vеcu-еtait graisseur - 7

Владислав Мирзоян
из сборника «Мемории»
http://www.proza.ru/avtor/mirzoyan&book=2#2
*
часть первая –
http://www.proza.ru/2019/06/19/888
часть вторая –
http://www.proza.ru/2019/06/23/39
часть третья –
http://www.proza.ru/2019/06/24/296
часть четвёртая –
http://www.proza.ru/2019/06/26/155
часть пятая –
http://www.proza.ru/2019/06/29/175
часть шестая –
http://www.proza.ru/2019/06/30/91
*

… 19 марта старого стиля 1814–го года, в полдень,
русская армия вошла в Париж.
Маслёнке уже было двадцать два года.
*
- «Русские никогда не станут истинно цивилизованными», - сказал Руссо,
хотя и не дожил до того, чтобы в этом убедиться.
*
Это, правда, начало цитаты,
дальше есть объяснения,
но нужны ли они –
и этим сказано довольно.
И если Руссо под цивилизаций имел в виду то,
во что сейчас  превратилась Европа –
то и слава Богу, что мы никогда не станем «истинно цивилизованными».
*
А стрелки переведем – на Шопенгауэра:
- «В иных частях света водятся обезьяны,
в Европе же – французы…» –
и этим и ограничимся.
Всех французов это вряд ли касается,
но в Руссо с его «беспредельной любви к человечеству»
Шопенгауэр попал, как в яблочко.
*
Русская армия вошла в Париж.
Под барабанный бой, с развёрнутыми знамёнами.
Последний раз Париж пал
почти четыреста лет назад –
тогда вошли англичане.
*
А два года назад просвещённые и цивилизованные французы были у нас –
грабили, жгли, разрушали, сеяли смерть, всё залили кровью.
*
Русская армия вошла в Париж.
Впереди Александр Первый – верхом на серой лошади по имени Марс,
которую шесть лет назад ему подарил Наполеон,
За Царём – конная лейб–гвардия.
*
Казалось – батюшка Париж поплатится
за матушку Москву.
*
Пять часов шла русская армия по Парижу.
И основная часть войск вышла из города.
*
На Елисейских полях разбили лагерь казаки.

            Только шашка казаку
            Во степи подруга,
            Только пуля казаку
            В степи жена…

И довели степь да подруга казака до Елисейского луга,
где сплошная любовь
и вечная весна,
нет ни ран, ни страданий
и наслаждаются покоем души любимых богами героев.

            «И сын пределов Енисейских,
            Или Придонской наш казак,
            В полях роскошных Елисейских,
            Походный ставил свой бивак» –
вспоминал Фёдор Глинка.
*
А закончивший процесс пищеварения в «Ledoyen» 
«ресторанный философ» Стивен Доунс
решил ещё и щегольнуть познаниями в истории:
- «Вскоре «Ledoyen» и прилегающие к нему здания подверглись атаке казаков...»
*
То есть, Доунс деликатно намекает –
казак пришёл во Францию со слоганом:
утопил француза – спас сто лягушек.
Соответственно и с имуществом француза можно поступить соответственно.
*
Кажется – участь маслёнки решена –
варварские и мародёрские лапы пьяного казака с шашкой
решили её судьбу.
*
А постаревший Пьер–Мишель Дуайен в своём Ледуайене
бегал за казаком, хватался за ножны его шашки и умолял:
- Monsieur cosaque, месье казак! Из этой маслёнки вкушали коровье масло великие исторические личности – Дантон, Кутон и Робеспьер – возьмите лучше продуктами!
*
- Да ты чо! –
должен был воскликнуть ошалевший от этих имён месье казак, 
- Да мы на Дону – сплошь фанаты французской революции! У нас даже дети тащатся от стишков Гракха Бабёфа, -
тут казак должен был вскочить на табуретку и громко, и с выражением начать читать:

                Республиканцы! Все, кто ныне жив,
                Кого не поразил топор окровавлЕнный,
                Вновь оживим наш пламенный порыв
                И присягнём отмстить за все уроны.
