Приоткрыв завесу истории математики, или рано ушед

Леда Шаталова
Перебирала свои книги на полке, мой взгляд выхватил эту старую книгу, когда- то давно мною прочитанную. Еще тогда, я помню, меня охватило двоякое чувство, с одной стороны- восхищение этой яркой личностью, а с другой- досада, что мы так мало знаем. Речь идет об Эваристе Галуа. О нем и его жизни, столь короткой. Он погиб, когда ему еще не было двадцати одного года
Книга эта: автор Л.Инфельд «Эварист Галуа», из серии: жизнь замечательных людей (1962 г.)
Серия биографий основана в 1932 г. М.Горьким. Это все значится на титульных листах книги. А с обложки задумчиво смотрит очень красивый, молодой Эварист. В его взгляде светятся: бунтарский дух и ум великого математика. Во, предисловие «Тот, кого любят боги, умирает молодым» Менандр.Эваристу Галуа было в то время не более двадцати трех, двадцати четырех лет от роду. Он был один из самых неистовых республиканцев» А.Дюма (отец).Около 1830 года во Франции появилась новая, необычайно яркая звезда на горизонте чистой математики…» Ф.Клейн.
Из обращения автора этой книги: «Русскому  читателю. Попросите любого математика назвать, скажем двадцать величайших математиков всех времен. Среди них, по всей вероятности, он назовет Галуа. Но Галуа умер, когда ему еще не было двадцати одного года! Как удалось ему совершить так много? Какова была его жизнь?» Как дальше пишет автор: «Эти вопросы тревожили меня чуть ли не с детства- с той минуты, когда мой школьный учитель впервые упомянул о проблеме решения алгебраических уравнений. Я дал себе слово, что добьюсь ответа»
Вот некоторые выдержки, которые описывают нелегкую судьбу этого гения. Помимо математики этот гений, был патриотом своей Родины: «Галуа был выдающийся революционер. При жизни он был известен как друг народа и защитник его прав. Никто(или почти никто) не думал тогда, что он великий математик»
Из вот, этих строк видно в какой среде рос Эварист : «Во Франции процветали старые математические традиции. Не только в своей стране, но и во всем мире тон в математике задавали Лагранж, Лежандр, Лаплас и Монж.. Им предстояло оказать влияние на Коши, Галуа, на грядущее поколение математиков. Но не от этих людей завесила жизнь Галуа.  Новые  правители ждали  францию ; ничтожные, нетерпимые фанатики готовились душить, калечить гений Галуа. По всей Европе жили в изгнании фраецузы, для которых растущее великолепие империи было источником горькой печали» На арену готовились выступить новые силы. Им было суждено определить судьбу Эвариста Галуа- быть может, самого гениального математика, какого когда- либо знал мир. История Галуа- история его ненависти к королю, его путь к смерти и славе- сохранилась лишь в обрывках, бессвязных, неполных и противоречивых.
В 1823 г., пройдя основательную подготовку у матери, сдал экзамен в Луи- ле- Гран и был зачислен в четвертый класс. Галуа, как и множество французов ненавидел короля и боролся против него.
Так как эта статья посвящена истории математики, необходимо упомянуть о великом математике и выдающемся педагоге Гаспаре Монж. Он изобрел начертательную геометрию, создал Политехническую школу и заложил основы ее великих традиций. Он отец современного метода обучения математике во всем цивилизованном мире. Нынешние учебники ведут начало от лекций, прочитанных в этой знаменитой, первой в мире школе математиков- школе, где получали образование офицеры, ученые, государственные деятели и мятежники; школе которой восхищались ученые и боялись короли. Но Монж совершил преступление: во время Ста дней он остался верен Наполеону. В 1816 г. Монжу было семьдесят лет. Он оставил Политехническую школу, потому что руки у него были частично парализованы. Когда он прочел трагический 29- й бюллетень, с ним случился удар, от которого он так и не оправился. Гуманее было бы, пожалуй убить старика. Этого король не сделал. Но он изгнал Монжа из академии. Согнувшись под тяжестью этого удара, мучимый страхом, Монж бежал от преследований и два года спустя, больной и одинокий умер, превознося Наполеона и проклиная Бурбонов. Но и смерть не остановила мести королей. Ученикам Политехнической школы было запрещено присутствовать на похоронах их великого учителя.
Вот наглядный пример влияния истории на математику. Как и ранняя гибель Галуа. До своего открытия в математике он прошел долгий, тернистый путь. Работая над проблемой решения уравнения пятой степени, в начале он считал, что решил эту проблему- решение уравнения радикалами, но найдя ошибку в своих рассуждениях он не сдался: «Он знал, как это всегда знают великие ученые, что первый, слабый луч света приходит только после настойчивых, непрерывных поисков; что над проблемой нужно думать дни и ночи; ждать, думать и передумывать, снова ждать, пока после непрестанных усилий не выведет его на единственную узкую тропу, ведущую к решению проблемы.
Итак, ученик 5 класса риторики Луи- ле- Гран Галуа определил одну из самых трудных проблем
В алгебре. Он вывел, что уравнения 5 степени в радикалах решить нельзя, но третьей или даже четвертой степени можно.
Кроме всего прочего Эварист не находил понимания у учителей, ведь его оставили на второй год во втором классе! В одном классе с Галуа учился Огюст Шевалье, он первый понял, что Эварист- гений, когда тот отвечал на вопрос учителя, исписывал доску формулами, тот в своей тетради написал6 2Первый раз в жизни вижу собственными глазами настоящего гения. Ему еще не было 16 лет, а он уже испытал и страдание бесплодных поисков во тьме и восторг познания истины. Луи- ле Гран, где он познакомился с геометрией и влюбился в нее. Вот фрагмент из его записей: «Теорема есть истина, которая становится очевидной путем рассуждения, именуемого доказательством».
Стены этой школы сотрясал мятеж (1824 г.) Сорок учеников, самых лучших, были исключены за бунт, который они подняли. Только по чистой случайности Эварист избежал этой участи.
Учась в классе риторики, всего несколько месяцев спустя, после того, как он впервые узнал, что означает слово «геометрия» Галуа переживал радости творчества. Его дни были полны напряжения, ночи он проводил без сна. Именно ночь приносила новые идеи. Он снова и снова обдумывал их, жалея, что не может зажечь свечу и записать. Он занимался математикой, как одержимый все время даже в то, когда писал сочинение по французскому языку и отвечал на вопрос преподавателя. Отзывы учителей о Галуа были далеко не лестные. Несколько раз он «проваливался» на экзаменах по математике! Например: на одном из них на вопрос преподавателя: «Почему вы явились сюда, не пройдя специального курса по математике?» Он ответил: «Я занимался самостоятельно!» «Ах, так!»с иронией заметил тот. А Галуа сказал ему, что к тому же вопрос который вы задали был сформулирован не правильно! Это решило его участь, его не приняли в Политехническую школу.
Но, на пути Эвереста встречались и чудесные преподаватели. Так, например- мсье Ришар. В начале на его уроках Галуа думал, что историю математики знать не нужно, но слушая учителя он пришел к выводу, что все сказанное очень интересно, что манера изложения ему нравится! И-  это был величайший комплимент, который мог сделать Галуа.
Огромную роль в жизни этого гения играли родители, особенно, отец. Он был мэром города .Вот, например, как он учил сына жизни: «Можешь ненавидеть идеи, но не людей, которые их воплощают. Даже если бы тебе удалось уничтожить этих людей, ты все равно не уничтожил бы их идей» Его отец из- за политических гонений покончил с собой. Эту трагедию его сын, который его очень любил, пережил тяжело.
Его душила и угнетала среда в которой он жил. 14 июля 1831 г. Галуа вместе с Дюшатлье повел республиканцев от Елисейских полей до Гревской площади, где сорок два года назад народ расправился с защитниками Бастилии. Здесь на Гревской площади, они собирались посадить деревья в память свободы.
Галуа и его друг были арестованы. Им предъявили обвинения в заговоре против государственной безопасности. Когда Галуа допрашивал следователь, он задал ему вопрос: «Признаете ли вы следовательно, что ваши действия были нанправлены против безопасности государства?». «Нет. Государству в котором подобные действия возможны и необходимы, постоянно грозит опасность»
30 июля 1831 г. Галуа провел в карцере. Будучи в тюрьме он получил письмо, которое прождал более 2 лет, с печатью института. В нем был отрицательный ответ: его работы не поняли! Как написал он переполненный горечью и злостью: «Ничего не поняли! А я только просил их внимательно прочесть эти немногие страницы.- не больше» «Мир должен узнать, как со мной поступили эти люди. Пусть будущее поколения рассудят меня и Пуассона. Академию и меня»
В его же записях : «Никто моей работы не понимает и не пробует понять!» «Сильным мира науки я обязан тем, что первая из моих двух работ выходит так поздно. Сильным мира сего я обязан тем, что работаю в тюрьме- обители, едва ли располагающей к размышлениям». 8 месяцев тюремного заключения! Когда его выводили из карцера, где был жуткий холод. Он был измажден, дрожал от озноба, даже чиновник, который составлял список его вещей, взглянул на него сочувственно. «Шляпа, галстук, сюртук, жилет, брюки черные, башмаки деревянные; все сильно поношено».
Как умер Галуа? На дуэли, которая была подстроена. Перед смертью своему другу, на его вопрос: «Кто это сделал?» Эверист ответил: «Много говорить не могу некогда. Королевская полиция. Я не стрелял! Все в тумане. Секунданты  бросили меня…»
2 июня 1832 г. друзья Галуа снесли гроб с его телом на ныне неизвестное общее кладбище.
Три тысячи республиканцев слушали выступление, восхволяющие доблести Галуа, как республиканца.
Семьдесят семь лет спустя гению Галуа отдали дань математики, члены академии, официальные лица Франции.
Когда Галуа умер, его знали, как ярого республиканца, любившего Францию и свободу, ненавидевшего тиранию и сражавшегося с ней.
Современным математикам, знакомым с терминами: «группа Галуа»; «поле Галуа»; «Теория Галуа», он известен, как один из величайших математиков всех времен, в юности убитый на дуэли. История его заслуживает, чтобы ее знали не только математики, но и все люди доброй воли. В душе он был ярым республиканцем, но свой ум и сердце отдал математике!