Сверчок. Коллежский секретарь. гл. 31. Души прекра

Ермолаев Валерий
                Сверчок
                Часть 2
                Коллежский секретарь
                31
                Души прекрасные порывы...

Чаадаева всего больше отличали свободолюбие и широкий государственный взгляд. Как я с Кавериным гулял… с  Чаадаевым  -  читал.

Когда услышу я сердечный твой привет?
Как обниму тебя! Увижу кабинет,
Где ты всегда мудрец, а иногда мечтатель
 И ветреной толпы бесстрастный наблюдатель.
Приду, приду я вновь, мой милый домосед,
С тобою вспоминать беседы прежних лет,
Младые вечера, пророческие споры,
Знакомых мертвецов живые разговоры;
Поспорим, перечтем, посудим, побраним,
Вольнолюбивые надежды оживим…

О чем мы беседовали?

О политической жизни  народов в прошлом и будущем
Об  уроках исторического опыта.
О грядущем судьбы человечества вообще и России в частности.

Самым жгучим интересом являлось, конечно, порабощение России.

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

Это – идея нравственного долга перед самим собой и перед родиной!
Но нравственная атмосфера наших встреч была превыше всего.
Я писал Чаадаеву.

Ты был целителем моих душевных сил;
О неизменный друг, тебе я посвятил
И краткий век, уже испытанный судьбою,
И чувства, может быть, спасенные тобою!
Ты сердце знал мое во цвете юных дней;
Ты видел, как потом в волнении страстей
Я тайно изнывал, страдалец утомленный;
В минуту гибели над бездной потаенной
Ты поддержал меня недремлющей рукой;
Ты другу заменил надежду и покой;
Во глубину души вникая строгим взором,
Ты оживлял ее советом иль укором;
Твой жар воспламенял к высокому любовь;
Терпенье смелое во мне рождалось вновь;
Уж голос клеветы не мог меня обидеть:
Умел я презирать, умея ненавидеть.

В настоящем поэте и в настоящем философе всегда живет потаенная бездна.
И эта бездна состояла в том, что я не знал любви!