                Век золотой мы завоюем вновь.
                И преисполнилась страданий наших мера.
                Отмстим за пролитую в термидоре кровь.
                За родину! За Робеспьера!

и рухнуть перед Дуайеном на колени:
- Месье трактирщик!...
- Я – ресторатор, – должен был поправить его Дуайен, - Три звезды Мишлен.
- Извиняюсь – месье ресторатор! Жить не могу без маслёнки месье Робеспьера! Давай – я тебя сейчас не порублю на лягушатину, а ты сделаешь вид, что подарил мне эту маслёнку.
*
По Доунсу получается – примерно так,
усыновлённая казаком,
маслёнка законно получила российское гражданство.
*
Правда, Доунс несколько смягчает версию:
- «Вскоре «Ledoyen» и прилегающие к нему здания подверглись атаке казаков.
Что послужило тому причиной – история умалчивает.
Может, официанты слишком медленно несли бифштекс по–татарски?»
*
На Елисейских полях стояли не казаки,
а лейб–гвардии казаки.
Лейб – это тело – Царь.
А казаки – это казаки.
Это ужас французской армии.
Отнюдь не трусливой.
*
Русский Царь уже взял Париж силой –
шесть тысяч сто наших солдат полегли вчера, 18 марта старого стиля 1814–го года -
упокой, Господи их души и прости им все согрешения. 
Теперь царь решил покорить Париж великодушием –
не обнажали казаки в Paris своих подруг
и жён гулять по Champs–Еlysеes не выпускали –
иначе бы на месте Paris
сейчас лягушки квакали.
*
Но тайный агент Мишлен Стивен Доунс
в своей кенгуриной австралопитекии
об этом и не слыхивал.
Хорошо, хватило ума не написать,
что «Ledoyen» «атаковал» император Александр Первый
и лично спёр маслёнку.
*
Назывались доунсовы «казаки» –
Лейб–гвардии Казачий Его Величества полк.
Это была элита армии, отборные воины.
Причём, не следует их путать с теперешним декоративным Кремлёвским полком –
это были, прежде всего, отчаянные рубаки,
а во-вторых уже рослые красавцы.
*
А «прилегал» к «Лёдуайену» –
королевский дворец Тюильри,
который лейб–казаки и охраняли,
в числе прочих.
И вроде, оттуда ничего не пропало,
ни одной маслёнки –
французы сами Тюильри сожгут во время Парижской Коммуны.
*
Гюго в ту пору было двенадцать лет:
- «Казаки совсем не походили на свои изображения:
у них не было ожерелий из человеческих ушей,
они не воровали часов и не поджигали дома.
Они были приятными и вежливыми.
Они относились к Парижу с огромным уважением,
он был для них сакральным городом».
*
Насчёт сакральности Парижа для казака –
не уверен,
а вот Царь – для казака
был сакрален.
И Царь не велел трогать этот поганый Paris –
не мародёрствовать и не грабить –
ведь мы ж не французы,
мы же никогда не будем истинно просвещёнными.
А царь сказал – казак сделал.
*
Стивену Доунсу даже в голову не приходит,
что парижане должны памятник на Champs–Еlysеes
казакам поставить –
что не порубали к ебе*ям этих лягушатников –
сколько бы лягушек спасли.
*
Но и сами французы почему–то так тоже не думают.
*
- Я на пью воды – в ней рыбы какают, – как–то сказал остряк Ози Осборн,
когда ему принесли попить
и потребовал виски.
*
Казаки тоже не всегда пили воду.
Естественно, они делали «буар» на Champs–Еlysеes
и не раз –
они там почти три месяца простояли.
Что запечатлено на серии литографий
австрийского художника Георга Эмануэля Опица.
*
Ну, и наверное, легкомысленные парижанки,
любительницы поглазеть и потрогать казачьи шашки
и склонные к кебинному браку –
это шиитское понятие – временный брак:
Коран, сура 4, аят 24 –
- «А за удовольствие, которое вы получаете,
давайте им установленное вознаграждение…
На вас не будет греха,
если вы придете к обоюдному согласию» –
посещали казаков за вознаграждение по обоюдному согласию.
