Капиталистическая эксплуатация или соц. гарантии?

Аникеев Александр Борисович
      Экономический строй с капиталистической эксплуатацией большинства населения и ресурсов ради прибыли для обогащения меньшинства истощает планету и оставляет нищими эксплуатируемое большинство. Нынешний мир по существу очень неустойчив, поскольку находится в прямой зависимости от наличия природных ресурсов. А в России они попросту разбазариваются, а ресурсовозобновляемые технологии почти не работают.  Беда капитализма в том, что он не способен решать глобальные гуманитарные проблемы. Капитал не будет инвестироваться в искоренение бедности, безграмотности, разных заболеваний, если это не приносит прибыли. Деятельности нескольких благотворительных организаций явно не достаточно. Таким образом, население России теряет почти половину своего научного, творческого и производственного потенциала.

     Капитал не может адекватно вложить средства в научные проекты, где требуются глобальные усилия. Люди остро нуждаются в дешевой энергии, в лекарствах от разных болезней, а новые проекты, если они не приносят прибыль, не разрабатываются, поэтому могут финансироваться только по остаточному принципу и из-за этого прорывные технологии двадцать первого века реализуются вне законов капиталистического рынка.  Капиталистические государства продолжат нездоровую конкуренцию между собой, производя вооружения и гонят человечество в пропасть взаимного уничтожения.

      Кроме того, в связи с полным ходом развития компьютерной автоматизации и роботизации производства продолжится рост безработицы. С ростом производительности труда и стремлением капитала снизить издержки на производство правительства будут вынуждены снижать жизненный уровень населения и множить ряды “балластных” профессий. Например, при усложнении бухгалтерии и налогового законодательства будут создаваться рабочие места для выпускников экономических и юридических вузов.
      
       Чтобы учитель и медик  были уважаемыми профессиями необходимо изменить всю социальную систему общества.  Среднее и высшее образование должны быть из средств общественного потребления и для большинства обязательными. Необходима система и культура постоянного образования, где гражданин, развиваясь как личность, имеет практическую возможность постоянно повышать квалификацию, менять или дополнять ее. В этой связи оправдано уменьшение рабочего дня с восьми до четырех-пяти часов.

      Необходим упор на формирование как можно более целостной и полной картины мира в сознании студентов с прочным основанием в классической и диалектической логике. Для сравнения: члены современного общества развиты узко, специально не обучены мыслить логически и едва способны принимать верные решения в областях, не связанных с их зонами профессиональной компетенции.

      Членами нового  общества с подобным развитием будет трудно манипулировать. Его лидеры смогут избежать ловушки узкой специализации, принимая решения исходя из широких познаний в области философии, истории, обществознания, политологии, экономики, психологии и пр. Более того, с такими гражданами ко многим вопросам можно применять принципы прямой демократии, для чего технические возможности уже имеются в Швейцарии.


      Маркс писал, что «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». Но для этого необходимо ставить вопрос о воспитании «нового» человека-творца, отличающегося от современного потребителя», «заточенного» под узкоспециальный наемный труд и аккумуляцию собственности, но главным образовательным аспектом для воспитания «нового» человека — это расширение фокуса ответственности, то есть гражданин должен воспринимать всё общество в целом как зону своей ответственности, а общество, в свою очередь, должно быть в ответе за социальное благополучие каждого.  Реализация этой задачи потребует создания новой системы для улучшения образования с решением проблем по перенаправлению трудовых ресурсов с повышением механизации и автоматизации производства.


      Что касается экономики, то необходимо вернуть основные средства некоторых производств в государственную собственность при национализации в рамках законной программы, в том числе используя методы капиталистической конкуренции. К примеру, перекупка активов и демпингование, что применялось в СССР при переходе от нэпа к индустриализации. Земля, как средство производства должна принадлежать обществу, но экспроприация приведет к реакционному воздействию и может пагубно сказаться на внешнеторговых отношениях, что опять приведет к гонке вооружений.

      Но как бы там ни было, в обществе социальной справедливости, то есть при социализме, земля должна быть достоянием народа населяющего страну и который трудится на своей земле, используя её ресурсы, а не средством для купли-продажи.

