У порога Рая

Алексей Карлов
В этом году мы с Леной снова участвовали в паломничестве в Меджугорье на восьмой Международный сьезд людей с инвалидностью.
Он проходил с 6 по 9 июня, и мы задержались еще на три дня. В этом году мы решили приехать пораньше, чтобы прийти в себя после трудной дороги.
До аэропорта нас с Леной подвезла машина из интерната. Мы договорились на 8.15 утра и мой помощник Дима Скороходов бегал вокруг гаража , тряся нашими сумками, подгонял водителя . Он кричал: «Лешу надо в самолет быстро», а мы с Леной смеялись. Доехали мы быстро, успели к началу регистрации. Группа была практически та же, что и в прошлом году.
У нас была руководитель Ольга, зато с нами не оказалось священника. К сожалению, в этом году так получилось, что все священники или заняты, или оставались одни на приходе и никто не смог нас сопровождать. Но нас ждал сюрприз в Меджугорье –священник ждал нас там.
В аэропорту нам попалась очень веселая команда сопровождения – молодой Алексей и Николай постарше. Николай меня помнил с прошлого года. Алексей нам с Леной помогал оформить регистрацию, там была большая путаница с местами. Потом наша группа прошла таможенно - паспортный контроль и Алексей вдруг сказал: « Кому оторвали – на воздух!», а Николай пожелал мне летать два раза в году. Так получилось, что в Домодедово уже «все свои». Нас посадили на грузовые машины, похожие на грузовики и отправили к самолету. Посадка прошла быстро. Мое место снова оказалось у иллюминатора. Лена села рядом. Для читателей, кто хочет повторить наше путешествие, хотим поделиться горьким опытом. При покупке билетов на группу через интернет инвалиды с колясками регистрируются автоматически. Если у инвалида есть сопровождающий, который должен сидеть рядом и помогать, надо позвонить ДО начала регистрации онлайн и забронировать место для сопровождающего рядом с инвалидом. Если этого не сделать, то много проблем и лишняя трата времени, чтобы оказаться в полете рядом.
В Тивате нас встретил маленький дождик, но он быстро закончился. В этом году нас встречал микроавтобус. Женщины на электроколясках (в аэропорту их называют «электричками») сначала испугались, как мы туда все влезем, но потом шофер и Илья Астапов совершили невозможное и через полтора часа после приземления самолета мы наконец поехали. В это раз местный водитель решил сократить путь и мы поехали через паромную переправу. Паром оказался просто огромный. Туда входило около десятка машин и наш микроавтобус.
До границы мы ехали около получаса, прошли ее быстро. Мне очень нравятся горы. И благодаря местному водителю мы добрались до нашей гостиницы в Меджугорье на три часа раньше, чем в прошлом году. Это замечательно, в 21 мы уже разошлись по комнатам. Отель назывался «Ангела». Мы с Леной жили очень хорошо, вдвоем, как в прошлом году. Кровати стояли у стены и было достаточно места для моего передвижения по комнате и для коляски. Комната рассчитана на троих, но Ольга переехала в другую комнату и мы ей за это очень благодарны. Нас ждал ужин – обед из трех блюд, очень вкусный и сытный. После дороги мы устали и разошлись спать. Так закончился наш первый день.
В четверг, после завтрака, одна из сестер «Света Марии», Оксана, провела для нас экскурсию по Меджугорью. Она показала дорогу к Храму, потому что мы в этом году остановились в другой гостинице. По дороге посетили могилу отца Славко Барбарича. Когда в начале Дева Мария являлась детям, им никто не верил и их старались проверить на устойчивость психики. Поэтому их показали отцу Славко, имеющему специальность психиатра. Отец Славко им сразу поверил. Я думаю, он был глубоко верующим человеком. Знаменитая вечерняя программа для Меджугорья была составлена им. Мы ему помолились, чтобы он помог нам в нашем паломничестве. Поскольку день у нас был свободный, мы подошли к мироточащему Кресту, приложились. Потом зашли в Храм, немного помолились. У одной женщины из нашей группы была медицинская проблема и мы все вместе пошли в представительство ордена Мальтийского Креста. Они ей помогли. Правда, нас попросили подождать на улице. Я первый раз видел машину скорой помощи, работающую на аккумуляторах.
Потом мы хотели попасть в Кучу Мира, но там никого не оказалось, нас, как магнитом, потянуло и мы … оказались в гостях у Рудко и Иванки, хозяев пансиона Яркич. Наша группа жила там в прошлом году. Они нам обрадовались. У них очень вкусный крепкий кофе. Напоили своим лимонадом. Подарили подарки.
