвет за тебя.
– Не оторвет. Я не дам.
– Сереж, не надо, – шептала она ему. – Господи, ты же Танин. Я тебя напрокат взяла.
– Бери насовсем, – шепнул он ей.   
– А, ладно, – решила Люба и сказала громко:
– Игорь, что же ты раньше мне не сказал, что никуда не едешь. Так, спать ляжешь на кухне. А я лягу с мамой.
– Ну что это, – возразила мать, – ложитесь вместе, а я лягу на кухне.
– Нет, нет, ма я лягу с тобой, он выпимши.
Пусть, решила Люба. Откуда же она знала, что Сережу развезет с третьей рюмки. Она же не отбивает его у Тани. Просто они устраивают спектакль для матери. Ежели что, она ей все расскажет. Она принесла ему подушку и постелила на диванчике. Сама легла с матерью. Утром она вскочила чуть свет и вспомнила про Сергея.
– Сереж, вставай, а то проспишь.
Сергей открыл глаза и улыбнулся.
– Сереж, ты молодец, все было хорошо.
– Ты тоже молодец.
Он оделся, выпил чаю.
– Ну все, Сереж, езжай в командировку, понял?
– Понял, – сказал Сергей, –  а жаль, так не хочется в командировку.
Люба погрозила ему пальцем.
– Все, уехал в командировку на неделю, – объявила она матери.
– Да, значит, не увижу его больше, – посетовала та.
Весь день они бегали с матерью по магазинам. К вечеру усталые, с покупками, вернулись домой. Сели ужинать.
– Игорь мне твой понравился. Ну, совсем не такой...
– Опять не такой, ма, ну какой не такой-то?
Мать помолчала:
– Ну, какой был.
Они закончили ужин. В это время раздался звонок. Люба открыла дверь. На площадке стоял, улыбаясь, Сергей. Люба замешкалась, некоторое время глядела на него удивленно, потом спросила:
– Не уехал?
– Нет, – помотал тот головой.
Она пропустила его в прихожую и поймала себя на мысли, что рада ему.   Еще вечер они будут играть роль мужа и жены.
Сергей заметил перемену в ее голосе. И когда мать, поприветствовав его, вышла в комнату, он притянул к себе Любу и осторожно поцеловал в губы. Оба они совсем забыли про Таню. И они уже не играли, все у них было по-настоящему.
Прошло полгода. Они поехали в деревню, к Любе на родину. Мать встретила их в райцентре.
– Вот, ма, – сказала Люба, –  знакомься, муж мой Сережа.
– Игорь, чай, – поправила мать.
– Сережа, ма, Сережа! – улыбаясь повторила Люба.
Мать немного помолчала, раздумывая, потом сказала:
– Я же тебе говорила, что Игорь не такой. А ты мне – такой. Ну и артисты. Ладно, пошли, Сережа, на автобус, дома разберемся.

    1993 год.