Гнездо птицы Феникс

Сергей Геннадьевич Новиков
В мае 1858 года на развалинах форта №2 бывшей Новороссийской крепости десантный отряд генерала Филипсона заложил Константиновское укрепление. Через восемь лет оно окажется в самом сердце возрожденного Новороссийска.

По своим размерам новое укрепление заметно уступало своей предшественнице. Что диктовалась, прежде всего, политическими соображениями. Проиграв Крымскую войну, Россия лишилась права возводить новые крепости и арсеналы на кавказских берегах. А потому замысел основателей укрепления был очевиден: «Чем меньше оно, чем меньше требует гарнизона для обороны, тем лучше»…

Константиновское укрепление представляло собой неправильной формы трапецию, по углам которой располагались бастионы-люнеты. С севера и запада укрепление было защищено каменными стенами высотой 9 футов (2,7 м). Но они прикрывали собой лишь часть крепостного периметра. Продолжением оборонительных стен являлась тыльная сторона казарм местного гарнизона.

В самой крепости, помимо казарм, находились дома местного начальства, госпиталь, гостиный двор с торговыми лавками и складами, баня и пороховой погреб. В центре укрепления была устроена большая площадь, на которой возвышалась Николаевская церковь. Пространство вокруг нее оставалось свободным. Сюда в случае опасности стекалось всё население форштадта - небольшого предместья, в котором жили семьи солдат и мастеровых.

Несмотря на природные красоты, окружавшие Константиновское укрепление, его обитатели были обречены на затворничество. Ведь за пределами плавней реки Цемес подлинными хозяевами этого края оставались воинственно настроенные горцы. «Ни выйти, ни поехать никуда нельзя», - вспоминал очевидец. Разве что прогуляться летним днем к охраняемым морским купальням или заглянуть на меновой базар-сатовку, куда местные черкесы доставляли произведения своего скромного хозяйства.

Впрочем, любителям «шоппинга» не было нужды отлучаться из крепости. В ее гостином дворе помещалось два десятка лавок, наполненных всевозможными товарами - российскими и заграничными. Не было недостатка и в покупателях. У местных офицеров и чиновников деньги обычно водились, и расставались они с ними весьма охотно. Дорогой табак, приличные вина и ликеры являлись прекрасным дополнением к карточному столу. Не отставали от кавалеров и гарнизонные дамы, знавшие толк в новомодных аксессуарах. Именно они пробудили к жизни традицию местных променадов. Каждый вечер разодетые пары прохаживались «от крепостных ворот к дому воинского начальника взад и вперед, дыша свежим воздухом, болтая, сплетничая, ухаживая - и так до поздней ночи»…

Пройдет совсем немного времени и надобность в Константиновском укреплении исчезнет. Отпадет нужда и в прогулках по крепостному «бульвару». Настанут времена беззаботных вечеринок у моря и выездных пикников в горных ущельях. Увы, местная пастораль будет написана уже без участия туземного населения.

* Иллюстрация: план г. Новороссийска 1866 г. Из фондов Управления архива МО г. Новороссийск