Пешком мы вернулись в гостиницу «Ангела». Обед в тот день был в три часа и за столом нас уже ждал священник, отец Петр из Казахстана. Он оказался спокойный, высокого роста, интеллигентный, умный. Дальше мы отдыхали до вечерней молитвенной программы. Поскольку был четверг, Адорация началась сразу после нее, а потом мы пошли на ужин. Там оказалось, что у нас появились соседи: семьдесят человек паломников из Хорватии. Столовая наполнилась шумом. К нам вечером пришла Татьяна из «Света Марии», приехавшая из Украины. Она тоже помогала нашей группе в прошлом году и мы ей очень обрадовались.
Утром в пятницу уже началась программа встречи. В 11 было представление участников. Программа называлась «Следуй за Мной». Представление проходило на улице. Мы сидели, укрывшись в тени деревьев, у большого камня, как всегда. Всего собралось 2250 человек из 11 стран мира. Нашу делегацию из России представляли Илья, Света и Ольга. Они выступали в самом конце. Но мы их дождались, сфотографировали, поддерживали. После обеда о. Петр провел нашу группу по Крестному Пути. Поскольку по программе для инвалидов Крестный Путь проходил в помещении, а для здоровых – на горе Крыжевац, то мы решили не разделяться. Недалеко от мироточивой статуи Воскресшего Иисуса Христа есть Крестный Путь из 14 стояний и мы его прошли все с отцом Петром. Стояла жара. После свободного времени пошли на вечернюю молитвенную программу.
В субботу утром встали очень рано, в половине пятого. Забегая вперед, хочу заметить - Богородица любит тех, кто рано встает. Вообще-то, если честно, я не люблю утро, потому что для меня это суета. Но в Меджугорье я заметил, что день становится богаче, насыщенней, если встать пораньше, часов в 5-6. Для меня это открытие стало маленьким чудом. В этот день я должен был подняться на гору Подбрдо. Именно на ней 38 лет назад 24 июня 1981 года, произошло первое явление Богородицы детям. Меня и других инвалидов несли на носилках люди, которые проходят реабилитацию от наркотической зависимости в Ченаколо. Было страшно, но интересно победить страх и побывать на этом месте. Меня посадили на носилки, закрепили, чтобы я не упал. Страшно было, когда они перешагивали с камня на камень. Меня качало, как на волнах. Только мы тронулись в путь, неожиданно к нам сбоку подошла съемочная группа и стала нас снимать и брать интервью у тех, кто меня нес. Они что-то отвечали, но я не понимаю по – хорватски. Потом мы пошли дальше. Они иногда делали остановки, отдыхали. Наконец мы добрались до статуи Богородицы и меня пересадили на стул. Носильщики кого- то приносили, кого-то уносили. Всего в тот день около 50 человек с ограниченными возможностями посетили гору Подбрдо. Было невероятное ощущение очутиться там, как будто ты победил болезнь, когда тебя Богородица на Своих руках туда принесла. Мы посидели около статуи примерно полчаса, потом пошли вниз. Меня опять на носилках спускали три человека из Ченаколо и наш отец Петр. После этого мы с ним как будто породнились. Потом через 10 минут спустилась моя подруга Лена и вчетвером - Екатерина на электроколяске, мы с Леной и о. Петр мы пошли к Синему Кресту и читали там Розарий. Потом мы примерно полчаса возвращались полями в наш отель и там дождались других и пошли на обед. Я запомню этот подъем на всю жизнь. Спасибо тем незнакомым людям, кто меня нес и особенно о. Петру. Теперь я могу сказать, что я ходил в горы.
