Сверчок. Коллежский секретарь. Гл. 32. Добро и Зло

Ермолаев Валерий
                Сверчок
                Часть 2
                Коллежский секретарь
                32
                Добро и Зло

    Следует сказать, что Чаадаев в конце 1820 года  подал в отставку и бросил Петербург; в 1823 г. он уехал заграницу и, прожив там три года, вернулся в Москву чуть ли не в один день со мной – в начале сентября 1826 г.,  до 1829 г. Мы не поддерживали отношения.
Одно скажу точно, мы рассуждали о Боге, человеке, обществе. Но все рассуждения неизменно приводили к мыслям о Добре и Зле, о выборе человека быть с Богом или без него.
     Никто не вправе осудить человека за сделанный выбор. Об этом же говорил и Иисус Христос: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лук. 6, 37). Но, делая выбор, человек всегда должен помнить об обязанности несения ответственности за этот выбор в будущем. Случайностей в мире не существует. Все происходящее является следствием прошлого и, в свою очередь, определяет будущее. Когда мы говорим о случайности, мы просто не знаем всех причин данного события. В то же время, это не значит, что все в мире однозначно предопределено еще при его создании. Существование свободы выбора позволяет выбрать один из многих возможных вариантов развития событий, но когда выбор сделан, выбранная программа начинает действовать и изменить что-либо становится практически невозможным.
Чаадаев пережил за эти годы тяжелый душевный перелом. Подобно Заратустре, и он надолго ушел в пустыню, и жил там один лицом к лицу со своим грозным богом, пока не познал его и не покорился ему; когда он снова вышел к людям, он нес им скрижаль завета.
      Во многих учениях и даже в широко распространенных религиях (в частности, в некоторых направлениях христианства и ислама) утверждается, что все происходящее в мире — «от Бога и по воле Бога», а значит, Бог управляет всем сущим, в том числе всеми поступками, словами и даже помыслами людей. Отсюда следует жесткое предопределение существования мира, так как ничто не может нарушить воли Бога. В этом случае люди лишены свободы выбора, хотя иллюзия такой свободы им дана, например, в заповедях, говорящих о том, как поступать можно, а как — нельзя. Но людям только кажется, что они следуют или не следуют этим заповедям, выбирая самостоятельно свой путь, на самом же деле (если все по воле Бога) люди — просто марионетки в руках Всевышнего. Это очевидное логическое противоречие последователи разных религий объясняют тем, что Бога нельзя понять разумом, и надо просто верить и не рассуждать. То есть в данном случае свобода выбора есть только у Бога, и он может «по своему произволу» менять как законы этого мира вообще, так и понятия о Добре и Зле в частности. Таким образом, следуя постулатам данных религий, получается следующее: поскольку Зло в нашем мире все-таки существует, и при этом в мире «все от Бога», следовательно, функция источника Зла переносится на самого Бога. Но разве может Господь Бог быть источником Зла?! Конечно же, нет. И это не богохульство, а стремление докопаться до истины, обнажив тем самым суть, как множества лжеучений, так и всех «ловцов человеческих душ», которые за ними стоят.
     Подобное отношение к категориям Добра и Зла совершенно неприемлемо, например, для зороастрийцев. В авестийской традиции Бог — это источник Добра, который не имеет ничего общего со Злом, так как Добро изначально противостоит Злу. Отнюдь не случайно зороастризм называют «Доброй Религией». Личная ответственность каждого индивидуума за совершенные им деяния ставится в религии Заратуштры превыше всего, ибо, согласно зороастрийскому космогенезису, человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, является высшим из созданий. Именно человеку принадлежит право своим выбором менять окружающую действительность. Смерть одного человека не может искупить грехи всего человечества — каждый должен внести свою лепту в дело восстановления утраченной гармонии Мироздания.
И тут возникают вопросы…, которые опираются на понятия Добра и Зла. И он требуют ответа, требуют разрешить мысль.

Вот вопросы тысячелетней давности.

 «Кто я есмь?
 Кому я принадлежу?
 Откуда я пришел? И куда я вернусь?
 Из какого я рода и племени?
 Какова моя роль и каков мой долг на земле?
 Какова моя награда в этом мире, куда я пришел?
 Вышел ли я из невидимого мира или всегда был в этом мире?      
 Принадлежу я богам или демонам? Добрым или нечестивым?
 Человек я или демон?
 Сколько путей ведет к спасению?
 Какова моя вера?
 Что идет мне на пользу?
 Кто мне друг, а кто враг?
 Существует ли один первопринцип или их два?
 От кого исходит добро, а от кого зло?
 От кого свет, а от кого тьма?
 От кого благоухание, а от кого зловоние?
 От кого порядок, а от кого разрушение его?
 От кого милосердие, а от кого безжалостность?»

  Чтобы ответить на подобные вопросы, необходимо было иметь как определенные знания, так и собственную точку зрения на окружающую действительность.
В 1829 году внутренняя борьба была кончена, и Чаадаева снова потянуло к людям из мрачного одиночества, в котором он прожил почти четыре года; в то же самое время он начал излагать свое учение в форме философских писем. И я  был одним из первых, кому он дал для прочтения свое первое, знаменитое впоследствии письмо.