Феминизм. Нужен ли он сейчас?

Диана Скрийка
Происхождение понятия.

Термин «феминизм» произошел в 19 веке. В те времена под ним понимались черты характера, присущие женщинам.
Чуть позже, к концу 19 столетия «феминистками» стали называть активисток движения борьбы за права женщин. Значение термина постепенно менялось.
Идеи, близкие феминизму, существует со времен античности. В пятой книге «Государства» Платона, например, сообщается, что нет никаких препятствий для того, чтобы женщина была правителем. Если женщина достаточно разумна и талантлива, то она должна обладать теми же правами, что и наиболее разумные и талантливые мужчины. Элементы феминизма можно находить и в Средние века, и в эпоху Возрождения.
Первой феминисткой обычно называют англичанку Мэри Уолстонкрафт, жившую в конце 18 столетия. В трактате «Защита прав женщины» она ставит вопросы, связанные с судьбой женщины: чем женщина и мужчина отличаются, насколько справедливы обвинения женщины в недостатке у нее разума, как на роль женщины влияет материнство и домашний труд. Главный лозунг Уолстонкрафт, вызвавший скандал, состоит в том, что женщина может самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Внесла большой вклад в развитие феминизма также Мэри Эстел, тоже не видящая разницы между мужчинами и женщинами. Она считала, что женщины наравне с мужчинами имеют право попасть в Рай и быть с Богом. Предлагала расширить карьерные возможности женщин и давать им для этого соответствующее образование.
Мужчины критиковали происходящее. Они заявляли в ответ на публикацию трактата Уолстонкрафт, что требование защиты прав женщин столь же нелепо, как требование защиты прав домашних животных. Многие считали, что феминистками якобы становятся только некрасивые женщины, которые не нравятся мужчинам. Я считаю данные заявления возмутительными и готова оспорить их. О том, в чем состоит угнетение женщин мужчинами мы поговорим в дальнейшем и искренне надеюсь, что мне удастся доказать, что оно гораздо более обширно и глубоко затрагивает повседневную жизнь женщины, чем может показаться. Поэтому мысль о красоте или ее отсутствии отпадет сама собой – дело вовсе не в любовной неудаче. Только ограниченный человек будет так считать, не пытаясь вникнуть в саму суть феминизма. Однако, двигаемся дальше.

Три волны феминизма.

Первая и вторая волны феминизма.

Первую волну феминизма определить проще всего. Первые феминистки боролись за право участвовать в выборах, то есть, за свое политическое право. Они апеллировали к либеральным лозунгам: люди обладают равными правами вне зависимости от пола. Суфражистки были очень мощным движением публичной политики в Великобритании и США: женщины объединились и добились желаемого. В 1920 году в США была принята 19-я поправка к Конституции, согласно которой пол не может быть препятствием для ограничения на участие в политической жизни. После этого многим казалось, что женщины достигли того, чего хотели и все проблемы решены, однако оказалось, что дел впереди была еще уйма. Вторая волна феминизма возникает в 60-е годы XX века и представляет собой уже гораздо более сложное явление. Внезапно оказывается, что политическое равенство не исключает угнетения в семье, угнетения на рабочем месте. Ключевой текст этой эпохи — это «Второй пол» Симоны де Бовуар. Феминистки второй волны отказываются от мысли о том, что предназначение женщины – материнство, дом и муж, затворничество и домашний очаг. Женщина – человек, который имеет право заниматься в жизни тем, чем хочет. Она способна на научные открытия, полеты в космос, учебу, работу и вся ее жизнь не должна вертеться вокруг семьи. Они открыто высмеивают социальное разделение труда (деление работ на «женские» и «мужские») и приводят вполне разумные доводы. Тот факт, что женщинам платят гораздо меньше, чем мужчинам за одно и то же количество выполненной работы, они считают диким и несправедливым. Ведь это реальная огромная социальная проблема, не решенная и по наши дни. Теперь феминистки открыто говорят о домашнем насилии, о том, что творится в четырех стенах между мужем и женой, о том, о чем молчат большинство женщин, ведь по статистике каждая третья когда-либо подвергалась насилию со стороны мужчины, о котором умолчала. Феминистки второй волны хотят говорить, кричать во весь голос, привлекать внимание общественности. Они больше не стыдятся показаться «неженственными». Их волнует не чужое мнение, не мнение мужчин, а их собственное состояние. Некоторые элементы воспитания будущих угнетателей («не будь как девчонка», будто быть ею оскорбительно) абсолютно неправильны с их точки зрения.
Вторая волна не добилась реализации своих целей в полном объеме, проблемы, о которых писали феминистки 60-х годов, сохранились и в сегодняшнем мире. Но в период второй волны происходит настоящая социальная революция: женщины на Западе массово выходят на рынок труда, что приводит и к резкому росту богатства общества, и к совершенно новому представлению о реальной гендерной политике.

