Дорога на путь истинный

Сёстры Рудик
(православный спектакль)

1 действие.
(Занавес открывается. Вечер. Комната с зашторенным окном, на подоконнике горшок с цветком. В красном углу над комодом под рушничком иконы. На стене полка с книгами. Возле накрытого скатертью стола кресло с вязанием, стулья. На полу пёстрая длинная дорожка. На заднем фоне за прозрачным тюлевым занавесом появляется Ангел).

Ангел: - Жила-была на свете девочка Катя. Отправили её родители к бабушке, а сами уехали в долгую командировку на Север. Интересная у них работа была, но и Катя много чудесного узнала от бабушки. Её бабушка верила в Бога.

(В комнату входят бабушка и Катя. Они оживлённо разговаривают. Бабушка усаживается за вязание. Катя садится на стул).

Катя: - И что же, бабушка, этот Бог никогда-никогда не делал плохого и никого не обманывал и всех прямо так и любил?
Бабушка: - Да, внученька, никого никогда не обижал и всех любил.
Катя: - Ну а если ему кто-нибудь «подножку» подставит, и он упадёт прямо в школьный коридор?
Бабушка (внимательно смотрит на внучку): - Я полагаю, так сделал тебе кто-то в школе?
Катя: - Ну, допустим…
Бабушка: - А что ты потом сделала?
Катя: - Подождала за дверью, когда был звонок на урок, и когда все входили в класс, так же дала ему «подножку» и стукнула учебником по голове!
Бабушка: - Вот это ты даёшь! Прямо избила человека!
Катя: - Ну а мне он, выходит, приятно сделал, да ещё и хохотал надо мной на весь коридор! Ну так, как поступил бы в этом случае Бог?
Бабушка: - Бог никогда не отвечал злом на зло, потому что такие действия порождают сплошную ненависть и душевную войну.
Катя: - Ооо! У нас многие в классе друг друга терпеть не могут!
Бабушка: - Вот-вот. А Бог жалел неразумных и никогда не отвечал тем же. Он терпел и молился за них.
Катя: - Ну-у, бабушка! По-твоему, я должна терпеть своих обидчиков?
Бабушка: - А что поделаешь, если их развелось столько, что и пожалеть некому? Почему бы не попробовать найти с ними общий язык. Или, например, предложить интересную тему, игру.
Катя (ошарашено): - Ты, бабуль, хоть представляешь, о чём сейчас говоришь?!
Бабушка: - Я-то представляю. А вот у тебя, я смотрю, всякое понятие о самоуважении отсутствует.
Катя: - Ну уж я себя ой как уважаю!  В обиду себя не даю – сдачи так дам, что мало не покажется!               В спорах любого переговорю – со мной спорить бесполезно! Мама про меня так и говорит: «твердолобая»! В играх все правила мои первые! Даже в школьном буфете я самая первая!
Бабушка: - Вот уж покушать ты точно самая первая. Нельзя, Катерина, такой быть! Очень тяжело тебе будет в жизни. Дам-ка я тебе прочесть детскую Библию, может быть она тебе на пользу пойдёт.

(Встаёт, берёт с полки книгу, подаёт внучке и уходит. На заднем плане сцены за прозрачным тюлевым занавесом появляются ангелы и поют о Боге.  Катя сначала читает неохотно, листая страницу за страницей.  Дальше чтение захватывает её, она удивляется в лице, переживает, радуется, дочитывает книгу и прижимает её к груди. Ангелы исчезают. Входит бабушка).

Катя (кладёт книгу на стол, окрылённо говорит): - Бабушка, я теперь буду жить по Божьим Заповедям!
Бабушка: - Это, внучка, сделать сразу будет не так просто.
Катя: - Почему?
Бабушка: - Силы воли в тебе совсем нет. Грехи её подточили, как шелудивые мыши фундамент у дома. Но ты всё постепенно можешь исправить.
Катя: - Бабуль, что ты про меня всё такое говоришь, будто я (крутит пальцем в висок) больная какая-то?
Бабушка: - А ты и есть больная. Больная высокомерием, самолюбием, мщением, обжорством, ленью…
Катя (с ужасом перебивает): - Даже обжорством?! Что-то я такого за собой не замечала. Ещё и ленью больна…
Бабушка: - Вот и начни понемножку стараться в домашних делах. Говорю же, другим человеком сразу сделаться невозможно.
Катя: - Плохо ты меня знаешь! Я вот прямо сейчас помолюсь и начну жить по-божьи!

