Расстрел монахов Свято-Духова монастыря

Борис Бобылев
В 2019 году исполняется 100 лет со времени закрытия Новосильского Свято-Духова монастыря и 400 лет со времени первого упоминания обители в документах. 1919 год был особенно драматичным в истории монастыря. Репрессиям подверглись четверо насельников обители. Трое из них были расстреляны.
Привожу фрагмент статьи новосильского исследователя-краеведа Антонины Петровны Балабановой, которая на основе архивных изысканий  установила этот факт  и обнародовала полученные сведения.
«Не могу не поделиться с читателями   информацией о двух монахах Свято-Духова монастыря, полученной из Государственного архива Тульской области и получившей неожиданное продолжение… Это прошения двух послушников Свято-Духова монастыря к Архимандриту Лазарю.
Послушник Афанасий Федорович Воробьев проживал в Свято-Духовом монастыре со 2 октября 1912г., проходил послушание при клиросе и портновской мастерской. В прошении Архимандриту он пишет: «… я с помощью Божией, приобвык к монашеской жизни и имею искреннее, непреложное душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижения меня в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре».
С 30 декабря 1916 г. проходил послушание письмоводителя и пономаря второй заявитель – Николай Арсеньевич Голенищев - Кутузов. Из документов явствует, что родился он в Москве, в семье коллежского секретаря, Арсения Дмитриевича Голенищева - Кутузова. По окончании Московского городского училища Николай получил свидетельство о звании учителя народных училищ. Послушание письмоводителя не было ему в тягость, и он также собирался пребывать в монастыре до конца жизни.
В августе 1918 года Архимандрит Лазарь пишет на послушников представление Епископу, и во исполнение указа Тульского Епархиального Совета от 22 марта 1919 г. послушник Голенищев- Кутузов был пострижен в монашество с именем «Никон»,а послушник Воробьев – с именем «Алипий».   Однако недолго длилась их монашеская жизнь. В открытых недавно списках прокуратуры Москвы мы вновь встречаем знакомые фамилии..  Источник указывает, что особым отделом реввоенсовета были они обвинены в контрреволюционной деятельности и приговорены Революционным трибуналом к высшей мере наказания, приведённой в исполнение 13 октября 1919 года».  (http://www.proza.ru/2017/11/02/1890)
Антонина Петровна любезно предоставила возможность ознакомиться с документами, на основании которых была составлена эта краткая скорбная повесть. В своей совокупности данные документы, сами по себе, составляют документальное повествование, оказывающее потрясающее  воздействие своим реализмом и трагичностью. Приводим их здесь.
Документ №1
ГАУТО ф.562, оп.4, д.382, лист 3-3об
Его Преосвященству
Преосвященейшему Корнилию Епископу Каширскому
Викарию Тульской Епархии
Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря
Архимандрита Лазаря с братией
Представление
Состоящий в числе временных послушников Новосильского Свято-Духова монастыря сын коллежского секретаря Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов поданным 13-го сего Августа ко мне с братией прошением объясняет, что он жительствуя в сем монастыре с 31-го декабря 1916 года приобык к монастырской жизни и просит ходатайствовать пред Вашим Преосвященством о принятии его в число братии и об определении в число приуказных послушников сего монастыря.
Признавая означенного послушника благонадежным к монашескому званию и видя усердие прохождения им назначаемых послушаний и представляя при сем прошение и документы его-смиренейше просим Ваше Преосвященство определить его Голенищева-Кутузова в число приуказных послушников Новосильского Свято-Духова монастыря.
Вашего Преосвященства
Милостивейшего Архипастыря и Отца
Нижайшие послушники:
Настоятель Архимандрит Лазарь
Благочинный иероманах Герасим
Ризный иероманах Вениамин
№ 103
августа 13-го дня 1918г.

