ТЕМА

Ирина Спивак
    Роза Абрамовна, стремительно  вошла в класс и остановилась возле учительского стола. Выражение лица старушки было, как у Наташи Ростовой - Савельевой, -  приглашенной Болконским на первый вальс.  Физиономии наши вытянулись, и мы невольно переглянулись, ища друг у друга поддержки своему изумлению…
     Сама на себя не похожа! Шелковая белоснежная блуза с кружевами! Прическа на манер начала века! Оранжевая помада?  Что-то похожее на каблуки?…

     У нас считалось, что  с учителем биологии нам не  повезло. После того, как в восьмом необычайно весёлый Кузьма Иванович так  живо преподавал нам анатомию и физиологию человека, что  вгонял девочек в краску,  перемежая объяснения материала  сальными шуточками и анекдотиками на грани приличия, получить  в девятом в качестве учительницы эту засушенную и осыпающуюся Розу было, мягко говоря, грустно.
     Но мы не роптали. Во-первых, Кузьма Иванович от нас ушел в школу при тюрьме, где у его шуточек точно  было куда  больше ценителей, а учительская зарплата была  с надбавкой – за  вредность. И это казалось нам справедливым.  Во-вторых, Розу надо было жалеть. Из перешептываний на переменках мы узнали, что  муж её, кажется, Николай Степанович, будучи генетиком - профессором биологии  в нашем университете,  безвестно сгинул уже после войны где-то на Колыме. Учительницей Роза пошла работать не от хорошей жизни,   за сорок, не имея прежде ни преподавательского стажа, ни опыта работы с детьми - чтобы заработать себе  хоть какую-то пенсию.  Надо было считать за счастье, что наш директор взял  её на работу, и что в районо не стали возражать. А тут еще и паркинсонизм проклятый… Но жить то ей  как-то надо? Поэтому мы на её уроках  безропотно конспектировали учебники и послушно отвечали на вопросы в конце параграфа, стараясь не смотреть  на её казавшийся единственным  мрачно-бордового цвета  жакет, лоснившийся на рукавах, дрожащкю голову  и вечно унылый, какой-то погасший взгляд. 

     А тут… Что это с ней?!! 
     - Здравствуйте, дети, - сказала она таким голосом, как будто следом мы должны от неё услышать признание в любви. – Садитесь…
Откройте ваши тетради. Поставьте сегодняшнее число…
    Её голос стал тревожным, и в нём появилась тайна.
-  …  И запишите тему нашего урока: «Генетика! Теория Моргана и Менделя…»
   Роза Абрамовна, торжествующе блистая улыбкой,  оглядела класс, и счастливо выдохнула, как  балерина, благополучно  закончившая  свои 32 фуэте из балета "Дон Кихот." Только что реверанс не последовал...