13. Камер-Коллежский вал

Виктор Еремин
В старой России при въезде в город надо было платить пошлину — денежный сбор. Москва со временем так разрослась, что было не понятно, где городская черта, чтобы брать пошлину. В XVIII в. сбором пошлины ведала специальная Камер-коллегия. Вот её чиновники и добились возведения вокруг города нового земляного вала, который обозначал бы границу города, при пересечении которой следовало брать пошлину.

Вал этот получил название Камер-Коллежский. Он образовал следующее за Садовым московское кольцо, которое охватывало примерно 7 % территории современной нам Москвы. На валу были устроены заставы, где стража собирала пошлину.

Проработал вал недолго. Через 20 лет сбор городской таможенной пошлины внутри страны упразднили. Но Камер-Коллежский вал ещё 100 лет оставался границей Москвы. Полицейские на его заставах проверяли паспорта приезжих.

Когда вал срыли окончательно, напоминанием о нём остались слова «вал» и «застава» в названиях московских улиц и площадей. Всего в Москве 19 таких Застав и 28 Валов. Сам Камер-Коллежский вал сохранился до наших дней только в одном месте — в Лужниках. Там по нему проходит Окружная железная дорога.

Коллегия

Коллегиями назывались особые учреждения, которые управляли целыми направлениями жизни Российского государства. Камер-коллегия, например, управляла сбором налогов и хозяйственными делами.

Застава

Заставами назывались места въезда и выезда из города, на которых чиновники проверяли документы приезжих и взимали с них денежные сборы.

Пятое кольцо

Камер-коллежский вал был четвёртым кольцом в истории Москвы. Пятым таким кольцом считается Окружная железная дорога (ОЖД). Её построили в самом начале XX в. Длина дороги 54 км. ОЖД была границей Москвы до 1960 г., когда границы города расширили до Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД).