Кавказский узел - II б

Игорь Абросимов
Рис. 4. Десантные подразделения поднимаются на борт крейсера «Красный Кавказ». Новороссийск, декабрь 1941 г.



Игорь АБРОСИМОВ

                КАВКАЗСКИЙ  УЗЕЛ: НИ  ШАГУ  НАЗАД!
Боевые действия Красной Армии летом и осенью 1942 года на Кавказском направлении



II. Разгром Крымского фронта  (ч. 2)

Несмотря на чрезвычайно тяжелое положение советских десантов, закрепившихся в нескольких местах Керченского полуострова и понесенные ими потери, обстановка потребовала от командования 11-й армии принятия дополнительных мер. Помимо формирований 42-го армейского корпуса, Манштейн срочно направил к местам высадки советских войск, румынские подвижные соединения - моторизованную бригаду «Раду Корне» и 8-ю кавалерийскую бригаду. Немецкое командование рассчитывало, что десанты, глухо заблокированные, без необходимого тяжелого вооружения и тылового обеспечения, будут уничтожены либо эвакуированы с большими потерями.

Обстановка неожиданно для противника в корне изменилась после 29 декабря. Крупные корабельные силы Черноморского флота и войска 44-й армии генерал-майора А.Н.Первушина начали десантную операцию в районе Феодосии.

П е р в ы й   о т р я д   т р а н с п о р т о в (капитан 2-го ранга В.А.Заруба) - 8 транспортных судов «Зырянин», «Жан Жорес», «Ногин», «Серов», «Шахтер», «Ташкент», «Красный Профинтерн», «Азов», с которыми шла группа кораблей охранения (капитан 3-го ранга Г.П.Негода) - эсминец «Бойкий» [II-13], базовые тральщики Т-401  «Трал» и Т-411 «Защитник» [II-14] закончил 28 декабря в Новороссийске погрузку первого эшелона десанта, частей 236-й стрелковой дивизии. На судах разместилось 11 270 чел, 26 противотанковых 45-мм, 18 горных 76-мм пушек и 7 дивизионных 122-мм гаубиц, 20 танкеток Т-38, 18 трактаров, 199 автомашин, 572 лошади, 313 т боеприпасов, 121 т продовольствия и фуража и др. грузы.

В т о р о й   о т р я д   т р а н с п о р т о в (капитан 2-го ранга А.М.Филиппов) - 5 транспортных судов «Калинин», «Димитров», «Курск», «Красногвардеец», «Фабрициус», с которыми шла группа кораблей и катеров охранения (капитан 2-го ранга М.Ф.Романов) - эсминцы «Способный» и «Сообразительный» [II-13], базовый тральщик Т-410 «Взрыв» [II-14], шесть сторожевых катеров МО [II-2], перевозил второй эшелон десанта с личным составом 63-й горнострелковой дивизии (без 346-го горнострелкового полка), а также тылы некоторых других соединений. Отряд закончил погрузку в Туапсе 29 декабря. На суда  было погружено 6365 чел., 31 горная 76-мм пушка, 27 дивизионных 122-мм гаубиц, 18 минометов, 14 танков Т-26, 199 автомашин, 572 лошади, 321 т боеприпасов и др.грузы.

О т р я д   к о р а б е л ь н о й   п о д д е р ж к и   (капитан 1-го ранга В.А.Андреев), вышедший из Новороссийска, составляли крейсеры «Красный Кавказ»  [II-15] и «Красный Крым» [II-16], эсминцы типа «Новик» [II-17] - «Незаможник», «Шаумян» и «Железняков». Одновременно с огневой поддержкой десанта отряд должен был высадить группу первого броска - батальон 9-й бригады морской пехоты Черноморского флота, 251-й горнострелковый полк, выделенный из состава 9-й горнострелковой дивизии, который имел опыт проведения десантных операций, 633-й и 716-й полки 157-й стрелковой дивизии. Группой первого броска командовал командир 251-го полка майор Андреев. На кораблях разместилось 4492 чел. и было погружено 6 противотанковых 45-мм пушек, 3 горные 76-мм пушки, 6 107-мм минометов, 15 автомашин, 35 т боеприпасов и 18 т продовольствия.

О т р я д   в ы с а д о ч н ы х   с р е д с т в (капитан-лейтенант А.И.Иванов) - базовые тральщики Т-404 «Щит» и Т-412 «Арсений Раскин» [II-14], 12 сторожевых катеров МО [II-2], 2 буксира, 10 самоходных барж. На катерах МО и тральщике Т-404 находился штурмовой отряд морских пехотинцев из 9-й бригады морской пехоты численностью 300 чел.

Общее командование морскими силами осуществлял капитан 1-го ранга Н.Е.Басиситый, командир Отряда легких сил Черноморского флота.

Отряды кораблей поддержки и высадочных средств следовали к пункту высадки совместно в одном походном ордере со скоростью около 16 узлов и подошли к району Феодосии в ночь на 29 декабря. Точность перехода обеспечивалась буями, выставленными подводными лодками Щ-201 и М-51. Между 3 и 4 час. утра крейсеры и эсминцы легли на огневой галс и по сигналу флагмана открыли огонь главным калибром по порту.

Феодосийский порт расположен в открытой неглубокой бухте, поэтому для защиты гавани были построены два мола. Один узкий и длинный - «защитный мол» прикрывает бухту с юга. Другой - «широкий мол», по другую сторону от входа в порт, наряду с защитой гавани от волн, предназначен для швартовки большегрузных кораблей с большой осадкой. С началом 15-мин. огневого налета катера МО со штурмовым отрядом, которым командовал старший лейтенант А.Ф.Айдинов, начали движение в темноте близ берега ко входу в порт. По команде «Катерам следовать в порт» первым туда ворвался сторожевой катер МО-0131 (младший лейтенант И.Г. Черняк). На защитный мол высадилась группа из 43 десантников под командованием старшего лейтенанта В.И.Чупова, которые захватили здание маяка, зажгли на нем свет и начали наступать вдоль мола к берегу.