После обеда в 15. 30 мы собрались в зале Иоанна Павла Второго на лекции и свидетельства. Первым выступал мужчина, который хорошо поет и внешность у него, как у Иисуса Христа. Он поведал нам свою историю. Они с женой оба музыканты и все свое время посвящали карьере и гастролям в разных странах. Их брак дал трещину и они уже собирались разводиться. Потом он приехал в Меджугорье один и неожиданно осознал свой эгоизм, что он не уделял время супруге совсем. Он написал ей смс с просьбой простить. Удивительно, но она сказала ему тоже самое. Их сердца вновь нашли дорогу друг к другу. Потом мы посмотрели ролик, где показывали , как этот молодой человек заходит в Дом Престарелых и бесплатно поет романсы своим замечательным, как у Паваротти, голосом. Мне запомнилось, как он сказал, что одна пожилая женщина крепко спала, но вдруг открыла глаза при его появлении и, по ее рассказам, не сразу определила, жива она или уже в Раю и перед ней Иисус Христос. Мы поняли, что это очень добрый человек и потом я с ним сфотографировался. Затем выступили два инвалида. Как я понял, Меджугорье помогло им преодолеть депрессию и принять себя, как личность, которую любит Бог и которой доверил Свою особую Миссию. Выступления перемежались песнями. Затем мы вышли из Церкви и увидели столы, накрытые домашним угощением, очень вкусной выпечкой от души. Во дворе танцевали народные танцы. Мы наелись, пообщались с другими. Я заметил апостольского визитатора в Меджугорье, пожилого архиепископа о. Хенрика Хозера ( дома в Москве я смотрел трансляции ) и непременно решил с ним пообщаться. Мы с Леной думали, что дело ограничится жестами, поскольку мы не знаем итальянского, а он из Рима. Но на мой вопрос: « Как у Вас дела?», о. Хенрик вдруг неожиданно выдал ответ на чистом русском языке без акцента, да еще стихами : « Хорошо в деревне летом» . Мы с Леной были поражены. Лена спросила: « Вы, что, знаете русский?!». На что получила скромный ответ: «Изучаю понемногу разные языки». Он пожелал нам всего наилучшего. Мы остались очень довольны этим праздником. Такое ощущение, как будто побывал в огромной семье в гостях.
По дороге на вечернюю молитвенную программу мы заметили молодую монахиню, которая с детьми гоняла в футбол маленьким мячом, изящно и радостно. Я подумал: « Как в фильме Молодой папа». Потом была вечерняя молитвенная программа, ужин, Адорация. Я люблю в Меджугорье Адорацию . На ступеньках Храма было много горящих лампадок. Их поставили так, что они образовали сердце. Поклонение началось в 22 по местному времени. Уже стемнело. Все многочисленные лавки перед Храмом были забиты народом. На улице в это время еще тепло. От Храма было недалеко до отеля в этом году, минут 10 пешком.
В воскресенье был праздник Пятидесятницы, день св. Духа. Стояла жара. В 11 началась молитвенная программа. Это был заключительный день 8 Международного сьезда инвалидов . Потом мы поехали в парк недалеко от Храма, расположились в тени деревьев. Все как в прошлом году. К нам вышла Тереза Гажиова. Она приехала из Словакии давно, больше 20 лет живет в Меджугорье. Мы все ее очень любим. Тереза основательница и глава общины «Свет Марии», которая организовывает паломничества в Меджугорье. В парке собрались делегации из четырех стран. Поляки, словаки, украинцы и русские. Мы собрались вокруг Терезы в большой круг. В конце своего выступления, где она призывала больше читать Розарий, ходить на Исповедь, прощать и любить, Тереза пригласила выйти всех священников для благословения собравшихся. Привезли угощение, но нас ждал обед в гостинице. На этом сьезд людей с ограниченными возможностями закончился, нас всех ждало свободное время.
Вечером мы снова молились на вечерней молитвенной программе. Перевода на русский язык уже не было, но нам помогал понять проповедь на хорватском языке в этот и другие дни до отьезда Илья Астапов.
В понедельник 10 июня все, кто на ногах, рано, в 5 утра, ходили на гору Крыжевац. Группу вел отец Петр. Из нашего номера в гостинице была видна эта гора с Крестом на вершине. По ночам Крест светился. Там отцом Славко Барбаричем установлены стояния Крестного Пути. Группа была на вершине в 7.15, полчаса молились там и начали спуск. Юре помогал спускаться Илья, Лене – Ольга. Лена потом мне сказала, что во время подьема видела японца, который поднимался босой. На вершине он сел в позе лотоса и читал что-то на планшете или ноутбуке . Группа вернулась как раз к завтраку, а я в это время выспался. После завтрака часть группы и мы с Леной в том числе пошли в гости к Иванке и Рудко в отель Яркич. Там нас угостили вкусным кофе, фруктами, пирожными, тепло поговорили, как с родными. Мы обменялись подарками. В Яркиче тихо и воздух в тени прохладный, потому что там, возле горы Подбрдо, окраина Меджугорья. День стоял жаркий, мы вернулись в гостиницу к обеду. После обеденного отдыха мы пошли в каплицу. Это такое здание, наподобие часовни, где с 14 часов и до вечера, ежедневно, проходит Поклонение Пресвятым Дарам (Адорация). Мы там немного помолились и пошли на встречу с настоятелем отцом Маринко в зал Иоанна Павла Второго. Я давно хотел встретиться и пообщаться с этим удивительным человеком. На сайте Меджугорья я читал о нем статью. Как я понял, в ноябре 2018 года ему в Храме тоже являлась Богородица. Встреча оказалась богословской . Как я потом прочел в программе, это катехизаторская встреча с прихожанами. Настоятель говорил на хорватском громко в микрофон, а перевод еле-еле тихо звучал в наушниках. Если честно, я не такой духовный человек, как отец Маринко. Я думал, мы потом сможем вопросы ему задать, но живого общения не случилось. К 18 часам все закончилось и мы пошли на вечернюю молитвенную программу.
