Дорога домой

Елена Катаева
Автобус мерно покачивался, пассажиры задумчиво смотрели в окно или дремали.
Мы выезжали из города моего детства. Я закрыла глаза.
И кто скажет, с какого перепугу мне потребовалось ехать на автобусе? Ведь могла поехать позже, с сестрой на чёрном, вальяжном мерседесе.

Зачем-то это нужно. Иного объяснения своему загадочному поступку я не находила.
- Ничего не делается зря.

- Конечно, не зря, - я вздрогнула от звука голоса рядом сидящего мужчины. Он улыбаясь смотрел на меня. Неужели я говорила вслух?

- Вы где выходите? Уже решили? - заговорщицки поинтересовался он, продолжая улыбаться.
- Я до конца еду, - не совсем любезно ответила я, - а почему Вы спрашиваете?

- Так Вы можете выйти в любой момент! Понимаете?

Я ничего не понимала. Какой странный сосед мне попался. Сделаю вид, что сплю.
Я мельком глянула в окно и замерла. За окном проплывал не смешанный лес и белые берёзки, сиротливо жавшиеся вдоль дороги... Я видела странное помещение, высокую лестницу и девочку, катившуюся с этой лестницы вниз, а потом замершую на полу. Я видела испуганного мальчишку, толкнувшего малышку. И воспитательницу, которая с ужасом смотрела на происходящее...
А что видят окружающие? С ужасом оглядываю салон, не замечая ничего необычного во взглядах и поведении пассажиров.

- У каждого своё кино, им не до Вас - обнадёжил меня мужчина.
Рванувшись к выходу, я хотела закричать, чтобы остановили и... Осталась сидеть на месте.
Не надо, всё хорошо, всё уже хорошо. Рыдания душили меня, но я знала, что мне надо было это, несомненно. С того случая моё зрение стало падать...
Не готова я смотреть на яркий мир, мне необходимо видеть его чуть в дымке, чуть нечётко...

Продолжаю смотреть в окно. Вот я в нарядном белом фартуке. Сижу на второй парте рядом со Светой Смирновой.
Мы играем в нашем дворе в 12 палочек: меняемся шапками, чтобы нас не узнали сразу.
Вот прикол от хулигана Алёшки Данченкова. Он заболел, но предварительно оставил записку, кто на ком женится. Зинаида Ивановна, наша учительница, читала тот список, а мы хохотали громко и весело. Но отличница Таня Большакова тут же дала дневником по голове Андрюхе Ковязину. Андрюха, хулиган, совсем не был виноват, что Лёшка вдруг решил что именно он достоин руки воображалы Таньки. ;
Как сейчас помню грозную маму-милиционера, которая неделей раньше пришла в школу в форме, чтобы наказать Данченкова. Как он рыдал в коридоре от её гневных слов и запугиваний. Правда, не помню, что же он такого сделал. И это была его маленькая месть. А я была благодарна Лёшке, что меня в том списке не было. ;

В пятом классе я была старостой, помню, как мы с мальчиками прибирали двор возле школы.
Как сдавали макулатуру. Миша Попов спрашивал, сколько у меня кг. Я гордо сказала, что 5! У Миши было всего 3 кг, он озабоченно куда-то убежал. Вернувшись, он похвастался, что теперь у него уже 8 кг. Я не ходила по знакомым, собирать макулатуру, но порадовалась за одноклассника.

С нетерпением жду того страшного момента, кода расформируют наш класс. Вот тут я точно выйду, выскочу из этого автобуса. Этого делать было нельзя!
Вот та история: две лучших учительницы, одна из которых наша классная, разом уходят в декрет, и наш класс расформировывают. Встаю и медленно иду к выходу. И вдруг понимаю, что - я не буду выходить из автобуса. Мне, безусловно, очень полезно было попасть в совершенно другой класс, где ученики полностью забили на учёбу, где ценилось хамство и весёлое времяпрепровождение... Я смогла продержаться в этом классе год, я сражалась с классной руководительницей - пожилой и авторитарной и с одноклассниками, презирающими меня за моё рвение к учёбе. А потом, через год, пришла новый классный руководитель и перевела меня в другой класс...

Как всё же приятно смотреть со стороны, замирать, зная, что будет дальше и с облегчением вздыхать, когда очередной трудный этап позади.

Я не остановила автобус, когда увидела, как мне надевают очки. Очки! Как я презирала себя - очкарика! Как я ненавидела окружающий мир, ставший вдруг таким враждебным и злым.
Прозвища тем, кто носил костыли для глаз давались обязательно, все дети, кому не лень, даже просто проходящие мимо, клеймили очкарика и обзывали. Я ненавидела свои очки до 11 класса. А потом
окончив школу, бросила их на асфальт и растоптала ногой! Даже сейчас, по истечении стольких лет чувствую тот кайф, что тогда испытала!