Вторым в порт вошел МО-013 (лейтенант Н.Н.Власов) с командиром отряда высадочных средств капитан-лейтенантом А.И. Ивановым на борту. Катер прошел мимо нескольких причалов порта, обстреливая огневые точки врага, и высадил морских пехотинцев со швартовой командой на широкий мол. Почти одновременно в порт вошли еще два катера МО с бойцами штурмового отряда. Всего с четырех катеров МО высадилась 145 морских пехотинцев штурмового отряда А.Ф.Айдинова. Под огнем противника смелым броском десантники захватили широкий мол и причалы порта, обеспечив возможности для швартовки кораблей. Три катера МО по различным причинам входили в порт и проводили высадку с опозданием на час - полтора, а один катер был выброшен на берег. Однако, и при наполовину сократившемся составе задачу свою штурмовой отряд выполнил.

После захвата объектов в гавани тральщик Т-404, затем Т-412, эсминец «Шаумян», вслед за ними эсминцы «Незаможник» и «Железняков» высадили на портовые причалы подразделения первого броска. Позднее крейсеру «Красный Кавказ», на котором со штабом находился Н.Е.Басистый, при отжимном ветре силой до 6 баллов, после нескольких попыток удалось подойти к внешней стороне широкого мола. Несмотря на отсутствие буксира, без помощи которого маневрировать крупному кораблю в такой обстановке было крайне затруднительно, командиру капитану 2-го ранга А.М.Гущину удалось осуществить операцию причаливания. Были поданы сходни и под огнем противника высажены подразделения первого броска. Крейсер «Красный Крым» оставался на внешнем рейде и вел огонь по береговым объектам. Непосредственную высадку доставленных крейсером подразделений осуществили катера МО и самоходные баржи отряда высадочных средств.

В ходе операции корабли отряда поддержки отражали налеты вражеской авиации и подавляли береговые огневые позиции. Ни один из боевых кораблей, несмотря на прямые попадания снарядов и мин, боеспособности не потерял и из боя не вышел. Сильно пострадал крейсер «Красный Кавказ». Немецкие артиллеристы сосредоточились на самом заметном корабле, непосредственно высаживающим войска в порту. За время высадки десанта в крейсер попало 12 снарядов и 5 мин, возникло восемь пожаров, быстро потушенных, благодаря инициативным и решительным действиям экипажа. На борту крейсера погибло 27 человек, 66 было ранено.

Утром в порту ошвартовался транспорт «Кубань», пришедший в Феодосию вслед за походным ордером боевых кораблей самостоятельно, под охраной двух катеров МО. Экипаж теплохода «Кубань» (вместимость 3113 брт), подобно экипажам большинства гражданских транспортных судов на Черном море, имел к концу 1941 г. многомесячный опыт по обслуживанию военных перевозок, научился выполнять поставленные задачи, несмотря на авиационные и артиллерийские удары противника. Транспорт доставил в Феодосию 627 десантников, 4 противотанковые 45-мм пушки. 5 горных 76-мм пушек, 15 автомашин, 72 лошади, 65 т боеприпасов. Высадив под артиллерийским и минометным огнем десантные подразделения и разгрузившись, транспорт при выходе из гавани попал под артиллерийский огонь. Прямым попаданием в мостик были убиты капитан судна Г.И.Вислобоков и пять членов команды.

Всего к 11 ч. 30 мин. с первым броском десанта в Феодосии было высажено 5139 чел., 8 - 76-мм и 4 - 45-мм орудия, 8 - 107-мм минометов, 15 автомашин, 72 лошади, 65 т боеприпасов, 38 т продовольствия и фуража. Выгрузить артиллерию на мол с «Красного Кавказа» не удалось. Причал оказался загроможден, и нужно было стоять под обстрелом в ожидании, когда станет возможным перекатить туда орудия. Только во второй половине дня артиллерию на внешнем рейде перегрузили с крейсера на подошедшее транспортное судно.

Поздно вечером 29 декабря в гавань начали заходить транспорты первого отряда. Всю ночь, утром и днем 30 декабря на причалы выгружался личный состав, вооружение, техника, боеприпасы и продовольствие. Суда второго отряда пришли в Феодосию и становились под разгрузку в ночь на 31 декабря, которая закончилась днем того же дня.

Авиация противника в светлое время бомбила порт и корабли на рейде, причем из-за удаленности аэродромов действия советской истребительной авиации были затруднены. Так 30 декабря авиация Черноморского флота направила к Феодоссии только два истребителя И-16. Вопрос о срочном создании аэродрома подскока не был поставлен как первоочередной.  Заградительный зенитный огонь вел отряд кораблей поддержки и корабли сопровождения отрядов транспортов. Немцам атаками с воздуха нанести серьезного урона боевым кораблям не удалось. Но на транспортах и в порту были убитые и раненые. Дело в том, что боевые корабли, как правило, большую часть времени находились мористее. Для надежного прикрытия порта необходимо было развернуть на берегу хотя бы один, лучше два зенитных артиллерийских дивизиона, чего сделано не было. Все эти дни дул северо-западный ветер силой до 7 баллов, волнение в море достигало 5 баллов, продолжалась сильная пурга. Ухудшение видимости, связанное с неблагоприятной погодой,  снижало возможности прицельного бомбометания и это в какой-то степени, несмотря на трудности с подходом судов и разгрузкой, облегчало ситуацию с перевозкой войск.

В ночь на 31 декабря командир высадки капитан 1-го ранга Н.Е.Басистый со своим штабом перешел на эсминец «Сообразительный», а крейсер «Красный Кавказ» ушел в Туапсе. Той же ночью в Новороссийск направились крейсер «Красный Крым» и эсминцы «Железняков» и «Шаумян» отряда корабельной поддержки. Ранее в ходе высадки десанта эсминец «Незаможник», маневрируя в гавани на больших ходах под огнем противника, врезался носом в причал. Поврежденный корабль высадил доставленных десантников, вышел в море и ушел в Новороссийск. Эсминцы сопровождения транспортных отрядов «Способный» и «Бойкий» уходили с разгрузившимися транспортами. Корабли и суда срочно возвращались за следующими эшелонами десанта. В Феодосии оставался только эсминец «Сообразительный» с командиром высадки и его штабом, а также для охраны водного района два тральщика и сторожевой катер МО. 

