23. Человек и его тело

Сергей Михальчук 7
Человек и его «тело»
(Шестой день творенья)

1:24 И сказал Бог: да изведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.
1:25 И сотворил Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел это Бог, как добро.

Итак, мы приступаем к знакомству с заключительным «днём» Шестоднева!
В этот шестой «день» творение жизни продолжается, но не завершается ... Ибо полагается начало «духовной» жизни материи, в первую очередь - человеческого «тела», которая продолжается и до нынешнего времени, для того, чтобы: - «Птицы полетели над землёй!..» - Этот шестой «день» длится и сейчас …
Эстафета действия и энергизма в шестой «день» опять передаётся от «воды» - «земле» …
Читаем 24-ю строфу 1-й главы Книги «Бытия»:
- «И сказал Бог: да изведёт земля душу живую по роду, четвероногих и ползучих и зверей земных по роду. И стало та».
***
В «день» третий творения, «земле» было сказано: - «...да произрастит растения...». Или - в другом переводе - «произведёт». А «земля»: - «извела» растения.
Что желает нам сказать и показать этими словами - образами поэт Шестоднева: «произрастит» или «произведёт» и «извела»?!
Для наглядности, начнём с последнего …
«Извести» из себя - значит - вывести на видное место; показать всем то, что до этого было скрыто! - Таким образом, в «земле» содержалось некое потенциальное присутствие; некий абсолют или идея; некая идеальная сущность, которая может быть мыслима, но не может быть видима и ощущаема, ибо она нематериальна.
То есть «земля» содержала в себе сущности «растений», об этом и свидетельствует нам библейский поэт этим соловом - символом - «произрастит» или «произведёт».
Образы этих растительных сущностей, по-видимому, проникли в неё через «воду». - Силою божественного «света», по соответствующему «слову»: - «Да будет свет!..» Они были привнесены ангелами - «светами» с «начального неба». - Это, те самые образы «света», которые принесла в «воду» появившаяся посреди неё «твердь». Недаром её и назвали «небом». А она, кстати, появилась по ещё одному «слову».
Иначе говоря, - одно слово - это ещё не разговор, а два слова - это уже беседа …
Следовательно, идеальная и абсолютная сущность чего-либо появляется при обращении Бога-Творца к земным стихиям, скрывающимся во «тьме» (к ней было первое слово). Потом к «воде» (второе слово), а затем уже и к «суше - земле» (третье слово).
Но, очевидно, что видимое и материальное не может быть абсолютным, а только относительным. Оно, так же, не может быть бесконечным, а только конечным. То, что из «земли и воды» не может быть единственным, а может быть только множественным.
Поэтому, «земля» и «изводит» не нечто абсолютное, бесконечное и единственное! А ведь о чём и было третье «слово» - «произрастит»? Ведь это «слово» прозвучало в «нетварности». Оно было услышано, в первую очередь, на начальном «небе» - в «тварной» нематериальности. - Оно как раз и было о сущности - «произведёт растения». Затем образ этого «слова»  появляется в материальности - на «тверди небесной» …
И «земная» стихия «изводит» что-то конкретное: относительное, конечное и множественное. «Земля», «изводит» не идеи - сущности, а индивиды …
«Изводит» по третьему «слову» Бога!..
Кто скажет, что это не разговор Бога со стихией …
Эта индивидуализация есть начало ипостасирования материальной природы, которая и приведёт, в результате, к появлению человека - формированию множества ипостасей одной единственной, абсолютной и идеальной сущности и пробуждению «разума», как личного образа этой сущности и конечного свойства ипостасности …
Что же касается затронутой нами темы разговора Бога-Творца со стихиями, то укажем на то, что неоспоримость и доказанность этого факта открывается нам в том, что хотя беседа и происходит между лицами Бога Троицы, но стихии отвечают на эти «слова» внутритроичной беседы. Пусть не ответными словами, но своим действием. А, следовательно, фактически, они являются участниками этой беседы. Только поэтому, человек, получившийся в итоге этой беседы, приобретает для себя не только ипостасные потенции, но и возможность личного обоженья. Ведь за этими тремя «словами» следуют и другие. Четвёртое «слово» - о «светилах». Затем и пятое «слово» - о «душевности». А следом и шестое «слово» - о «телесности». Ну а потом, дело уже дошло и до «заповедей», когда наступила возможность индивидуально-личного общения Бога-Творца (духа) с человеком (образом духа в теле). - А кто есть человек, как не личный представитель стихий: «земли» и «воды», вышедший из природной индивидуальности на «воздух» личносности. - Из «тьмы» небытия к «свету» бытия, как раз для того, чтобы вести эту беседу с Богом, общаясь сам с собой и с другими людьми, выходя и вырастая из психологии «индивида - ипостаси - личности» и входя в пневматологию «лица», обретая себя как всечеловека, как божественный образ …
***
Мы уже говорили о творческом «своеволии» этой индивидуализирующейся «земной» стихии. Теперь сказали и об онтологических причинах этого «своеволия». Сейчас, рассматривая шестой «день» творения, нам необходимо сделать некоторое добавление к сказанному. Для нас важно то, что образ «изведения» третьего «дня», предлагаемый нам поэтическим автором Шестоднева, включает в себя не только индивидуальность каждого из изведённых «сушей - землёй» растений. Гораздо большее значение, в контексте нынешнего этапа нашего разговора, заключается в том, что все растения «изводится» целиком - «душевно - телесно». - Видимая материальная «телесность» вместе с растительной «душой».
