Меньшие 10

Наташа Шевченко
    
                Предыдущее: http://www.proza.ru/2018/08/28/636



     В моем саду, в той самой старой яблоне, поселились новые пичуги. Вообще-то они на днях уже выселились, выведя и выкормив своих прелестных малышей. У меня много фото и видео с их передвижениями по саду и чуднЫми песнями.
     Как уже писала ранее, постоянными жителями этой красноплодной яблони были скворцы. Но случился ураган, сломал толстую, привитую много лет назад, ветку с зелеными сладкими яблоками, развалив дупло, в котором обитали франты, и которых я уже знала в лицо. Правда. Они отличаются друг от друга. «Свою» парочку я всегда узнаю, когда они пасутся на моей территории. Увы, не знаю, где теперь живут. Но бывают в саду регулярно.
     Недавно поделили с ними черешню. Я собирала ягоды с нижних веток, а они с верхних. Причем, делали мы это одновременно. Они видели меня, но и не думали улетать. Дрозды же рядом окарауливали сбор урожая. Если скворцы испугаются человека, дрозды подхватят эстафету. Наблюдение за рекогносцировкой птичек вызывало улыбку. Ну и лестницу в этом году не приставляла к черешне. Пусть уж.
     А вот в яблоне происходило что-то странное. Как-то, проходя мимо, услышала журчание со скрипом. Попробуйте несколько секунд прочистить горло на высоких тонах. Примерно такие звуки доносились из… дупла, которое находилось повыше того, где ранее обитали скворцы. Как я его не замечала до этого момента? А впрочем, отверстие настолько узкое, что представить, будто в него кто-то может протиснуться, не пришло бы в голову. И понятным стали суматошные пролеты каких-то сереньких мелких птиц в районе этого дерева.
     Звуки стали доноситься постоянно и сомнений не осталось. Вот только птиц-родителей никак не могла рассмотреть. Быстрые и юркие, они старались незаметно проскользнуть в узкий леток, когда я делала вид, что не обращаю внимание на них. А уж фотик вообще боялась применять. Гнездо в метре семидесяти над землей, в непосредственной близости от садовой дорожки, вдруг спугну и они не станут кормить птенцов? 
     Дней десять назад, иду, как обычно «не замечая», но боковым зрением вижу изменения, будто на стволе дерева вдруг выросли бугорки. Повернула голову и обомлела. Глядя на меня, уцепившись лапками за кору, вертикально, друг за дружкой, будто бусы, сидели четыре взъерошенных птенчика. Пушистые, рябенькие и скрипящие.
     Не раз слышала в саду или утром, открывая окна, скрип не смазанного колеса. Бодрый такой скрип. Понимала, что птицы, но монотонный звук вызывал ассоциацию с почтальоном Печкиным, который едет на скрипящем велике. Я и в другие года слышала это пение, но не так близко. И все-таки, взрослых птичек мне удалось заснять месяца два назад и… забыть про них. Многих же фотографирую, разноцветных, а эти серенькие как-то не вызвали эмоций. Пока не увидела птенцов и даже не потрогала одного.
     Когда и сын мне сказал, что постоянно слышит скрип не смазанного колеса, т.е., он, независимо от моего звукового наблюдения, тоже отметил их своеобразное пение, мы уже вдвоем полезли в инет. Послушали, сравнили и определились: пеночка. Таких сереньких птичек много разных, не хотелось ошибиться.
     А птенцы тем временем, разбрелись по участку. Шустрые, еще не умеющие летать, но быстро забирающиеся по стволу в дупло, или сидя у муравьиной кучки, склевывая насекомых, или прыгающих под ногами, только и смотри, чтобы не раздавить ненароком. Однажды открываю дверь, а он под ней сидит и смотрит на меня… как не наступила? Отнесла поближе к гнезду. Но бессмысленно. Они такие любопытные и совершенно не боящиеся, находились всегда невдалеке, привлекая взгляд нежным поскрипыванием, позволяя снимать и снимать. Их родители были рядом. Слышала тревожный свист, но что могла поделать?
     Вечером птенцы пеночки собирались у дупла и один за другим ныряли в яблоню. Чудеса!
     Так продолжалось несколько дней. Птички уже научились летать и порхали с веток на столбики-подпорки помидор, на соседние деревья. А в один из дней мы услышали тишину. Будет ли вторая кладка яиц у пеночек, не знаю, но пока тихо.

     P.S. Птички оказались вертишейками из семейства дятловых. Вот почему птенцы так здорово взбирались по стволу дерева в дупло. С дятлами их роднит строение ног, позволяющих цепляться за кору дерева и длинный клейкий язык, которым они лихо ловят муравьев, что я и наблюдала. А вертишейки (крутилки) они потому, что чудно вертят шеей в случае опасности и шипят. Очень похожи в этом состоянии на змей. Посмотрите в инете видео. Это удивительные кадры. Увы, взрослых пугливых птиц мне не удалось увидеть и такую оригинальную защиту вживую не пронаблюдала.



                Продолжение: http://proza.ru/2021/02/21/1338

_____
Фото авторское