Список 118 лучших фильмов

Лев Вишня
Список Лев Вишня

Это мой список лучших фильмов, снятых человечеством.
Четыре режиссера получили в нем право на три позиции, это величайшие режиссер немного кино Чарли Чаплин, величайший советско/русский режиссер Андрей Тарковский, величайший американский режиссер – Стенли Кубрик и величайший европейский режиссер – Пьер Паоло Пазолини. В сумме они имеют 12 фильмов, все их которых шедевры.
10 режиссеров получили право на 2 позиции, это:
Сергей Эйзенштейн («Броненосец Потемкин», «Александр Невский»)
Стенли Крамер («Этот безумный, безумный, безумный мир!», «Некоторые любят погорячее»)
Фередико Феллини («Амаркорд», «Казанова»)
Роман Поланский («Ребенок Розмари», «Неукротимый»)
Альфред Хичкок («Птицы», «Неприятности с Гарри»)
Ингмар Бергман(«Фанни и Александр», «Седьмая печать»)
Акира Куросава («Семь самураев», «Рай и ад»)
Сергей Бондарчук старший («Война и мир», «Ватерлоо»)
Эльдар Рязанов («Карнавальная ночь», «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Девид Финчер («Игра», «Бойцовский клуб»)

Как следствие в моем списке будет чуть больше фильмов, не 100, а 118. Если у Куросавы был определенный уклон в японское кино, то у меня соответственно в отечественное (имею на то полное право!). И если у Куросавы был перекос в немое и раннее кино, снятое до Второй мировой войны, то у меня соответственно больше в современное кино, снятое в последние 3-4 десятилетия. 
Это фильмы признанные критиками или зрителями или просто понравившиеся автору данного списка. За что именно указывается в примечании к каждому фильму. Ленты расположены в хронологическом порядке. Многие из этих лент знают все, но о некоторых, думаю, что мало кто слышал. Это мой «список 100».
(пока в списке 80 названий, но скоро доведу его до обещанных 118-и)

1. «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» («L’Arrivee d’un train en gare de la Ciotat», 1895). братья Люмьер. Размер примерно 2 минуты экранного времени.
В России его знают также под названиями «Прибытие поезда» и «Прибытие почтового поезда».
Почему именно этот документальный короткометражный фильм запомнился и стал каноном? Создатели картины впервые смогли передать на плоском экране движение в пространстве: поезд появляется издалека, проходит через весь экран, а рядом идут люди на разном плане (общем, среднем и крупном). Своей реалистичностью «Прибытие поезда» так поразил зрителей, что они отскакивали от экрана, боясь, что машина может их задавить. В фильме «Человек с бульвара Капуцинов» с участием А. Миронова, ковбои просто расстреливают из кольтов экран, боясь, что поезд их раздавит.
Культовый фильм, считающийся первым полноценным фильмом в истории человечества. Фильм, реально показавший возможности кинематографа, можно сказать, открывший целую вселенную.

2.  Путешествие на Луну (1902) Цветная версия «A Trip to the Moon, Le Voyage dans la Lune» Он принадлежал Жоржу Мельесу из Франции, который записал отправку экспедиции на Луну. Цветного эффекта в «Путешествии» ему удалось достичь при помощи трех пленок с разными окрасами, а именно синим, красным и зеленым. За счет их наложения друг на друга, Жоржу удалось получить изображение разных оттенков. К сожалению, завершить задумку он не успел. Первый полноценный цветной фильм.

3. «Фантасмагория». Первый европейский мультфильм под таким названием был создан во Франции в 1908 году, художником-карикатуристом Эмилем Колем. Первый в истории человечества завершенный и сюжетный мультипликационный фильм. Предвестник всей темы.

4. «Танец скелетов», мультфильм - гениальное произведение, давшее начало Уолту Диснею и масштабной мультипликации. Любопытно, что первый фильм Диснея был сделан в жанре «ужасов» и на экране четыре скелета вылезают из могил, танцуют и радуются, пока зов петуха не приглашает их обратно. До этого времени скелеты «радуются жизни» и ведут себя непосредственно, что вероятно должно вызывать у зрителя ужас. Четко проработаны все персонажи и самое главное – привлекающий публику сюжет. В дальнейшем это станет маркером Уолта Диснея и всей его темы. 

5. «Extrait The Jazz Singer» (1927). Кинолента «Певец джаза» была выпущена всеми известной компанией WARNER Bros. и представляет из себя сентиментальную комедию. Первая в истории кинематографа звуковая кинолента длинной примерно 13 минут. Сюжет: певец джаза, лет 40 разыгрывает со своей матерью постановку у рояля. Они поют, улыбаются и шутят. О звуке. Здесь используется только наложение музыкальных фрагментов джаза и добавлено всего несколько фраз (например «Ну-ка, мама, послушай!»). Кинолента имела революционное значение для кинематографа в целом и резко простимулировала приход звуковой киноиндустрии. Немое кино ушло в прошлое.

6 . Андалузский пес (Un chien andalou, 1929). Луис Бунюэль. Первый массовый артхаостный фильм, предопределивший параметры и сущность жанра. В некотором роде шедевр, но зрелище жесткое. Заранее предупреждаю. Это не вселенная Марвела и тут нет супергероев, тут есть супер ужас и тому подобное. Фильм был запрещен во многих странах и было даже несколько погромов в кинотеатрах, которые показывали данный шедевр. 

7 . «Золотая лихорадка» (The Gold Rush, 1925), Чарльз Чаплин. – Величайший режиссер немного кино. «золотая лихорадка» сложный и неоднозначный фильм. Он довольно тяжеловат для просмотра, но там, помимо гениального юмора феноменальный монтаж.

8. «Огни большого города», Чарльз Чаплин. Лучшая мелодрама из числа комедий. Культовый фильм, повлиявший на целое поколение. По мнению подавляющего числа критиков именно этот фильм считается лучшим его произведением. Я согласен.

9. «Тихая улица», Чарльз Чаплин, Но честно говоря, если вы хотите посмотреть идеальную легкую комедию без единой пошлой шутки, то это будет именно этот фильм. Он относительно короткий (примерно 27 минут), но невероятно емкий и буквально завораживающий. Он показывает настоящие возможности немого черно-белого кино и настоящие возможности великого мастера. 

10. «Медведь». Комедия. Прекрасная комедия, которую первые посмотрел в девстве и запомнил на всю жизнь. Идеальный, яркий и легкий юмор. Ни одной режиссерской ошибки или двусмысленности. Эффектно и стильно.
 
11. «Банковский билет на миллион фунтов стерлингов». Этот фильм, скорее всего, смотрело немного людей из числа современников, но он сочетает в себе триллер, комедию и драматическую мелодраму. Актерская игра в нем изумительна. Суть фильма, человек должен две недели провести в виде «поддельного миллионера», везде и всюду «расплачиваясь» купюрой в миллион фунтов стерлингов. Он, попросту говоря, заходит в магазины, снимает отель и все в итоге получает бесплатно, потому что ни у кого нет возможности разменять эту купюру. Но никто и не в обиде, его все воспринимают как мультимиллионера и потенциального благодетеля. Его не ругают, ему угождают. Сущность человечества показана очень хлестко!

12. «Веселые ребята» (1934). А. Александров. Время немого кино прошло, наступило время максимального использования звука и его возможностей. Комедия Александрова джазовая, веселая и очень непринужденная. С колоссальным влиянием «тлетворного Запада» в подтексте и с выходом главной героини в стиле Марлен Дитрих в финале. Сделано задорно, эффектно, искрометно. Сцена, когда животные вваливаются в дом, заслушав музыку пастуха, или когда джазисты избивают друг друга, играя при этом джаз – великолепны! До сих пор, это моя самая любимая комедия, даже фильмы Гайдая или Рязанова произвели меньшее впечатление.

