Расстрел монахов Свято-Духова монастыря

В 2019 году исполняется 100 лет со времени закрытия Новосильского Свято-Духова монастыря и 400 лет со времени первого упоминания обители в документах. 1919 год был особенно драматичным в истории монастыря. Репрессиям подверглись четверо насельников обители. Трое из них были расстреляны.
Привожу фрагмент статьи новосильского исследователя-краеведа Антонины Петровны Балабановой, которая на основе архивных изысканий  установила этот факт  и обнародовала полученные сведения.
«Не могу не поделиться с читателями   информацией о двух монахах Свято-Духова монастыря, полученной из Государственного архива Тульской области и получившей неожиданное продолжение… Это прошения двух послушников Свято-Духова монастыря к Архимандриту Лазарю.
Послушник Афанасий Федорович Воробьев проживал в Свято-Духовом монастыре со 2 октября 1912г., проходил послушание при клиросе и портновской мастерской. В прошении Архимандриту он пишет: «… я с помощью Божией, приобвык к монашеской жизни и имею искреннее, непреложное душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижения меня в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре».
С 30 декабря 1916 г. проходил послушание письмоводителя и пономаря второй заявитель – Николай Арсеньевич Голенищев - Кутузов. Из документов явствует, что родился он в Москве, в семье коллежского секретаря, Арсения Дмитриевича Голенищева - Кутузова. По окончании Московского городского училища Николай получил свидетельство о звании учителя народных училищ. Послушание письмоводителя не было ему в тягость, и он также собирался пребывать в монастыре до конца жизни.
В августе 1918 года Архимандрит Лазарь пишет на послушников представление Епископу, и во исполнение указа Тульского Епархиального Совета от 22 марта 1919 г. послушник Голенищев- Кутузов был пострижен в монашество с именем «Никон»,а послушник Воробьев – с именем «Алипий».   Однако недолго длилась их монашеская жизнь. В открытых недавно списках прокуратуры Москвы мы вновь встречаем знакомые фамилии..  Источник указывает, что особым отделом реввоенсовета были они обвинены в контрреволюционной деятельности и приговорены Революционным трибуналом к высшей мере наказания, приведённой в исполнение 13 октября 1919 года».  (http://www.proza.ru/2017/11/02/1890)
Антонина Петровна любезно предоставила возможность ознакомиться с документами, на основании которых была составлена эта краткая скорбная повесть. В своей совокупности данные документы, сами по себе, составляют документальное повествование, оказывающее потрясающее  воздействие своим реализмом и трагичностью. Приводим их здесь.
Документ №1
ГАУТО ф.562, оп.4, д.382, лист 3-3об
Его Преосвященству
Преосвященейшему Корнилию Епископу Каширскому
Викарию Тульской Епархии
Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря
Архимандрита Лазаря с братией
Представление
Состоящий в числе временных послушников Новосильского Свято-Духова монастыря сын коллежского секретаря Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов поданным 13-го сего Августа ко мне с братией прошением объясняет, что он жительствуя в сем монастыре с 31-го декабря 1916 года приобык к монастырской жизни и просит ходатайствовать пред Вашим Преосвященством о принятии его в число братии и об определении в число приуказных послушников сего монастыря.
Признавая означенного послушника благонадежным к монашескому званию и видя усердие прохождения им назначаемых послушаний и представляя при сем прошение и документы его-смиренейше просим Ваше Преосвященство определить его Голенищева-Кутузова в число приуказных послушников Новосильского Свято-Духова монастыря.
Вашего Преосвященства
Милостивейшего Архипастыря и Отца
Нижайшие послушники:
Настоятель Архимандрит Лазарь
Благочинный иероманах Герасим
Ризный иероманах Вениамин
№ 103
августа 13-го дня 1918г.

