Илья Эренбург 1891- 1967гг. и Оттепель

Сергей Сиротин
Илья Эренбург (1891- 1967гг.) и «Оттепель»
(Лекции для…)

Не путал оттепель с весною
и, увлекаясь новизною,
не проглядел в ней старины.
Нет! Оттепель с весной не путал,
и вовсе не пугался пугал,
а просто знал: они сильны.
Б. Слуцкий

Илья Эренбург – уникальная, необычная и не до конца оценённая в нашей культуре личность.
Начать можно хотя бы с того, что на Кавказе уже известный социал-демократ Эренбург сидел в одной камере с молодым грузином Джугашвили и всячески поддерживал, и подкармливал его. Потом всю жизнь И.В. Сталин ничего плохого об Эренбурге слышать не хотел, было даже опасно настучать на писателя, хотя тот так и оставался независимым человеком европейского воспитания и европейских связей, которых никогда не прерывал и никогда от них не отрекался…
Ещё с 20-30 годы Эренбург прочно обосновался в советской литературе своими необычными для читателя книгами: «13 трубок» и «Необычные похождения Хулио Хуренито», а затем были «День второй», «Падение Парижа».
Но ещё более широкое признание он получил в годы Великой Отечественной войны за свои страстные публицистические статьи, которых опубликовал за время войны около тысячи, не считая особых статей по заданию «Совинформбюро», выполненных для зарубежного слушателя центрального радио. Статья «Убей немца» стала легендой советской публицистики. Поэт, публицист, участник В. О. войны, С. Наровчатов писал об Эренбурге-журналисте: «Возбуждающая сила строк поражала своей мгновенностью и безотказностью…» И в самом деле Эренбург всегда точен в языке, публицистичен и страстен, у него ясная доходчивая мысль, сила гнева и проникновенность, всё это оставалось и отзывалось в сердцах его читателей и слушателей. Задумываясь о природе превращения человека в фашиста-убийцу Эренбург применял приём саморазоблачения этой доктрины, через приведение фактических документов, высказываний идейных нацистов, показывая, что человек становится запрограммированным роботом с идеологической начинкой.
Сам себя Эренбург считал поэтом, а в поэзии ценил содержательность. Он недолюбливал молодых поэтов конца 50-х - 60-х годов. Е. Евтушенко вспоминал, что когда Эренбург его видел то начинал иронически улыбаться, как будто ему показали что-то смешное.
В 1956 году опубликовал довольно слабую в художественном отношении повесть «Оттепель», вызвавшую острые литературно-политические споры, и очень точно и метко давшую название хрущёвскому времени идеологического потепления, которое он сам же и прекратил, разогнав выставку художников в Манеже.
В 1961-1965 годах Эренбург работает над воспоминаниями, названными им «Люди, годы, жизнь». Книга написана в традиции философско-субъективной мемуаристики, в ней представлены духовные искания европейской интеллигенции в ХХ веке. Произведение можно отнести к «исповедальной прозе»

С.М. Серотян. Напечатано 02.07.2019г.