Во вторник после завтрака наша группа отправилась в Ченаколо. За завтраком мы поблагодарили отца Петра за то, что он согласился с неожиданным предложением возглавить нашу группу (он сам никогда не был в Москве, только в аэропорту). Мы подарили ему на память подарки, в том числе замечательную картину Юры, написанную им на камне с горы Подбрдо. Расставались мы как родные. Спасибо, что он меня помогал спускать с горы. Мы как-то в этот момент стали ближе друг к другу.
Ченаколо - это община для людей, страдающих от различных химических зависимостей ( наркоманы, алкоголики). Они живут там добровольно. Я заметил, что забора нет, есть декоративная оградка. Самое главное - ворота всегда открыты. Они там добровольно трудятся и молятся. И таким образом возвращаются в нормальную жизнь. Во дворе стоит ящик, куда можно опустить записки с просьбами Богородице. Они их не читают, но когда поднимаются на гору Подбрдо, их сжигают. Я это узнал из рассказа двух насельников этой обители, которые говорили свое свидетельство перед нашей группой. Сначала нам показали небольшой фильм о создании этой общины, и об ее основательнице, монахине Эльвире. А потом вышли Матфей из Хорватии и Матей из Бельгии. Рассказали, как они тут очутились и как живут. Матей рассказывал, как он поначалу не мог там молиться. Он делал вид, что молится, а на самом деле он просто притворялся. Не хотел никого обидеть, как я понял. Потом он зашел в какую-то часовню , где оказался совсем один и там смог по- настоящему помолиться Иисусу Христу в Пресвятых Дарах. А Матфей рассказал, что поехал с общиной в детский приют, и там ему дали поручение помыть мальчиков. Он в начале воспринял это в штыки, но потом ему понравилось. Наблюдал, как дети играли мыльными пузырями и сам радовался. Ему показалось, что в его жизни не было ничего чудеснее, чем это событие. Потом Матей довез мою коляску по камням к выходу. Мы сфотографировались на прощание. Затем на колясках доехали до замка Патрика и Нэнси.
Дорога оказалась короткой, но сложной. В одном месте она поднималась в гору. Нам со Светой помогали Илья и Ольга. Мне понравились несколько частных домов на склонах горы. Я подумал: «Неужели им не страшно жить так?». Я знаю, что иногда с гор сходят камни, бывают землетрясения. По дороге мы не заметили ни одного забора. Вдруг мы увидели оливковую аллею, а за ней замок. Я видел его уже второй раз, но все равно был поражен его красотой. Мне до сих пор интересно, сколько там комнат. Мы обьединились с группой украинцев, которых было намного больше нас. Вдруг пришла Нэнси. Она начала свое свидетельство с фразы: «Мы с мужем здесь 27 лет и ни разу не видели Богородицы, но мы счастливы» Вдруг приехала машина, из нее вышел Патрик и начал подметать сквер. Я знаю, что до своего обращения к вере во Христа он владел биллионом долларов и меня поразил контраст. Свидетельство Патрика и Нэнси можно найти в интернете, в ютубе. Потом, после рассказа, добрая энергичная Нэнси всех инвалидов расцеловала. По дороге в отель мы заехали в парикмахерскую и через час меня подстригли. Там женщины болтали между собой на хорватском языке так же шумно и эмоционально, как и у нас в России. Подстригли меня хорошо. Мне показалось немного дешевле, чем у нас в торговом центре Рио на Ленинском. После ужина мы дарили подарки хозяйке отеля Ангеле, она была очень растрогана. А также подарки нашему Илье Астапову и руководителю Ольге, и Татьяне из Света Марии. Потом часть группы отправилась отдыхать, нам в среду пришлось вставать в 3.30, а часть пошла на Адорацию.
На следующий день мы благополучно и вовремя прибыли в аэропорт Тиват. Нам помогли, посадили в самолет. Жаль, в этот раз не было возможности поехать искупаться на море, но я очень надеюсь на следующий год. Поездка мне очень понравилась и запомнилась. Мне кажется, Меджугорье, это как большая сфера, а внутри Божья благодать и можно ей надышаться. Там трудно физически, а духовно ты отдыхаешь. Спасибо всем, кто организовал эту поездку. Я советую всем туда попасть хоть раз в жизни.
Богородица любит всех не зависимости от конфессии.