Библейский поэт, вслед за словами «...да произрастит земля растения...», не пишет - «И сотворил Бог …», как это происходит в пятый и шестой «дни» …
Следовательно, растительная «душа» очень проста. Настолько, что для её возникновения не требуется специального «слова», обращённого к «воде». Достаточно той изначальной стихийной связи, которая существует между «землёй» и «водой» ещё с самого «Начала». «Земля» получает «слово» и формирует растительную «телесность» из своей стихийности. И попутно формируется и растительная «душевность» - из стихии «воды», которая стихийно - природно связана с «землёй». - При стихийном усвоении «слова» в среде той стихийной связи, которая существует между «землёй» и «водой» …
Эта стихийная связь «земли» и «воды» тоже менялась. - Ото «дня» ко «дню»! В третий «день» эта связь уже была совсем не той, что в «начале» и в первый и второй «дни». - Материя эволюционировала к пробуждению в ней жизни, согласно воле Бога-Творца. Идеи психических форм движения материи, привнесённые «светом» в «тварную» нематериальность, транслировались ангелами дальше и глубже в «тварную» материальность. Идеи, вернее их образы проникали и проявлялись в полевых формах материальности, а, затем, и в её вещественных формах ….
Бог обращается к «суше - земле» в шестой «день»! - И обращается с тем же «словом», по его внешней форме, как и к «воде - морю» в пятый «день». - Премудрость сразу же предлагает ей «извести» душу живую: - «И сказал Бог: да изведёт земля душу живую...»
Почему же Бог не обращается к этим стихиям со «словом» о «произведении» или «произрастании» души живой? Да просто потому, что они на это не способны! Никакая стихия не может сама по себе и сама из себя «произвести» или «произрастить» душу живую. - Ибо душа живая - это не только единство «души» и «тела»! - Как это было с «растениями» в третий «день». Это ещё и «разум»! - Ни «вода», ни «земля» этого не могут. Они могут создать лишь только видимое «единство» материально-телесного и растительно-душевного - некое биопсихическое «единство». Это «единство» и будет вместилищем для тех «душ» животных и живых - «разумных», которые творятся из стихий самим Богом!
Души живые творит сам Бог! - Мы уже говорили об этом, рассматривая пятый «день» творения. Души животные, занимающие промежуточное положение, между живыми и растительными «душами», имеют двойственное происхождение. То, что в них «природно», что принадлежит «роду», появляется стихийно! Из «воды» и «земли». - По «слову», данному им. А то, что в них индивидуально - лично, творится с личным участием Бога …
***
Возвращаясь к шестому «дню», читаем 25-ю строфу Шестоднева:
- «И сотворил Бог зверей земных и скотов и всех ползучих земных по роду их. И увидел Бог это, как добро».
На исходе Шестоднева, нам настала пора поговорить о физически материальном или «телесном» проявлении жизни!..
«Телесность» шестого «дня» - это, как говорится - «особая песня»! В сравнении с пятым «днём» и, тем более, с третьим «днём».
Мы уже говорили, что первыми достигли «телесного» облика растительные «души» - в третий «день». Они «изводятся» самой «землёй». Хоть и по «слову» Бога, но, без личного участия Бога, ибо не говорит поэт: - «И сотворил Бог...» …
В «изведении» библейской растительности поэт озвучивает участие одной стихии - «земли». А участие «воды» здесь не упоминается, но подразумевается, так как оно - минимально! В том плане, что эти две стихии постоянно сосуществуют друг другу и не могут быть полностью разделены.
