Звёздная деревня. Пролог-3

Владимир Никитюк
Алекс с удивлением смотрел на членов экзаменационной комиссии. Из них он знал лишь одного – ассистента, который вёл семинар в параллельной группе. Остальные… Совершенно непонятно, кто были эти остальные. Ясно одно – люди успешные и отнюдь не рядовые.
Руководил комиссией мужчина лет сорока – высокий, уверенный, с военной выправкой. Взяв экзаменационный билет, он внимательно прочитал его и улыбнулся:
- Прекрасные вопросы! Но прежде чем на них отвечать, скажите мне, пожалуйста: почему классификация дальних космических колоний заслуживает отдельного предмета в вашем учебном курсе?
- Потому что дальние космические колонии для нашей Федерации очень важны во всех планах - в военном, политическом, экономическом, промышленном, научном, социальном. При правильном использовании дальняя колония – источник ценных ресурсов и средство решения проблем. При неправильном – “чёрная дыра” для ресурсов и источник проблем. Но чтобы использовать что-то правильно, надо это самое “что-то” хорошо понимать. А главный шаг к пониманию – это классификация.
- Хм, несколько оригинально, но по сути верно. Ну что ж, теперь давайте по билету. Какой там у вас первый вопрос? Классификация дальних колоний по биологическому принципу? Ну что ж, я вас внимательно слушаю.

Алекс начал рассказывать. Про то, что вначале космические корабли встречали только безжизненные планеты. Потом встретились пара планет, имеющих жизнь, - но совершенно другого типа, чем на Земле.
- Что значит другого типа? – перебил преподаватель.
- С другими базовыми параметрами.
- А какие базовые параметры у нашей, земной, жизни?
- Окислитель – кислород, - начал объяснять Алекс. – Основной растворитель – вода. Цепочкообразующий элемент – углерод. Элемент, формирующий особо сложные молекулы – азот. Вот, пожалуй, и всё.
- А что, бывают и другие базовые параметры?
- Бывают… Например, основным растворителем вместо воды может быть аммиак. Или, например, цепочки… Они могут быть не углеродными, а кремнийуглеродными. Или чисто кремниевыми. С окислителем сложнее. Теоретически им может быть фтор. Но пока лишь теоретически. Фтористая жизнь до сих пор не обнаружена.
- Хорошо, с этим понятно. А скажите, как выглядела эта самая жизнь другого типа?
- Довольно примитивно. Что-то вроде наших бактерий.
- И что, развитая жизнь на другой планете так и не была обнаружена?
- В конце концов была. Очень-очень развитая. И даже того же типа, что и наша: кислородно-углеродно-азотно-водяная. Более того – она полностью совпадала с земной жизни по принципам генетического кодирования.
- Я вас слушаю, слушаю, - подбодрил руководитель комиссии.
- Дело в том, что у всех достаточно развитых земных существ – и у растений, и у животных – генетическая информация кодируется молекулами ДНК, реализованными в виде сдвоенной спирали. Каждая половинка спирали – это цепочка, состоящая из огромного количества азотистых оснований. Всего их четыре – аденин, гуанин, цитозин и тимин. Представляете – и у человека, и у муравья, и у морской звезды, и у сосны – один и тот же набор азотистых оснований! Четыре штуки – не больше и не меньше!
- Ну и?
- На вновь открытой планете жизнь строилась на основе тех же четырёх азотистых оснований, что и на Земле!
- Но и что тут странного? – разыгрывая непонимание, спросил экзаменатор.
- Потому что этого просто не могло быть! Две независимо развивающиеся биологические системы просто не могли так совпасть! По теории вероятностей – где-то один шанс на триллион!

- А, может быть, это единственный вариант развития жизни земного типа?
- Да нет! Точно нет! Даже на Земле есть альтернативные способы генетического кодирования – но для менее развитых существ. Например, вместо двойных спиралей ДНК – однократные спирали РНК. Вместо тимина – урацил. Нет, тут вариантов может быть очень много!
- Ну и как, нашлось решение этой проблемы?
- Если бы! Оказалось, что биологические системы земного типа – с четырьмя азотистыми основаниями – встречаются гораздо чаще, чем все остальные.
- Ну раз нет единой теории – может быть, есть отдельные гипотезы?
- Гипотезы, конечно, есть! Целых три!

- Первая гипотеза, - начал Алекс, - заключается в том, что все эти биологические системы развивались совершенно независимо. Просто всё случайно так совпало. Если говорить честно – этот вариант выглядит наименее убедительно.
Вторая гипотеза была сформулирована ещё в XIX веке шведским химиком Сванте Аррениусом. Он считал, что по вселенной носятся споры жизни, периодически сталкиваясь с планетами и “укореняясь” на них. Поэтому, мол, все биологические системы (или, на худой конец, большинство из них) должны быть сильно похожи друг на друга.
Третья гипотеза заключается в том, что когда-то, несколько десятков тысяч лет назад, существовала древняя цивилизация, которая активно занималась насаждением “своего” типа жизни на других планетах.
- Стоп! – прервал ответ экзаменатор. – Я не понял – она на Земле существовала, или, наоборот, Земля – одна из колонизированных ей планет?
- Скорее первое. Если наша планета ещё совсем недавно была безжизненной, а потом вдруг её взяли и колонизировали, - откуда в земных недрах могли взяться осадки самых разных времён? Вплоть до сотен миллионов лет назад? Нет, если такая сверхцивилизация существовала – то она была явно земная!
- Хорошо… - протянул преподаватель. – А вам какая гипотеза больше всего нравится?
- Последняя! – уверенно заявил Алекс. - Она, правда, выглядит несколько фантастически. Но остальные – вообще неправдоподобные.
- Ладно, последний вопрос. Если планета полностью безжизненная – что, её жителям так и приходится всё время под куполами жить?
- Вовсе нет! Сейчас в Федерации есть надёжная и эффективная система терраформирования безжизненных планет. Но только безжизненных – планеты, на которых жизнь уже есть, терраформировать категорически запрещено.
- Ну что ж! – улыбнулся экзаменатор, - первый вопрос вы, безусловно, знаете. Можете отвечать на второй!

