Музей истории искусств в Вене-12

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Соперничает с итальянской коллекцией Венского музея 
разнообразно представленное НЕМЕЦКОЕ ИСКУССТВО, хотя по количеству и качеству уступает первой. В Германии искусство Возрождения сформировалось значительно позднее, чем в Италии. Да и путь его оказался иной. В истории культуры оно именуется Северное Возрождение.
«Северное Возрождение»  —  понятие, которое применяется к искусству стран к северу от Альп - Франции, Германии, Нидерландам, а расцвет приходится на XVI столетие.
Начнем с МАРТИНА ШОНГАУЕРА (около 1453, Кольмар — 1491, Брейзах) еще при жизни был необычайно известен, и главным образом, благодаря своим гравюрам. Они имели широкое хождение не только в немецких землях, но и по всей Европе. Уже после смерти мастера в 1492 году молодой Дюрер посетил Кольмар с целью изучить работы знаменитого Шонгауера. Его братья подарили Дюреру несколько рисунков, которые тот хранил как величайшее сокровище. Шонгауер был предшественником этой великой эпохи.
Его «СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО» (1480-Е), совсем крошечная дощечка 26см на 17 см, еще сохраняет традиции поздней готики. Это домашний алтарь, который обычно имели состоятельные люди того времени. Написан он поистине виртуозно в технике миниатюрного письма.
Тонкие, точные, острые линии выстраивают фигуру Богоматери, сдержанной и печальной.

Новое искусство Северного Возрождения олицетворяет грандиозная фигура АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА (1471, Нюрн¬берг — 1528, Нюрнберг), живопись которого представлена в залах музея известными шедеврами.
Решающим для Дюрера стало путешествие в Италию, в Венецию. «ПОРТРЕТ МОЛОДОЙ ВЕНЕЦИАНКИ» (1505) написан он во время второго пребывания Дюрера в этой стране.
Новый мир обрушился на художника сразу. В Италии бушевало жизнерадостное ренессансное искусство, и мрачная напряженность его души уходила в прошлое. Солнце Италии пленило Дюрера.
Пронизанная светом картина, кажется, светится изнутри, как и сама юная красавица. Воздух Венеции окутывает трепетный и поэтичный образ женщины. Изящество, чувственная грация облика — черты, абсолютно новые для художника.
Торжественная композиция «ПОКЛОНЕНИЕ СВЯТОЙ ТРОИЦЕ» (1511) — одна из самых известных работ мастера. Дюрер очень правдоподобно изобразил гигантский круг верующих вместе с сонмом парящих ангелов. Среди молящихся — папы, император, бюргеры, рыцари, крестьяне. Здесь и мученицы Агнесса, Варвара, Екатерина, Доротея.
Все они выстраиваются на огромном облаке, уходящем в необозримую глубину, а внизу, кажется, простирается настоящий земной рай. В центре, над всеми, господствует Святая Троица.
В основе картины — сочинение Святого Августина о видении Божественной Троицы.
Краски алтаря явно навеяны венецианской живописью. В правом нижнем углу картины художник поместил себя.
Годом позже написана «МАРИЯ С МЛАДЕНЦЕМ» (1512). Она тоже напоминает итальянские образцы. Тем не менее, это чисто дюреровская манера. Его линии острее, чем у южных собратьев. Фигурка Младенца виртуозно вписана в небольшое пространство картины. Мадонна здесь — олицетворение небесной красоты и человеческого идеала новой эпохи.
В венском собрании есть один из лучших портретов мастера — «ПОРТРЕТ ИМПЕРАТОРА МАКСИМИЛИАНА I» (1519). Модель художника весьма знаменита. Известен император не только благодаря своим военным победам, но и покровительством наукам и искусствам.
Дюрер не стал писать парадный портрет. Он представил Максимилиана как могущественного, волевого человека, почти избегая аксессуаров власти. Несмотря на роскошное облачение, его облик — воплощение силы, воли и интеллекта, скорее, частного человека.
В 1520 году мастер показал картину дочери императора, Маргарите Австрийской, желая преподнести ее в подарок. По неизвестной причине, как пишет сам художник, она отказалась принять портрет.