(Уверенно направляется к иконам).

Бабушка (останавливает): - Ну раз молиться хочешь, повяжи косыночку.

(Подаёт из комода косынку, садится вязать. Катя неряшливо повязывает косынку, неумело крестится на образа).

Катя: - Господи, вышиби из меня лень, обжорство и дурость! Аминь! (Кланяется. Стягивает косынку, бросает на стул) Ну ладно, бабуль, я пошла спать. (Зевает) С завтрашнего дня начну жить по-новому…

(Уходит).

Бабушка (смотрит на внучку, на косынку, крестится): - Господи, помилуй…

(Убирает косынку в комод, книгу на полку, поправляет стулья, дорожку на полу. Уходит).

ЗАНАВЕС.
(Выходят дети. Читают стихи про смешное озорство и неудачи детей. Уходят).

2 действие.
(Занавес открывается. Входит нечёсаная зевающая Катя в платье, потягивается. Бабушка ставит на стол пироги, чай. Катя плюхается за стол).

Катя: - Привет, бабань!
Бабушка: - Доброе утро, Катюш. Ты волосы-то причеши и жди меня. Чаёвничать начнём. А я кур пойду покормлю.

(Уходит. Катя провожает её взглядом, с нетерпением хватает пирожок).

Катя: - С чем пирожок? (кусает) С повидлом! Обожаю с повидлом! Ещё один съем… (спохватывается) Ой, я же не молилась!

(Достаёт косынку, абы-как повязывается, встаёт перед иконами, в замешательстве чешет лоб).

Катя: - Как это там надо-то?.. Ага! Господи, прости меня дуру грешную!

(Входит бабушка).

Бабушка: - Ты зачем же это всё время так себя ругаешь нехорошо?
Катя: - Перевоспитываю себя в святом духе!
Бабушка: - Да разве можно так перевоспитываться в святом духе?
Катя: - А чего я не так сделала?
Бабушка: - Да нельзя перед иконами ругаться. Грешно! А у тебя, что ни слово, то ругань. Хоть язык тебе каждую минуту мылом мой.
Катя: - Так я ж молюсь!
Бабушка: - Так молиться-то тоже надо уметь.
Катя: - Ничего я уже не понимаю, бабуля! Совсем ты меня запутала! И так тебе не эдак, и эдак не так! (срывает косынку, вытирает ею губы от пирожков) Лучше я буду пироги твои есть.
Бабушка (вздыхает): - Господи, прости нас грешных. Пойду ещё собачку покормлю.

(Уходит. Катя копается в пирогах).

Катя: - Съем какой не то побольше, чтоб на второй не тянуло (ест). Ладно, съем ещё. Какие-то они маленькие получились (ест)… Один пирожок остался… Только посуду занимает… Доем! Молиться на него что ли?

(Входит бабушка).

Бабушка: - Ну вот, немного с делами управилась, можно и чаю с пирожками попить.

(Усаживается за стол. Катя замирает с недоеденным пирожком в руке, хлопает на неё глазами).

Катя: - А ты разве ещё не ела?
Бабушка: - А ты разве мне ни одного пирожка не оставила?
Катя: - Ой, бабань, чего-то мне тяжко! Пойду, прилягу на немного. Больно сытные пирожки ты налепила.

(Умащивается в кресле).

Бабушка (пьёт пустой чай): - Ну, отдохни маленько. Потом со стола убери, а я на огород полоть.

(Уходит).

Катя (щупает живот): - Вот это я налопалась! Аж юбка давит! На сон потянуло, разморило…

(Зевает, засыпает сладко).

