Кавказский узел - Примечания II а

Игорь Абросимов
Карта-схема.     Керченско-Феодосийская десантная операция (26 декабря 1941 г. - 3 января 1942 г.)
(ВНИМАНИЕ !  При использовании карты-схемы необходимо увеличить изображение до размера, удобного для подробного изучения. Один из способов увеличения - активизация опции "Открыть изображение" ("Открыть картинку в новой вкладке") после нажатия правой клавиши компьютерной мыши.)




Игорь АБРОСИМОВ

                КАВКАЗСКИЙ  УЗЕЛ:   НИ  ШАГУ  НАЗАД!
Боевые действия Красной Армии летом и осенью 1942 года на Кавказском направлении


Примечания IIа  (1 - 12)

[II-1] Торпедный катер Г-5 глиссирующего типа. Водоизмещение 15 т, скорость 50 узлов. Вооружение - два зенитных 12,7-мм пулемета ДШК или два зенитных 7,62-мм пулемета, два 533-мм кормовых торпедных аппарата. Экипаж 6 чел.]

[II-2] Сторожевые катера (малые охотники) МО-2 и МО-4 использовались для борьбы с подводными лодками, охраны водного района, охраны транспортов в конвоях. Водоизмещение 56 т, скорость 26 узлов (при дальности плавания 285 миль - 15 узлов). Вооружение: две универсальные 45-мм пушки, два зенитных 12,7-мм пулемета ДШК, бомбосбрасыватель с малыми глубинными бомбами. Экипаж 22 чел.

[II-3] Плавбатарея №4 была перестроена из несамоходной баржи. Водоизмещение 365 т. Вооружение - три 100-мм орудия, один 37-мм зенитный автомат, спаренный 20-мм зенитный автомат,  зенитные 12,7-мм пулеметы ДШК. Благодаря сильному зенитному вооружению, самолетам противника не удавалось осуществить прицельное бомбометание и уничтожить плавбатарею.

[II-4] Канонерские лодки «Красный Аджаристан», «Красная Абхазия» и «Красная Грузия», построенные на основе проекта рыболовецкой шхуны «Эльпидифор», использовались во время Первой мировой войны на Черном море в качестве тральщиков, минных заградителей, транспортов. Корабли были оборудованы двойным дном и специальными балластными цистернами, позволявшими притапливать кормовую часть, облегчая носовую и уменьшая при этом ее осадку до нулевой, что позволяло «приткнувшись» к берегу, высаживать десант. В 1928 г. после капремонта «Красный Аджаристан», «Красная Абхазия» и «Красная Грузия» переквалифицированы в канонерские лодки. Водоизмещение - 1400 т, скорость хода 8,7 узлов. Вооружение: три 130-мм пушки, две 76-мм и две 45-мм универсальные пушки, два 37-мм зенитных автомата, четыре зенитных 12,7-мм пулемета ДШК и один 12,7-мм «Виккерс», мины заграждения, тралы. Экипаж 169 чел.

[II-5] Распространено суждение, будто вина за срыв высадки десанта у горы Опук лежит на командире отряда контр-адмирале Н.О.Абрамове, который проявил халатность и сознательно уклонился от выполнения боевого приказа. Однако, подобный вывод вряд ли является обоснованным. Если бы дело обстояло так, Абрамов неминуемо бы наказали, т.к. после ряда просчетов и ошибок при высадке керченских десантов разбор действий руководителей с целью поиска виновных активно проводили Особые отделы НКВД и органы военной прокуратуры. Тем более, Н.О.Абрамов и командир Керчинской ВМБ контр-адмирал А.С.Фролов 29 декабря, до окончания высадки 105-го горнострелкового полка в Камыш-Буруне, получили резкое замечание командующего Черноморским флотом вице-адмирала Ф.С.Октябрьского, который написал: «Ваши действия меня не удовлетворяют. Вы топчитесь, действуете медленно. Быстро переправить части армии, энергично используйте все средства перевозки, нельзя так работать. Сейчас промедление смерти подобно». Так что материал для расследования действий не только Фролова, ответственного за операцию по высадке десанта в Камыш-Буруне, а такое расследование проводилось, но и Абрамова, безусловно, были. В этих условиях Николаю Осиповичу, будь он виновен в невыполении боевого приказа, не удалось бы избежать наказания. Однако, он продолжал занимать прежнюю должность командира Учебного отряда Черноморского флота, а в апреле 1942 г. назначается с повышением командиром Иоканьгской ВМБ Северного флота.