Документ №2
ГАУТО ф.562, оп.4, д.382, лист 4-4об
Его Высокопреподобию
Настоятелю Новосильского Свято-Духова монастыря
Архимандриту Лазарю с братией
Сына коллежского секретаря Николая Арсеньевича
Голенищева-Кутузова
Прошение
Состоя в числе временных послушников в вверенном Вашему Высокопреподобию Новосильском Свято-Духовом монастыре с 31-го декабря 1916 года и проходя послушание письмоводителя я, с помощью Божией, приобык к монастырской жизни и имею искреннее душевное желание пребывать в сем монастыре.
Почему покорнейше прошу Ваше Высокопреподобие с братией о принятии меня в число братии и об определении в число приуказных послушников вверенного Вам монастыря, не оставить Вашим ходатайством перед Его Преосвященством, на что и представляю при сем документы: 1) безсрочную паспортную книжку, выданную приставом 1-го участка Мещанской части г.Москвы 10-го января 1910 года за №33; 2) метрическую выпись о рождении, выданную притчем Московской Сергиевской, что в Пушкарях, церкви за № 134 от 3-го августа 1898 года; 3) свидетельство о явке к исполнению воинской повинности, выданное Московским Городским о сем Присутствием 1909 года Октября 30-го дня за №100; 4) об образовании моём: а) Аттестат 3-го Московского Городского училища об окончании полного курса учения, выданный 1906 года 31-го Мая за №263, б) Копия свидетельства о звании учителя начальных училищ, выданного 23-го Ноября 1910 года за №39.759 из канцелярии Попечителя Московского Учебного Округа, в) удостоверение Инспектора 3-го Московского Городского Училища от 3-го Мая 1908 года за №236.
1918 года Августа 13-го дня к сему прошению сын коллежского секретаря Николай Арсеньев Голенищев-Кутузов подписался.

Документ №3
ГАУТО ф.562, оп.4, д.382, лист 8, 8об, 13, 13об
Выписка
из копии метрической книги Московской Сергиевской, что в Пушкарях, Сретенского сорока церкви
за 1887 год.
№ 122, ноябрь 20/21, Николай
Родители: Бывший разъездной чиновник низшего оклада, Управления перевозкою почты по железным дорогам, Коллежский Секретарь Арсений Дмитриевич Голенищев-Кутузов и жена его Анна Николаевна, оба православного исповедания.
Восприемниками были:Тарусский мещанин Петр Евлампиевич Алексеев и Тульской губернии, Крапивенского уезда, Казачей Слободы крестьянская жена Ульяна Васильева Игнатьева.
Таинство крещения совершал:Приходской священник Петр Соколов с причтом.

Документ №4
ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 3-3об
Его Преосвященству
Преосвященейшему Корнилию
Епископу Каширскому Викарию Тульской Епархии
Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря
Архимандрита Лазаря
Покорнейшее представление
Приуказаные послушники вверенного мне монастыря: Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов и Афанасий Федоров Воробьев поддатыми ко мне 18-го сего февраля прошениями объясняют, что они жительствуя в сем монастыре Голенищев-Кутузов с 30-го декабря 1916 года и Воробьев с 6-го октября 1912 года с помощью Божией приобыкли к монашеской жизни и имеют искреннее непреложное душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижением их в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре.
Посему, признавая означенных послушников по их скромному поведению, братолюбивому характеру и усердному прохождению назначаемых послушаний достойными монашеского звания; длге имею смиреннейше просить Ваше Преосвященство не оставить Вашим Милостивейшим Архипастырским благораспоряжением и благославением постричь означенных послушников в монашество.
Вашего Преосвященства
Милостивейшего Архипастыря и Отца
Нижайший послушник
Настоятель Архимандрит
Лазарь

Документ № 5
ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 4
Его Высокопреподобию
Настоятелю Новосильского Свято-Духова монастыря
Архимандриту Лазарю
Послушника оного монастыря
Николая Арсеньевича Голенищева-Кутузова
Покорнейшее прошение
Жительствуя во вверенном Вашему Высокопреподобию Новосильском Свято-Духовом монастыре с 30-го декабря 1916 года и проходя послушание письмоводителя и пономаря, я, с помощью Божией, приобык к монашеской жизни и имею искреннее непреложное, душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижением меня в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре.
Почему осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Высокопреподобие не оставить Вашим ходатайством пред его Преосвященством о пострижении меня в монашество. Документы мои находятся в Тульском Епархиальном Совете 1919 года февраля 18-го дня. К сему прошению приуказный послушник Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов подписался

Документ № 6
ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 5
Его Высокопреподобию
Настоятелю Новосильского Свято-Духова монастыря
Архимандриту Лазарю
Послушника оного монастыря
Афанасия Федорова Воробьева
Покорнейшее прошение
Жительствуя во вверенном Вашему Высокопреподобию Новосильском Свято-Духовом монастыре с 2-го октября 1912 года и проходя послушание при клиросе и портновской мастерской, я, с помощью Божией, приобык к монашеской жизни и имею искреннее непреложное, душевное желание дать обет пред Господом Богом пострижением меня в монашество, пребывать до смерти в монашеском звании, а так же и в сем монастыре.
Почему осмеливаюсь покорнейше просить Ваше Высокопреподобие не оставить Вашим ходатайством пред его Преосвященством о пострижении меня в монашество. Документы мои находятся в Тульском Епархиальном Совете 1919 года февраля 18-го дня. К сему прошению приуказный послушник Афанасий Федоров Воробьев подписался