Документ №2
ГАУТО ф.562, оп.4, д.382, лист 4-4об
Его Высокопреподобию
Настоятелю Новосильского Свято-Духова монастыря
Архимандриту Лазарю с братией
Сына коллежского секретаря Николая Арсеньевича
Голенищева-Кутузова
Прошение
Состоя в числе временных послушников в вверенном Вашему Высокопреподобию Новосильском Свято-Духовом монастыре с 31-го декабря 1916 года и проходя послушание письмоводителя я, с помощью Божией, приобык к монастырской жизни и имею искреннее душевное желание пребывать в сем монастыре.
Почему покорнейше прошу Ваше Высокопреподобие с братией о принятии меня в число братии и об определении в число приуказных послушников вверенного Вам монастыря, не оставить Вашим ходатайством перед Его Преосвященством, на что и представляю при сем документы: 1) безсрочную паспортную книжку, выданную приставом 1-го участка Мещанской части г.Москвы 10-го января 1910 года за №33; 2) метрическую выпись о рождении, выданную притчем Московской Сергиевской, что в Пушкарях, церкви за № 134 от 3-го августа 1898 года; 3) свидетельство о явке к исполнению воинской повинности, выданное Московским Городским о сем Присутствием 1909 года Октября 30-го дня за №100; 4) об образовании моём: а) Аттестат 3-го Московского Городского училища об окончании полного курса учения, выданный 1906 года 31-го Мая за №263, б) Копия свидетельства о звании учителя начальных училищ, выданного 23-го Ноября 1910 года за №39.759 из канцелярии Попечителя Московского Учебного Округа, в) удостоверение Инспектора 3-го Московского Городского Училища от 3-го Мая 1908 года за №236.
1918 года Августа 13-го дня к сему прошению сын коллежского секретаря Николай Арсеньев Голенищев-Кутузов подписался.

Документ №3
ГАУТО ф.562, оп.4, д.382, лист 8, 8об, 13, 13об
Выписка
из копии метрической книги Московской Сергиевской, что в Пушкарях, Сретенского сорока церкви
за 1887 год.
№ 122, ноябрь 20/21, Николай
Родители: Бывший разъездной чиновник низшего оклада, Управления перевозкою почты по железным дорогам, Коллежский Секретарь Арсений Дмитриевич Голенищев-Кутузов и жена его Анна Николаевна, оба православного исповедания.
Восприемниками были:Тарусский мещанин Петр Евлампиевич Алексеев и Тульской губернии, Крапивенского уезда, Казачей Слободы крестьянская жена Ульяна Васильева Игнатьева.
Таинство крещения совершал:Приходской священник Петр Соколов с причтом.

Документ №4
ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 3-3об
Его Преосвященству
Преосвященейшему Корнилию
Епископу Каширскому Викарию Тульской Епархии
Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря
Архимандрита Лазаря
Покорнейшее представление
Приуказаные послушники вверенного мне монастыря: Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов и Афанасий Федоров Воробьев поддатыми ко мне 18-го сего февраля прошениями объясняют, что они жительствуя в сем монастыре Голенищев-Кутузов с 30-го декабря 1916 года и Воробьев с 6-го октября 1912 года с помощью Божией приобыкли к монашеской жизни и имеют искреннее непреложное душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижением их в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре.
Посему, признавая означенных послушников по их скромному поведению, братолюбивому характеру и усердному прохождению назначаемых послушаний достойными монашеского звания; длге имею смиреннейше просить Ваше Преосвященство не оставить Вашим Милостивейшим Архипастырским благораспоряжением и благославением постричь означенных послушников в монашество.
Вашего Преосвященства
Милостивейшего Архипастыря и Отца
Нижайший послушник
Настоятель Архимандрит
Лазарь

Документ № 5
ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 4
Его Высокопреподобию
Настоятелю Новосильского Свято-Духова монастыря
Архимандриту Лазарю
Послушника оного монастыря
Николая Арсеньевича Голенищева-Кутузова
Покорнейшее прошение
Жительствуя во вверенном Вашему Высокопреподобию Новосильском Свято-Духовом монастыре с 30-го декабря 1916 года и проходя послушание письмоводителя и пономаря, я, с помощью Божией, приобык к монашеской жизни и имею искреннее непреложное, душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижением меня в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре.
Почему осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Высокопреподобие не оставить Вашим ходатайством пред его Преосвященством о пострижении меня в монашество. Документы мои находятся в Тульском Епархиальном Совете 1919 года февраля 18-го дня. К сему прошению приуказный послушник Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов подписался

Документ № 6
ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 5
Его Высокопреподобию
Настоятелю Новосильского Свято-Духова монастыря
Архимандриту Лазарю
Послушника оного монастыря
Афанасия Федорова Воробьева
Покорнейшее прошение
Жительствуя во вверенном Вашему Высокопреподобию Новосильском Свято-Духовом монастыре с 2-го октября 1912 года и проходя послушание при клиросе и портновской мастерской, я, с помощью Божией, приобык к монашеской жизни и имею искреннее непреложное, душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижением меня в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре.
Почему осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Высокопреподобие не оставить Вашим ходатайством пред его Преосвященством о пострижении меня в монашество. Документы мои находятся в Тульском Епархиальном Совете 1919 года февраля 18-го дня. К сему прошению приуказный послушник Афанасий Федоров Воробьев подписался

