Мысли о составлении нашей истории

Игорь Бабанов
Карпаты - общеславянская прародина
Листок - Духовно-литературный журнал, Ужгород, 1885-1903
 
Мысли о составлении нашей истории
Мы очень мало знаем о минувшем состоянии нашего угро-русского народа, очень мало о наших предках. Но как бы мы могли об этом чего-то положительного знати, когда основательно и систематически до сих пор еще никто не обработывал историю нашу. Иль у нас нет истории? Если существуем мы, если существует угро-русский народ, — то конечно у нас были и предки, от коих мы происходим, если же были предки, то они где-то жили, в жизни своей что-то делали, следовательно у нас было-бы чем занятися историографу: у нас есть предмет для истории; у нас должна быти история.
Здесь хотел бы я несколькими словами зоговорити о системе, по которой нужно бы составити нашу историю.
Нет сомнения в том, что мы угро-россы принадлежим к великой Славянской семьи, ведь еще и теперь без трудности можем разговоривати с поляками, чехами, словаками, словенцами, легко поразумеем болгарина; но сговоримся и с сербами и хорватами, — это обстоятельство служит доказательством того, что и мы потомки того великого Славянского народа, который древним греческим историкам был знаком под именем Сарматов, и который занимал весь северовосток и из части и юг Европы. Если же мы потомки Сарматов, то самый древнейший период нашей истории должен заниматися изложением местопребывания, быта, обычаев, религии, суеверий, культуры, и действий древних славян. Это был бы первый: славянский период нашей истории.
Славяне в течении времени зачали разделятися: зачали устроивати отдельные государства. Taкие государства были: Чешское, моравское, Болгарское, сербское, русское и проч. — Хотя истоия всех этих государств должна быти интересна для нас, как история народов нам одноплеменных; однако найближе стоит к нам история русская, которая занимается описанием состояния наших русских-же предков.
Нет сомнения в том, что наши предки из нынешней России переселились в Угорщину. Правда, на склонах Карпатов до 634 года жили сербы: белые сербы, и белые хорваты; но эти около помянутого года потянулись к реке Саве, — и хотя и осталось из них несколько семейств на их первом место пребывании; число этих могло быти не великое, — поелику не могли сохранити даже своего прежнего имени.
— Очень вероятно, что эти, около склонов карпатских гор, оставшиеся еще белые сербы смешались с русскими славянами, и от этих последних получили и свое название; но это не могло случитися раньше 862-го года, поелику восточные славяне (Кривичи, Чудь, Весь, Меря) лишь помянутого года призвали к себе для княжения норманское племя Русь, от которого племени и зачали называтися русскими или Русью. — До 862 года и восточные славяне не назывались русскими; и так и славяне около склонов карпатских гор живущие до 862 года не могли называтися так, поелику это название между славянами и несуществовало.
Мадьяры заняли Угорщину около 899 года. — Очень не вероятно, что-бы находящиеся в ту пору в Угорщине славяне переняли уже название Русь. Здешние славяне назывались тогда не русскими, а просто народом славянским = словенским, — как и по днесь называются словаки. — Если же мадьяры, в час пришествия своего в Угорщину, не нашли здесь русских; а днесь живут в Угорщине и русские; то эти русские т.е. мы = наши предки должны были поселиться в Угорщине позднее.
Когда же, и как переселились предки наши в Угорщину?
Одна часть пришла сюда вместе с мадьярами; но эта часть не заняла отдельное, сплошное пространство, а смешалась с мадьярами, для чего и переняла мадьярский язык и обычаи.
Назвали местностей: Oroszvar, Nagy-, Kis-Oroszi, Nemes-Oroszi, и проч., о том свидетельствуют, что в них когда-то жили русские.
Другая часть переселилась из соседней Галиции и заняла южные склоны Карпатов. Доказательством этого мнения служить то, что наши верховинцы, и по беседе и по росту, телосложению и по чертам лица похожи на соседних русских Галичан. — Один и тот же народ, только что Галичане живут по ту сторону Бескида. Эти из Галиции переселившиеся русские занимают и по днесь сплошную полосу на южных склонах Карпатов; и называются вообще верховинцами.
Третья часть угрорусского народа вошла в Угорщину с князем Феодором Корьятовичем и поселилась вкруг Мукачева 1388 года. Колько могло быти этих переселенцев, трудно оиределити. Но что с князем Корьятовичем пришла и верная ему дружина, в этом не может быти сомнения, поелику русские живущие вкруг Мукачева отличаются ростом, телосложением, чертами лица, даже беседой и обычаями от верховинцев. — Кроме сего князь Корьятович основал на горе Чернецкой и монастырь, видно дружина его нуждалась в этом монастыре.
— Что вкруг Мукачева было уже в час пришествия князя Корьятовича несколько деревень, это может быти правдой, но число их могло быти не велико, — поелику вся эта окресность была устланна дремучими лесами, в которых кое-где жили королевские псари (caniferi) и сокольничие (solymasz). — Кроме того эти деревни были населены румунами, которые 1359 года под предводителем своим Дрогошем выселились в Молдавию. Что в берегской жупе,
около Мукачева, действительно жили румуны, явствует и из названия многих гор, потоков, долин, который и днесь называются по румунски. На примерь в пределах села Дусино есть горы, которые называются: мончель-ем,потоки: лупулов (lupus) рункулуй. Эти названия очевидно румунские.
Если же сплошно живущие угро-россы перешли в Угорщину то из соседней Галиции, то с Волыни с князем Феодором Корьятовичем,—
разумеется что и действия предков наших тождественны с действиями прочих русских жителей Галича и Подолии, стало быти и история их должна быти тождественна с истоpией Галицкой и Подольской Руси. — На этом основании вторый период нашей истории начинался бы 862-ым годом и продолжался бы до года 1338 как когда самая большая часть предков наших переселилась в Угорщину.
Это был-бы собственно русский период, — в состав которого бы входили первые русские князя, — принятие xpистианства предками нашими, начало татарского ига, и проч. Все эти данные находятся в истории западной Руси.
Третий период нашей истории зачался бы 1338 годом,когда предки наши переселились в Угорщину, в наше нынешнее отечество. — Этот период занимался бы описанием нашей судьбы в Угорщине. — Эта история была бы тождественна с историею Угорщины; только нужно бы в ней особенное внимание обратити на нашу церковь, на наше преуспеяние, и на все тo, что находится во связи с нашим бытом.
Первое, что требуется от человека, это, чтоб знал себя; так необходимо знати и одному народу себя: свою минувшую судьбу, чтобы поведением и делами своими обезпечити будущность свою; для того будем усиловатися помещати кое-что на столбцах „Листка" из нашей древней, и нам по большей части незнакомой истории.
Е.Ф.
Листок – Духовно-литературный журнал, Унгвар (Ужгород), май 1886г. Ответственный редактор - Евгений Фенцик
c.241-244
https://vk.com/doc399489626_508038602