13. «Броненосец Потемкин» (1925) Сергей Эйзенштейн, Первый русский/советский фильм, получивший мировое признание. Об этом фильме много сказано, так что особо не хочу на нем останавливаться. В нем невероятно хорошо передано напряжение героев, саспинс и само состояние бунта. И еще прекрасна сцена сближения восставшего «Потемкина» с эскадрой царского флота. Такого накала и напряжения я не видел в последствии ни в одном фильме, включая исторические. Сцена полета над джунглями флота землян из фильма «Аватар» – рядом не валялась.

14. «Новый Гулливер» (1935) — советская детская мультипликационно-игровая сатирическая комедия, поставленная режиссёром Александром Птушко (лучший советский детский фильм, культовый фильм для нескольких поколений)

15. «Унесенные ветром» (англ. Gone With the Wind) 1939 — кинофильм режиссёра Виктора Флеминга - Лучший американский исторический фильм, а также лучший фильм про гражданскую войну в США. Вообще невероятно, что такой мощный и зрелищный фильм был снят в такие годы, когда не было ни нормальных спецэффектов, и уж тем паче компьютерных съемок. Удивительно, но актеры играют там так великолепно и естественно, что фильм, снятый в тридцатые годы прошлого века, выглядит современным сегодня.

16. «Александр Невский» (1938) Сергей Эйзенштейн. Я думаю, что если рассматривать творчество Эйзенштейна в целом, то именно этот фильм и является его лучшим фильмом, а не «Потемкин» и не «Иван Грозный». Образец как нужно снимать качественные исторические фильмы без тяжеловесности, с хорошими батальными сценами и наложением великолепной музыки и спецэффектов. Думаю, что именно «Александр Невский» повлиял наибольшим образом на весь советский кинематограф став своего рода эталонным образцом. Особенностью этого фильма является, что батальные сцены напряжения и ужаса великолепно разбавляются юмором персонажей. В результате исторический фильм смотрится на одном дыхании без малейшего напряжения.
 
17. «Амаркорд» Amarcord (1973) Федерико Феллини – лучший фильм в жанре итальянского неореализма по мнению критиков». Фильм не очень мне понравился (видимо я один такой), но по мнению большинства критиков именно его считают лучшим неореалистическим произведением. Не буду спорить с критиками.
 
18. «Казанова по Феллини» Casanova (1976)  Федерико Феллини, а вот этот фильм этого великого режиссера мне искренне понравился, и я его смотрел много раз. На мой взгляд, лучший итальянский исторический фильм. И лучшая экранизация жизни истории одного человека.

19. «Вестсайдская история» (англ. West Side Story) — художественный фильм режиссёров Роберта Уайза и Джерома Роббинса. Лучший американский мюзикл, который видел. По оценкам многих – культовый фильм, повлиявший на целое поколение.
 
20. «41-ый» (1956) художественный фильм режиссёра Григория Чухрая, Лучший фильм о гражданкой войне в России. Трагедия людей. Кто прав и кто виноват в братоубийственной бойне. Любопытно, что когда смотрел этот фильм в советские годы, то несмотря на все образцовое воспитание неистово сопереживал белому офицеру. Был шокирован его смертью в финале. А когда пересмотрел после распада СССР, то напротив меня заворожила красная девушка. А раз так, то тема подана идеально, поскольку нет возможности встать на ту или иную сторону. Враг тут сама война, которая бросает людей друг на друга. Отличный фильм, шедевр!

20. «Бродяга». Индийское кино само по себе специфично и не всем специалистам доступно для понимания. Однако «Бродяга» безусловно шедевр и фильм на века. Внутри его простенька история про любовь между уличным жиликом и карманником к молодой девушке из богатой семьи, заканчивающаяся хеппиэндом. Но все сделано красиво, невероятно поэтично и очень музыкально. И этот фильм в отличие от других индийских необычайно реалистичен и правдоподобен. Герои забирают зрителя полностью и целиком. Отличительная черта всех индийских много песен и игры. Много драк, особенно жестокая в финале между нашим героем и его бандистким наставником. В целом этот прекрасный фильм я рекомендовал бы смотреть всем, когда у вас плохое настроение.

21. «Семь самураев». Акира Куросава. Из самого Куросавы я выбрал два фильма, этот и еще один. Почему именно этот, а не «Ран» или что-то еще. Этот трехчасовой примерно фильм идеален в плане полного раскрытия истории. Есть зло (бандиты), нужно собрать героев (самураев), чтобы его победить. Собираются самураи, тренируют армию из крестьян, начинаются бои с бандитами. Некоторые наши герои гибнут, но бандиты несут большие потери. И наконец, финал. Крестьяне и самураи побеждают и четыре могилы, символизирующие подвиг наших героев. Идеальный фильм! Образец как нужно снимать на века!

22. «Рай и ад» - Акира Куросава. Мощная философская притча о выборе, который однажды должен сделать каждый из нас. Что важнее деньги, власть, собственный триумф или жизнь маленького ребенка? Что главнее в душе человека – его эгоизм и лицемерие или все-таки его душа? У главного героя этого фильма был выбор: спасти ребенка или спасти свое состояние. Он выбрал первое и тем самым спас ещё свою душу. В этом фильме как всегда у Куросавы идеальный сюжет и точное пошаговое как и в «Семи самураях» безупречное раскрытие истории. Я считаю этот фильм шедевром. Но в отличие от многих других шедевров это еще невероятно мудрый фильм, заставляющий крепко задуматься.

23. «Крутые стволы» - лучший фильм на тему «игры смерти».
 
24. «Путь дракона» 1972, Брюс Ли («Свирепый дракон переправляется через реку», англ. The Way of the Dragon,) – Лучший фильм на тему восточных единоборств, культовый фильм, повлиявший на целое поколение. Фильм, спровоцировавший массовый интерес к восточным единоборствам, давший начало целому направлению в киноискусстве.

25. «Шербурские зонтики» 1964. (фр. Les Parapluies de Cherbourg) музыкальная мелодрама Жака Деми. По мнению многих критиков «лучшая европейская музыкальная мелодрама».

26. «Война и мир». 4 серии. 1965. Сергей Бондарчук. Лучшая историческая эпопея о досоветском периоде истории России. Идеальный фактаж, мощнейшие батальные сцены, красочные декорации. Точное и безукоризненное следование литературной основе. Мощный фильм, захватывающий зрителя.

27. «Ватерлоо» (итал. Waterloo). 1970 году. Сергей Бондарчук. Лучший зарубежный батальный фильм. Ничего мощнее грандиозней и реалистичней не было снято за всю историю кинематографа. Невероятный фильм с точки зрения исторического фактажа и масштабности показанного. Тысячи солдат, сотни одновременно раскатисто стреляющих пушек. Построения армии перед боем и передвижения в колоннах. Грандиозная атака кавалерии, под руководством Нея и финальная сцена гибели императорской гвардии. Все остальные фильмы рядом с «Ватерлоо» смотрятся как ученические поделки. Благодаря «Войне и миру» Бондарчук завоевал мировую славу, а благодаря «Ватерлоо» доказал, что он лучший батальный режиссер всех времен и народов. Никто до сих пор даже не приблизился к этому образцу.

28. «Иди и смотри» (1985) — советский двухсерийный художественный фильм режиссёра Элема Климова. Очень страшный и очень правдивый фильм. Самый страшный и самый правдивый фильм о войне, что мне удалось увидеть. Отличная режиссура и гениальный монтаж.

29. «Вертикаль» (1967) — советский художественный фильм режиссёров Станислава Говорухина и Бориса Дурова на тему альпинизма. Мне кажется, что это лучший фильм, снятый на тему спорта вообще. Четкий сюжет, прекрасная подача материала. Замечательные песни В. Высоцкого. Культ спорта и победы вопреки всему.