Документ №7
ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 6
В Тульский Епархиальный Совет
Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря
Архимандрита Лазаря
Рапорт
Во исполнение указа Тульского Епархиального Совета, от 2-го марта 1919 года за №3344, имею честь почтенейше донести Епархиальному Совету, что послушник вверенного мне Новосильского Свято-Духова монастыря Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов 28-го сего апреля за божественной литургией пострижен мною в монашество с именем «Никон»
Настоятель Архимандрит Лазарь

Документ №8
ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 7
В Тульский Епархиальный Совет
Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря
Архимандрита Лазаря
Рапорт
Во исполнение указа Тульского Епархиального Совета, от 2-го марта 1919 года за №3344, имею честь почтенейше донести Епархиальному Совету, что послушник вверенного мне Новосильского Свято-Духова монастыря Афанасий Федоров Воробьев 9-го сего мая за божественной литургией пострижен мною в монашество с именем «Алипий»
Настоятель Архимандрит Лазарь

Документ №9
Голенищев-Кутузов Николай Арсентьевич
· Дата рождения: —
· Место рождения: г.Москва
· Пол: мужчина
· Возраст: 32
· Профессия / место работы: иеродиакон Свято-Духова монастыря
· Место проживания: Свято-Духов монастырь Новосильского уезда Тульской губ.
· Дата расстрела: 13 октября 1919 г.

· Где и кем арестован: особым отделом при реввоенсовете 13 армии Южфронта
· Мера пресечения: арестован
· Дата ареста: 4 октября 1919 г.
· Обвинение: за контрреволюционную деятельность
· Осуждение: 13 октября 1919 г.
· Осудивший орган: ВПТ 13 армии Южфронта
· Приговор: ВМН
· Дата реабилитации: январь 2005 г.
· Реабилитирующий орган: Прокуратура г.Москвы
· Архивное дело: фонд 24409, опись 3, дело 1093
· Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Прокуратура г.Москвы

Документ №10
Выписка из сводной " Открытой Книги памятиг. Москвы и Московской области (https://ru.openlist.wiki)
Воробьев Афанасий Федорович
• Дата рождения: —
• Место рождения: Орловская губ., Ливенский уезд, Покровская вол., с.Георгиевская Любовша
• Пол: мужчина
• Возраст: 43
• Профессия / место работы: монах Свято-Духова монастыря
• Место проживания: Свято-Духов монастырь Новосильского уезда Тульской губ.
• Дата расстрела: 13 октября 1919 г.
________________________________________
• Где и кем арестован: особым отделом при реввоенсовете 13 армии Южфронта
• Мера пресечения: арестован
• Дата ареста: 4 октября 1919 г.
• Обвинение: за контрреволюционную деятельность
• Осуждение: 13 октября 1919 г.
• Осудивший орган: ВПТ 13 армии Южфронта
• Приговор: ВМН
• Дата реабилитации: январь 2005 г.
• Реабилитирующий орган: Прокуратура г.Москвы
________________________________________
• Архивное дело: фонд 24409, опись 3, дело 1093
• Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Прокуратура г.Москвы

Как пишет Антонина Петровна, «одновременно был арестован и расстрелян иеромонах Свято-Духова монастыря Данилов Филипп Степанович, и только послушник Петрыкин Иван Герасимович(уроженец с. Воротынцево), одновременно со всеми арестованный, был освобождён «ввиду незначительности содеянного»… В январе 2005 года эти служители веры были реабилитированы». (http://www.proza.ru/2017/11/02/1890)
В ГАТО хранится документ  «Анкеты светского и монашеского духовенства всех религиозных обществ в приказах г. Тулы и Тульской губернии» (фонд Р-717, опись 2, дело №233). В данном документе (листы (174-180) приведены анкетные данные  семи монахов Свято-Духова монастыря: иеромонах Трифиллий - Тарас Филимонович Сысоев, 1861 г.р., из крестьян; иеромонах Антонин - Алексей Николаевич Никольский, 1852 г.р., из духовного звания;иеромонах Владимир - Василий Артемьевич Уланский, 1874 г.р., из крестьян; иеромонах Геннадий - Гавриил Васильевич Плотников, 1874 г.р., из крестьян; иеродьякон Иерон- Иван Федорович Карпов, 1874 г.р., из крестьян;иеродьякон Исихий, 1874 г.р., из крестьян; иеродьякон Панкратий Петр Иванович Матвеев, 1870 г.р., из мещан.  Ни один из них не значится в базе данных по жертвам политических репрессий.
Что же явилось причиной расстрела трех монахов Свято-Духова монастыря? Косвенный ответ на этот вопрос дают Оперативные сводки 3-й стрелковой дивизии красных Южфронта за октябрь 1919г.:
 