Утром 31 декабря бомбардировщики противника потопили транспорт «Красногвардеец» (вместимость 2719 брт), который затонул у причала, был потоплен сторожевой катер МО и поврежден транспорт «Димитров». На следующий день, 1 января, транспорт «Ташкент» (самый крупный из транспортных судов, вместимость 5552 брт), задержавшийся в Феодосии после разгрузки из-за неисправности, был поражен несколькими бомбами и сел на грунт.


***
Командующий 11-й полевой армией генерал-полковник Э. фон Манштейн, сосредоточив почти все основные силы своей армии под Севастополем, не оставил достаточных сил для обороны Восточного Крыма. Когда советские войска 26 - 27 декабря захватили плацдармы в районе Керчи, Камыш-Буруна и Эльтигена, а также на северном побережье Керченского полуострова, туда были брошены практически все силы 52-го армейского корпуса - 46-я пехотная дивизия, ряд корпусных частей. Румынские 8-я кавалерийская бригада и моторизованная бригада «Корне», переданные корпусу, в момент начала высадки десанта в Феодосии находились на марше на подходах к Керчи.

Немцы превратили Феодосию в узел обороны. Но в ней, после переброски частей к пунктам высадки советских войск на Керченском полуострове, оставались не столь значительные силы. При этом артиллерийское прикрытие было довольно сильным - батарея 147-го дивизиона береговой артиллерии - тяжелые 105-мм пушки, рота тяжелого оружия 186-го пехотного полка 73-й пехотной дивизии - легкие 75-мм пехотные орудия leIG18 и тяжелые 150-мм пехотные орудия sIG33 [II-18]. Непосредственно в районе гавани были установлены две тяжелые 150-мм гаубицы - sFH18 и sFH25(t), последняя чехословацкого производства, из состава 54-го и 77-го артиллерийских дивизионов [II-19] и развернулся взвод 240-го противотанкового дивизиона - 37-мм противотанковые пушки Раk 35/36 (две противотанковые пушки, захваченные советскими морскими пехотинцами сразу после высадки штурмовой группы на феодосийском молу, тут же были использованы ими в бою). Манштейн в своих воспоминаниях писал о нескольких артиллерийских батареях, которые простреливали гавань, подходы к городу и порту и всю акваторию в районе Феодосии.

Помимо артиллерийских частей в Феодосии временно остановился выдвигаемый к Керчи 46-й корпусной моторизованный саперный батальон, имевший большой боевой опыт, который расположился в центре города, рядом с гаванью. В городе дислоцировались штаб 617-го инженерного полка со штабными подразделениями и службами, две дорожно-строительные роты, а также зенитные артиллерийские подразделения, формирования связи, полевой жандармерии, тыловые и вспомогательные части. Общая численность войск составляла 2 - 2,5 тыс. чел. Существенно, что только через несколько часов после начала высадки советских войск был назначен командующий обороной Феодосии - начальник штаба инженерного полка подполковник фон Альфен. До этого немецкие части единого командования не имели. Таким образом, желание как можно быстрее завершить штурм Севастополя сыграло с одним из самых опытных военачальников, каким безусловно был Манштейн, злую шутку.

В конце дня 29 декабря Феодосия была освобождена. Центральная часть города, застроенная каменными зданиями, легко приспосабливалась для стойкой обороны. С особым упорством сражались солдаты 46-го саперного батальона, которых поддерживал огонь полевых орудий роты тяжелого оружия 186-го пехотного полка, обстреливавших как район высадки, так и боевые порядки десантников. Однако, решительные действия наступавших и быстрое наращивание сил способствовали успеху. Передовые подразделения атакующих вышли на высоты, окружавшие город, и овладели пригородами. Бои по очистке Феодосии от противника поддерживали огнем боевые корабли, отошедшие на внешний рейд. Флотские артиллерийские корректировочные посты, высаженные на берег, установили радиосвязь с кораблями. Это позволило вести огонь с более высокой эффективностью, чем ночью и ранним утром, когда корабельные артиллеристы ориентировались по вспышкам выстрелов вражеских орудий. К сожалению, до конца дня связь работала не вполне устойчиво. Огневая поддержка десанта с моря продолжилась и на следующий день.

С 1 января 1942 г. из-за сильного шторма и организационных трудностей при формировании конвоев дальнейшая переброска войск и грузов приостановилась. Только в ночь с 3 на 4 января в Феодосию прибыл конвой в составе крейсера «Красный Кавказ», минного заградителя «Коминтерн» [II-20] и трех транспортов в сопровождении катеров МО. Порт по-прежнему не прикрывался с воздуха, единственная поставленная на охрану неба зенитная батарея была уничтожена ударом пикировщиков. В результате транспорты «Зырянин» и «Ногин» при налете 29 бомбардировщиков, 31 пикировщика и 38 истребителей были потоплены у причалов. Доставленный в Феодосию личный состав - 1200 чел. успел сойти на берег, но большая часть грузов (артиллерийский боезапас, бензин, продовольствие), доставленная этими судами, погибла. Погиб катер МО, тяжелые повреждения, как и накануне, получил крейсер «Красный Кавказ», который самостоятельно ушел в Туапсе и затем до августа проходил доковый ремонт в Поти.

Продвижение войск 44-й армии - 251-го горнострелкового полка со сводным отрядом морских пехотинцев и 157-й стрелковой дивизии на левом крыле, 236-й стрелковой дивизии в центре и 63-й горнострелковой дивизии на правом крыле (общая численность войск - более 22 тыс. чел.), из района Феодосии к западу и к северу создало реальную угрозу отсечения от основных сил и полного окружения керченской группировки (см. карту-схему Примечаний IIa - http://www.proza.ru/2019/07/02/917). Днем 1 и 2 января, маневрируя в акватории Феодосийского залива, эсминец «Сообразительный», который продолжал бессменно оставаться в районе высадки, вел огонь по противнику, поддерживая войска на левом крыле огнем 130-мм орудий и выпустив 161 снаряд. 