Алексу было немного обидно – ведь ему ещё было что сказать по первому вопросу. Но раз экзаменатор считает, что достаточно – тем лучше.
Второй вопрос билета назывался “Проблема самообеспечения для дальних космических колоний”.
Тут тоже ничего сложного не было. В отличие от перевозок в пределах отдельных планет, доставка груза на другую планету очень дорогое удовольствие – даже в пределах одной звёздной системы. Такая же доставка, но в другую звёздную систему, - ещё дороже, причём намного. Ну а доставка груза в дальнюю космическую колонию вообще запредельно дорога.
Поэтому, если колонизируемая планета существует только на привозных ресурсах, содержать её для метрополии очень накладно. А вот если она начинает переходить на самообеспечение – стоимость содержания такой планеты резко падает.
С другой стороны, самообеспечение невозможно на пустом месте. Лучше всего, если на колонизируемой планете уже существует жизнь. Такие планеты имеют не только научную, но и экономическую ценность.
Если планета безжизненная – возможны три варианта. Во-первых, - терраформирование всей планеты. Его технология в наше время хорошо отработана. Во-вторых – локальное терраформирование. Например, на планете сооружается несколько куполов, под которыми вполне земные условия. А вне куполов – жизни нет. В-третьих – чисто технический вариант. Все, нужное для существования человека – еда, одежда, жилища, предметы повседневного обихода, бытовая техника, транспорт и многое другое - производится чисто промышленным способом. Единственное, что для этого нужно, - местные запасы энергии и минерального сырья.
- Хорошо, - перебил Алекса экзаменатор, - а насколько проблема самообеспечения актуальна для дальних колоний?
- Невероятно актуальна. Дальняя колония, существующая исключительно за счёт внешних ресурсах, может быть только очень-очень малочисленной – да и то при этом она будет невероятно дорога. Поэтому, как только принимается решение об основании дальней колонии, сразу же возникает вопрос о её самообеспечении.
Молодой человек хотел продолжать дальше – но тут экзаменатор остановил его и предложил перейти к третьему вопросу.

Этот вопрос был проще – планета Трания как пример дальней колонии.
Алекс рассказал всё, что знал. Мол, существует довольно далеко от Солнечной системы звезда Транисолла. Вокруг неё вращается планета Трания. Очень интересная планета – на ней и жизнь есть, и даже цивилизация. Жизнь, к счастью, земного типа. А вот цивилизация вроде бы примитивная – даже государств не было. Очень похожие на людей аборигены жили в деревнях, глубоко запрятанных в лесу.
- А почему вы употребили фразу “вроде бы”? – перебил экзаменатор.
- Потому что последующие события заставили в примитивности аборигенов усомниться.
- Хорошо… А вы продолжайте, продолжайте…
- Овладеть Транией пытались многие. Сначала – нечеловеческая цивилизация Дайгеров. Потом – одно из человеческих государств: Звёздный альянс. И у тех, и у других не получилось. А вот наша Федерация сумела присоединить Транию. И начала её постепенно осваивать. Естественно, никоим образом не обижая при этом аборигенов.
- Не обижая – это слишком расплывчато сказано. Сотрудничество с аборигенами удалось наладить?
- Удалось, - не то слово. Аборигены начали активно интегрироваться в жизнь человеческой колонии. Только вот интеграция эта была какая-то странная…

И вот опять - только Алекс перешёл к самому интересному – как его опять прервали:
- Ладно, с Транией всё понятно. Я думаю, что выражу общее мнение, если скажу, что экзамен вы сдали на “отлично”.
Все остальные члены комиссии дружно кивнули. А главный экзаменатор между тем продолжал:
- Но у меня есть дополнительное предложение. Если вы придёте сегодня сюда же, в шесть часов вечера, и сдадите нам ещё один экзамен, у вас будет немалый шанс получить специальную стипендию. Деньги вам, я думаю, перед преддипломной практикой очень пригодятся.
- Ну это же несерьёзно! – удивился Алекс. – Разве можно за несколько часов подготовиться к экзамену?
- А я вам задачу упрощу, причём тремя способами. Во-первых, экзамен будет по тому же самому предмету, что вы сейчас сдали. Во-вторых, отвечать вы будете не на три, а всего на один вопрос. А в-третьих – я вам даже заранее скажу, на какой. “Планета Индиллария как пример дальней колонии”. Ну как, согласны?
- Конечно! – улыбнулся Алекс. – Кто ж от шанса получить специальную стипендию откажется?