      А значит ещё и потому народ должен иметь право на свою долю производимых в стране базовых средств для жизни по количеству и квалификации своего общественно необходимого труда для своей счастливой жизни на своей земле, что именно народ занимается производительным трудом по производству необходимых средств для жизни и для развития своей страны!

      Если, конечно, считать социализмом такой общественный строй, где монополия закона о социальных гарантиях по труду стоит выше монополии капитала и право на труд гарантирует каждому право на достойную жизнь по количеству и квалификации труда! А в таких условиях какой же это капитализм, когда даже сознание большинства населения уже стоит на социалистических рельсах!

      А ведь это заслуга правящей партии в стране и за программу которой большая часть населения страны, или кто-то может назвать социально развитую страну, где у власти нет партии с социально прогрессивной программой развития, которая не была бы избрана народом этой страны и не стала законом для всех?

       Поэтому сегодня говорить о социализм как о справедливом обществе, когда даже во времена СССР по уровню социального развития мы жили хуже народов некоторых западных стран, бессмысленно, ибо многие люди ещё не осознают его достоинство для большинства населения. В стране, где каждый живёт со своей моралью, причём в основном с буржуазной, капиталистической,  о какой вообще социальной гармонии можно вести речь?

       Экономика должна снова стать плановой. В СССР ее механизмы работали эффективно, но только не в социальной сфере и планирование велось в рамках вычислительных возможностей того времени. Изначально планирование включало в себя крупнейшие стратегические области экономики: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, энергетику и внешнюю торговлю. Разнообразие товаров народного потребления обеспечивали артели, не контролируемые Госпланом.

      Экономическая реформа планирования и управления народным хозяйством СССР 1965 года расширила номенклатуру товаров, входящих в расчеты Госплана, в десятки раз. С этой реформой и нехваткой вычислительных мощностей связывают торможение развития социальной экономики в СССР и дефицит, вызванный плохим планированием и логистикой. Были попытки излечения этих болезней государственного капитализма введением понятий рентабельности и хозрасчета, но лекарства стали хуже болезни.

      Теперь мы понимаем то и обладаем тем, чего не было у советского руководства. Мы можем строить центры обработки данных, планировать производство и осуществлять трекинг наименований по всей логистической цепи, в режиме онлайн выявляя узкие места и устраняя их. Единая товарная база данных и ее прозрачность уничтожат дефицит и коррупцию, с ним связанную.

       Сокращение товарного производства и прямое удовлетворение социальных потребностей по количеству и квалификаии труда позволит со временем включить в планирование предприятия среднего и малого бизнеса. Для них исчезнет необходимость в маркетинге, закупках, отделах продаж, налоговой бухгалтерии. Их задачи упростятся до разработки контроля в непосредственном производстве для удовлетворения насущных потребностей населения. При этом внутренняя структура управления может быть полностью сохранена — с той лишь разницей, что формальным владельцем станет государство, а труд руководителей будет вознаграждаться по фиксированной шкале с привязкой к удовлетворению потребностей по социальному законодательству и зарплатой по квалификации труда.

       Именно для справедливого  удовлетворения базовых социальных потребностей населения производимые базовые средства для жизни необходимые каждому должны распределяться равномерно по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда и в то же время меритарно (merito — с лат. заслуга, достоинство), согласно результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны по индексу полезности обществу.  Индекс может зависеть от вида, сложности и востребованности избранной специальности, научных званий, наград, изобретений, реализованных предложений по оптимизации процессов, выслуги лет, положительных отзывов и пр. В целом, человек социально справедливого общества должен обладать необходимыми социальными благами для своего морально-нравственного и физического развития, но в то же время быть в меру аскетичным и бережливым.

       Жилье должно распределяться с продуманным набором необходимой мебели и домашней утвари, чтобы человек не обрастал вещами и не прикипал к ним. Семья или человек должны знать, что, снявшись по производственной необходимости с одного места на новое с одним лишь чемоданом, он отправляется в ожидающее его новое жилье со всеми необходимыми удобствами. Это позволит устранить культ вещизма, виновный отчасти в развитии буржуазности населения СССР.