Третья волна феминизма, начало которой связывают с 90-ми годами XX века, представляет собой попытку применить к гендерным исследованиям актуальные философские идеи, в первую очередь идеи постструктурализма (условное обозначение философского направления и критического анализа культуры и общества, возникшего после упадка французского структурализма в начале 1970-х годов). Дискуссия здесь строится в основном вокруг понятия идентичности. В целом на этом этапе уже довольно трудно говорить о некотором теоретическом единстве идей феминизма.
Ключевая тема для феминисток третьей волны — осознание, что на самом деле вопрос не сводится к тому, что есть женщины, а есть мужчины. Вопрос сводится к попытке понять, как именно эти гендерные роли, мужская и женская, конструируются, как мы становимся мужчинами и женщинами. Что заставляет нас быть мужчиной или женщиной? Здесь же возникает вопрос о том, что могут существовать и другие гендерные роли. Исследованием множества гендерных идентичностей занимается квир-теория.
В третьей волне особенно выделяется движение «Riot Grrrl», выстроенное вокруг эстетики не только освобожденной, но и наделенной властью женщины, которая способна быть самодостаточной, талантливой, лидирующей в социальном мире — и в этом смысле превосходящей мужчин. «Riot Grrrl» заявили, что пуш-ап бра не противоречит наличию мозга, и вернули в обиход агрессивный макияж и высокие каблуки, которые еще недавно считались классическим символом угнетения со стороны мужчины. Таким образом, феминизм третьей волны стремится к свободе в том числе от тех ограничений, которые были навязаны старым феминизмом.

Виды феминизма: либеральный, марксистский и радикальный феминизм.

Теперь мы с вами поговорим о видах феминизма.
Первое. Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами. Поэтому особенно важным для либеральных феминисток был вопрос о праве собственности для женщины как одном из основных прав, гарантирующих независимости женщины от мужчины. Исходя из этого, изменения положения женщин могут осуществляться без радикального изменения общественных структур, как это предполагают другие направления феминизма. Для либеральных феминистов важны такие вопросы, как право на аборт, вопрос о домогательствах, возможность равноправного голосования, равенство в образовании, «равная оплата за равный труд» (лозунг «Equal pay for equal work!»), доступность ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме и бытового насилия в отношении женщин. Либеральный феминизм предполагает, что феминизм — это в первую очередь история о равенстве прав мужчин и женщин. Как только мы гарантируем формальное и содержательное равенство прав, мы можем считать, что, так же как мы когда-то решили вопрос с расизмом, мы решили вопрос и с гендерным неравенством.
Либеральный феминизм имеет некоторые послабления, по сравнению, с, например, радикальным феминизмом. Например, он допускает использование бьюти-практик для себя(калечащих практик красоты). Маникюр, педикюр, покраска волос, депиляция, эпиляция, ношение неудобной обуви(каблуков), узких платьев и т.д. Все это балансирует на грани. И действительно ли оно для себя? Или все-таки внушаемо патриархальным обществом?

