Вода в моей жизни

Татьяна Дорофеева-Миро
Так сложилось, что  малые водоемы  моей родной земли словно втекли в мои кровеносные с самого рождения  сосуды   и навсегда остались там.
   Самый первый водоем, который  я познала, это была не речка Аря, берущая начало  близ моего родного села Арабоси Урмарского района, а  более мелкая- Сыснар. https://www.stihi.ru/2018/10/15/2360 .
Это  возле нее меня-грудничка  "выгуливала" тетя, и речка "наградила" меня  страшным воспалением лёгких.
Одно из значений  слова "Сыс" - "метать икру". "Ар" -  в переводе  с чувашского языка -  "вода". Видимо, в старину в этой речке Сыснар водилась рыба.
Другое значение  могло быть связано с тем, что  в этом овраге  пасли свиней( "сысна" - "свинья").
По мнению современных краеведов, именно  в  этом месте  основали деревню  первопоселенцы.
 Речка  Сыснар впадает в матушку-Арю,  исток которой находится далеко западнее деревни. Аря для меня- символ   моего края, моего рода, моего детства и  ушедшего рано  отца. У Ари 25 притоков, в их числе  -  речка Мусирма,  у берегов которой родился мой дед по маме и речка Каркаша,протекающая по деревне Избеби, где родилась моя бабушка по маме.

 У истока Ари расположено озеро Лашман. Это  - одно из  единичных географических (не только водных) названий в России, хранящее историческую память о строительстве флота Петром I, о лашманском сословии и лашманской повинности.По крайней мере, поисковик выдал лишь два упоминания, одно из которых - озеро Лашман близ села Арабоси.
 Горжусь своей землей: мои предки участвовали в строительстве Российского флота!

Река Аря- наша кормилица и любимое место отдыха.
Аря- это мы, рожденные на земле, по которой она протекает.
В 2015  году  был запущен проект "Конкурс чтецов "Над Арёй-рекой", который успешно реализовывается по сегодняшний день.

 Потом был запущен фотоконкурс "Истоками малой Родины", куда принимались фотографии малых водоемов России.  http://www.proza.ru/2018/10/02/124

А совсем недавно получила рассылку, в котором приглашалось участвовать в конкурсе статей о водных объектах.   Прочла и подумала о своей книге   словаре гидронимов Урмарского района "Родничок, ручей, овраг, называетесь вы как?"( Изд-во "Союз писателей" г.Новокузнецк, 2019 год).Насколько правильно я мыслила, когда  писала книгу! Вода- источник жизни,- говорят. И не зря.

Отложив  создание статьи на неопределенное время, я отправила  макет своей книги в другой конкурс - Всероссийский  конкурс «Моя Россия. Культура и искусство», который  проводился Академией народной энциклопедии (АНЭ) в рамках реализации Общероссийского инновационного проекта «Моя Россия».  Эксперты проекта оценили мой словарь гидронимов.  Книга  "Родничок, ручей, овраг, называетесь вы как?" стала лауреатом I степени.  А мой  Урмарский районный  конкурс чтецов "Над Арёй-рекой" получил Гран-при  проекта "Моя Россия.Культура и искусство".https://www.stihi.ru/2019/07/02/3614

 Спасибо, водичка речек моего края!