Документ №7
ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 6
В Тульский Епархиальный Совет
Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря
Архимандрита Лазаря
Рапорт
Во исполнение указа Тульского Епархиального Совета, от 2-го марта 1919 года за №3344, имею честь почтенейше донести Епархиальному Совету, что послушник вверенного мне Новосильского Свято-Духова монастыря Николай Арсеньевич Голенищев-Кутузов 28-го сего апреля за божественной литургией пострижен мною в монашество с именем «Никон»
Настоятель Архимандрит Лазарь

Документ №8
ГАУТО ф.562, оп.4, д.1226, лист 7
В Тульский Епархиальный Совет
Настоятеля Новосильского Свято-Духова монастыря
Архимандрита Лазаря
Рапорт
Во исполнение указа Тульского Епархиального Совета, от 2-го марта 1919 года за №3344, имею честь почтенейше донести Епархиальному Совету, что послушник вверенного мне Новосильского Свято-Духова монастыря Афанасий Федоров Воробьев 9-го сего мая за божественной литургией пострижен мною в монашество с именем «Алипий»
Настоятель Архимандрит Лазарь

Документ №9
Голенищев-Кутузов Николай Арсентьевич
· Дата рождения: —
· Место рождения: г.Москва
· Пол: мужчина
· Возраст: 32
· Профессия / место работы: иеродиакон Свято-Духова монастыря
· Место проживания: Свято-Духов монастырь Новосильского уезда Тульской губ.
· Дата расстрела: 13 октября 1919 г.

· Где и кем арестован: особым отделом при реввоенсовете 13 армии Южфронта
· Мера пресечения: арестован
· Дата ареста: 4 октября 1919 г.
· Обвинение: за контрреволюционную деятельность
· Осуждение: 13 октября 1919 г.
· Осудивший орган: ВПТ 13 армии Южфронта
· Приговор: ВМН
· Дата реабилитации: январь 2005 г.
· Реабилитирующий орган: Прокуратура г.Москвы
· Архивное дело: фонд 24409, опись 3, дело 1093
· Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Прокуратура г.Москвы

Документ №10
Выписка из сводной " Открытой Книги памятиг. Москвы и Московской области (https://ru.openlist.wiki)
Воробьев Афанасий Федорович
• Дата рождения: —
• Место рождения: Орловская губ., Ливенский уезд, Покровская вол., с.Георгиевская Любовша
• Пол: мужчина
• Возраст: 43
• Профессия / место работы: монах Свято-Духова монастыря
• Место проживания: Свято-Духов монастырь Новосильского уезда Тульской губ.
• Дата расстрела: 13 октября 1919 г.
________________________________________
• Где и кем арестован: особым отделом при реввоенсовете 13 армии Южфронта
• Мера пресечения: арестован
• Дата ареста: 4 октября 1919 г.
• Обвинение: за контрреволюционную деятельность
• Осуждение: 13 октября 1919 г.
• Осудивший орган: ВПТ 13 армии Южфронта
• Приговор: ВМН
• Дата реабилитации: январь 2005 г.
• Реабилитирующий орган: Прокуратура г.Москвы
________________________________________
• Архивное дело: фонд 24409, опись 3, дело 1093
• Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Прокуратура г.Москвы

Как пишет Антонина Петровна, «одновременно был арестован и расстрелян иеромонах Свято-Духова монастыря Вениамин Данилов Филипп Степанович, и только послушник Петрыкин Иван Герасимович(уроженец с. Воротынцево), одновременно со всеми арестованный, был освобождён «ввиду незначительности содеянного»… В январе 2005 года эти служители веры были реабилитированы». (http://www.proza.ru/2017/11/02/1890)
В ГАТО хранится документ  «Анкеты светского и монашеского духовенства всех религиозных обществ в приказах г. Тулы и Тульской губернии» (фонд Р-717, опись 2, дело №233). В данном документе (листы (174-180) приведены анкетные данные  семи монахов Свято-Духова монастыря: иеромонах Трифиллий - Тарас Филимонович Сысоев, 1861 г.р., из крестьян; иеромонах Антонин - Алексей Николаевич Никольский, 1852 г.р., из духовного звания;иеромонах Владимир - Василий Артемьевич Уланский, 1874 г.р., из крестьян; иеромонах Геннадий - Гавриил Васильевич Плотников, 1874 г.р., из крестьян; иеродьякон Иерон- Иван Федорович Карпов, 1874 г.р., из крестьян;иеродьякон Исихий, 1874 г.р., из крестьян; иеродьякон Панкратий Петр Иванович Матвеев, 1870 г.р., из мещан.  Ни один из них не значится в базе данных по жертвам политических репрессий.
Что же явилось причиной расстрела трех монахов Свято-Духова монастыря? Косвенный ответ на этот вопрос дают Оперативные сводки 3-й стрелковой дивизии красных Южфронта за октябрь 1919г.:
 