Вторая разновидность феминизма — это марксистский феминизм. Марксистский феминизм предполагает, что угнетение женщин — это частный случай капиталистического и классового угнетения. Иными словами, в экономике существует эксплуатация наемных работников, и женщины — это один из видов людей, которых эксплуатируют. Так же как в 19 столетии и позже эксплуатировали рабочих, так и женщин заставляют работать на мужчин. Марксистский феминизм интересен тем, что в качестве своей центральной темы вводит проблему неоплачиваемого, бесплатного домашнего труда. Есть ученые-марксисты, которые утверждают, что основа мировой экономики — это труд домохозяек, который никак не оценивается, но при этом вносит ключевой вклад в наше благосостояние. В марксистский феминизм внесла большой вклад Россия, и об этом не стоит забывать. Правительство большевиков в начале 1920-х годов стало самым прогрессивным правительством в мире с точки зрения гендерного равенства: было гарантировано формальное политическое равенство, формальное избирательное равенство, женщин учили грамоте, пытались освободить от «кухонного рабства» через открытие централизованных пролетарских столовых. Были сделаны и те ходы, которые для Западной Европы на тот момент были неприемлемыми. В частности, был декриминализован аборт. Самая известная защитница прав женщин среди большевиков — Александра Коллонтай. После первых годов советской власти отношение к женщинам становится постепенно более консервативным. До прихода к власти Иосифа Сталина мы были передовой феминистической державой.
Марксистский феминизм – это движение 1960-х голов, которое развивалось совместно с общим развитием капитализма, а также развития левых движений, которые начали своё распространение из Франции в результате марксизма и антибуржуазных настроений. Марксистский феминизм видел своими основами гендерное неравенство и угнетение представительниц женского пола в институте капитализма и частной собственности. Марксистские феминистки утверждают, что капиталистический строй в стране лишь способствует классовому неравенству, а также делает женщин экономически зависимыми от мужчин. И только при свержении капитализма и классов может исчезнуть и гендерное неравенство. Общепринятым фактом является то, что женщины имели менее привилегированные положения в любом из классов, это и стало результатом действий, направленных на объединение рабочего класса, объединение «слабого» и «сильного» полов. Уничтожение классового различия приведет к освобождению от гендерного неравенства. Поэтому, реорганизация общества с использованием феминистского метода понимается как изменение сознания, а именно – изменение значения женщин в обществе. Тем самым, женщины начинают осознавать, что женская дискриминация создается массовым общественным мнением. Но как изменить общественное мнение? Какие рычаги управления народным сознанием могут существовать? Стоит отметить тот факт, что зачастую мнения о феминизме и марксизме конфликтуют между собой, поэтому марксисткий феминизм возникал долго, преодолевая многие трудности. Ещё одним интересным моментом является то, что феминистками был поднят вопрос о «зарплате для домохозяек», которые «увеличивают стоимость» домашнего уюта. Свою работу женщины приравнивали к производству, поэтому и требовали оплаты домашнего труда. Тем не менее, феминистки начали агрессивное движение за получение заработной платы за домашний труд в начале 1970-х годов.

Радикальный феминизм, третий тип феминистических теорий, предполагает, что всего этого недостаточно, потому что мужчины в любом случае заинтересованы в сохранении режима патриархата. Патриархат в данном случае — это специальный термин, указывающий на принцип культурного, политического и экономического доминирования мужчин. В патриархате мужчина — добытчик, мужчина — это тот, кто делает, а женщина — та, кто ждет, женщина — бесплатная бытовая и сексуальная прислуга.
В случае с радикальным феминизмом мы имеем теорию, которая предполагает, что на самом деле все старые термины политической философии были придуманы мужчинами, они не схватывают самого главного. Что проблема не в эксплуатации, не в наличии классов, не в буржуазии, не в государстве, проблема в том, что существует режим патриархального правления и частным случаем угнетения является угнетение одних мужчин другими, в то время как фундаментальным институтом угнетения является именно гендерное.

Основные проблемы, с которыми борется феминизм:

Виктимблейминг.