Манштейн, понимая всю серьезность обстановки, стягивал к Феодосии войска, попав в непривычную для Вермахта ситуацию, когда приходилось срочно латать образовавшуюся брешь во фронтовых порядках, а свободных сил под рукой не было. Наступление на Севастополь было прекращено, к Феодосии срочно выдвигались 132-я и 170-я пехотные дивизии, которые могли подойти туда полным составом только в течение двух недель. До этого приходилось рассчитывать на крайне ограниченные силы, находившиеся в резерве, занятые на охране побережья и привлеченные к антипартизанской борьбе. Слабый заслон вокруг Феодосии создавался за счет пехотного полка, последнего оставшегося из отводимой из Крыма 73-й пехотной дивизии. Дислоцированный в Геническе 213-й пехотный полк получил приказ срочно выдвинуться к Феодосии. Подобные же приказы были отданы частям румынской 4-й горной бригады, которая оставляла для охраны шоссе Симферополь - Алушта два из шести своих горных батальонов. Кроме того на Акмонайский перешеек вышли возвращенные с марша на Керчь румынские  моторизованная бригада «Раду Корне» и 8-я кавалерийская бригада.

Особые надежды возлагались противником на действия 4-го авиакорпуса Люфтваффе, который должен был воспрепятствовать наращиванию группировки 44-й армии воздушными ударами по порту Феодосии, где разгружались транспортные суда, войскам в районе города и на марше. Практически вся авиация 4-го авиакорпуса была нацелена на феодосийский десант. Бомбежки начались уже 29 декабря и стали особенно интенсивными и результативными 31 декабря и 1 января. Группами до 10 самолетов и более наносили удары бомбардировщики Не-111 из 27-й бомбардировочной эскадры KG27, Ju88 из 51-й бомбардировочной эскадры KG51, пикировщики Ju87 из 77-й эскадры пикирующих бомбардировщиков StG77. Если 29 декабря порт бомбили в общей сложности 15 Не-111 и 6 Ju88, то 31 декабря авиация противника выполнила 52 самолето-вылетов бомбардировщиками Не-111 и Ju88, 70 самолето-вылетов пикировщиками Ju87 и 64 истребителями, всего 186 самолето-вылетов. 1 января авиация противника выполнила 32 самолето-вылета бомбардировщиками Не-111 и Ju88, 58 самолето-вылетов пикировщиками Ju87 и 67 истребителями, всего 157 самолето-вылетов, причем большая часть пришлась на порт.

Как уже упоминалось, армейское и флотское командование не обеспокоилось заранее, как это требовалось в директиве Кавказского фронта на операцию, по поводу действенного прикрытия высадки силами ВВС фронта и Черноморского флота. Отсутствие зенитных средств, за исключением штатной батареи, одной на дивизию, которые только разгружались и занимали позиции, создавало полную свободу действий для авиации 8-го авиакорпуса, которая легко преодолевала слабое сопротивление появлявшихся над Феодосией малочисленных советских И-16 и И-153.

Однако, несмотря на слабость ПВО, перевозки морем сорвать не удалось, хотя нанесенный ущерб, как в порту, так и частям десанта, действовавшим на суше, оказался ощутимым. Гибель 31 декабря в порту Феодосии транспорта «Красногвардеец», 1 января - транспорта «Ташкент», 4 января утром - транспортов «Зырянин» и «Ногин» не могло не сдерживать наращивания боевых возможностей войск 44-й армии, особенно за счет задержки с переброской тяжелых вооружений и тылов. 

Судьба сражения зависела от того, насколько быстро командованию 11-й армии удастся выстроить фронт, нейтрализовав высадившиеся в Феодосии войска. С другой стороны, результаты зависели от того, сможет ли советское командование упредить противника и, нарастив силы феодосийского десанта, перебросив туда тяжелое вооружение, боеприпасы, горючее, продовольствие, придать наступлению необходимую динамику. Многое определялось также тем, удастся ли, переправив дополнительные войска, вскрыть плацдарм в районе Керчи, связать противостоящие силы врага и не дать его войскам выскользнуть из мышеловки, в которую они попали.   

Между тем утром 19 декабря, узнав об успешной высадке десанта в Феодосии, командир 42-го армейского корпуса генерал-лейтенант Г. фон Шпонек сообщил Манштейну, что ввиду реальной опасности оказаться в окружении, он отдал приказ вывести 46-ю пехотную дивизию и корпусные части из боя, очистить район Керчи и форсированным маршем отходить к Акмонайскому перешейку. Отвод войск в сложившейся обстановке был вполне оправдан, но Манштейн, который надеялся разрешить кризис принятыми им мерами, категорически запретил оставлять Керчь. Однако, решение командующего 11-й армией до адресата не дошло - радиостанция штаба корпуса была свернута и на связь не выходила. Манштейн, который расценил случившееся как сознательное уклонение от выполнения приказа, тут же отстранил фон Шпонека от командования корпусом. Военный трибунал при ставке фюрера под председательством рейхсмаршала Геринга приговорил опального генерала к лишению званий и орденов и смертной казни, которая была заменена Гитлером семью годами заключения. В 1944 г. на волне репрессий, последовавших после провала «генеральского заговора» 20 июля, фон Шпонека расстреляли без следствия и суда.   


***
Немцы начали отход из района Керчи после 10 час. утра 29 декабря. В тот же день вечером группа разведчиков во главе с начальником штаба Керченской ВМБ капитаном 3-го ранга А.Ф.Студеничниковым, высадившись с подбитого и приткнувшегося к берегу в пригороде Керчи торпедного катера, неожиданно обнаружила, что город пуст. Однако, части 51-й армии генерал-лейтенанта В.Н.Львова, захватившие плацдармы на побережье Керченского полуострова, оказались не готовы к преследованию противника. Они были разобщены, лишены транспорта и средств артиллерийской тяги. Для наращивания сил и средств и организации наступления 302-й горнострелковой, 224-й стрелковой дивизий, а также 390-й стрелковой дивизии и 12-й стрелковой бригады (переброска последних двух соединений с Тамани только началась), требовалось время, которого отпущено не было. При этом известно, что из состава 224-й стрелковой дивизии на Керченском полуострове в первых числах января 1942 г. в боеспособном состоянии было собрано не более 1300 чел., из 302-й горнострелковой дивизии - не намного больше, из 83-й морской стрелковой бригады - 540 чел. Не понесшей потерь в предшествовавших боях и организованной частью был лишь накануне переброшенный в Камыш-Бурун 105-й горнострелковый полк, численность которого превышала 2600 чел. С такими силами, учитывая их низкую подвижность и недостаток тяжелого вооружения (всего 24 орудия, 137 минометов, 110 станковых и 178 ручных пулеметов) трудно было рассчитывать на успех.