[II-6] Канонерские лодки «Дон» и «Днестр» - быв. грунтовозные шаланды, построенные в 1928 г. в Германии. Имели сравнительно мощную машину и прочный корпус, что позволяло после мобилизации в июне 1941 г. переоборудовать их под канонерские лодки. Водоизмещение 840 т, скорость хода 9 узлов. Вооружение: две 130-мм пушки, две универсальные 45-мм пушки, один зенитный пулемет ДШК 12,7-мм и четыре зенитных 7,62-мм пулемета.

[II-7] Тральщик Т-486 «Советская Россия» - бывшая паровая шхуна из состава торгового флота. В июне 1941 г. мобилизована и переоборудована в тральщик. Водоизмещение 1005 т, скорость хода 8 узлов. Вооружение: две универсальные 45-мм пушки и два зенитных 7,62-мм пулемета, тралы. Экипаж 43 чел.
Тральщик «Белобережье» Т-492 - бывшая грунтовозная шаланда. В июне 1941 г. мобилизована и переоборудована в тральщик. Водоизмещение 700 т, скорость хода 6,5 узлов. Вооружение: три универсальные 45-мм пушки, 20-мм зенитный автомат, два 12,7-мм зенитных пулемета ДШК, тралы. Экипаж: 40 чел.

[II-8] Минный заградитель «Заря» - быв. пассажирский теплоход для перевозок в акваториях портов и в прибрежных морских районах.  Мобилизован в июне 1941 г., переоборудован в минный заградитель.  Водоизмещение 353 т, скорость хода 9 узлов. Вооружение: две универсальные 45-мм пушки, два зенитных 12,7-мм пулемета ДШК, мины заграждения. Экипаж 33 чел.

[II-9] Катер-тральщик КТ-587 («Акула») - быв. рыболовный сейнер, мобилизован в ноябре 1941 г., переоборудован в катер-тральщик.
Катер-тральщик КТЩ-599 «Ураган», также переоборудованный из сейнера, был вооружен 45-мм пушкой.

[II-10] Канонерская лодка КЛ-4 - быв. портовый ледокол. Мобилизован в июле 1941 г., переоборудован в канонерскую лодку. Водоизмещение 750 т, скорость хода 10 узлов. Вооружение: две универсальные 76-мм пушки, одни зенитный 12,7 мм пулемет ДШК и девять зенитных 7,62-мм пулеметов. Экипаж 48 чел.

[II-11] Тральщик «Норд» Т-513 - быв. пассажирский теплоход, построен. в 1932 г. для эксплуатации на местных линиях. Мобилизован в июне 1941 г., переоборудован в тральщик. Водоизмещение 285 т, скорость хода 12 узлов. Вооружение: две универсальные 45-мм пушки, два 12,7-мм зенитных пулемета ДШК, тралы. Экипаж: 35 чел.
Тральщик «Кизилташ» Т-491 - быв. грунтовозная шаланда. Мобилизована в июне 1941 г., переоборудована в тральщик. Водоизмещение 444 т, скорость хода 6 узлов. Вооружение: две универсальные 45-мм пушки, два зенитных 7,62-мм пулемета, тралы.

[II-12] Удивительно, но при жестком отношении военного руководства к командирам, причем самого высокого уровня, которые, не проявив должного упорства в достижении цели, проваливали выполнение возложенных на них задач, командир 224-й стрелковой дивизии А.П.Дегтярев не был наказан сразу после происшедшего во время декабрьских десантных операций. Его сняли с занимаемой должности только в марте 1942 г. и отдали под суд военного трибунала. За отсутствием состава преступления суд Дегтрева оправдал, и он продолжил службу. Однако, дивизии ему уже не доверили. В должности начальника отдела боевой подготовки 51-й армии Дегтярев пробыл до середины мая 1942 г., пропав без вести во время разгрома войск Крымского фронта.


Вернуться к гл.IIа  «Разгром Крымского фронта»  (ч. 1) - http://www.proza.ru/2019/07/02/870