30. «120 дней Содома», Пьер Паоло Пазолини. Формально самый страшный фильм из всего, что когда-либо видел. Честно говоря, всякие «ады каннибалов» или «человеческие многоножки» не произвели на меня особого впечатления. Я презираю ужастики, сделанные в виде потоков крови и мяса. Тут ужас в невероятной жестокости людей и их внутреннем распаде. Фильм серьезно отходит от первоисточника и передает нам все происходящее в виде «кругов ада».  Ужас в нем нарастает к финалу. Сделан безупречно и чисто на всем протяжении. Лучшая попытка экранизации принципиально неэкранизируемого романа. И действительно вряд ли кто-то решится что-то снять повторно по такому произведению.   

31. «Мама Рома», Пьер Паоло Пазолини. – лучший фильм, сдельный в жанре итальянского неореализма, что видел я лично. Фильм, открывший для меня этого режиссера. Мощный, красивый и держащий в напряжении до самого последнего кадра. Невероятно суровый по отношению к персонажам, жесткий и тяжелый. Все нервы напряжены, и все чувства раскрыты на пределе возможного. Фильм вызвал у меня шоковое состояние. Страшная трагедия женщины, пытавшейся воспитать своего сына. Один из немногих фильмов за всю жизнь, просмотрев который я заплакал.
 
32. «Цветок 1001 ночи», Пьер Паоло Пазолини, самая мощная и самая красочная и самая естественная экранизация арабского эпоса. Дух первоисточника передан безупречно! Самое удивительное в этом фильме, что актеры играют, словно вообще не чувствуют камеры. Играют естественно как самих себя. Канонический шедевр!

33. «Отчет утопленников», Питер Гринуэй. Из этого режиссера я бы выбрал два фильма: «Отчет утопленников» и «Интимный дневник». Этот фильм - лучший циничный и безжалостный фильм на тему распада человеческой души. Но главное в нем не это, а изысканный язык, которым все это подано. Филигранный цинизм и фантастическая прорисовка самого действия на экране. Несмотря на то, что фильм страшный, он очень красивый. И вообще в итоге после просмотра оставляет положительные эмоции, хотя то, что в нем показали по идее должно вызвать отвращение. В фильме заложено множество скрытых идей и числовой код (от одного до ста). Прекрасный образец послевоенного артхаоса.

34. «Интимный дневник» Питер Гринуэй. Чтобы мне не говорили, я люблю этот фильм. Просто обожаю. Невероятная подача человеческой наготы (как мужской, так и женской), письмена на коже, несколько кадров одновременно, безупречный монтаж и удивительная музыка. Музыка в этом фильме просто необычайна! Фильм жестокий и циничный, как все творчество этого режиссера. Но этот фильм еще необычайно красивый и стильный! Сколько раз я не смотрел его, всякий раз получал необычайное удовольствие, от начала и до конца.

35. «Птицы» (The Birds, 1963), Альфред Хичкок. Хотя многие считают каноническим «Психо», но для меня универсальным ужастиком по-прежнему остается именно «Птицы». Прекрасный фильм на тему апокалипсиса и конца света. Очень длинное, растянутое начало, потом внезапные первые признаки надвигающейся катастрофы (чайка атакует девушку), потом нарастание признаков. Накопление страха. Наконец массовое нападение птиц на детей в школе. Концентрация ужаса. И полет сотен и тысяч плиц, которые на бреющем полете обрушиваются на город. Затем выход главных героев из дома к автомобилю, через тысячи на время присмиревших птиц и голос по радио, что ужас происходит везде и повсюду. Идеальная тонкая подача материала. Так сейчас снимать уже не умеют.

36. «Неприятности с Гарри». Альфред Хичкок. Лучшая комедия в жанре черного юмора, что мне приходилось смотреть. Если честно, тягомотина «Криминального чтива» - рядом не валялась. Тут искрометность уровнем «Безумного мира» намного-намного переигрывает даже «4 комнаты». История про то, как группа самых разных персонажей обнаруживают на лужайке труп мужчины лет сорока и не знают, что с ним делать. «Мы этого Гарри откапывали и закапывали. Закапывали и откапывали. И так целый день! Благо, что Гарри совершенно не возражал и вел себя как истинный джентльмен! А с чего ему возражать, мы ведь тоже все воспитанные люди?». Поток гротескного юмора. Шутки примерно через каждые 15-30 секунд экранного времени, иногда просто каскады шуток.
 
37. «Красная пустыня» (Il deserto rosso, 1964), Микеланджело Антониони. Отличный артхаосный проект с мощным содержанием и великолепными диалогами. С длительными растяжками и точным выводом всех интонаций на финал. Тем, кто хочет получить удовольствие от артхаоса этот фильм будет всегда определенным ориентиром.
 
38. «Фотоувеличение» (англ. Blowup, 1966), Микеланджело Антониони. Еще один прекрасный проект от известного итальянского классика. Мне этот фильм нравится больше чем «Красная пустыня», он жестче и глубже показывает натуру человека. Он сложнее по содержанию и эффектней в финале. В целом Антониони можно определить как режиссера, заставляющего тебя много думать. Этот фильм для глубоких ценителей кино. Гурманов в подлинном смысле слова.

39. «Кто боится Вирджинии Вульф?» (Who's Afraid of Virginia Woolf?, 1966). Майк Николс. Отличный фильм на тему творческой личности и её галлюцинаций.

40. «Черные кошки в бамбуковых зарослях». 1968. Канэто Синдо,Посмотрел этот шедевр в раннем возрасте и пересмотрел потом много раз. Классика японского хоррора. Необычайная пластика, поэтичность и глубокая срытая брутальность. Ужас внутри красивых танцев с веером и длительных песен на одну ноту. Прекрасные девушки, несущие смерть. Финал ошеломляющий. Образец идеального японского хоррора, который делается без единой капли крови на экране.
 
41. «Смерть среди айсбергов». Напряженный тяжелый и очень красивый фильм, на тему идеальной мести своему врагу. Первоначально снимался как примитивный ужастик, клон «Челюстей», но в итоге получился необычайно глубоким шедевром. Но самое главное в нем даже не актерская игра, режиссура и само фантастическое действие а потрясающая музыка Эннио Морриконе. «Любовь моя мы одно целое». Это второй фильм, который заставил меня заплакать в зрелом возрасте. И действительно устоять там очень сложно.
 
42. «В джазе только девушки», режиссер: Билли Уайлдер. (англ. Some Like It Hot — «Некоторые любят погорячее»). Культовый фильм, повлиявший на целое поколение. Черная комедия про гангстеров и двух недотеп, пытающихся сбежать от них, укрывающихся для этого в женской джаз банде. Этот фильм все смотрели, мое резюме простое – шедевр!

43. «Этот безумный, безумный, безумный мир» (англ. It's a Mad, Mad, Mad, Mad World. Стенли Крамер. Если вы меня спросите, какая была снята величайшая комедия с самым большим числом самых невероятных трюков и чистых, интеллигентных шуток, то тут этот фильм вне конкуренции буквально ни с кем! Ни одной нижепоясной шутки на три часа экранного времени, а само количество шуток, комичных ситуаций и трюков просто запредельное! Так снять никто больше никогда не сможет и пытаться бесполезно. Если кто-то хочет выставить себе шаблон в жанре комедии, то пусть просмотрит этот фильм. Ко всему прочему там гениальная актерская игра, феноменальный монтаж, отличная музыка и полностью идеально чистый безошибочный сценарий. То есть буквально ни одной двусмысленности, или непонятности или абсурда за все три часа экранного времени, полного потока шуток и каскадов трюков. Все три часа смотрятся как естественное шоу, за которым ты просто подглядываешь в замочную скважину. Это невероятный фильм!

44. «Рассвет зулусов». В целом западное батальное кино меня до сих пор так и не впечатлило, за исключением только пары-тройки фильмов. Но этот фильм… Этот фильм в свое время буквально околдовал. Я бы даже сказал, что это практически единственный фильм, чуть-чуть приблизившийся к «Ватерлоо». Идеальный сюжетный ход, мастерская актерская игра, отличная музыка и великолепная батальная сцена длительностью в 30 минут! А финал, когда английский генерал приходит на поле трупов погибшей армии и потом финал у зулусов, когда те под песни и музыку радостные тащат захваченные пушки англичан – просто великолепно! Можно смотреть и наслаждаться хоть 20 раз, хоть 30!