Виктимблеймингом называют перенесение ответственности за произошедшее на жертву, обвинение пострадавшей стороны в том, что это именно она своими действиями спровоцировала преступника на совершенное против неё действие. Чтобы понять, о чём идёт речь, вспомните, как однажды попались на чей-то обман, а вместо поддержки получили от близких фразу: «Конечно, тебя обманули! А сама чем думала, когда соглашалась? Украли кошелёк? Надо лучше следить за вещами. Ребёнок грубит маме? Плохо воспитала. Напали на улице? Нечего ходить ночью по пустынным переулкам. Изнасиловали в гостях? Нечего ходить в гости и доверять кому попало.»
Это явление затрагивает все сферы жизни, но самыми частыми и наиболее уязвимыми жертвами виктимблеймеров являются женщины, подвергающиеся домашнему насилию, и женщины, пережившие изнасилование. Эти женщины как никто другой нуждаются в поддержке окружающих, но сталкиваются с ещё большим давлением и в результате переживают травму дважды.
Удивительно, но атаки виктимблеймеров являются всего лишь отражением их собственных скрытых страхов. В виктимблейминге мы видим, как работает своеобразный коллективный механизм психологической защиты. Первоначально, сразу после вскрытия факта произошедшего, жертва получает-таки долю сочувствия. Общественное сознание понимает, что произошедшее — плохо, и что жертва — действительно жертва. Но по мере раскрытия подробностей, когда становится ясно, что жертва никак не могла предотвратить, например, изнасилование, сторонний человек всё равно старается найти ему какое-то объяснение. «Значит, жертва сама спровоцировала изнасилование. Значит, она не такая, как все, не соблюдает правила, а потому «испорченная» и заслуживает наказание». Таким образом он словно вычёркивает себя из категории тех, кто может подвергнуться такому же нападению. Таких людей называют «белопальтовыми» от термина «белое пальто». Преступник либо исчезает из истории как факт, либо становится карателем за нарушение «общепринятых» норм. В первую очередь виктимблейминг — это отрицание случайности атаки, создание иллюзии собственной безопасности. Общество обвиняет жертву не из неприязни к ней, а от страха того, что с ней произошло.
Виктимблейминг происходит и в том случае, когда человек понимает, что не может помочь жертве перестать чувствовать себя плохо. Если мы знаем, что в результате наших действий человек моментально станет счастливым, мы кинемся помогать ему, не раздумывая. Например, если у вас на улице выхватят сумку, вероятность того, что свидетели обвинят вас в произошедшем, крайне мала. Кто-то бросится догонять преступника, кто-то поможет вам связаться с полицией, кто-то просто поддержит вас, чтобы вы почувствовали себя лучше. Однако жертвы изнасилования от дружеских объятий и слов «всё будет хорошо, ты справишься» веселее не становятся. Человек, привыкший видеть сиюминутный результат своих действий, сталкивается с ситуацией, когда его усилия кажутся совершенно напрасными. Тогда его психика тоже включает механизм защиты, но теперь уже не ради чувства безопасности, а для собственной поддержки: «Я помогаю ей, а она продолжает грустить. Наверное, ей нравится такое состояние».
Всё вышеописанное, конечно же, пусть и объясняет логику виктимблеймеров, но совсем не означает, что их действия могут быть оправданы. Зачастую виктимблеймеры — люди категоричные, не стесняющиеся в выражениях, бросающиеся громкими фразами. Они отличаются повышенной долей цинизма и отсутствием элементарного сочувствия. Травя жертву, они укрепляют свою низкую самооценку, ведь собственными успехами её восстановить не получается.

Сексуальная объективация женщин.

Здесь мы можем поговорить о сексуализированных изображениях женщин в рекламе и СМИ, образы слабых и покорных женщин в порнографии, а также в рекламе и изобразительном искусстве, стриптиз и проституция, ситуации, когда мужчины открыто оценивают или судят женщин с сексуальной или эстетической точки зрения в публичном пространстве, и утверждения о необходимости пластической хирургии, особенно увеличения груди и губ.
На протяжении истории, несмотря на некоторые известные исключения, женщин оценивали в основном по их внешности. А сколько существует объективизации профессий? Медсестры, учительницы, секретарши и т.д. Многие феминистки и психологини считают, что такая объективация может приводить к негативным психологическим последствиям, в том числе отчаянию, депрессии и снижению самооценки женщин в результате убеждения, что их знания и умения не признаются и никогда не будут признаваться в обществе. Среди исследователей нет единого мнения о точной степени влияния объективации на женщин и общество в целом. Некоторые авторы отмечают, что понимание девочками важной роли внешности в обществе может способствовать чувствам страха, стыда и отвращения, которые часть из них испытывает в период полового созревания, так как они ощущают, что становятся более видимыми в обществе как сексуальные объекты. Часть исследователей считает, что молодые женщины особенно подвержены объективации, поскольку им часто внушается мысль, что власть, уважение и богатство могут зависеть от внешности человека.