Отступление немецких частей быстро переросло в бегство. Оставляя вооружение, технику и транспорт на обледенелых и заснеженных дорогах, солдаты, выбиваясь из сил, уходили на запад. При поспешном отступлении было брошено более 3,3 тыс. ед. стрелкового оружия, 100 орудий и минометов, 800 автомашин. Непогода, мороз и многокилометровые пешие переходы, удары советской бомбардировочной авиации по колоннам отступающего врага измотали личный состав физически и морально.

Утром 31 декабря передовые колонны 46-й пехотной дивизии и личного состава корпусных частей достигли Акмонайского перешейка. К тому времени дорогу через Владиславовку уже перехватили части 63-й горнострелковой дивизии 44-й армии. Измученные 120-км форсированным маршем немецкие солдаты атакой 1 января не смогли прорваться дальше на запад, но с наступлением темноты прошли севернее, по все еще открытой части перешейка. Когда в этот район поздно вечером начали подходить передовые части 302-й стрелковой дивизии 51-й армии, немцы уже выскользнули из уготовленного им окружения. 2 января части 46-й пехотной дивизии закрепились на северном крыле спешно создаваемой линии обороны и в середине дня смогли удержать рубеж, несмотря на атаки советских войск. В боях на Керченском полуострове с 26 декабря 1941 г. по 2 января 1942 г., дивизия лишившись значительной части вооружений, потеряла 1030 чел. личного состава, в т.ч. 601 чел. безвозвратно.

В центре боевых порядков противника на Акмонайском перешейке, препятствующих продвижению 44-й армии вглубь Крыма, развернулись подразделения правофлангового 213-го пехотного полка с приданной ему батареей 190-го дивизиона штурмовых орудий. Батарея прибыла из-под Севастополя и имела на вооружении три штурмовых орудия StuGIII, которым трудно было что-то противопоставить. Ударные возможности советских войск ограничивались в этом секторе 14 легкими танками Т-26. Непродолжительное боестолкновение с использованием «штурмгешутцев» привело к потере почти всей советской бронетехники и парализовало дальнейшее наступление.

Выдвинувшись с правого фланга 213-го пехотного полка, румынская моторизованная бригада «Раду Корне» при участии кавалерийского полка из состава 8-й кавалерийская бригады атаковала части 157-й стрелковой дивизии, вынужденные с потерями оставить Карагоз. На южном крыле фронта, до побережья Черного моря в районе Коктебеля, позиции занимала 4-я горная бригада, которая действовала совместно с основными силами 8-й кавалерийской бригады. Румынские формирования, выдвинутые к Керченскому полуострову и сохранившие общую численность до 18 тыс. чел., являлись элитными соединениями. Учитывая не только численность, но и качественное состояние румынских войск, можно сделать вывод, что распространенное мнение о недостаточной боеспособности вооруженных сил союзников Германии в данном случае не отвечает действительности.

Таким образом, фронт стабилизировался. Советские войска не могли получать в необходимых объемах подкреплений и наладить снабжение через порты Керчи и Камыш-Буруна, т. к. в ночь на 31 декабря начался ледостав в Керченском проливе и на Азовском море - зима в тот год выдалась необычно холодной. Военные перевозки прекратились. Только с 5 января удалось организовать переход пехоты по льду без тяжелого вооружения. Красноармейцы шли колонной по одному выдерживая дистанцию в несколько метров. Станковые пулеметы, боеприпасы и продовольствие доставляли с помощью специальных волокуш. Еще через несколько дней с помощью ледокола в Камыш-Бурун стали приходить транспортные суда с артиллерией и грузами. Перевозки через Феодосийский порт, как уже упоминалось, с 1 января 1942 г. из-за сильного шторма и организационных трудностей при формировании конвоев также временно приостановились, а в дальнейшем были затруднены из-за действий авиации противника и потери транспортных средств. На данном этапе наступательный потенциал был исчерпан, Керченско-Феодосийская операция завершилась.


***
Вопрос о потерях в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции 25 декабря 2941 г. - 2 января 1942 г. остается открытым. Согласно официальным данным, опубликованным в книге «Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь» потери 51-й и 44-й армий Закавказского (Кавказского) фронта составили 38,5 тыс. чел., в т.ч. около 30,6 тыс. безвозвратных. Подобные цифры могли появиться только в результате грубой ошибки. Если учесть, что Азовская флотилия высадила на северном побережье Керченского полуострова 5,8 тыс. чел. (в приведенной численности учтены потерянные при высадке), Керченская ВМБ на восточном побережье полуострова - 11,2 тыс. чел. и отрядом кораблей Черноморского флота там же высажено еще 2 тыс. чел., Черноморский флот в районе Феодосии высадил 23 тыс. чел., итого около 42 тыс. чел., то приведенная официальная цифра с этими данными не стыкуется. (Как, впрочем, и опубликованные данные о том, что потери то ли с учетом сил ВМФ, то ли без их учета, составили якобы 27,4 тыс. при 6,5 тыс. безвозвратных.) Получается, что десант на Керченском полуострове, включая 2000 бойцов из 105-го горнострелкового полка, доставленных 29 - 30 декабря в Камыш-Бурун после окончания напряженных боев и начала поспешного отступления немцев, погиб полностью или почти полностью. Что касается феодосийской группировки 44-й армии, которая успешно наступала на широком фронте и вышла к Коктебелю и Владиславовке, то от нее осталась якобы каких-то 3 - 4 тыс. чел. Между тем известно, что части трех стрелковых дивизий, высаженных в районе Феодосии в количестве 23 тыс. чел., потерял за это время не более 1,3 тыс., а на севере и востоке Керченского полуострова, особенно в районе Камыш-Буруна, сохранялись и действовали помимо 105-го горнострелкового полка боеспособные десантные отряды. Точная численность этих отрядов, к сожалению, нам неизвестна.
 