45. «Фавориты Луны». Артхаосный шедевр давший жизнь целому поколению клонов и подражаний, один из которых, например все фильмы Соловьева («Асса», «Черная роза» и т. д.). Фильм состоит из множество расчлененных режиссером новелл, которые идут все одновременно как внешне бессвязные истории, но объединяются потом в финале.

46. «Полночный портье» The Night Porter (1974) Лилиана Кавани. Фильм очень сложный им весьма неоднозначный. Он содержит в себе массу полунамеков и невероятное число тонкостей в подаче самого материала. Очень глубокий и очень чувственный. Я даже сказал, что это фильм вовсе не про фашизм и его последствия (самый страшный фашизм в фильме показан как распад человеческой души, деградация личности у многих немцев, самый страшный фашизм – внутри людей). Это еще и фильм про любовь. История о том, что если мужчина любит женщину, то никогда ее не бросит. В фильме много садизма, гротеска и ужаса. Но все это подано тонко и без единого грамма голливудовской кислоты. Фильм не выбивает намеренно слезу у зрителя, он учит пониманию высокого искусства.

47. «Злой, Плохой и Хороший», лучший фильм в жанре вестерна, что мне удалось увидеть (посмотрел около сотни). Мощная музыка, гениальная актерская игра и безупречный сложнейший комбинационный сюжет, держащий зрителя в напряжении до последнего кадра. Полная сюжетная непредсказуемость! Необычайно точно передан дух Дикого Запада и отношения между людьми. Опять-таки музыка Эннио Морриконе делает зрелище на экране невероятно прочувствованным и глубоким.

48. «Неудержимый», Роман Поланский. Фильм необычайный по уровню драматизма и сюжетной непредсказуемости. Великолепный боевик, герои которого не супергерои, а самые обычные люди. Именно этот фильм подвиг меня на написание заметки о «демонах Поланского». Особенно хлестко показана неистовая человеческая жестокость и цинизм. Прекрасен «танец смерти» в финале. Шедевр. 

49. «Ребенок Розмари» Роман Поланский. Культовый фильм, необычайно повлиявший на жанр хоррора создавший целый букет из клонов и подражаний. Действительно очень сильное произведение на тему мистики и сатанизма.
 
50. «Сталинград» 1993 — немецкий кинофильм режиссёра Йозефа Фильсмайера. - (лучший зарубежный фильм о Второй мировой войне. Самый правдивый, самый честный и самый правильный по содержанию из всего, что сняли про эту войну в Европе или в США. «Рядовой Райн» - рядом не валялся, просто на два этажа ниже!

51. «Солярис». Андрей Тарковский. Лучший советский фантастический фильм, снятый про космос. Невероятная операторская работа и самое главное необычайно красивый видеоряд. Сцена невесомости – по красоте одно из лучших, что я вообще когда-либо видел.

52. «Зеркало», Андрей Тарковский. Лучший советский артхаосный фильм. Гениально показаны состояния сна, ужаса, психологического шока и трансформации персонажей. Гениальная работа! При всей своей артхаосности фильм необычайно гармоничен и смотрится очень легко.

53. «Иваново детство» (1972). Андрей Тарковский. Из фильмов Тарковского я выделил три, и особенно мне понравился вот этот. Я думаю, что это даже лучший его фильм. Невероятное напряжение в кадре, гениальный монтаж. С ног сшибающие хоррор-сцены в кадрах страшных снов Ивана. Ужас и красота одновременно! Неистовое зрелище, трагедия и необычайная глубина. Фильм смотрится буквально, как читается стихотворение, на одном дыхании без малейшего напряжения! Фильм страшный и очень тяжелый. Этот фильм я просмотрел 15 раз, и каждый раз получал наслаждение. Финальная сцена, когда мальчик Иван бежит наперегонки с девочкой, просто феноменальна и заколдовывает зрителя.

54. «День шакала» (The Day of the Jackal, 1973). Фред Циннеман. Образцовый шпионский детектив, с очень глубоким содержанием внутри. Прекрасная, идеальная игра и великолепная режиссура.

55. «Пролетая над гнездом кукушки» (One Flew Over the Cuckoo's Nest, 1975. Милош Форман. Культовый фильм на тему противостояния людей и тоталитарного общества. Для меня это фильм не шедевр и я заметил в нем много сценарного брака и двусмысленностей, но многим он нравится, а то что он стал культовым – тут нет никаких сомнений!

56. «Заводной апельсин» Стэнли Кубрик.  Лучший фильм, раскрывающий тему жестокости, культовый фильм, повлиявший на целое поколение. Фильм раскрывающий природу зла внутри человека и показывающий механизм зла, как такового. Гениальная актерская игра и динамичное действие. Именно этот фильм повлиял больше всего на Квентина Тарантино и Оливера Стоуна.
 
57. «Цельнометаллическая оболочка». Стэнли Кубрик. Лучший фильм на тему службы в армии, культовый фильм. Начинается с остригания новобранцев, потом обучения их невероятно злобным и в тоже время очень умным сержантом, тонким психологом. Потом боевые действия и абсурдизм в финале. Фильм циничный, жесткий, четкий и очень правильный. В последствии его растащили на цитаты, и он дал целое направление в кинематографе, как образцовый фильм про службу в армии.

58. «Космическая одиссея 2001» Стэнли Кубрик. Лучший фильм про космос, что удалось снять за всю историю человечества. Идеальный фильм по данной теме. Ни в одном фильме до сих пор не показана так хорошо гравитация, космические виды и само состояние людей, находящихся в космосе. Как это ему удалось? Не знаю… Просто фантастика! К слову на «Гравитацию» 2014 даже не стал тратить время взглянув пару кадров… Это просто фильмы: уровень «профессор» и «ученик первого класса». Этот фильм пересмотрел с наслаждением несколько раз.   

59. «Дуэль» Duel (1971), Стивен Спилберг. Лучший фильм этого режиссера, раскрывающий механизм человеческой психики в момент противостояния людей друг с другом. Отличный монтаж, безупречная актерская игра и великолепный саспинс, раскрывающих обоих антагонистов. Если бы Спилберг всегда снимал такие фильмы, он бы стал великим режиссером. Остальное его творчество, если честно воспринимается мною очень тяжело. Но «Дуэль» он сделал шедевром!

60. «Однажды в Америке». Реж. Серджио Леоне. Из всех гангстерских фильмов именно этот задел меня больше всего. Задел реалистичностью, сложным сюжетом и прекрасной философской фабулой в финале. Фильм очень длинный и местами сложный. Я просмотрел его несколько раз и не пожалел. Особенно усиливает режиссуру и безошибочную актерскую игру прекрасная музыка Эннио Морриконе.

61. «Апокалипсис Сегодня», Френсис Форд Коппола. Из всех фильмов, снятых про Вьетнам этот наиболее безжалостный к зрителю и шокирующий по содержанию. Ужас не в крови, ни в поливании мирных деревень напалмом а в разложении человеческой души на войне. Распаду сознания. Именно это и поглощает внимание зрителя, забирает целиком. Фильм смотрится на одном дыхании, несмотря на всю апокалипсическую картину, показанную зрителю. Волшебное произведение.

62. «Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)». Никита Михалков Лучший советский революционный вестерн, культовый фильм. Сюжет очень сложен и невероятно закручен! Герою, чтобы доказать свою невиновность приходится внедриться в банду «зеленых» и добыть там доказательства. В финале он разговаривает со своим оппонентом по поводу золота и этот диалог (между Шиловым и Лемке) я считаю одним из лучших, что когда либо видел в отечественном кино. Фильм перекликается с «Рай и ад» Акира Курасава и «Комната страха» Девида Финчира. Что важнее: миллион долларов в чемодане или спасение своей души или чести?
 
