Явление пятнадцатое

Валентина Телухова
Помните? В комедии Николая Васильевича  Гоголя в действии четвертом, в пятнадцатом явлении Городничий говорит знаменитую фразу: "Унтер-офицерша налгала вам, будто бы я ее высек; она врет, ей-богу, врет. Она сама себя высекла".
И публика смеется. Ну, так не бывает. Чтобы человек сам себя высек? Нет. Точно не бывает.

И я смеялась над этой фразой и тоже вслед за всеми говорила, что такого не может быть. А вот и может! Удивительный этот случай произошел на днях.

После дождливой погоды вдруг прояснился день. Солнышко засияло и даже припекло. И сразу все растения потянулись к долгожданному теплу. Наконец-то!

Я распахнула окно в своем доме. Пусть проветривается. Но я впустила не только свет и тепло, я впустила звуки. Они хлынули потоком. Залаяла собака. Прогремел кузовом самосвал. И этот скрежет металла неприятно отозвался в душе. Мальчишки на велосипедах поехали к озеру.

-Прикинь, Ренат, я вчера...

Но фразу я так и не дослушала до конца. Мальчишки промчались мимо окон. Я сидела за компьютером когда услышала странные постанывающие звуки. Милицейская машина подъехала к нашему двору. Машина сигналила и сигналила назойливо и неприятно. Они приглашали меня выйти?

-Заходите! Собака в вольере и привязана. Я не могу выйти, я плохо хожу.

Услышали и зашли осторожно. Рекс залаял неистово, но выпрыгнуть из вольера не мог.

Гостей было двое. Я ничего не понимаю в погонах и званиях, я просто отметила, что звездочек на погонах у визитеров было разное количество.

Они зашли в дом, бесцеремонно прошли по чистому полу, без приглашения уселись на стулья, представились и показали удостоверения.

-Чему обязана?

-На Вас поступила жалоба.

Когда меня ознакомили с жалобой, я просто ахнула от удивления.

Жалоба поступила от моей соседки. Мы тридцать пять лет живем в одном доме. Дом наш трехквартирный.  Собственно барак, только из кирпича. Низкое, темное здание,окнами развернутое на север, а входные двери со слепыми верандами смотрят на юг. По проекту это должен быть двухквартирный дом с прекрасной встроенной верандой с распашными дверями. Полагалось строительство септика, а в квартирах теплые санузлы. Прораб с директором совхоза выступили в роли архитекторов. И вот из двух квартир получилось три. Веранды исчезли. Ванные комнаты исчезли тоже. В нашей квартире оказалось три комнаты, две другие квартиры были двухкомнатными. Печное отопление дополняли системы отопительные. Так что тепло от печки распространялось по дому по трубам и чугунным батареям. Стены были выложены с пустотами. Сквозняки в доме гуляют по сегодняшний день.

Соседка почти тридцать лет прожила в средней квартире. Десять лет назад она уехала жить в дочери, а квартиру стала сдавать квартирантам. За десять лет каких только соседей у меня не было. И алкоголики с драками и погромами. И просто лодыри, которые не топили квартиру, а всю зиму прожили на кухне, пользовались электрическими обогревателями и выводили из строя общий ввод проводки в дом. Как только дом не сожгли, просто удивительно. Но на все милость Божья.

А теперь соседка вернулась. Выдворила квартиросъемщиков и стала жить на прежнем месте. Вот она то и написала жалобу.

Выходило так, что мы захватили проезжую часть к их квартире. И мы обязаны вернуть её ей. Потому что мы её заблокировали, лишили беднягу въезда в собственный двор.   

Отчасти это было так. Действительно по бокам дома были выгорожены огромные переулки, а возле наших хозяйственных сараев проходила узенькая дорога для проезда. Но эту самую проезжую часть как раз и захватила моя соседка. Однажды она вышла во двор, взяла лопату, выкопала ямы для столбов, вкопала столбы до самого сарая и перегородила эту дорогу с двух сторон забором из штакетника. Нам сквозной проезд не был нужен. Мы - крайние. Соседям с другой стороны он тож не был нужен. А моей соседке удобнее было заезжать с другого переулка,с западной стороны дома, потому что именно в этот переулок выходил её огород. Она сама эту дорогу самовольно включила в территорию своего двора.

Но прошло каких нибудь тридцать восемь лет. И вот она - жалоба черным по белому. Мы закупорили бедных соседей. Нет у них никакой возможности попасть к себе во двор. И один выход - пригнать бульдозер и сокрушить все, что появилось на проезжей части. Потому что проезжая часть неотчуждаема.

Молодые представители законной власти мне не поверили. Они отправились собирать свидетельские показания соседей. Потом вернулись ко мне. Молодой парнишка хихикал.

-Да я уже насмотрелся. Но вот так вот, чтобы сама выгородила и загородила дорогу, а потом пожаловалась на соседей, что ей проходу не дают, я с таким сталкиваюсь первый раз. А где она сама?

-Да опять в отъезде. А квартира опять без присмотра всякого, брошенная стоит.

-А Вы подайте на неё жалобу встречную на клевету.

-Не подам. Она на меня, я на неё. Так и пойдет писать губерния. Ни сил нет, ни времени, ни желания. Ну, а теперь что будет после вашего визита?

-Вам - ничего. Жалоба необоснованная. А ей мы ответим точно такими же словами.

Опять загавкал Дозор злобно во дворе нашем. Полицейские ушли.

А я почему то рассмеялась и вспомнила великую комедию классика.

Это надо же так изловчиться? Сама захватила дорогу, а потом сама и пожаловалась.
То есть почти по Гоголю. Сама себя и высекла. И зачем ей два заезда во двор? Одного что ли мало? Или это способ досадить? Но мы ей ничего плохого не сделали. И даже гоняли непрошенных гостей из брошенной соседкой квартиры, которых распознали по звукам через не очень плотные стены. А нам это зачем было нужно? Необъяснимый поступок. Меняются люди. И не в лучшую сторону.
Вы заметили?