Что можно вспомнить про КИДы?

Аркадий Кузнецов 2
(Статья 2008 года)

     В свои школьные годы я по-настоящему соприкоснулся с клубом интернациональной дружбы девятом классе, когда стал президентом школьного КИДа в своей 428-ой. Это было в 1980 году. В те времена, насколько было видно, работа большинства таких клубов была весьма формальной и сводилась к участию в акциях вроде «марша мира советской молодёжи», митингам солидарности с народами «борющихся стран» и организации личной переписки со школьниками главным образом восточноевропейских стран с посылкой сувениров и открыток. Где-то, конечно, было интереснее – собирали материалы о разных странах, изучали иностранные языки, отмечали какие-то праздники, но, конечно, всё это носило идеологическую окраску.

     Я относился к тем юным людям, которые ещё воспринимали как раскаты «мировой революции» события в Никарагуа, где пришли к власти сандинисты. Выучил в это время испанский язык и увлекался всем, что происходило в маленькой далёкой стране и соседних странах Латинской Америки. Услышав, что в какой-то школе провели сбор игрушек для детей Никарагуа, я зажёгся идеей устроить такой же сбор в своей школе.

     Получилось дело, заинтересовавшее и объединившее учеников разных классов. Игрушки несли целый месяц, классы соревновались, кто больше их соберёт. Далее я договорился о том, что мы привезём собранное в городской Дворец пионеров, чтобы их передали при случае представителям Никарагуа в КИДе имени Гагарина. И тут меня ждало разочарование. Привезя на Ленинские горы коробки с игрушками, я и несколько младших ребят услышали, что игрушки принимаются лишь после строгого отбора. Забраковали военные игрушки (даже комплект «Русские воины» в кольчугах и шлемах), игрушки с какими-либо царапинами и потёртостями и даже прекрасно выглядящие, но старые (как нам сказали, «образца 1913 года»). В итоге из нескольких сотен игрушек приняли лишь несколько десятков, а остальные пришлось выбросить…

     «Латиноамериканский» колорит в работе моего КИДа, впрочем, продолжался и дальше – он стал называться «Компаньерос», я встречался затем в районном Доме пионеров с настоящим никарагуанцем и докладывал о сборе игрушек в Комитете защиты мира Евгению Фёдорову. Но позднее, когда я приходил в свою школу уже после её окончания, мне говорили, что КИД работал по-настоящему только при мне, а теперь бездействует. Прямо скажем, желающих заниматься этой работой было мало.

     Гораздо больше интересного и актуального и ныне можно вспомнить из тех времён, когда я работал после окончания института старшим вожатым . Это – уже в годы перестройки. Было ясно, что нужно предложить школьникам что-то по-настоящему интересное и нужное – обязаловка и нечто, спущенное сверху, уже не воспринимались. И я искал новые формы в работе, в том числе и по линии КИДа. Тогда, работая в 292 – ой московской школе, я позаимствовал у энтузиастов модель, по которой каждый класс в среднем и старшем звене собирал материал по выбранным самими ребятами союзной республике и зарубежной стране. В этой школе я пришёл на подготовленную почву, потому что там учились дети специалистов из ряда стран, работавших в Москве, да и «отечественная» часть учеников была весьма разнообразного происхождения, в том числе – дети артистов родом со всего СССР. Большая часть классов и учителя отнеслись весьма серьёзно к оформлению уголков республик и зарубежных стран. Нестандартно прошёл и фестиваль союзных республик. Ведь обычно такие фестивали состояли из фольклорных номеров и заученных стихотворных «монтажей» на сцене в актовом зале. А у нас выступление в зале было лишь частью фестиваля, в которых входила и работа фестивальных клубов в классах. И удалось создать дух разных республик – было и эстонское кафе, и узбекская чайхана с Насреддином – «лучшим едоком плова», и украинская корчма с варениками и галушками, и каса маре с настоящим молдавским виноградом, купленным в магазине «Кодры». До этого проходили классные часы, посвящённые истории и культуре республик. А ещё можно вспомнить экскурсию в Музей российско-грузинской дружбы у памятника Руставели, и знакомство с белорусскими мастерами на ВДНХ, и приезд в школу вожатой – моей знакомой по переписке из Узбекистана. Уже после того, как я ушёл преподавать историю в другую школу, в 292-ой прошли конкурс эстонской поэзии, классный час, посвящённый Киргизии… То есть традиция пустила корни.