63. «Брильянтовая рука», Леонид Гайдай. Культовая советская комедия», повлиявшая на целое поколение. Про него не вижу смысла что-то говорит. Три четверти всех реплик данного фильма потом разбрелись на цитаты и крылатые выражения. Фильм на уровне «Безумного мира» Крамера, то есть поток шуток и ни одной нижепоясной. Шедевр. 

64. «Карнавальная ночь» Эльдар Рязанов. Культовая советская комедия, существенно повлиявшая на поколение шестидесятников. Образец как можно снять идеальную музыкальную комедию.

65. «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» Эльдар Рязанов. Культовая советская комедия, решительным образом повлиявшая на все послевоенное поколение советских граждан, повлиявшая на мировоззрение советского общества. Образец как можно снять идеальную философскую комедию.

66. «Место встречи изменить нельзя». 4 серии. Станислав Говорухин. Лучший советский кино-сериал с максимально подробным прописыванием всех персонажей, их биографий и идеальными диалогами, раскрывающими каждый из этих персонажей. Сериал стал культовым. Кроме того это на мой взгляд лучший советский и постсоветский фильм на тему криминала и бандитизма.

67. «Чучело», Роланд Быков. Лучший фильм, снятый про детскую жестокость. Лучший детский психологический фильм, без штампов и фальши. Если честно, то «Детки» рядом не валялись, Они не шокируют, хотя там туча жестокости, подросткового секса и цинизма. А «Чучело» именно шокирующий фильм. Ужасающий и завораживающий одновременно.

68. «Освобождение». 5 серий. Лучшая советская киноэпопея про Великую Отечественную войну. Тут без комментариев. Гениальная актерская игра и невероятные по своей мощи батальные сцены. Полный эффект присутствия без спецэффектов. Героизм, показанный без надрыва и фальши. Чистый фильм на века.
 
69. «Летающий корабль-призрак» (яп. «Сора тобу юрэйсэн»)  Хироси Икэда -  я просмотрел около сотни анимэ, этот фильм мне понравился больше всех. Это мой выбор. Мощная история с последовательным безупречным изложением. Необычайная фантастичность и полное отсутствие неприятных «штампов» аниме, о которых писал в соответствующей статье (нагота, кровопотоки и «кошмары»). Очень хорошо показано, что первоначальный источник ужаса «Капитан-смерть» в действительности оказывается положительным героем, сражающимся против истинного монстра, который контролирует корпорации и людей.

70. «Монгол». Сергей Бодров-старший. Лучший российский постсоветский фильм. Фильм раскрывает личность Чингисхана и доказывает, что истинный вождь, который намеревается увековечить свое имя великими подвигами… всегда действует не благодаря, а вопреки. Прекрасная режиссура и идеально выполненное действие.

71. «Криминальное чтиво» (англ. Pulp Fiction «Бульварное чтиво»). Квентин Тарантино. Культовый фильм, давший жизнь целому направлению в современном кино. Сборник новел на гангстерские бандитские темы, в которых сюжетные линии переплетаются и цементируются невероятно естественным и непринужденным цинизмом самих персонажей. Легкая жестокость, легкий цинизм, безупречный кровожадный шарм. Фильм необычайно повлиял на целое поколение в 90-е и нулевые годы. Создал множество клонов и дал немыслимое число множество подражаний.

72. «Лабиринт» 1985. (англ. Labyrinth) — фантастический фильм 1986 года Джим Хенсон. Лучший в истории человечества детский фантастический фильм, снятый без применения спецэффектов в виде компьютерной анимации. Фантастический мир «Лабиринта» забирает зрителя целиком. Феерия трансформаций и головокружительных приключений главной героини в мире гоблинов. Фильм очень добрый и без тошнотворных «слезодробительных» голливудовских штампов. Легкий и красивый на всем протяжении.

73. «Видеодром» (англ. Videodrome) — кинофильм режиссёра Дэвида Кроненберга, вышедший на экраны в 1983 году. Лучший фильм ужасов на тему разрушения сознания человека, манипуляция массовым сознанием. Основной язык фильма – галлюцинации главного героя, развивающиеся и набирающие силу к финалу. К концу просмотра связь с реальностью начинает меркнуть. Остается только ужас внутри Видеодрома.

74. «Игра» (англ. The Game) — психологический триллер Дэвида Финчера на тему игры в альтернативной реальности. Лучший в истории человечества фильм на тему квазиреальности. Никто ни до того ни после даже не приблизился к этому фильму. Его феномен, что весь язык квазиреальности передан уровне Кафки «квазимодулями первого порядка». То есть с одной стороны не происходит ничего галлюциногенного или фантастического, с другой стороны все абсолютно невероятно и способно свести с ума.
 
75. «Бойцовский клуб» (англ. Fight Club) — американский кинофильм 1999 года режиссёра Дэвида Финчера. Культовый фильм, лучший фильм на тему дьявола среди людей и альтернативной реальности. Фильм, необычайно повлиявший на целое поколение и создавший блок подражаний и подобий. Внутри фильма тема расщепления личности и достижения этой личностью успеха через террор. Фильм словно раскрывает нам как рождается тоталитаризм.
 
76. «Фанни и Александр» (Fanny och Alexander, 1982) Ингмар Бергман. Красивая и необычайная по глубине картина на множество философских тем сразу. Великолепная кинопритча поданная простым языком.

77. «Седьмая печать» (швед. Det Sjunde Inseglet).  Ингмар Бергман. Этот фильм можно смотреть до бесконечности. Главный герой, рыцарь, вернувшийся из Крестового похода, играет в шахматы со смертью и ищет свою супругу, которую оставил, когда уходил в поход. Множество иносказательности, множество внутренних смыслов и игры со зрителем в «угадайку». Дух средневековья передан безупречно!

78. «Андерграунд» (серб. Подземље, англ. Underground; 1995), Эмир Кустурица. Еще один фильм, который можно смотреть бесконечно. Смотреть погружаться и снова нырять. Философская притча на тему распада целой страны, Югославии и о причинно-следственных связях в оном. Невероятный искрометный юмор и тонкая глубина.
 
79. «Париж, Техас» (Paris, Texas, 1984). Вим Вендерс. Прекрасный образец классического артхаоса. Мощный по содержанию философский фильм.

80. «Взвод» (англ. Platoon), Оливер Стоун. Необычайно красивый фильм о войне во Вьетнаме. Сложный и глубокий. Что важнее победа над врагом или остаться на войне человеком? Два выбора. Фильм без единой помарки, смотрящийся на одном дыхании. Вообще рядом со «Взводом» «Рядовой Райн» смотрится тупым студенческим проектом. Не знаю, почему потом американцы внезапно разучились снимать красивое и глубокое кино. Удивлен этому. Очень мудрый фильм, который можно пересмотреть сотни раз и каждый раз прочувствовать по-новому. 

81. «Мотылёк» (фр. Papillon) 1973 — криминальная драма режиссёра Франклина Шеффнера. Да простят меня поклонники «Побега из Шоушенка», но лучший фильм на тему тюрьмы и выживания человека за решеткой, а также стремления к свободе и побега из тюрьмы в итоге, это именно «Мотылёк». Если поставить эти два фильма рядом, то фильм Шеффнера переиграет «Шоушенк» и по режиссуре, и по драматизму, и по глубине, и по актерской игре и по всему абсолютно. Он невероятно правдив и необычайно трогателен. Мелодраматичен, но без фальшивого надрыва и глупой хеппиэнодовской концовки. Самая мощная сцена фильма, когда главный герой стоит перед божьим судом и его обвиняют… в бессмысленно потраченной жизни. А приговор – смерть. Шедевр, который можно смотреть не отрываясь. Фильм, который вызвал высокое уважение у людей, посидевших в тюрьме, с которыми я его смотрел. К тому же в «Шоушенке» персонал тюрьмы выглядят как банда придурков, а в «Мотыльке», просто как машина, перерабатывающая людей, превращающая их в пыль. Жернова. И это огромная разница.