Так что и тут на казаках греха нема.
А у генерала Ермолова на Кавказе
аж две жены в кебинном браке были.
*
И единственное, чем казаки шокировали парижан –
голяком мыли коней в Сене.
Что тоже запечатлено на литографиях Опица.
Да и не только у него.
*
И свистнуть маслёнку из «Ledoyen» казак никак не мог –
это был ресторан не казачьего уровня,
хоть и гвардейского –
это был beau monde ресторан,
с бомондной кухней
и бомондными ценами.
И ни мародёрство,
ни даже случайный визит туда казака –
были невозможны.
*
Казачий след в судьбе моей маслёнки безнадёжно растаял.
Осталась правда, версия, что сам царь умыкнул маслёнку,
но вряд ли Александр посетил это логово якобинцев.
Хотя – кто знает. 
*
Интересно – скажет ли сейчас
хоть один просвещённый француз
спасибо России,
спасибо русской армии,
спасибо казакам –
что не разграбили и не спалили тогда этот их Париж к чертям собачьим.
Как французы когда–то Москву –
ободрали, просвещённые, до липки.
*
Теперь немного о бифштексах.
По версии Доунса, казаки атаковали «Ledoyen»
потому что «официанты слишком медленно несли бифштекс по–татарски?»
*
Ну, а что ещё могли есть эти варвары?
Только сырое мясо.
Хорошо ещё не человечину.
*
В Европе гуляет легенда,
будто славянские и татарские конники,
которых европейцы почему–то не различают,
вырезАли широкие полосы конины в два пальца толщиной
и клали их на спину лошади под седло.
После пары часов скачки
перекладывали мясо другой стороной.
Ещё через два часа
и мясо было готово –
потом рубили шашкой, соль, лук, от семи недуг, чеснок от девяноста девяти…
*
Скорее всего, легенда пошла по Европе от Роберта Бёртона
из его длиннющей, но полезной «Анатомии меланхолии».
*
Но это же, очевидно –
это древнейший, еще с Египта, а то и раньше,
способ сохранить коню спину во время марш–броска –
положить тонкий пласт мяса под седло, как прокладку,
но вряд ли, рецепт приготовления бифштекса.
Хотя, может потом и ели.
Но вряд ли сырым –
тут любой разумный человек скажет,
что всё войско может схлопотать, как минимум, метеоризм.
*
Мясо – парное – первые четыре часа после забоя –
потом начинается омертвение тканей.
Но древние ели,
для того, чтобы жить.
Это потом люди стали жить,
для того, чтобы есть.
*
И тут – немного википедии:
- «Современный татарский бифштекс появился в США.
Затем он попал в Европу,
где стал подаваться во французских ресторанах
под названием «бифштекс по–американски» (steack а l'Americaine).
При этом он часто подавался с соусом тартар,
отчего со временем и был прозван татарский бифштекс.
Таким образом, стейк тартар никак не связан с татарской кухней».
*
Про казаков и бифштекс по–татарски –
это, скорее всего, была такая австралийская шутка
от «ресторанного философа» Стивена Доунса.
Но он, видимо, так крепко и вкусно поел высокой кухни три звезды Мишлен,
что шутка не задалась.
А это признак не gourmet.
а банального – gourmand.
*
Пока русская армия шла маршем через Париж,
случился описанный многими эпизод –
на Вандомской площади парижане с верёвками
пытались скинуть с сорокачетырёхметровой колонны
памятник Наполеону.
*
Как писал один свидетель:
- «Оборотившись к ехавшему рядом с ним Ермолову,
Александр сказал:
– Ну, что, Алексей Петрович, теперь скажут в Петербурге? Ведь, право, было время, когда у нас, величая Наполеона, меня считали за простачка».
*
Что ответил Ермолов – сейчас не важно,
важно вот это – «величание».
Повальное величание русским дворянством всего заграничного,
желательно французского,
от шмотья и до Наполеона.