     Между прочим, звали тогда в школу лектора с беседой о проблемах межнациональных отношений. Но от нас отмахнулись в лектории – «ну что это за тема»! Как видно, великосветские разговоры о том, что что-то не совсем так в нашем «советском королевстве», не воспринимались ещё многими. А ведь на носу были события в Карабахе…

     В похожем направлении тогда, в конце 80-ых годов, шёл целый ряд творчески настроенных педагогов в некоторых школах. Кстати, последние годы СССР были, как ни странно, временем наиболее частых обменов поездками школ Москвы и различных городов России, Украины, Белоруссии и Балтии. А уже когда на постсоветском пространстве всё стабилизировалось, более заманчивыми стали поездки в дальнее зарубежье. При этом как-то незаметно исчезли КИДы так таковые. Об опыте новых форм межнациональных и межгосударственных связей можно написать уже другой материал. Но то, что было найдено 20 лет назад, по-моему, не потеряло во многом актуальности.

      Если говорить о проблемах интернационального образования и воспитания в современной школе и детских внешкольных учреждениях, то их, конечно, непочатый край. Конечно, ныне – совсем другие возможности для этого: страна стала во много раз более открытой, в Москве проводится огромное количество национально-культурных мероприятий, работают многочисленные общественные национальные и межнациональные организации, культурные центры.( И в то же время это почти не используется в работе подавляющего большинства педагогов). Но и кое-что из прежних, найденных ещё в иных условиях традиций вполне пригодно и сейчас. Например, тематические занятия – учебные или внеучебные, посвящённые знакомству со странами и народами мира – дальними и ближними. Со своей стороны могу рекомендовать книгу, описывающую занятия в комплексе дополнительного образования «Симметрия» - «Путешествие по странам и континентам».

      А ещё – конкурсы и праздники. Такие, например, какие проводятся в 242-ой московской школе на базе музея «Марьина Роща». Праздник, проводимый в мае – «Гуляния в Марьиной Роще» начинался около десяти лет назад как воссоздание старых московских традиций майских гуляний – песен, игр. Но уже вскоре к русской фольклорной программе стала добавляться татарская, армянская, украинская, еврейская, цыганская – представление национальных диаспор в Москве. А затем географические рамки раздвинулись – ведь Москва в разное время встречала самых разных гостей. Зазвучали финские, американские, испанские, латышские, узбекские мелодии и песни, стихи на разных языках. Это сопровождается дегустацией национальных кухонь, приглашением представителей диаспор и других носителей разных культур.

      Такие праздники приятно удивляют сейчас, когда политики ищут скорее не друзей, а врагов и накапливается негативная оценка соседей России, да и более дальних стран. Школьники, познающие дух той или иной национальной культуры, видящие, как всё взаимосвязано, уже никогда не устроят драку с теми, кто, например, танцует в Москве лезгинку, не будут делить людей на «наших» и «не наших». В конце концов, насколько дети и подростки научатся законам человеческого общежития в мире со всем его разнообразием – зависит во многом от педагогов, от того, насколько они заинтересованы в этом. Можно лишь спрашивать учебный материал «от сих до сих» и не рассказать в школе ничего ни о Прибалтике, ни о Средней Азии, да и не создать представления о России как о многонациональной стране. А без этого невозможно считающееся приоритетным изучение отечественной истории и культуры...