«4 ОКТЯБРЯ. 3 БРИГАДА, ИМЕЮЩАЯ ВСЕГО 120 ШТЫКОВ, ПОПОЛНЕНА ДВУМЯ ПРИБЫВШИМИ МАРШЕВЫМИ РОТАМИ И ЗАНЯЛА ПОЗИЦИЮ ПО РЕКЕ ЗУША ОТ ДУХОВА МОНАСТЫРЯ ДО Д. СОРОЧИЙ МОСТ. ОТРЯД В 150 ЧЕЛОВЕК КОММУНИСТОВ НОВОСИЛЬСКОГО РЕВКОМА, ВЫСЛАННЫЙ НА СТ. ДИШНЯ, САМОВОЛЬНО ОТОШЁЛ К ПЕРЕПРАВЕ У ДУХОВА МОНАСТЫРЯ(!?). КОГДА ОТРЯД БЫЛ ПЕРЕДАН В РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМБРИГА, ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ЛИНИИ ПО Р. ЗУША, ТО ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ЛЮДИ РАЗОШЛИСЬ ПО ИЗБАМ (!)
3 дивизия заняла оборону в центре по линии Пруды — Александровка — Кулеши — Нижние Судьбищи — Сторожевое — Домны — Залесное Штаб дивизии в д. Маслово.
Новосиль в руках противника, имеющего 8 орудий. Три бронепоезда курсируют по дороге Туровка -Верховье-Елец
.7 октября. Приказ по 3 бригаде: «Перейти в решительное наступление и овладеть переправами по р. Зуша юго-восточнее Новосиля.
8 октября. Части дивизии занимают исходное положение для овладения
переправами через р. Зуша. А именно: полк РВС(реввоенсовета) через д. Пруды — Д Подберёзовка. Части 1-й бригады от Залесной до Дарищ, конные части в д. Тиневая.
11 октября. 3 бригада к 17-ти часам: 25полк. с боем занял восточную окраину Новосиля и продвинулся к переправам на р. Зуша до д. Сорочий Мост — д. Тюковка. Полк РВС занял г. Новосиль и ведёт бой за переправу у Слободы Зарецкой(сегодняшнее Заречье). РОТА 26 ПОЛКА ЗАНЯЛА ДУХОВ МОНАСТЫРЬ. Противник продолжает удерживаться в Слободе Ямской, упорно обороняя переправу. Около 19-ти часов перешёл в контрнаступление, вновь занял Новосиль и продвинул части к северу. Под натиском противника наши части отошли и удерживаются на высотах между деревнями Пруды — Чернышино.
12 октября. Части 3-й бригады в районе Новосиля продолжают занимать прежние позиции и столкновения с противником имели.
13 ОКТЯБРЯ. 3 ДИВИЗИЯ ЭНЕРГИЧНО НАСТУПАЕТ В НАПРАВЛЕНИИ ВЕРХОВЬЕ — ЛИВНЫ. ГРУППА У НОВОСИЛЯ ВЕЛА БЕЗРЕЗУЛЬТАТНЫЕ БОИ, ПОСЛЕ ЧЕГО ЧАСТИ ОСТАЛИСЬ НА МЕСТАХ.
14 октября. С утра на позиции 3 бригады противник пошёл в наступление на г. Новосиль, так что части вынуждены были отступить и вновь оставить город Но потом при личном участии комбрига и комиссаров, части перешли в наступление и восстановили прежнее положение».

В приведенной цитате выделены сводки за 4 октября (день ареста монахов) и за 13 октября (день расстрела). Вряд ли в условиях непрерывных и ожесточенных боевых действий  велось какое-либо следствие. Что же вменялось в вину монахам? Что стоит за словом «содеянное» в заключении  ВПТ (Военно-полевого трибунала?)  Южфронта об освобождении послушника Ивана Петрыкина? Почему были расстреляны именно эти три монаха, тогда как остальные  избежали  репрессий? На эти вопросы предстоит ответить.


Рецензии
О.Нафанаил! Статья содержательная весьма, новые изыскания, новая информация. Прочитал с интересом.
Рад, что Вы трудитесь на благо исторической картины монастыря и подходите к делу высоко профессионально.
Очень верно ставите вопросы. спасибо Вам.
С уважением, иером.Донат.

Иеромонах Донат Мисюков   26.07.2019 21:05     Заявить о нарушении
Благодарю, досточтимейший и любезнейший отец Донат, за теплые слова ободрения!

Борис Бобылев   29.07.2019 19:54   Заявить о нарушении