Слатшейминг.

Слат-шейминг – это унижение женщины, навешивание на нее ярлыка гулящей распутницы на основе ее внешнего вида или поведения. Слатшейминг не имеет никакого отношения к числу половых партнеров женщины. Клеймение и оскорбление могут быть начаты вследствие красивой внешности женщины, ее коммуникабельности и простоты в общении с представителями мужского пола, любви к посещению ночных клубов или дискотек.
Вы можете быть милой и верной женой, не изменяющей любимому и даже не имеющей друзей среди парней, однако излишне пышная грудь, которую не скроет ни один свитер, приведет к тому, что сидящие на лавочке возле дома соседки нарекут вас гулящей женщиной, только и думающей о том, чтобы соблазнить других мужчин.
Вы можете быть прекрасной специалисткой и, подчиняясь дресс-коду компании, носить блузку и пиджак, но более некрасивые коллеги обвинят вас в желании сделать карьеру при помощи своей красоты.
Слатшейминг преследует женщин везде. Услышав оскорбительную шутку, вы можете улыбнуться из вежливости и постараться перевести тему, однако даже этого будет достаточно, чтобы вас обвинили в попытке соблазнить всех присутствующих мужчин. И даже если вы идете на рок-концерт, чтобы послушать любимую группу, наверняка, среди ваших знакомых найдется тот, кто, глядя вам в глаза, предположит, что вы ходите туда, чтобы найти любовника на ночь.
Изначально термин слатшейминг возник в среде радикальных феминисток, которые увидели в ограничении сексуальности женщины двойные стандарты патриархата, которые лишают ее свободы сексуальных связей, но в тоже время не позволяют ей быть полностью холодной и не любить секс. Термин быстро приобрел популярность и получил более широкое значение – оскорбление, унижение женщины за то, что она привлекательна или имеет одного и более половых партнеров. В результате подобных унижений женщина быстро начинает чувствовать себя виноватой из-за того, что встречается с мужчиной, не вступая в брак, за то, что она слишком красивая и смелая.

Изнасилования.

Боб Дейтч (американский политик-республиканец) пишет:
«Почему мужчины насилуют женщин? Совсем не потому, что они ненавидят их. Охотники охотятся не потому, что они ненавидят животных. Нет, они охотятся потому, что это весело, потому что им нравится мясо, потому что охота — это способ провести время с друзьями и укрепить дружбу. Они не ненавидят животных, они просто не считают, что животным нужно сочувствовать, они считают страдания животных менее важными, чем их желание хорошо провести время. Мужчины насилуют женщин не потому, что они ненавидят женщин, а потому, что им просто наплевать на женщин (или, по крайней мере, на тех женщин, которых они насилуют). Они хотят что-то, и они это берут, и им абсолютно все равно, что чувствует при этом другой человек. Многие насильники насилуют не потому, что они хотят причинить вред женщине, они просто не воспринимают ее как живого человека. Они просто следуют своим желаниям, а чувства женщины для них не существуют и не имеют никакого значения. В конце концов, это же всего лишь женщины».
Это самый распространенный и «менее патологический» случай — это всё сплошь «хорошие люди», как выясняется на суде (если дело доходит до суда), законопослушные граждане, примерные семьянины и т.д. (они вправду такие). Ситуация реализует миф о том, что сексуальность — это что-то такое, чем обладают женщины (и только они). В нашем обществе символически «сексуальность/секс» и «женщина» — это одно и то же; тогда мужчины оказываются символически обделенными.
Почему женщины никогда не насилуют?
— Потому что для общества сексуальность — это то, чем обладают женщины: патриархатном обществе женщины не насилуют, точно так же, как богатые люди не грабят. «Обделите» избранного — и вы получите в ответ насилие, потому что в менталитете избранности речь идет о ситуации, требующей немедленного исправления.
Когда появляется интрапсихическое требование исправления и возмездия за «обездоленность», начинается развитие патологии, и дальнейшие мотивы изнасилования (и насильников) всё больше в ней увязают.
Но патологических насильников, на самом деле, количественно мало (и их вылавливает полиция). Обычно сексуальным насилием безнаказанно занимаются бюргеры, крестьяне, пролетарии, миллионеры, но это психически нормальные люди, они просто равнодушны к тем, кого считают ниже себя, их никто не вылавливает и даже не осуждает.
Многие думают, что «они могут себя контролировать», но разница между психической патологией и ее отсутствием часто не так заметна, как может показаться.

