1. II. 2 Нерушимое Вечное Дыхание

Лариса Болотова
           Из Тайной Доктрины:

(Стр. 113 т.1) « Где было Безмолвие? Где слух, чтобы ощутить его? Нет, не было ни Безмолвия, ни Звука; ничего, кроме Нерушимого Вечного Дыхания (Движения), не знающего себя (Станца II)».

           Удивительное в том, чтобы существовал звук нужно, чтобы существовал незвук (тишина, безмолвие). Иначе как различить, что есть звук. Звук тогда имеет осознанное существование, если есть тот, кто может воспринять, ощутить звук. Что такое звук? Имеется источник, который создаёт звуковые колебания. Чтобы они существовали, нужна среда, в которой они могут распространиться. Что возникает при этом? Движение. Движение само по себе не имеет ни Разума, ни Сознания, но оно может их создать, чтобы осознать себя.  Звук возможен разной частоты. В земном мире звук человек ощущает от писка комара до взрыва. Взрыв это тоже звук. Звук может быть такой частоты, что человек не способен его воспринять – это, например, ультразвук. Звук пронизывает все уровни материальности материи, но в каждом из них имеет разный диапазон частот.

«Мысль, что вещи могут перестать существовать и всё же быть, является  основною в Восточной Психологии. В этом очевидном противоречии терминов заключается факт Природы, постичь который умом гораздо важнее, нежели обсуждать словами».

           Важно понять, что есть знания, то, что нам дают земные науки, и осознание, которое возникает интуитивно, на высшем уровне ума (разуме).

«Вопрос – перестают ли существовать водород и кислород, когда они соединяются, чтобы образовать воду, - является спорным и посейчас. Некоторые возражают, что раз они вновь выявляются после разложения воды, то они должны находиться в ней всё время. Другие оспаривают, говоря, что раз они в действительности превращаются в нечто совершенно иное, то на это время они должны перестать существовать как таковые; но (ни) одна сторона не в состоянии составить себе хотя бы самое слабое понятие об истинном состоянии того, что стало чем-то иным и всё же осталось самим собою. Существование Не-Бытия, являющимся более реальным Бытиём, нежели их существование в виде газов, и может слабо символизировать состояние Вселенной, когда она погружена в Сон или перестаёт существовать во время Ночей Брамы, чтобы пробудиться или вновь проявиться, когда Заря Новой Манвантары вызовет её к тому, что мы называем существованием».

            Получается, что Не-Бытие, то есть отсутствие Движения (Абсолют?) есть особое Бытие, сознать которое человек не способен, так как сознание человека тоже есть Движение?

««Дыхание» Единого Существования … - Движение. Единый Вечный Элемент или Вместилище, содержащее элемент, есть Пространство, вне измерений во всех смыслах, существующими  с которым являются Бесконечная Продолжительность, Изначальная (следовательно, нерушимая) Материя и Движение – Абсолютное, «Непрекращающееся Движение», являющееся «Дыханием» Единого Элемента. Это дыхание, как это видно, никогда не может прекратиться, даже во время Вечностей Пралай».

            То есть Движение в Абсолюте существует
, но в таком состоянии, которое человек не способен понять. Оно проявляется (оживает), когда возникает Вселенная. Так человек даже во сне не прекращает дышать. Сон временная смерть. Человек перестаёт воспринимать окружающий его внешний мир, но сердце его продолжает биться (пульсировать). Его состояние подобно Не-Бытию.
          
            Как же возникает Вселенная (имеется в виду Непроявленная и Проявленная)?

«… в переводе Вишну Пураны ту часть, где говориться: «и от НЕГО  (Брамы) происходят силы, которые должны быть сотворены, после того как они стали реальной причиной», может быть, было бы правильно передать так: «И  от ЭТОГО происходят силы, которые будут создавать,  ибо они становятся реальной причиной (на материальном плане)». За исключением этой Единой, Беспричинной, Идеальной Причины не существует другой, к которой Вселенная может быть отнесена. «Достойнейший из подвижников! Через мощь этого – т.е. через мощь этой причины – каждая сотворённая вещь выявляется в силу присущей или же свойственной ей природы».

            Принято считать, что Непроявленная Вселенная (или Божественный мир) это идеальное, а Проявленная Вселенная (или Небесный и Земной мир) это материальное. Что же представляет собой идеальное?

«То, что принимается вайшнавами (Висиштадвайта), как идеальное, в отличии реального – или Парабраман и Ишвара – не может быть найдено в опубликованных теориях, ибо даже термин «идеальное» является ложным наименованием, когда оно применено к тому, что никакой человеческий ум, даже ум Архата, не может представить».

           Значит, Абсолют не есть идеальное, а есть реальное. Идеальное можно представить как программу (Информацию без носителя) (Непроявленная Вселенная) для создания Проявленной Вселенной (Материи, носителя скопированной Информации).  Движение, а, следовательно, и  Информация исходят из Абсолюта (подобно, как водород и кислород из воды).

«Для познания самоё себя, или самопознания, нужно, что бы сознание и распознавание были осознаны – обе эти способности являются ограниченными по отношению к любому предмету, исключая Парабрамана. Отсюда «Вечное Дыхание, не ведающее самоё себя». Бесконечность не может понять Конечность. Беспредельное не может иметь отношение к Ограниченному и Условному. В Оккультных Учениях Неведомое и Неведомый Двигатель или Самосущее есть Абсолютная Божественная Сущность. Итак, будучи Абсолютным Сознанием и Абсолютным Движением – для ограниченных чувств тех, кто описывают это неописуемое, - оно есть бессознательность и неподвижность. Конкретное сознание также не может быть атрибутом абстрактного (не имеющего форму?) сознания, как свойство влажности не может быть атрибутом воды, будучи самостоятельным атрибутом и причиною влажного качества в других вещах. Сознание предпосылает ограничение и определение; нечто, чтобы быть осознанным, и кого-то, чтобы осознать это нечто. Но Абсолютное Сознание вмещает познающего, вещь познаваемую и самопознание, все три в нём, и все три едины».

            Получается, что познающий – это человек – инструмент для познания, вещь познаваемая – это объект, а самопознавание и есть Сознание Абсолюта – Истинное Я человека. Личность  (Эго) – это ложное я человека.
         
            Получаем, что Нерушимое Вечное Дыхание – это Движение, возникающее из Абсолюта и возвращающееся в него.

Источник информации книга «Тайная Доктрина» т.1  Е.П. Блаватской.