*
Всё дворянство говорило на французском.
Пушкин по–русски писал с ошибками,
на французском – без.
Вот французы и не заставили себя ждать –
пришли к нам.
И дворяне враз перестали учить французский.
*
Будущий декабрист Николай Батюшков
в повести «Русский в Париже, 1814 год»
глазами своего героя Глинского описал это так:
- «После этого общество разошлось по разным комнатам,
многие вышли на балкон.
Мы сказали уже, что дом маркиза был в улице Бурбон,
и что задняя его сторона была обращена к реке,
балконы были с обеих сторон;
с этого видна была Сена, все её мосты, Тюильри,
а чрез сад в промежутке высоких деревьев открывалась колонна Наполеонова на Вандомской площади.
В дальности на вечернем небе этот монумент слабо рисовался синеватым светом.
Статуя Наполеона на этой высоте казалась удивленным взорам наклоненною, от её головы виднелось множество протянутых в одну сторону веревок, казавшихся нитями, которые волновались, напрягались и ослабевали беспрестанно.
По всем улицам народ бежал и теснился в одном направлении, к площади Вандом.
Эмилия, которая не была около двух недель в Париже, удивилась при взгляде на это явление.
- «Что это значит, - спрашивала она околостоящих,- не обманывают ли меня глаза, мне кажется, что статуя Наполеона валится, что такое делают этими веревками?»

Слёзы навернулись на глазах Эмилии.
Глинский не мог вынести, он выбежал в залу
и с жаром сказал:
- «Французы не знают сами, что делают. Это неблагодарно, это неблагородно, это несправедливо, так–то они платят великому человеку».
С этими словами он хотел бежать к себе…»
*
Слегка надрывно – «выбежал», «с жаром», опять хотел «убежать» –
это было время, когда мужчины падали в обморок от вида женской туфельки,
но что это –
благородство?
великодушие?
или предательство?
*
Попробовал бы хоть один советский офицер в 1945–том в Берлине
сказать подобное о памятнике Гитлеру.
Да никому б и в голову не пришло.
И вовсе не в СМЕРШе было дело.
Предательства было меньше.
Намного меньше.
*
Дальше у Батюшкова любопытнейший диалог Глинского с хранителем Лувра Дюбуа:
Дюбуа:
- Скажите, не намерены ли вы посетить Музей Наполеонов? В таком случае, я прошу позволения быть вашим провожатым, и хотя мне дня два не свободно, однако, мы поспешим осмотреть все чудеса искусства, там собранные, потому что поговаривают, будто победители наши намерены отобрать от нас все памятники славы нашей, купленные кровью».
*
Забавная логика у французов–дюбуа–
эти их «памятники славы» Франции –
это награбленное по всей Европе, Египте, России.
*
Но ещё забавнее логика русского офицера –
переживать за награбленное французами.
Кстати – и  на его родине тоже.
*
Батюшков:
– «Этого быть не может! – вскричал Глинский, – Александр публично объявил, что он не тронет никакого трофея французов».
*
А вот Сталин бы так не сделал.
Сталин думал о стране, о государстве СССР,
а Александр больше заботился об имижде
своём
и России.
Что значит – у самого денег полные карманы.
*
Только вот помнят ли французы,
что после того как они разорили и разграбили Москву и не только,
русская армия, войдя в Париж
не взяла там – ни-че-го.
*
Те французы, что поумнее,
тут же учуяли предательский душок части русского дворянства
в форме романтических восторгов Наполеоном
и тайного интереса к идеям французской революции.
И русское офицерство вышло из Парижа
почти сплошь поражённое вирусом, 
который впервые публично вырвался из уст Робеспьера 5 декабря 1790–го года –
Libertе, Еgalitе, Fraternitе.
Можно смело считать, что русская революция родилась в Париже, в 1814-том.
А дальше уж - «как далеки они были от народа»
и кто-то там кого-то «разбудил».   