82. «Иисус Христос — суперзвезда» (англ. Jesus Christ Superstar) — рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, написанная в 1970 году. В 1973 году режиссёр Норман Джуисон. Да простит меня православный люд, но вынужден отметить данный фильм, как лучшую экранизированную рок-оперу. Полностью согласен с тем, что Христос там показан не как спаситель и не сын Божий, а просто человек и не очень хороший. Можно сказать, что пьеса практически антирелигиозна по содержанию и по-своему вульгарна. Но по музыкальному ряду, зрелищности, мощи и актерской игре она вне конкуренции. К сожалению, наш «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», стоит на ступеньку ниже, хотя лично мне нравится больше. Но… уровень есть уровень. Культовый фильм.

83. «Имя: Кармен» (фр. Prenom Carmen), 1983 — Жана-Люк Годар. Философская драма по мотивам одноименной оперы. Гениальная режиссерская работа великого мастера. Высокий драматизм и чистая безупречная игра актеров.

84. «Любовники» (исп. «Amanites») — испанский фильм в жанре нуар. Висенте Аранде. Даже если меня заставят сократить мой список в десять раз, я все равно оставлю в нем этот фильм. Гениальная, почти космическая актерская игра, напряжение нервов, доведенное до предела. Идеальный без единой помарки сюжет и точно реализованный драматичный финал. Сцена, когда девушка просит своего любовника убить её, чтобы не стоять больше между ним и его истинной любовью шокирует. Она приносит себя добровольно в жертву, тому, кто её не любит, потому что сама любит его до беспамятства и потери рассудка.

85. «Живая плоть» (также «Трепетная плоть»; исп. Carne Tremula) — мелодрама испанского режиссёра Педро Альмодовара. Драматичная мелодрама с необычайным и изысканным сюжетом, переворачивающим в итоге все с ног на голову. Ошарашивающим зрителя в финале. Мощный психологизм, напряжение нервов до самого конца. Точная актерская игра. Когда посмотрел этот фильм с другом, то потом два дня анализировали и спорили о каждом персонаже, о его мотивации и поступках. Кто же все-таки прав и кто главный подонок? Фильм спорный, но очень реалистичный и необычайно поэтичный. Очень красивый по видеоряду и по подаче самого материала. Самая сильная сцена, это когда главная героиня проходит от захватившего её бандита в руки полицейского. Проходит по-кадрово, точно передавая беспредельный накал напряжения самой ситуации. Но в финале именно этот «террорист» на ней женится, потому что полицейский в действительности оказался лжецом и подонком. Фильм открыл для меня Хавьера Бардема, которого я считаю сейчас лучшим европейским актером (и не только я).

86. «Империя чувств» (Ai no korida, 1976). режиссёр Нагиса Осима, Долго не мог определиться с лучшим эротическим фильмом. Наконец выбрал именно этот. Почему? Во-первых он один из самых ранних в жанре. Во-вторых один из самых откровенных по содержанию. И затем он еще и самый законченный по сюжету и по конечной фабуле. Секс без границ и без остановки. Секс до потери разума и умопомрачения. Такого взгляда на секс я больше ни у кого не видел. Все остальные серьезно проигрывают по этим показателям.

87. «Пианино» (англ. The Piano) — мелодраматический кинофильм режиссёра и сценариста Джейн Кэмпион. Долго пытался определить лучшую американскую мелодраму. Кандидатов было около пятидесяти. Наконец выбрал этот. Он хлесткий, красочный и местами циничный, без тупого брака в виде намеренной слезоточивости. В нем завораживающая музыка и точный, безукоризненный сюжет классического трио. Если ты претендуешь на женщину, ты  должен её понимать и принимать такой, какая она есть. Урок на будущее многим.

88. «Ходячий Замок» - прекрасное анимэ, практически полностью лишенное негативных моментов, описанных в моей заметке. Добрый и местами завораживающий фильм. По нему можно спроецировать и понять какие именно моменты аниме так трогают душу и поглощают массовое сознание. Это конечно изысканная «утонченность персонажей», «внутренняя красота», постоянные метафизические трансформации героев. Отличный фильм, для меня лучший в своем жанре.

89. "Враг государства". 1998 Тони Скотт - фильм, открывший собой целый поджанр в разделе триллеров. Мощный психологический боевик, сюжет которого закручен до предела возможного. Фильм давший начало теме "Борна" и многим другим, аналогичным произведениям в центре которых сверхгерой - обычный человек.

90. «Малхолланд-драйв» (англ. Mulholland Drive, Mulholland Dr.) — американский психоделический триллер, снятый Дэвидом Линчем. Выбрал его в конкуренции с «Треугольник» и «Обед нагишом», как лучший психоделический триллер с элементами гротеска и эротики.   

91. «Голубая лагуна» (англ. The Blue Lagoon) 1980. реж. Рэндл Клайзер. Самый красивый и самый удивительный фильм, снятый на тему подростковой любви и нежности. Необычайно много наготы, необычайно много ласк и очень точный, безупречный сюжет, раскрывающий чувства главных героев. Вся нагота естественна и неприкрыта. Прям, как у Адама и Евы. Фильм волшебный и завораживающий. Все попытки повторить, отремекить или сделать на тему – все выглядят очень коряво и нескладно. «Голубая лагуна-2» с Милой Йовович мне совершенно не понравился, и я его просмотрел с перемотками. «Рай» - перегружен второстепенными деталями, не относящимися к сюжету, да и нагота там прикрытая и цензурная. А тут удивительное целомудрие в полностью обнаженном человеческом теле. Такого я больше не видел нигде. Гамильтон тоже пролетел.

92. «Четвёртый вид» (англ. The Fourth Kind) реж. Олатунде Осунсанми — американский псевдодокументальный фильм. - лучший фильм снятый на тему инопланетян и похищения людей. Конечно, я не верю в эти сказки, но снято потрясающе! И очень страшно. С этим фильмом реально конкурирует только один, а именно «Человек-мотылек» и конкурирует очень серьезно. Они примерно равны по уровню и содержанию, но «Четвертый вид» ближе к ядру самой темы. Так что выходит он.

93. «Ведьма из Блэр» - культовый фильм, давший начало целому направлению в киноиндустрии. Вообще фильм не произвел на меня особого впечатления. Но он дал жизнь направлению «кинорасследования». Теперь это целый раздел в мировом кинематографе и в жанре нуар. Положительные стороны фильма: точно показан нарастающий психоз внутри группы людей.

94. «Королева Марго» - лучшая экранизация классического исторического романа. В этом жанре были сняты тысячи фильмов, но только данное произведение передает так безупречно дух самой эпохи с предельной деталировкой. Фильм смотрится от начала до конца на одном дыхании. Интриги, Варфоломеевская ночь, королева Катрин, любовная история. Но самая лучшая сцена это королевская охота. Безукоризненно передано нарастающее напряжение, предшествующее трагедии. Актерская игра потрясающая.

95. «Основной инстинкт». В жанре эротического триллера хороших фильмов, таких, что смотришь не отрываясь, было снято мало. А сиквел оказался просто ужасным. «Основной инстинкт» завораживает непринужденным цинизмом главной героини, обнаженными телами и изощренной жестокостью. Внутренняя борьба между полицейским и преступницей. И все это сдобрено потрясающим саундтреком, одним из лучших за всю историю кинематографа.