(Выходят дети. Читают стихи про детей хвастунов, пустомель, обжор. Уходят. Входит бабушка в руках с веником. Смотрит на спящую внучку, ставит веник в угол, убирает со стола. Катя просыпается от звяканья чашек).

Катя: - Чего-то меня сморило так сладко. Да ты не убирай. Я сейчас как-нибудь встану и уберу.
Бабушка: - «Как-нибудь» да «нибудь-как», а уже обед, Катерина.
Катя (вскакивает): - Как обед?
Бабушка (указывает на веник): - Ладно, возьми уже веник и пройдись по избе. Я обед пошла разогревать.

(Уходит. Катя почёсывается со всех сторон, глядя на пол).

Катя: - «Возьми веник», «пройдись по избе»… (встаёт). Чего по избе с веником ходить? И без того чисто кругом. Зануда у меня всё же бабушка! Всё ей убери, прибери, подбери… Сама не сидит спокойно и другим не даёт!

(Вставив руки в боки, останавливается перед веником, сердито на него смотрит. Хватает веник со злостью и махом разгоняет всю пыль направо-налево, по углам, под стол и под стулья. Бросает веник в угол).

Катя (отряхивает с носа пыль): - Фу!
Бабушка (зовёт из кухни): - Катя!
Катя (делает очумевшую гримасу): - И чего у бабушки нету второй внучки?
Бабушкин голос: - Возьми хлеб и ложки к столу!
Катя (кидается к двери): - Это я мигом, бабулечка!

(Исчезает за дверью. Назад вламывается так, что спотыкается за порог и падает, рассыпав ложки и хлеб с подноса. Бабушка следом вносит тарелки).

Бабушка: - Ой, Господи Боже ты мой! Да куда ж ты так летишь? Не в своём же школьном буфете очередь стоять будешь!

(Катя плаксиво потирает ушибы, собирает оброненное).
 
Катя: - Порог этот… у тебя… чтоб его по досочкам разобрало!!!
Бабушка: - Да чего ж порог-то клясть, когда всё по-божески надо делать?

(Подводит внучку к столу, быстро читает обеденную молитву. Садятся, обедают).

Катя (встаёт из-за стола): - Я, бабуль, поела. Теперь пойду, пройдусь по улице. А то я ещё ни с кем не познакомилась. Всё дома да дома. Со скуки прокиснуть можно.

(Уходит).

Бабушка: - Охохо-хохо-хохошеньки! Господи Батюшка, прости нас грешных! Наставь на путь истинный!

(Читает благодарственную молитву, убирает со стола.)


ЗАНАВЕС.
(Выходят ангелы, поют песню «Два ангела»).

3 действие.
(Занавес открывается. Бабушка вяжет в кресле, беспокойно поглядывает на окно с сумерками).

Бабушка: - Катерина куда-то запропастилась… Весь ужин пробегала…

(Хлопает входная дверь, вбегает довольная Катя).

Катя: - Это я, бабуль!
Бабушка: - И где ты загулялась? Я уже волнуюсь.
Катя: - С девочками познакомилась. Мы так интересно играли! Такие девочки весёлые!
Бабушка (укоризненно): - Это хорошо, но надо было придти на ужин, или хотя бы забежать, предупредить меня, что задержишься.
Катя: - я же сказала, что гулять иду.
Бабушка: - Одно дело – гулять, другое – разгуляться. Голодная ходишь…
Катя (обрывает): - Да ну тебя, бабушка! Не порть мне настроение! Мы семечек пощёлкали, пирогами угощались. Даже яишенки поели.
Бабушка: - Ну и что это – побирушничаешь, когда своё есть?
Катя: - Всё, бабуль, отстань! Я лучше помолюсь! Мои подружки, между прочим, в Воскресную школу ходят и на сон грядущий молитвы читают. Вот и я так же хочу!

(Повязывает наизнанку косынку, заносит руку для креста. Бабушка останавливает).

Бабушка: - Косыночку-то красиво надень. Перед Богом стоишь.

(Катя бросает на бабушку недовольные взгляды, поправляет косынку, стоит, перекосившись на одну ногу).

