Связист Гавриил

Роза Салах
               
   Несмотря на чудесную погоду, отдыхающих на берегу Чёрного моря  немного.  Прямо у берега носятся чайки.  Вдруг они встревожились:  их острые, зоркие  глаза  рассмотрели дедушку и внука,  шагающих  по пустынному  берегу моря.  Поравнявшись с нами,  путники остановились, поздоровались. 
 -  Здравствуйте!  Присядьте к нам, отдохните, -  подошедшим  предложила  я.
 -  Спасибо!  Можно.  Павлик, давай присядем, чуть  отдохнём, -  просит внука дедушка.  -  Я доскажу  тебе историю  твоего прадедушки. 
   Познакомились.  Павлик приехал  из Нижневартовска  на каникулы к дедушке Владимиру Гавриловичу, который живёт недалеко от моря,   пятнадцать-двадцать  минут  ходьбы. 
 -  Живём  во-он  в том посёлке, в  двухэтажном доме по улице Кленовой. Милости просим, - пригласил нас дедушка Павлика. 
   Узнав,  что я тоже из Нижневартовска,  а моя сестра из Тольятти,  Павлик начал расспрашивать,   на  какой улице и в каком доме я живу.
   Павел учится в седьмом классе средней школы № 43.  Мальчик назвал и свой домашний адрес.
 - Дедушка,  расскажи дальше о своём отце,  связисте. 
 - Владимир  Гаврилович,  пожалуйста,  расскажите,  если можно,  и мы послушаем, -  прошу  я.   
 - Прадед  Павлика, мой отец,  воевал с фашистами. Он  был связистом и в войне с финнами, и  в войне с немцами, - начал рассказ  Владимир Гаврилович. 
 -  Значит,  Ваш отец прошёл две войны.  Владимир Гаврилович,  откуда  Ваш отец ушёл на войну? – спросила я.
  -  Жили мы тогда в Самарской области,  в  деревне Васильевка,  откуда и ушёл  воевать мой папа, ему было восемнадцать лет.  Вернулся с финской,  вскоре и погнали  его  на  войну с фашистами. 
  - Дедушка, - перебил рассказ дедушки  внук Павел, -  а  где  твой папа встретился с  моей 
 прабабушкой  Таисией? 
  - В Нижнем Новгороде.  Твоя прабабушка  Таисия,  значит,  моя мама,  работала   в госпитале.  Привезли тяжело раненного  солдата.  Это был мой отец Гавриил.  Он  без сознания, бредил: «Бей его,  гада,  стреляй! Не сдавайся, стреляй!»  Как мама рассказывает: она не отходила от него, так как он был ранен в спину, плечо. Живого места на нём не было.  Забинтовали его всего. Тогда моя мама узнала,  что Гавриил - связист.  Фашисты в него стреляли ночью.
  Немецкие танки двигались к Курску.  Надо  было  во что бы то ни стало остановить движение танков. Один из боёв только что закончился. И внезапно между подразделениями прервалась связь. У небольшой деревни в окопах засели солдаты. Им по восемнадцать-двадцать лет.  Столько же, сколько Гавриилу. Он немедленно должен  установить связь. Гавриил на себе потащил сорокакилограммовую  катушку, за спиной – автомат, в руке  наготове граната.  Бежал по траншее противника: под напором  огня фашисты отступали, и в узком проходе ещё валялись трупы фрицев. Чтобы его не обнаружили враги, он  полз.  Вдруг началась  усиленная стрельба, сразу перехватило дыхание. 
 -  Надо бежать, успеть, нужна связь, нашему батальону  нужна помощь.  Без связи не будет помощи, - шепчет Гавриил.  – Сейчас, сейчас, пусть только утихнет стрельба.  Я один, немец меня не заметит, тем более уже темнеет. Доползу до того забора,  где,  я уверен, порвались провода, надо их соединить,  Там провода. Это точно, там.  Немецкий танк по ним проехал, - рассуждает связист Гавриил.  – Радистка Анна  о  расположении вражеских войск  по рации в штаб сообщила,  и вдруг связь порвалась.  Полчаса прошло,  как связи не стало. Успею, должен успеть! 
   Гавриил вылез из траншеи, вскарабкался наверх и пополз по-пластунски.  Стемнело.  Луна скрылась за тучами. 
 - Это хорошо, темно-то как, не потерять бы того забора, -  шепчет связист. 
   Дополз Гавриил  до места, не ошибся:  здесь,  вот здесь  порван  провод. 
   Связист  спешил:  размотал  катушку,  достал  зажим, изоленту, скрутку,  зажимом закрепил провода, быстренько соединил их скруткой,  для надёжности намотал изолентой. Работал на ощупь, не обращал  внимания  на продолжающуюся  стрельбу, взрывы снарядов.  Недалеко шёл бой. 
 -  Стрелок,  стрелок,  прошу  ответить, как слышите меня?  - почти  шёпотом  говорит Гавриил.
 -  Слышу,  слышу,  -  ответили связисту на другом  конце  провода. 
    Гавриил от радости  забыл, что враги могут заметить,  встал в полный рост, побежал, но из темноты раздался выстрел, ещё и ещё.  Он чётко слышал немецкую речь, какие-то слова понял  и тут же почувствовал  резкую боль в плече.
  -  Ранен я,  ранен, - решил он.  Из кармана достал бинт,  присел у дерева, обработал  рану и снова пополз  к той самой траншее.  Было тихо вокруг,  ни звука. В траншее лежали те же трупы. 
  -  Скоро доберусь до наших, связь установлена, всё хорошо, -  только успел подумать Гавриил – началась беспрерывная стрельба, раздалась автоматная очередь, совсем рядом взорвалась граната,  затем  вторая, третья… Гавриил  потерял  сознание...
  - Мой папа воевал под Москвой, Орлом,  освобождал  Бухарест.  Имеет два ордена Красной Звезды, много медалей.  С войны вернулся лейтенантом.  Был командиром взвода, а на войну уходил рядовым.  Ранения, полученные в Великой Отечественной войне, не прошли  бесследно: жил и  болел,  лечился в госпитале.  В шестьдесят лет его парализовало, лежал без движения четыре года. Сказалась  на его здоровье и его контузия.  Я вам рассказал  только об одном военном эпизоде. Он рассказывал, а мы не всегда его  слушали,  не обращали  внимания.  Надо записывать,  слушать и запоминать их рассказы для истории, чтобы наши дети, внуки знали правду о войне, что победу ковали простые солдаты и их офицеры. Они шли в самое пекло, не щадили себя, чтобы мы жили, учились, работали, продолжали их род. Мы, Лазаревы,  вспоминаем о связисте Гаврииле  с теплотой и любовью, -  закончил свой рассказ  Владимир Гаврилович Лазарев, строитель, технадзор. -  Нам пора домой.  Приглашаем  вас к нам в гости. До свидания! Спасибо за компанию и внимание!  Рады были с Вами познакомиться! 
   Погода испортилась. С моря подул  постепенно усиливающийся ветер. На небе появились хмурые тучи. Море становилось тёмно-зелёного цвета. Чайки продолжали кричать  над взволнованным морем. Всё предвещало  дождь.
                Май  2015  год