«4 ОКТЯБРЯ. 3 БРИГАДА, ИМЕЮЩАЯ ВСЕГО 120 ШТЫКОВ, ПОПОЛНЕНА ДВУМЯ ПРИБЫВШИМИ МАРШЕВЫМИ РОТАМИ И ЗАНЯЛА ПОЗИЦИЮ ПО РЕКЕ ЗУША ОТ ДУХОВА МОНАСТЫРЯ ДО Д. СОРОЧИЙ МОСТ. ОТРЯД В 150 ЧЕЛОВЕК КОММУНИСТОВ НОВОСИЛЬСКОГО РЕВКОМА, ВЫСЛАННЫЙ НА СТ. ДИШНЯ, САМОВОЛЬНО ОТОШЁЛ К ПЕРЕПРАВЕ У ДУХОВА МОНАСТЫРЯ(!?). КОГДА ОТРЯД БЫЛ ПЕРЕДАН В РАСПОРЯЖЕНИЕ КОМБРИГА, ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ЛИНИИ ПО Р. ЗУША, ТО ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ЛЮДИ РАЗОШЛИСЬ ПО ИЗБАМ (!)
3 дивизия заняла оборону в центре по линии Пруды — Александровка — Кулеши — Нижние Судьбищи — Сторожевое — Домны — Залесное Штаб дивизии в д. Маслово.
Новосиль в руках противника, имеющего 8 орудий. Три бронепоезда курсируют по дороге Туровка -Верховье-Елец
.7 октября. Приказ по 3 бригаде: «Перейти в решительное наступление и овладеть переправами по р. Зуша юго-восточнее Новосиля.
8 октября. Части дивизии занимают исходное положение для овладения
переправами через р. Зуша. А именно: полк РВС(реввоенсовета) через д. Пруды — Д Подберёзовка. Части 1-й бригады от Залесной до Дарищ, конные части в д. Тиневая.
11 октября. 3 бригада к 17-ти часам: 25полк. с боем занял восточную окраину Новосиля и продвинулся к переправам на р. Зуша до д. Сорочий Мост — д. Тюковка. Полк РВС занял г. Новосиль и ведёт бой за переправу у Слободы Зарецкой(сегодняшнее Заречье). РОТА 26 ПОЛКА ЗАНЯЛА ДУХОВ МОНАСТЫРЬ. Противник продолжает удерживаться в Слободе Ямской, упорно обороняя переправу. Около 19-ти часов перешёл в контрнаступление, вновь занял Новосиль и продвинул части к северу. Под натиском противника наши части отошли и удерживаются на высотах между деревнями Пруды — Чернышино.
12 октября. Части 3-й бригады в районе Новосиля продолжают занимать прежние позиции и столкновения с противником имели.
13 ОКТЯБРЯ. 3 ДИВИЗИЯ ЭНЕРГИЧНО НАСТУПАЕТ В НАПРАВЛЕНИИ ВЕРХОВЬЕ — ЛИВНЫ. ГРУППА У НОВОСИЛЯ ВЕЛА БЕЗРЕЗУЛЬТАТНЫЕ БОИ, ПОСЛЕ ЧЕГО ЧАСТИ ОСТАЛИСЬ НА МЕСТАХ.
14 октября. С утра на позиции 3 бригады противник пошёл в наступление на г. Новосиль, так что части вынуждены были отступить и вновь оставить город Но потом при личном участии комбрига и комиссаров, части перешли в наступление и восстановили прежнее положение».

В приведенной цитате выделены сводки за 4 октября (день ареста монахов) и за 13 октября (день расстрела). Вряд ли в условиях непрерывных и ожесточенных боевых действий  велось какое-либо следствие. Что же вменялось в вину монахам? Что стоит за словом «содеянное» в заключении  ВПТ (Военно-полевого трибунала?)  Южфронта об освобождении послушника Ивана Петрыкина? Почему были расстреляны именно эти три монаха, тогда как остальные  избежали  репрессий? На эти вопросы предстоит ответить.