Бабушка: - Да встань красиво…
Катя: - Ну бабушка!
Бабушка: - Не обижайся, когда тебе старшие умное подсказывают…
Катя (топает ногой): - Я и без того достаточно умная!
Бабушка: - Как тот, который из-под стола всем кричит: «Я умный разумный, сижу под столом»? Ты же перекособенилась вся, на одно ухо платок наизнанку надёрнула и топаешь, как строптивая лошадка.
Катя: - Вот всё тебе не так! Хотела грехи замолить, и тут помешала!

(Снимает косынку, бросает на стул, отходит к окну и дуется. Бабушка подходит, ласково берёт ей за плечи, прижимает к себе, гладит по голове).

Бабушка: - Головушка ты бедовая, грехи замолить хочешь, а грешишь уже с третий короб. Грехи замолить – это великое дело. Только сначала пойдём-ка, хотя бы половину их сосчитаем.
Катя (с любопытством): - Как это?
Бабушка: - А вот увидишь «как». Помнишь, как ты вчера бахвалилась, что ЗАПРОСТО станешь с  утра жить по Заповедям Божьим? Вот сейчас и посмотрим, как ты соблюдала эти Заповеди.

(Усаживает внучку за стол, на середину стола кладёт коробок спичек).

Бабушка: - Вот перед нами коробок спичек. Каждая спичка – это твои дела за сегодняшний день. Называй те дела, что сделала и бери спичку.
Катя (усиленно вспоминает): - Подметала избу… подметала… (забирает из коробка спичку) Что я ещё делала?.. Что же я ещё делала?.. Ага, молилась! (тянется за спичкой).
Бабушка (отводит её руку): - Нет. Молитва – это не дело, а долг каждого православного христианина. Вот я тебя после завтрака со стола просила убрать – убрала?
Катя (тихо): - Нет…
Бабушка (забирает спичку себе): - Нет. Кровать за собой застлала после сна?
Катя: - Нет.
Бабушка: - Обед помогала накрывать?
Катя (радостно): - Да!
Бабушка: - Ну ладно, бери уж спичку. Хоть всё и летело у тебя по полу вместе с тобой.
Катя: - Я буду завтра стараться. Прости, бабулечка!
Бабушка: - Конечно прощу, миленькая! Я же говорила, что сразу себя не изменишь. В общем, Катюша, дальше можно не продолжать твои дела выжимать из этого коробка. Ты и подмела-то так, что я после тебя всё выметала и влажную уборку делала. Остальные спички у тебя уйдут в грехи, которых получилось жутко много за этот день. Подумай даже за то, что ты меня заставила хорошо поволноваться своим поздним возвращением.
Катя: - Так я же у девочек через три двора была рядом!
Бабушка: - Ну вот я уйду с обеда к своей приятельнице, двором рядом буду сидеть, на ты-то не будешь ничего об этом знать. Разве не забеспокоишься?
Катя: - А, ну да… А каких ещё-то грехов у меня много, ты говоришь?
Бабушка: - Если тебе так интересно, давай посчитаем. Постель не заправила – раз. Нечёсаная-неумытая села за стол – два. Обжорством занималась – пирожков мне не оставила – три.
Катя (стыдливо зажимает ладошкой рот): - Ой…
Бабушка: - Перед иконами ругаешься – четыре. Со мной всё время препираешься – пять. Сквернословишь – шесть. Стол не убрала – семь. Вместо уборки избу запылила – восемь…
Катя: - Ой, бабушка, хватит, хватит, хватит!!!  Ты сейчас весь коробок выгребешь!
Бабушка: - Да можно и дальше продолжать перечисление. А между тем, все твои грехи самый главный бес – Сатана, в свою чёрную книгу записывает и только руки от удовольствия потирает!

(Катя испуганно съёживается и хватается за рот, глядя на бабушку круглыми глазами).