Больше выходить я и не собиралась. С удовольствием смотрела, как долго не могла выбрать профессию и пошла в педагогический. Как потом мечтала пойти на психолога в Университет, но меня остановили 10 человек на место.
Потом у меня была возможность перевестись в СИПИ на психолога, и я даже стала узнавать, как можно это сделать, но мама сказала, чтобы я не выдумывала, а спокойно доучивалась...

Да, мне пришлось нелегко - работы не было, психологом я бы устроилась лучше. Тем более, тогда я влюбилась...

Знаете, что самое главное в студенческие годы? Атмосфера праздника, жизнь на полную катушку - в какое ещё время это возможно? Не знаю. Помню, мы собрались в моей комнате общежития и готовились к агитке. Наш женский отряд на этом мероприятии сопровождал мужской отряд из СИПИ. Девочки, отрядные "старушки" - так называли старожилок отряда, готовившихся к выпуску из ВУЗа, сказали, что это замечательные ребята - высокие, красивые. Так и оказалось. Стройотряд "Рифей".

Помню Виталика, который отвечал за ужин - нас освободили даже от этого. Помню капитана Василия. Помню Юру, одного новичка из отряда - его внимательные карие глаза.
Но самым интересным в этом отряде был Павел - командир новичков. Помню, как мы ехали на агитку и пели песни в троллейбусе. Павел сидел рядом, касался моего плеча, я замирала от необычных ощущений, а он мне говорил: "Бум-бум, это мужская партия, пой женскую..." Даже запах сигарет от его целинки вызывал во мне какие-то приятные ассоциации, хотя я всегда к курильщикам относилась отрицательно. Вот что любовь с людьми делает.

Мне так хотелось учиться с ним в одном ВУЗе, быть рядом. Может, и хорошо, что не получилось. Слишком уж я страдала - такие чувства до добра не доводят...
Я смотрела, как пришла первый раз работать в школу, на свой самый первый класс. 5 "Б" За год мы стали лучшим классом параллели - самым дружным и самым успевающим. Все дети учителей нашей параллели хотели учиться именно в моём классе. А потом мне пришлось уйти. Я, учитель начальных классов, не могла их учить дальше. Плакали все: и я, и дети, и даже родители. А потом, я пришла в школу к своей подруге. Эти дети выбежали ко мне всем классом. Мы стояли и говорили-говорили...

Жизнь это американские горки. Кто сказал, что будет легко? Кто сказал, что должно быть спокойно? Разве можно ощущать жгучее счастье, если жизнь размеренно-спокойная?
Счастье ощущается особенно остро вот после таких вот потерь.

Потом была ещё одна история в моей жизни. Сашка.
Ещё одна боль и радость. Помню, когда я в первый раз увидела его, он пришёл в гости к моей подруге. Но Наташке он был совершенно не интересен. И я поддержала разваливающуюся прямо на глазах беседу. А потом он пришёл уже ко мне. Хороший, спокойный мальчик. С высшим образованием и квартирой на Уралмаше. Надёжный. Это было так скучно, мне нравился Лёшка - обаятельный хулиган, бабник и юморист.

Саша сделал мне предложение, а я сказала ему, что мне некогда, у меня сессия. И он исчез. Его не было три месяца, я о нём и не вспоминала. А потом он пришёл - такой грустный....

Ситуация была банальна: когда я поняла, что он мне нужен, он уже перегорел. И мы расстались, так и не начав романа.

А потом был Серафим, которого я почему-то всё время задвигала в сторону. Хотя он старался произвести впечатление. Но нам нравятся не надёжные и стабильные, нам нравятся те. что будят воображение...

Так в моей жизни появился Юра, за которого впоследствии я и вышла замуж. Вышла после его предательства, вышла, потому что любила и ждала.

И вот сейчас мне тоже очень хотелось остановить автобус и выйти. Вот здесь, не разрушая свою жизнь браком 15-и лет, где я боролась за свою независимость, за своё право на труд, на счастье, на самореализацию.

Выйти сейчас? Но ведь это значит предать себя! Предать свою мечту! Предать своих детей... Я выбрала бы другого мужчину и у нас родились другие бы дети.

Зачем менять прошлое? Зачем возвращаться туда вновь и вновь, корябая кровоточащие раны? Зачем упрекать родителей, мужа, детей в своих ошибках?
Может, пора уже взрослеть наконец?!!!

- Знаете, я решила выйти на конечной, - улыбнулась я сквозь слёзы своему соседу. Это так здорово, что я могу всё поменять! Но я как-нибудь сама.

Он кивнул и молча смотрел, как я выхожу и машу рукой вслед автобусу, который медленно растворяется в густом и пыльном воздухе...