96. «Последний император» (англ. The Last Emperor) — историко-биографический художественный фильм, снятый в 1987 году итальянским кинорежиссёром Бернардо Бертолуччи. Из Бертолуччи после долгих колебаний выбрал именно этот, а не «ХХ-ый век» или «В осаде». Он целостней, глубже и мудрее. Хотя выглядит как простой пересказ жизни последнего китайского императора Пу И. Мне он понравился еще правильным фактажем и четкой без всяких прикрас или фальшивой мелодраматичности показом главного героя, совершавшего ошибки и преступления, а в итоге проклятого своим народом, но оставленного жить простым садовником. Это довольно бесстрашный фильм. Очень редко, когда главного героя исторического фильма не идеализируют, а просто показывают тем, кем он был.

97. «Кошмар на улице Вязов» - лучший слэшер.

98. «Москва слезам не верит» - лучшая отечественная мелодрама.

99. «Император и убийца». 1998.– реж. Чэнь Кайгэ лучший китайский исторический фильм из всех, что видел. Конкурентом был великий «Красный гаолян». Выбрал этот. В центре его личность Цинь Ши Хуане – первого китайского императора, объединившего все под этим небом. Рассказ о том, как самая выдающаяся личность, ведомая самыми распрекрасными намереньями (положить конец раздору и объединить всю страну во имя великого будущего) постепенно превращается в чудовище и тирана, проклятого всем человечеством. Фильм мощный и невероятный по своему содержанию. Антипод тирана – профессиональный киллер, мастер боевых искусств, переживший личную драму и отказывающийся после неё убивать. Но узнав, во что превратился тот, кто казался знаменем и светом для всего Китая, Чжан Фэнъи (исторический Цзин Кэ), решается нанести удар. Он делает это не для себя и не ради славы, а ради будущего народа, который не заслуживает такого общего правителя и его безумия. «Уходит герой и уже не вернется, пока не выполнит долг». Финальная сцена, когда убийца гонится за императором по всему тронному залу и тысячи императорских слуг и евнухов не в состоянии ему помешать – потрясает воображение. Когда меч в руках убийцы ломается (он был подломан изначально), а император пронзает врага, уже своим мечем, убийца смеется в лицо врагу. Этим смехом он приговаривает и самого Цинь Ши Хуана и всю его династию. Тот, кто пролил столько крови и совершил столько зла, не имеет право править миром, он должен уйти. Не существует таких благих идей, что могут оправдать преступления будущего владыки мира и гибель детей.

100. «Год оружия» - лучший фильм, снятый на тему терроризма. Закрученный головоломный сюжет и точная передача зрителю сущности самого явления. Самая сильная сцена, это когда в финале террористы зачитывают своим жертвам приговор, а потом… расстреливают одну из своих, определяя ее как предателя, а «жертв» заставляют это снимать. При этом все они надевают маски. Террор безличен. Террорист это просто биоробот ставший таким из нормального человека. Утративший связи со своим прошлым, настоящим и родственниками. Безличный аппарат убийства в маске. И какие у него были хоть самые прекрасные и светлые вначале идеи в итоге он просто чудовище. Мощный фильм с сильнейшей смысловой нагрузкой.

101. «Король лев» - ну в принципе с определением лучшего диснеевского продукта проблем не возникло. Данный фильм по всем статьям переигрывает и «Патахонтас», и «Побег из курятника», и «Белоснежку и семь гномов» и даже «Шрека». В нем много новаций: сильнейший саунтрек (обычно саундтреки к диснеевским фильмам были весьма слабыми), прекрасная «актерская игра» и полное раскрытие персонажей. Передвижение животных аналогичное тому, как это есть в живой среде. Мощный и полностью логичный сюжет без единой ошибки. Мой ребенок также определил этот фильм, как лучший из того, что я ему ставил (отечественные сериалы тоже проиграли к сожалению…). Подробно о разборе сюжета будет в отдельной заметке по данному фильму.

102. «Оно» 1973. Лучшая экранизация произведений Стивена Кинга и лучший классический хоррор, что удалось посмотреть. Ремейк совершенно не понравился и показался довольно нелепым и скучным. Тут все подано через сюрреализм. Страшно не то, что клоун кусается, а то, что находится внутри водостока, смотрит на тебя, улыбается и предлагает поиграть шариками, а ведет себя при этом совершенно естественно, будто все нормально.

103. «Ангел истребления», лучший фильм в жанре джалло. Самое любопытное снят не итальянцами, а аргентинцами. По непонятным причинам целая толпа людей, примерно 20 человек, высокого сословия пришедших на праздник оказываются неспособными покинуть дом. Снаружи им также никто не может помочь. По каким-то причинам возникла стена, блокирующая людей. Сложный психологический триллер с жесткой концовкой.

104. «Садко» - лучший отечественный сказочный фильм. Фильм, между прочим, сильно повлиявший на западный кинематограф и объяснивший людям там, как снимать «Конана варвара».

105. «Битва за Рим»  (нем. Kampf um Rom). 1968. Роберта Сиодмака, Эндрю Мартона и Серджиу Николаеску - на тему пеплумов у меня было 20 кандидатов (естественно «Гладиатор» даже не рассматривался). Это и «Камо грядеши», и «Бен Гур», и «Даки», и «Хан Аспарух», и «Викинги» и «Клеопатра». После долгих колебаний выбрал в итоге именно этот фильм. На то множество причин. «Битва за Рим» самый целостный по сюжету и четкий по реализации замысла. В нем очень хороший фактаж. И в нем лучшая режиссура и актерская игра. У меня ОЧЕНЬ большие подозрения, что Мартин сюжет для своей «Песни льда и пламени» слизал вовсе не с истории войны «Алой и белой розы» (потому что там никаких сюжетных совпадений нет вообще!), а именно из этого фильма! Гениальный карлик Нарсес – советник императора Византии. Доблестный Цетег, пытающийся возродить Римскую империю, прекрасный тандем сестер королев готов: хорошей Амаласунты и злой Матасунты, трансформация персонажей по ходу событий, и перепады сюжета с нулевой предсказуемостью, а также полная безжалостность по отношению к персонажам, как плохим, так и к хорошим. Все маркеры «Игры престолов» на лицо! Встречусь когда-нибудь с Мартином – спрошу его прямо. Интересно, что он ответит.

106. «Скины» - образец лучшего психологического триллера на актуальную для белого человечества тему. Белые люди слабеют и уступают свое место азиатам. Это фильм не про фашизм (тут он вторичен), а именно про нынешнее состояние Европы и США. Он заставляет серьезно задуматься. Ко всему прочему там прекрасная актерская игра (это лучшая роль Ридли Скотта), точная подача всего материала. Самая мощная сцена это бег по закоулкам группы скинов, спасающихся от вьетнамской орды. Белые люди сильны, но их немного, а вот азиатов буквально тысячи. Белые люди уступают, потому что ослабели и проиграли войну намного раньше.

107. «У порога твоего дома». – лучший артхаосный триллер, с огромной политической подоплекой. По сюжету происходит страшное событий – загрязнение половины Лос Анжелеса «грязной бомбой». Смерть людей прямо на улице от радиации или какого-то вируса. Власти требуют всех непострадавших граждан заклеить окна и двери, чтобы не пустить атмосферу с улицы в дома. В итоге те, кто выполняют эти требования безукоризненно, и строго следуя рекомендациям властей – погибают без остатка, а те, кто находились на улице – выживают. Показана бесчеловечность власти, показан уровень деградации маленького человека, обывателя западного мира, показан сюрреалистический ужас, содержащий в себе сюжетный абсурд. Самая страшная сцена, когда главный герой пытается выбраться из обреченного дома, бьется об стену из пластика, натянутого над домом, а его просто убивают как крысу. Жуткий шедевр.

108. «Обыкновенный фашизм» 1965, реж. Михаил Ромм - лучший из всех документальных фильмов, что я видел. Мощный, шокирующий видеоряд, гениальная подача материала, четкий сюжет и точная проработка самого материала. Мастерская режиссерская работа. Отличная работа диктора. Точное сюжетное изложение, превращающее документальный фильм в подобие художественного. Ничего лучше я не видел никогда. Полностью согласен с позицией и идеями автора. Фашизм это ужас.