Потери противника, которые оказались гораздо меньшими, чем потери советских войск, также известны фрагментарно, как например, приведенные выше потери 46-й пехотной дивизии в количестве более 1 тыс. чел. Потери понесли также корпусные и армейские части, действовавшие на полуострове. Известно также, что в районе Феодосии немецкие и румынские формирования потеряли примерно 1,8 тыс. чел. Предположительно, на основании подобных  отрывочных данных, можно сделать вывод, что соотношение потерь сторон составило примерно 1 : 4,5 не в нашу пользу - 3,5 тыс. и около 16 тыс. чел. соответственно.

Несмотря на значительные потери войск 51-й и 44-й армий, операция была признана успешной. Это была первая столь масштабная десантная операция, проведенная в ходе Второй мировой войны не только Красной Армией, но и союзниками по антигитлеровской коалиции. Оперативный успех - захват важного плацдарма с портами Керчь, Камыш-Бурун и Феодосия позволил развернуть крупные силы вновь образованного Крымского фронта.

Следует учесть, что в боях использовались в основном стрелковые части, не имевшие опыта участия в морских десантных операциях. Ни в теории, ни на практике планирования и подготовки армии и флота десантные операции на уровне общевойсковых армий не рассматривались. Объем десантированных с моря сил и средств не планировался выше одной - двух бригад морской пехоты или стрелковой дивизии, специально подготовленной для этих целей. В то же время нехватка времени, недостаток сил и средств не позволили накануне операции в Крыму предварительно подготовить стрелковые части к действиям в сложных и непривычных условиях.

Советские войска действовали при полном господстве в воздухе авиации противника. И на суше, и на море авиационные эскадры Люфтваффе стремились свести на нет успехи армии и флота, нанести им урон, который не позволил бы решить поставленные задачи. Если на других театрах военных действий и в ходе многих операций это очень часто удавалось, то в Крыму немецкой авиации по большому счету своей задачи выполнить не удалось.

Неоценимой оказалась роль Черноморского флота. Не преуменьшая значения сухопутных войск, можно утверждать, что на конечный результат решительное воздействие оказали значительные силы привлеченных боевых кораблей, растущее оперативное мастерство командования, выучка личного состава экипажей, стойкость и героизм моряков-черноморцев, позволившие добиться успеха. Ограниченность боевого опыта и на флоте сыграли отрицательную роль, привели к потерям, порой неоправданным. Но в целом именно благодаря морским силам феодосийский десант, который и обеспечил в конечном счете успех всей операции, удалось удачно осуществить.


***
В рамках сражения за полное освобождение Крымского полуострова, как и намечалось ранее, Ставка уже 2 января 1942 г. потребовала в ближайшее время продолжить активные боевые действия. С целью содействия успеху наступления 44-й и 51-й армий была спланирована и 6 января осуществлена десантная операция в районе Судака, в тылу войск 11-й армии на феодосийском направлении. Эсминец «Способный» [II-13] скрытно высадил 218 человек из состава 226-го горнострелкового полка 63-й горнострелковой дивизии. Обстреляв Судак, эсминец вернулся в Новороссийск. Подобными силами на большее, чем нападение на немецкие и румынские штабы для возможной в случае удачи дезорганизации связи и управления войсками противника рассчитывать не приходилось. Через два - три дня активных действий десантники должны были воссоединиться с наступающими советскими частями.

Противник случайно обнаружил десант только 11 января, когда немецкий патруль, в составе которого был также личный состав из команды крымских татар, задействованной на охране побережья, наткнулся на большую группу советских военнослужащих и партизан. В завязавшемся бою патруль взял в плен 51 чел., еще 5 чел. татары расстреляли. Остальные ушли в горы.

Через несколько дней штаб Черноморского флота, накануне наступления войск Кавказского фронта, издал директиву, согласно которой десантному отряду кораблей предписывалось высадить в районе Судака 226-й горнострелковый полк под командованием майора Н.Г.Селихова из 63-й горнострелковой дивизии. Как уже упоминалось, дивизия получила боевой опыт, участвуя в феодосийском десанте и последующих наступательных боях западнее Феодосии. Однако, соединение понесло большие потери, что повлияло на моральное состояние личного состава и о чем свидетельствовало наличие большого числа перебежчиков. Перед 226-м полком ставилась непростая задача - наступая навстречу левофланговым частям 44-й армии, обеспечить успех операции, оказав воздействие на тылы противника и его коммуникации на запад.

В ночь на 16 января десантный отряд под командой начальника штаба эскадры капитана 1-го ранга В.А.Андреева (командовал отрядом корабельной поддержки феодосийского десанта в декабре) в составе крейсера «Красный Крым» [II-16], эсминцев «Сообразительный» [II-13] и «Шаумян» [II-17], канонерской лодки «Красный Аджаристан» [II-4], принявший на борт 1540 чел., 4 горные 76-мм пушки, 8 лошадей, боезапас и более 40 т груза выполнил поставленную задачу. Высадке основных сил десанта предшествовала выброска штурмовых групп, подошедших к берегу на пяти сторожевых катерах МО отряда высадочных средств под командованием капитан-лейтенанта А.П.Иванова, который непосредственно подчинялся командиру десантного отряда. На четырех катерах разместились по 35 десантников первого броска, на пятом, флагманском - 52 чел. Войска на канонерской лодке и эсминцах составили первый эшелон десанта, на крейсере - второй эшелон. Канонерская лодка «Красный Аджаристан», высадив с помощью двух сейнеров, которые вела до Судака на буксире, группу первого броска, приткнулась носом к берегу и высаживала бойцов прямо на сушу по деревянной сходне. С эсминцев и крейсера войска доставлялись корабельными средствами (моторными катерами и баркасами) и сторожевыми катерами МО отряда высадочных средств, а также сейнерами. Экипажи катеров МО и корабельных средств, проявляя стойкость и выдержку, стоя по колено в воде, оказывали помощь пехотинцам, которые терялись в непривычных условиях, не решаясь покидать катера и входить в воду. Некоторых бойцов, не говоря о грузах, морякам приходилось переносить на руках.