Бабушка (продолжает): - А твой ангел-хранитель весь уже исплакался от переживаний, что ты вот так живёшь без оглядки и только и делаешь то, что каждым грехом стучишь в ворота ада. При этом даже не думаешь, что когда-нибудь свои ворота бесы тебе и откроют. Так и попадёшь к ним навечно в ад!
Катя: - Да неужели, бабань?!
Бабушка: - А ты расспроси об этом у своих новых подруг, если они в Воскресную школу ходят.
Катя: - А как же теперь мне быть, если этот бес мои грехи уже себе записал? Может быть… он хоть парочку проглядел?
Бабушка: - Ну уж он не проглядит! У него кругом его слуги за каждым из нас следят и тут же всё доносят.  Есть бес сквернословия. Он каждое хульное слово ловит. Бес лени за каждым движением следит. Бес лжи неусыпно в рот заглядывает - кто что сказал отслеживает. Бес обжорства всегда начеку! И так далее. И все они следят за нами и со всех ног бегут, чтобы совершённый грех был записан в страшную книгу. А вот твоему ангелу не с чем к Богу идти. Не делаешь ты почти ничего полезного.
Катя (оглядывается с опаской, с большой виной говорит): - Как же мне исправить всё? Мне так ангела моего жалко, бабушка!
Бабушка: - Это, Катенька, очень просто поправить. Надо идти в церковь на исповедь, покаяться, и Бог тебя простит. Из книги же Сатаны исчезнут грехи, в которых покаешься. Только каяться надо от чистого сердца, искренне! А потом изо всех сил стараться не повторять того, в чём раскаешься! Иначе те же грехи вернутся в книгу Сатаны, да ещё и утроятся.
Катя (в испуге хватается за грудь): - Ой!
Бабушка: - А как ты думала? За всё отвечать придётся. Вот я и говорю, что сразу не исправишься. Только потом с каждым старанием всё легче и легче будет. Любое дело незаметным станет. Всякая грязь отлетать будет, потому как сразу увидишь, что она бесполезная и тебе не нужна. Не сможешь ты плохое возле себя терпеть. Появится стремление помогать во всём хорошем. С теми же обидчиками не будешь драться, а станешь усмирять их добрым словом.
Катя: - Бабушка, а ты тоже каешься в церкви или ты безгрешная?
Бабушка: - Конечно, каюсь. На земле никто не безгрешен. Один Господь неуязвим и чист, как утренняя слеза росы. А вот в  церковь, если надумаешь, завтра со мною с утра собирайся. Вместе и каяться будем. Я тебе подскажу, как что делать.
Катя: - Ага, бабань. Вот эти девочки тоже говорили, что они всему у взрослых учились. Они завтра с утра пойдут в церковь, а я постеснялась с ними напроситься.
Бабушка: - А тут ни стесняться, ни напрашиваться не надо. В церковь ходят к Богу, а не к кому-нибудь и не с кем-то за компанию. Об этом помни каждую минуту! И ходят в Дома Божии только по зову своего сердца. Кто же с лживым умыслом придёт, того Бог не услышит. Разве что Сатана опять же возьмёт за руку.
Катя (в серьёзном раздумье): - Значит надо только самому идти и чистую правду говорить…
Бабушка: - Только так! Иначе твоя спичка за лжесвидетельство опять Сатане достанется. Вот такая, Катюша, жизнь по Божьим Заповедям. Везде чистота, как заповедный родник.
Катя (благодарно обнимает бабушку): - Бабуль, я кажется всё поняла. Я не буду ничего обещать. Я просто буду очень-очень во всём стараться! Попросишь ты что-нибудь меня сделать, я постараюсь выполнить это тут же и добросовестно. И вообще, я с  девочками начну ходить в Воскресную школу. Они мне столько интересного про неё рассказали.
Бабушка: - Вот и правильно. Сам Сын Бога Иисус Христос про это сказал: «Кому церковь не мать, тому Бог не отец!». Коль в церковь не ходишь, и Бог тебе не нужен. Воскресная школа – это очень правильное решение. Пора по-настоящему становиться на путь истинный. А сейчас пойдём ложиться спать. Завтра на исповедь рано подняться надо. Утро вечера мудренее.

(Уходят. Занавес. Выходят ангелы, поют хвалебные песни).

КОНЕЦ.

(г.Павлов.Посад 2011)