109. «Остров Головорезов» 1995. Американский фильм финского режиссёра Ренни Харлина. - лучший пиратский фильм, что удалось посмотреть. Фильм провалился в прокате, и разгромлен критиками, но сие мало для меня что-то значит. Он все равно шедевр. Почему я выбрал именно его, а не «Одиссея капитана Блада» (фильм, 1935) или «Пираты» Поланского? Он, во-первых, показал, что есть истинные флибустьеры. Господа морей. Братство, прежде всего это братство равных. А капитан - это просто лучший из них. И любой может бросить ему вызов, если выдернет нож из мачты. Главное – доказать себя. Второе – там показан весь цинизм центральной колониальной власти, нанимающей пиратов на свою службу в своих интересах. «Кротон, как он это говорит… Кротон! Когда я сам стану губернатором, обязательно изучу этикет». В третьих там безжалостное отношение к главной героини, которую убивают, ломают, бросают и все что угодно. В четвертых там изумительная батальная сцена схватки двух кораблей в финале. Тут стоит заметить, что «Пираты Карибского моря» не жалуют нас батальностью (там очень мало по-настоящему кровавых схваток). Именно в фильме «Остров головорезов» показана прекрасная и полностью реалистичная сцена битвы двух, равных по силе, кораблей с пробитием бортов и поражением орудий! Самый мощный кадр, это когда толпа пиратов перескакивает с одного корабля на другой по «кошкам», а команда другого корабля стреляет в них из всех ружей и пистолетов, что имеются. Полное присутствие. Я считаю, что этот фильм в свое время просто не поняли и он на уровень выше любого из «Карибского моря». А все ноги шизосаги растут именно из него и больше не откуда. Фильм, очень недооцененный в свое время и зрителями и критиками, а напрасно. Пусть там действительно не самая выдающаяся актерская игра, но там замечательный сюжет и великолепно поставленные с полным присутствием батальные сцены.

110. «Летят журавли» — советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова. Гениальный монтаж и потрясающая раскадровка. Даже не вдаваясь в сюжет – один из лучших монтажей, что видел. Самая сильная сцена – это когда главный герой играет на фортепьяно под бомбами и потом признается девушке в любви, а она в ответ бьет его по щекам.

111. «Когда деревья были большими» - лучший фильм на тему взаимоотношения детей и родителей. Прокрутил в голове сотню вариантов примерно, выбрал этот. Европейское кино, кроме неореализма нас весьма мало балует на тему, а американские фильмы по большей части меня оттолкнули прямолинейностью и отсутствием должной глубины. Да, действительно советское кино тут на голову сильнее Западного (на то есть причины). Из советских выбирал очень долго и в итоге выбрал этот. Для маленькой девочки ее отец (даже если он в действительности и не ее отец) это все. Бог на земле. Каким бы он несуразным и нелепым не был. Маленькая девочка верит в своего отца (в действительности просто жулика, пытающегося таким образом проникнуть в семью) и помогает тому исправится, стать нормальным человеком. Фильм очень трогательный и сильный. Актерская игра, сюжет и режиссура безукоризненны.

112. «Кин дза дза» - Георгий Данелия, лучший советский артхасоный фильм. Конкурентам были «Три истории» Киры Муратовой, «Осенний марафон», «Парад планет» и «Бегство мистера Мак-кинли». Всем этим фильмам чего-то не хватает в отдельности: «Трем историям» - мудрости, «Осеннему марафону» - хорошего сюжета, «Параду планет» - четкости, «Бегству» - глубины. Они все поверхностны и каждый тупиковый. Культовым в итоге и вполне справедливо стал именно этот фильм. Он гармоничный и это его главная особенность. Четкий сюжетный рисунок, полная реализация замысла. Великолепный иносказательный язык, заставляющий размышлять.  Половина реплик фильма разошлась на цитаты.

113. «Плохой хороший человек». На тему индейцев было снято масса фильмов, в том числе «Чингачгук большой змей» и многие другие. Но ни разу индейцы так не раскрывались зрителю изнутри, и ни разу белый человек не наделял их таким уровнем сопереживания и понимания. Фильм о том, как белый юноша был пленен индейцами и стал одним из них. Необычайно подробное раскрытие внутреннего мира индейцев. В финале он «помогает» генералу Кастеру, направляет его армию прямо в ловушку. Этим самым он мстит белым людям за жестокость и бесчеловечность по отношению к коренным жителям США.

114. «Тихий Дон» 3 серии. - лучшая притча на тему гражданской войны. Экранизация эпоса на экране. Самая сильная сцена, когда отец принимает в дом тело убитого сына. Потрясающая актерская игра и точное следование литературному первоисточнику.

115. «Умница Уилл Хантинг» (англ. Good Will Hunting) — американский фильм режиссёра Гаса Ван Сента. Разбивался между этим фильмом и «Смерть под парусом», выбрал в итоге этот. По множеству причин. Естественно «Игры разума» или глуповатый американский ремейк вышеуказанного французского фильма «Талантливый мистер Рипли» я не рассматривал. «Смерть под парусом» снят гениально и местами божественно. Но суть там не раскрыта до конца. Там идет перекос в криминальную историю. А вот в «Умнице» она раскрыта. Что есть гений? Добро или злодейство? Настоящий гений это просто самородок, плывущий по течению и тот, кто его вовремя подхватит, тот и использует в своих целях, плохих или хороших тот и будет прав. Фильм необычайно психологичный и точный по содержанию. Гений – это скрытый зверь, которого можно приучить, а можно… дать реализоваться ему во зле и ненависти. Главный герой фильма – гений без кавычек. Он мастерски решает любые математические задачи и интеллектуально превосходит любых профессоров в своем самом юном возрасте. Но весь его интеллект циничен и бесчувственен. Холодный разум и больше ничего. Это его слабость. Как помочь ему? Талантливый психиатр Шон Мэгуайр принимает вызов. Он объясняет юному гению, что разум это еще не все. Главное это то, каким ты станешь человеком, хорошим или плохим. Он объясняет юному циничному гению, что математика не понимает многих вещей. Что нужно быть добрым и понимать простых людей, пусть и они уступают тебе интеллектуально. И в итоге выигрывает спор. Когда просмотрел этот фильм, то поймал себя на мысли, что у персонажа из фильма «Смерть под парусом» в свое время просто не нашлось такого умного наставника. Поэтому он и превратился в абсолютное зло.


116. «Игра престолов» - лучший фантазийный сериал из всех, что видел. Подробно о нем у меня целая подборка статей. Пока это лучший подобный сериал и подобраться к его уровню будет очень сложно.

117. «Тотем волка» - лучший художественный фильм, снятый на тему животных. Самая сильная сцена, когда волки смотрят на стадо и «переговариваются» друг с другом, вертя мордами. Определяют кому и куда напасть. Посмотрел по рекомендации одного человека и совершенно не пожалел! Был в полном восторге. Точно переданы эмоции животных, их характеры, их отношения внутри стаи. Их отношение к людям, как к главным врагам.

118. «Аватар». 2011 – самый кассовый фильм за всю историю человечества на текущий момент, собравший 2,7 млрд. дол. Фильм, немного примитивный по содержанию и в тоже время местами глубокий. Невероятные виды планеты Пандора, идеи религии, в центре которой стоит сама природа и сюжет, похожий на сочетание фильмов «Взвод» и «Рассвет зулусов».



Это моя иерархия 118-ти лучших фильмов, снятых человечеством. Кому-то она может не понравится, кто-то может захочет составить свою – это его дело. У меня была цель одна: дать максимально точную картину лучших фильмов, повлиявших на умы людей и заставивших зрителя сопереживать. Ну и также это сотня лучших режиссеров. У меня есть сомнения на счет 5-6 фильмов, и я могу подискутировать на эту тему, но основной массив будет в сохранении.

С уважением,
Лев Вишня.