5. Место Антропологии

Сергей Михальчук 2
Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005 учебном году.

Тема I

Введение в Антропологию

II. Место Антропологии в «системе» богословского знания.

Мы с вами уже говорили, что Антропология не является каким-то особым богословским знанием или какой-либо частью единого богословского знания. И что все богословские дисциплины, в той или иной степени антропологичны.
Некоторые мыслители (например, Н. Бердяев, Вл. Соловьев) отмечают, что христианство антропологично по сути: сама Библия - ни что иное, как откровение о природе и происхождении человека, о его истории и судьбе. Построение антропологических теорий русскими религиозными философами тесно переплетено с христианским вероучением, но также включает в себя широкий круг этических и социально-философских проблем, рассмотренных сквозь призму человеческого бытия.
Это всё то же Божественное откровение, которое известно нам из Св. Предания и Св. Писания, только осмысленное в такой системе логических построений, при которой на первый план выступает именно человек. Антропология охватывает собой всю систему богословского знания, являющегося результатом осмысления всего Откровения, данного Богом человекам, как о Самом Себе, так и о человеке и его предназначении в сотворённом Богом мире.
Мы также перечислили те отрасли богословского знания, которые являются источниками Антропологии. А именно:
1 - Священное Писание;
2 - Литургический опыт (Литургика, Литургическое богословие);
3 - Аскетический опыт (Аскетизм, Молитва, Поучения св. Отцов);
4 - Библейское богословие Ветхого Завета и Нового Завета;
5 - Догматическое богословие (Догматы Церкви и Творения св. Отцов);
6 - Опытное Богопознание (Житийная литература);
7 - Опыт стояния в вере (Новомуч. и испв. Российские).
К тем отраслям знания, на которые опирается Антропология, мне хотелось бы отнести ещё три: Гносеологию; Антропогенез; и Креационизм.
Вы скажете, что это отрасли светской науки. Да, это так. Но ведь и Антропология - находится в пограничной области, частично относясь к сфере богооткровенных истин и частично приходя в соприкосновение с данными внешних наук. Поэтому и источники её не могут быть исчерпаны лишь только богословским знанием. 
Кроме того, эти науки интересны тем, что имеют один и тот же предмет исследования с соответствующим богословскими дисциплинами:
8 - Гносеология изучает методы познания, которые и мы можем применять в соответствующих целях. Некоторые богословы даже говорят о богословской гносеологии как о теории Богопознания;
9 - Антропогенез изучает происхождение и развитие человека как общественного существа, снабжая нас большим количеством фактического материала, требующего богословского осмысления. А также конкурируя с нашими богословскими построениями, будит в нас живость мысли и оттачивает наши доказательные системы;
10 - Креационизм - это наука о происхождении Солнечной системы, Земли и жизни на ней. Это тоже наш предмет. Это множество фактов, показывающих красоту и величие Божественного Замысла. Помните - «Премудрость и всемогущество Божие чрез рассматривание всего Творения видимо бывает» (Василий Велик.).
Существует, кроме того, креационизм как учение о «Молодой Вселенной», являющейся продуктом западной, в первую очередь протестантской, богословской мысли. В полемике с ним тоже возможно полнее и величественнее показать премудрость и всемогущество Божие. И более чётко показать при этом наши антропологические истины.
Далее необходимо сказать о тех дисциплинах, которые используют антропологические знания в своих аксиоматических и доказательных системах. В ходе рассуждений и построений в рамках своих систем эти науки получают выводы, имеющие антрологическое значение, служа, в свою очередь, источником для самой Антропологии.
К таким дисциплинам относятся следующие:
11 - Экклесиология (учение о Церкви);
12 - Экзегетика (толкование Св. Писания);
13 - Сотериология (учение о Спасении);
14 - Эсхатология (учение о «Конечных днях» мира и человека);
15 - Хилиазм (учение о «Царстве Божием»).
И, наконец, необходимо упомянуть те дисциплины, для которых Антропология является источником и основанием.
Здесь мы можем упомянуть:
16 - Общее Богословие;
17 - Апологетика;
18 -Аскетика (как наука);
19 - Гомилетика и т.д. (см. рис. 1.)