Огневую подготовку и поддержку десанту, наряду с кораблями десантного отряда, оказывал отряд огневой поддержки в составе линкора «Парижская Коммуна» [II-21] с эсминцами в охранении «Безупречный» [II-13] и «Железняков» [II-17] под флагом командующего эскадрой контр-адмирала Л.А.Владимирского. Первые залпы раздались в 23 час. 45 мин. 15 января. Линкор вел огонь в течение 2,5 час., израсходовав 125 выстрелов главного 305-мм и 585 вспомогательного 120-мм калибров. Одновременно катера МО и канонерская лодка стреляли с близких дистанций по огневым точкам противника у уреза воды. Благодаря мощной огневой поддержке противнику не удалось нанести десанту особого ущерба. Успешно отражались также атаки вражеских самолетов, которые появились утром и атаковали отходившие корабли. Утром все корабли и катера МО, в т.ч. канонерская лодка, получившая повреждения из-за близкого разрыва бомб, вернулись в Новороссийск.

226-й горнострелковый полк, овладев Судаком, энергичными действиями расширял захваченный плацдарм. Стремясь ликвидировать кризис, немецкое командование спешно стягивало в район высадки дополнительные войска, в первую очередь румынские - горный батальон и горную роту из состава 4-й горной бригады, а также немецкие подразделения - сводную роту саперного батальона и стрелковую роту из состава 132-й пехотной дивизии, восемь орудий зенитного батальона, шесть орудий противотанкового дивизиона и некоторые другие подразделения. До 18 января шли ожесточенные бои, которые не приносили успеха ни одной из сторон. Однако, начавшееся наступление противника на фронте 44-й армии, которое обернулось падением 18 января Феодосии (об этих боях см. ниже), сделало положение десанта не только тяжелым, но и бесперспективным. Полк, который по планам через 2 - 3 дня должен был соединиться с наступающими советскими войсками, оказался в полной изоляции, лишенный достаточной артиллерийской поддержки и прикрытия с воздуха. Только поздно вечером 22 января в Судак, несмотря на жестокий шторм, пришел эсминец «Бодрый» [II-13], доставил груз боеприпасов и продовольствия и забрал 40 раненых. Но подразделения продолжали героическую борьбу с превосходящими силами противника.

22 января, усиленные дополнительно тремя батальонами из состава 170-й пехотной дивизии Вермахта, германо-румынская группировка при поддержке пикирующих бомбардировщиков Ju87 пыталась десант разгромить. К тому времени к полку майора Селихова присоединился понесший большие потери батальон из 236-й стрелковой дивизии во главе с комиссаром полка Г.С.Чалым и группы военнослужащих из других частей 44-й армии, отрезанные от своих при падении Феодосии. До 25 января враг медленно продвигался вперед, но по-прежнему, как указывалось в немецком донесении, из-за «мужественного сопротивления противника» решительного успеха не имел. Во многом благодаря твердому и грамотному руководству командира полка, удалось в тяжелых условиях преодолеть негативные тенденции в настроениях личного состава, мотивировать красноармейцев и командиров на стойкое поведение в самых напряженных моментах ожесточенных боев.

Между тем в ночь на 25 января Черноморский флот, выполняя директиву командования Кавказского фронта, которое спланировало операцию по разгрому противника в районе Феодосии и овладение городом, осуществил высадку в Судаке 554-й-го горнострелкового полка (майор С.И.Забродоцкий) 138-й горнострелковой дивизии с ротой морской пехоты Черноморского флота. Следует отметить, что 138-я стрелковая дивизия участвовала в советско-финляндской войне, после чего была отведена в Закавказье и переформирована в Кировакане в горнострелковую. В ходе переформирования кадровый состав соединения претерпел значительные изменения, в него влилось много призывников из числа местных жителей, в армии никогда не служивших, уровень боевой подготовки был невысок. С начала войны 138-я горнострелковая дивизия прикрывала советско-турецкую границу, участвовала в подготовке тыловых оборонительных рубежей и буквально накануне десантной операции была переброшена в Крым. Поэтому полк, назначенный для участия в десанте, оказался не только слабо подготовлен, но совершенно не имел боевого опыта. Кроме того полку, не успевшему ознакомиться с местностью и обстановкой, предстояло выдержать сильный вражеский удар. Вновь высаженная часть поступала в распоряжение майора Селихова, который зарекомендовал себя не только мужественным и грамотным командиром, но командиром инициативным, способным действовать самостоятельно, в сложных условиях отрыва от основных сил [22].

Третья высадка 25 января у Судака также, как и предыдущие, осуществлялась в надежде переломить ситуацию в районе Феодосии. Перед войсками ставилась задача закрепиться в Судаке и сохранить постоянный выход к побережью для связи с флотом с целью  снабжения войск и наращивания сил и средств на плацдарме. Предписывалось взять под контроль окрестные дороги, подготовиться к действиям в направлении Феодосии, отвлекая силы врага и содействуя тем самым успеху фронтовой операции.

Войска в количестве 1450 чел. принял на борт крейсер «Красный Крым», на котором шел командовавший десантом капитан 1-го ранга В.А.Андреев, эсминец «Шаумян» - 309 чел. и две горные 76-мм пушки. Эсминцы «Сообразительный» и «Безупречный» использовались в качестве кораблей огневой поддержки. Совместно с десантным отрядом действовал отряд высадочных средств - шесть сторожевых катеров МО и базовый тральщик Т-412. На тральщике разместили 137 морских пехотинцев, которые в качестве отряда первого броска с помощью катеров были переправлены на берег.