       Понятно, что с такими целями для стран с монополией капитала мы можем стать еще большим «злом». Единственный выход — стать «необходимым злом». Зависимость соседних стран от экспорта российского сырья сохранится ещё на долгие годы и, скорее всего, увеличится. Поэтому экспорт углеводородов останется инструментом внешней политики.

       Для выживания в такой среде нашему государству придется сохранить некоторые внешние признаки капиталистической экономики, сохраняя членство если не во всех, то в некоторых международных торговых организациях. В целом смысл внешнеполитической игры будет в том, чтобы переносить внимание оппонента с одного внешнего аспекта на другой, например, ведя законные военные операции, не давая оппоненту оказывать влияние на внутренние экономические и социальные преобразования в стране.

      Кроме того, необходимо многократно увеличить информационное влияние страны в мире. Если обычные граждане этих стран не будут видеть в нашей стране экзистенциальной угрозы, то риск конфликта значительно снизится.

      Необходимо дружить с бывшими советскими республиками, так как чем больше и разнообразней экономика, тем больше шансов на общее развитие и успех. Крайние меры (прямое вторжение, разжигание сепаратизма в регионах, подстрекание к революциям и переворотам) аморальны, хотя могут привести к локальным успехам. Но, вероятнее, они станут стратегической ошибкой, спровоцировав более жесткую и долгосрочную реакцию стран дальнего зарубежья, а также недоверие и опасения лидеров других стран СНГ.

       Агентурная работа в этих странах должна вестись в ключе предотвращения направленных подрывных влияний с Запада, также поддержания пророссийских политиков.

       Главным вектором влияния должны стать наши успехи в экономике, образовании и здравоохранении. Главной целью — установление общих стандартов в образовании и здравоохранении среди дружественных стран, что создаст единое идеологическое и экономическое поле в будущем.


      Что касается управлеия, то выборные должности должны заполняться кандидатами, выдвинутыми по партийной и профсоюзной линии. Люди должны знать кандидатов лично, проработав с ними бок о бок, а не полагаться на информацию из сезонных расклеиваний плакатов. Кроме того, они должны иметь право отозвать своего кандидата.

       Конечная цель новой парадигмы управления обществом — создание механизмов прямой демократии. Для этого граждане страны, прошедшие курсы и сдавшие экзамены по политэкономии, истории, логике, смогут принимать участие в голосовании за релевантные законопроекты, инициативы и государственные проекты. «Вес» голоса будет также меритарным. Обладающий познаниями, опытом, квалификацией, степенями в рассматриваемом вопросе голос получит больше баллов при подсчете. Сохранится необходимость в комитетах, советах и министерствах, но пирамидальная вертикаль власти прекратит свое существование. Жесткая вертикальность уступит место коллегиальной власти, которая сможет обеспечить адекватную репрезентативность при условии контроля ее отдельных членов профсоюзными ячейками.

       Что касается религии, то должно практиковаться полное разделение власти и церкви, так как их слияние коррумпирует оба института. Классики коммунизма ошибочно восприняли религиозные институты как классового врага, поскольку элиты того времени использовали их для доминирования над массами. Однако религиозные учения не являющиеся вредными сектами, полезны для воспитания нового человека в духе праведности и любви к ближнему. В свою очередь, человек нового общества, свободный от предрассудков и клише, лучше воспримет суть этих учений, делая осознанный выбор в вопросе веры и избегая поверхностного ритуализма.

       Перефразируя Ленина можно сказать, что коммунизм есть советская власть плюс социальная информатизация всей страны

       Ибо без развития коммуникаций и особенно средств информации поднять экономику страны и новую парадигму ее управления невозможно. Строительство обширной информационной сети должно стать первоочередным проектом нового социального государства. Это создаст необходимый задел для создания единой социальной и товарной базы данных и расчетов Госплана, для облачного управления автоматизированными и роботизированными производствами, удаленного образования, искоренения бюрократической волокиты и для осуществления прямой демократии по удовлетворению потребностей населения.