*
По некоторым легендам
первое свидание Наполеона и Розы–Жозефине
случилось в «Ledoyen» –
наверное, погуляли в парке Тюильри
и потом зашли поужинать в «Ledoyen».
*
Попробуем вычислить, когда это могло быть…
*
16 брюмера 1799–го Наполеон с четырьмя гвардейцами
прибыл на совет старейшин.
Депутаты с криками «вне закона» стали толкать его к выходу и чуть не побили.
Гвардейцы почти на руках вынесли Наполеона в разодранном мундире.
Но тут раздался грохот барабанов,
в зал ворвались гренадёры с ружьями наперевес
и беглым шагом заполнили зал.
Мюрат скомандовал:
- Foutez–moi tout се monde dehors!
Что переводят, как:
- Вышвырните-ка мне всю эту публику вон!
И началось foutez–moi -
храбрые депутаты стали выпрыгивать из окон.
*
Так Наполеон стал правителем Франции.
И может, быть он подгадал это к 9 ноября –
дню, когда четыре года назад,
они с Жозефиной впервые сидели вместе в «Ledoyen».
Королевский дворец Тюильри без короля был совсем рядом…
*
Всё–таки этим миром правят женщины.
*
А ещё через пять лет
Наполеон стал императором.
И сделал Жозефину императрицей.
Абсурдное пророчество мадам Ленорман сбылось.
И не она ли подтолкнула Наполеона к этому решению.
Миром точно правят женщины.
*
Но и родственников своих Наполеон не забыл –
у него было 12  братьев и сестёр
семь из них выжило до зрелого возраста:
1. Жозеф Бонапарт (1768 – 1844), король Неаполя, позже король Испании.
2. Люсьен Бонапарт (1775 –1840), князь Канино и Музиньяно.
3. Элиза Бонапарт (1777 – 1820), великая герцогиня Тосканская.
4. Луи Бонапарт (1778 – 1846), король Голландии.
5. Полина Бонапарт (1780 – 1825), герцогиня Гвасталлы.
6. Каролина Бонапарт (1782– 1839), великая герцогиня Клевская и Бергская, королева Неаполитанская.
7. Жером Бонапарт (1784–1860), король Вестфалии.
*
После коронации,
на которой мать Наполеона присутствовать не пожелала 
он даровал ей специально учреждённый для неё титул Мадам Мать Императора –
Madame Mеre de l’Empereur
и подарил имение Пон–сюр–Сен под Парижем.
*
Бывшая почти нищая Мадам Мать, несмотря на огромное состояние
оставалась бережлива и даже скупа.
Когда Наполеон спросил её почему –
она ответила, что копит,
на всякий случай,
если вдруг потом опять придётся разом кормить всю эту ораву королей и королев. 
*
В декабре 1809–го Наполеон бросил свою Жозефину.
*
И снова сбылось пророчество мадам Ленорман.
6 апреля 1814 года Наполеон отрёкся.
12 апреля принял яд.
Яд был старый и он не умер.
20 апреля казаки конвоировали его на остров Эльбу.
29 мая 1814 года после прогулки с Александром Первым
скоропостижно скончалась Жозефина.
*
1814–тый год, весна, русская армия в Париже –
или кто-то из пра–пра–прапредков моих,
или какой–нибудь светлейший граф Васильчикофф-Бубенчикофф
отобедал в «Ledoyen» высокой кухней,
а безтитульный человек, туда б, наверное и не попал –
и было это в марте–апреле–мае –
и когда ему рассказали, что здесь бывали
и Дантон, и Марат, и триумвират Робеспьер, Сен–Жюст, Кутон,
и Наполеон на первом свидании привёл сюда свою Розу–Жозефину,
и она тонкими своим пальцами
из этой серебряной маслёнки с синим кобальтовым стаканом
широким ножом мазала жёлтое масло на горячую булочку –
не выдержал человек восторгов –
или купил он,
или подарили ему
эту маслёнку -
на память о Paris,
на память о Champs–Еlysеes,
на память о Restaurant Ledoyen,
и память о всех тех, о ком  вы только что прочли.
*