Высадка в Судаке началась поздно вечером 24 января и проводилась скрытно, без артиллерийской подготовки, на береговую полосу, которая контролировалась ранее высаженными десантниками майора Селихова. В случае попыток огневого воздействия противника с флангов эсминцы «Сообразительный» и «Безупречный» должны были вступить в бой и нанести удар по позициям врага. Личный состав перевозился с крейсера и эсминца корабельными средствами - шлюпками и баркасами, катера МО доставляли в основном боезапас и продовольствие. Высадка шла медленно ввиду того, что в Судаке имелся только один небольшой причал, к которому возможно было подходить лишь поочередно. Командир 544-й-го горнострелкового полка решительно и вполне резонно воспротивился высадке людей в воду при температуре минус 8 - 10 градусов, что грозило массовой потерей боеспособности личного состава части. Если с эсминца к 6 час. утра людей сняли полностью, то на крейсере оставалось около 250 чел. Между тем близился рассвет и кораблям высадки, ввиду отсутствия воздушного прикрытия, было опасно задерживаться у Судака. Крейсер и эсминцы, взяв 58 раненых, ушли в Новороссийск, на месте остался отряд высадочных средств, который продолжал доставку грузов с тральщика и прием на него раненых. Завершив разгрузку и приняв более 200 раненых, Т-412 и все 6 катеров МО благополучно проследовали в Новороссийск.    

Получив сообщение об усилении советских войск в районе Судака, командование противника направило туда подкрепления - батальон из состава 72-й пехотной дивизии, горный батальон румынский 4-й горной бригады и три штурмовых орудия StuGIII. Отметим, что десант, вооруженный немногочисленными 76-мм горными пушками (не более 6 ед.) и также малоэффективными в данном случае противотанковыми ружьями и ручными гранатами, фактически не имел средств для борьбы с StuGIII. Упорное сопротивление советских войск было сломлено, противник, который поддерживался сильной артиллерией и имел налаженное тыловое обеспечение, вышел к побережью, расколов оборону на отдельные изолированные очаги. С воздуха следовали непрерывные атаки пикирующих бомбардировщиков, удары авиации не давали возможности выстраивать оборонительные порядки маневром наличных сил. К 28 января организованное сопротивление окончательно прекратилось.

Часть красноармейцев и командиров прорвалось в горы и ушли к партизанам, их численность оценивается примерно в 350 чел. (по другим данным - 500 чел.). Немало людей скрывалось в горах, часть из них позднее попало в плен, часть погибла. К партизанам вышли командиры 226-го и 554-го полков, причем майор Селихов стал командиром 2-го партизанского района. Таким образом, учитывая 300 ранее эвакуированных раненых, численность убитых, попавших в плен и без вести пропавших воинов в боях под Судаком составила примерно 2,7 тыс. чел. По данным противника в январе до 900 красноармейцев и командиров было взято в плен. Немецко-румынские части также понесли немалые, хотя и меньшие потери, что вполне объяснимо общим положением сторон на заключительном этапе боев в районе Судака. Только безвозвратно было потеряно более 870 чел., численность же санитарных потерь неизвестна. Известно, в частности, что формирования 4-й румынской горной бригады потеряли 894 чел., в т.ч. 323 чел. безвозвратно. В частях 170-й пехотной дивизии за три дня с 23 по 25 января выбыло из строя 190 обмороженных. Крымско-татарские вооруженные команды численностью до 1 тыс. чел., которые также участвовали в боях, потеряли убитыми и ранеными до 400 чел.

Трагическая судьба судакского десанта связана с целым рядом причин. Начнем с того, что тактический десант выбрасывался в расчете на совместное выполнение задач с соединениями 44-й армии на феодосийском направлении, на последующее, причем скорое, соединение с наступающими войсками. Однако операции в районе Феодосии в январе проходили неудачно, задачи, которые ставились войскам, не выполнялись. В результате сравнительно малочисленный десант, лишенный тяжелого вооружения, поддержки с воздуха и с моря, без налаженной связи оказался на плацдарме в безвыходном положении. Авиация противника, которая господствовала в воздухе, не только наносила удары по плацдарму и препятствовала Черноморскому флоту оказывать десанту регулярную огневую поддержку, но самое главное не позволяла организовать нормальное снабжение войск, эвакуацию раненых. Морская коммуникация с «большой землей» должна была обеспечивать войска своевременными поставками боеприпасов, продовольствия, медикаментов, а также пополнение личным составом и вооружением. Без этого десант выжить не мог. Из-за отсутствия связи управление со стороны армейских и флотских штабов практически отсутствовало, поэтому как в ходе боев в районе Судака, так и на заключительном их этапе, когда могли быть приняты меры по возможному усилению, а затем и снятию десанта, подобных задач флоту даже не ставилось.

Характерно, что 28 января поздно вечером, эсминец «Безупречный» с двумя катерами МО пытался доставить на плацдарм 220 бойцов 554-го горнострелкового полка, ранее не высаженных с крейсера «Красный Крым», боеприпасы, продовольствие и забрать раненых. Между тем 28 января бои практически прекратились после того, как накануне, во второй половине дня 27 января, по приказу майора Н.Г.Селихова войска начали прорыв в горы, а к 17 час. Cудак был оставлен. 29 января под утро «Безупречный» возвратился в Новороссийск, не выполнив задачи - все побережье контролировалось противником. Ввиду полного отсутствия связи, которая прервалась еще вечером 16 января из-за неисправности радиостанции и позднее не была восстановлена, об обстановке на плацдарме командование не знало даже приблизительно.

Перечисленные неблагоприятные обстоятельства предрешили судьбу судакского десанта. Тем значительнее подвиг красноармейцев, краснофлотцев и командиров без оглядки на сложившуюся обстановку до конца выполнивших свой воинский долг.


               (Продолжение следует) 


Примечания II б - http://www.proza.ru/2019/07/02/1151
Использованная литература - http://www.proza.ru/2019/03/25/1524

Продолжение  -  http://www.proza.ru/2019/07/22/1332

    Начало очерка - http://www.proza.ru/2019/03/25/1429