      Современная жизнь и нравы показались бы утопическими жителю средневековья или античности. В социализме и коммунизме нет ничего утопического, так как экономические и социальные основы развития такого общества вполне реальны и прочны. Стоит задача разработки продуманной системы реализации по удовлетворению необходимых социальных и коммуникационных потребностей населения на принципах развития гуманизма, равноправия и социальной справедливости.

       Необходима изначально продумать всю систему для исключения возможных эксцессов, перегибов и застоев. При имеющемся историческом опыте решение этой задачи для исследовательского института вполне реально. Ставка на образование, на социальные гарантии для интеллектуально-духовного развития личности неизбежно ведет к развитию гуманного и социально справедливого общества. По иронии судьбы, некоторое единство народов СССР  в какой-то мере позволило Союзу развалиться относительно мирно, если не считать внутрироссийские конфликты.

      А начать необходимо с создания крепкой партии с такой программной основой, со свободных курсов для подготовки новых административных кадров и с организации исследовательского института. Считается, что для того, чтобы какая-то точка зрения была принята обществом, необходимо, чтобы с ней согласились хотя бы 10% населения. Поэтому, если вы разделяете подобные убеждения, делитесь ими со знакомыми и близкими, убеждайте в правоте своих взглядов.

     Надеюсь, что ход мыслей понят правильно и пусть до коммунизма пока далеко, но первая его социалистическая ступень должна быть устроена так, чтобы каждый получил законную возможность с правом на труд иметь право хотя бы на социально-бытовые условия жизни по труду!  А иначе какой же это социализм?   Выбирая род занятий по способностям и имея соответствующее образование человек должен добросовестно выполнять свои обязанности на рабочем месте в экономике страны, чтобы иметь законное право на всё необходимое для своей полноценной счастливой жизни и развития.

      При развитии образования и здравоохранения за счёт общественных фондов потребления все необходимые средства для жизни производимые народом должны ему принадлежать относительно равномерно по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а благоустройство жилья, качество приготовления блюд питания и изготовления одежды можно и по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны при сохранении рынка вне социально-коммуникационной сферы и на производимое сверх необходимых норм для благополучия общества. Все граждане должны иметь не только равное право на труд, но и равное право на жизнь достойную труда!

      Распределение должно быть по количеству и квалификации труда при относительной свободе выбора экономической деятельности, поэтому стимул к труду должен быть значительно выше, чем при капитализме, и экономика развивается бурными темпами, так как этот процесс выгоден всем, кто хочет жить лучше, и вовлечены в него должны быть все трудоспособные граждане страны!

       Дети должны иметь всё необходимое в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений как будущее население страны, имея определённые бонусы за послушание, хорошую учёбу и примерное поведение, старики как уже заслужившие своим трудом благополучную старость!

       В этих условиях инфляция и кризисы уже не будут носить такой негативный социальный характер для населения, как это происходит при явной монополии не только отечественного товарного и оборотного капитала, но и зарубежного, и эти кризисы будут служить сигналом для дальнейшей декапитализации экономики.

       В любом случае такая форма социально-экономических взаимоотношений резко сократит социальную нищету среди трудящихся масс, а значит не будет такого социального неравенства как при монополии капиталистического, товарного производства средств для жизни только ради прибыли.  Всё производство средств для жизни должно быть ради здоровья и благополучия населения страны, что должно  сплотить всех граждан России для дальнейшего развития и экономического могущества своей Родины!

       Нужна только воля объединённого в партию с такими целями народа страны, чего, к сожалению, пока нет и, похоже, не скоро будет.

       Разница между капитализмом и социализмом в том, что при социализме с правом на труд у каждого должно быть и право на социально-бытовые условия жизни по труду, в силу монополии закона о социальных гарантиях по труду,  а не только зарплата пропорционально труду без каких-либо социальных гарантий! Если этого нет, то и социализма никакого нет! А вот где не только большее количество людей можно привлечь к созидательной деятельности, но и социально можно всех обеспечить необходимым для относительно счастливой и благополучной жизни по труду, там и социализм!

        А при капитализме, в силу закона о монополии капитала, при минимуме усилий каждый стремится получить максимальную выгоду, а с такой психологией большинства населения и социализм невозможен, не говоря уже о коммунизме…