Совсем другие обстоятельства встречаются нам в пятый и шестой «дни» творения. Мы наблюдаем связанность и общение обоих стихий в поэтической стихийной символике этих «дней». И в этом общении стихий, проходящем при обращении к ним Бога-Творца, происходит рождение, становление и развитие новой стихии - «воздуха» … 
«Вода» в пятый «день» получает от Бога «слово». - «Слово» об «изведении» души живой! И это «изведение» пятого «дня» совсем не такое, как в третий «день». И не такое как в шестой «день» ...
В пятый «день», мы рассматривали аспекты происхождения «душевности» из «воды». Это происхождение «душ», более сложных, чем «растительные», как раз и связанно с «кишением» водной стихии - её взаимодействием с «воздухом» - новой стихийностью появившейся в результате событий второго и третьего «дней». Тогда, как мы помним, стала быть «небесная твердь». А затем - явились «суша» и «моря».
А что же «телесность» пятого «дня» - «телесный» облик живой души?! Нами указывалось, что эта «телесность» теперь связывается не с простым стихийным взаимодействием «земли» и «воды». А с более сложными стихийными связями «воды», «земли» и «воздуха». Алгоритм этих связей достаточно причудлив.
В пятый «день» нам описывается появление водных форм живой материи, - результат водно-воздушного стихийного взаимодействия, при минимальной связанности и взаимодействии земной и воздушной стихий. «Телесность» этих форм более сложна, чем «растительная», а развитие «душевности» этих форм живой материи составляет основную линию поэтики этого «дня».
Всё здесь связано с «водой» и «воздухом» - «кишением» водной стихии! Закладываются перспективы и развиваются потенции метафизики жизни, её психики и, в особенности, пневматики, устремлённой именно в шестой «день». Эти психо-пневматические механизмы, обеспечат дальнейшее физическое развитие жизни, - земной жизни, более сложной, чем водная жизнь. Их время наступит в тот момент, когда Бог-Творец обратится к «земле» с творческим «словом».
В шестой же «день» начинают появляться и выходить на первый план стихийные связи «воздуха» и «земли». Поэт Шестоднева посвящает главную линию этого «дня» развитию «телесности» жизни! - Постольку, поскольку развитию «душевности» жизни он уже посвятил основу поэтики предыдущего «дня». А рефреном, в этот шестой «день», идёт цепочка символических образов, показывающих нам эволюцию земной животной жизни.
Итак, мы видим, что эволюционное развитие водной и земной «телесности», как и «душевности», связанно с нарастанием степени и тесноты взаимодействия стихий! - Взаимодействия «земли» и «воды» с «воздухом»…
Ибо именно это взаимодействие обеспечивает всё большую психоэнергетическую наполненность «телесности», то есть тесноту и степень взаимодействия «души» и «тела». А это, естественно, требует всё большего развития и усложнения, как «души», так и «тела». И эти усложнения отражаются в различиях физической энергийности (деятельности) любого живого существа: и водного и земного. Кроме того, в этом состоит, в конечном итоге и отличие животной «души» от живой «души». - Пробуждение «разумности»! Максимальное развитие воздушная стихия получает именно в «разумности». - В первую очередь - в появлении и развитии нравственности, а затем и в интеллектуальном развитии …
***
Напомним, что появлению физической материи посвящён второй «день» творения, а в третий «день» библейский поэт описывает нам, в том числе, и появление живой материи, в её простейше-растительных формах.
Так же напоминаем, что основная сюжетная нить повествования Шестоднева посвящена, всё-таки и преимущественно, появлению человека - живодушевности и животелесности! - Поэтому, основой повествования Шестоднева и основной линией нашего экзегетического толкования его, является следующий алгоритм: биология и биопсихика (третий «день») - нравственная вертикаль эволюции жизни (четвёртый «день») - живодушевность (пятый «день») - животелесность (шестой «день»).
Что же касается животнодушевности и животнотелесности, то их появление автор Шестоднева предпочитает описать в несколько другом алгоритме, параллельном основному. Появление животных живущих в «море» отнесено поэтом к пятому «дню». Появление и «душевное», и «телесное». А такое же появление животных «суши» - к шестому «дню». Это связано с литературными особенностями (ограниченностью законами) жанра эпического повествования или мировоззренческого мифотворчества. И это, в целом, соответствует общему ходу эволюции, хотя и не укладывается полностью в научную картину эволюции жизни. Например, её частичному возвращению с суши в море. Но ведь мы и не считаем Шестоднев научным трактатом по истории биологической эволюции жизни! - Это ряд натурфилософских образов, используемых как символы, для передачи главнейших духовно-нравственных истин человеческой жизни. Космогония и натурфилософия играют здесь вспомогательную роль, как и в любом другом мировоззренческом мифе …
***