Изнасилование ради власти.

Совершающим изнасилование ради власти чужд мотив удовольствия. Их интересует только собственный статус, подтверждение собственной маскулинности и принадлежности к группе избранных. Маскулинность — хрупкая конструкция, ее надо постоянно подтверждать (особенно в собственных глазах), оберегать и защищать любой ценой, иначе ее можно потерять и стать низшим из низших, хуже, чем пустое место. Маскулинность определяется тем, способен ли ты захватить власть, взять то, что принадлежит тебе по праву рождения. Самым маскулинным будет тот, кто имеет власть над другими мужчинами, но сойдет и любое властвование, любое приобретение (мотив жадности). Поэтому насилующие ради власти воспринимают сексуальное насилие над женщиной просто как завоевание, приобретение в собственность. Такие потом начинают, «не отходя от кассы», строить планы на будущее, спрашивать и настаивать на том, что женщина получила удовольствие, что она влюблена в него, названивать женщине и навязываться чуть ли не в мужья, пытаться контролировать женщину, угрожая повторением насилия: им нужна демонстрация подчинения со стороны женщины.
Миф, с помощью которого властный насильник рационализирует свои действия, — это миф о том, что жертва «сама этого хотела» и наслаждалась изнасилованием, а фантазия, реализуемая властным насильником, — это фантазия о том, что он с помощью насилия вызывает ответное желание у жертвы. Нет такого тирана (даже самого минимального), который не претендовал бы на всенародную любовь и признание.
Когда претензии не удовлетворяются или удовлетворяются не так, как должно, появляется агрессия и желание отомстить, «поставить на место». «Как смеют женщины не давать мне что-то, что мне так нужно? Как смеют женщины разрушать мою мужественность, отказывая в том, что принадлежит мне по праву?» Как? Они? Смеют? — это мотив агрессивного (и садистического) насильника.

Изнасилование с целью причинения увечий или убийство на сексуальной почве.

Изнасилование с целью причинения увечий или убийство на сексуальной почве — это осознанное выражение ярости, и эта ярость выражается как физически (сексуальное насилие следует за/сопровождается жестоким избиением или предваряет убийства), так и вербально. Цель сексуального садиста — причинить максимальную боль и ущерб жертве, выразить свое презрение к ней. Сексуальный садист уже не властолюбец, а параноик: он защищается от женских посягательств и провокаций в сторону его мужественности (его ни во что не ставят, унижают, критикуют).
Сексуальные садисты считают изнасилование максимальным актом насилия, который можно совершить против другого человека. Для такого мужчины насилие — это оружие, а изнасилование — способ выразить свою ярость, это способ унизить и морально уничтожить жертву. Параноик защищается с помощью изнасилования. Один маленький шаг — и насилие романтизируется, становится единственным способом контакта с «другими». Агрессивный параноик превращается в садиста. Ненависть и контроль над другим человеком уже сами по себе имеют эротический характер, и он получает удовольствие, унижая жертву. Его мотив — наказание и полное уничтожение другого человека, а насилие — это орудие для реализации этого мотива.
Во всех случаях насильник не считает себя таковым, в его представлении его действия однозначно не являются изнасилованием. Именно поэтому я сказала вначале, что сексуальное насилие является проблемой мужчин: мужчины продолжают восхищаться гипермаскулинностью, даже если их учат моральным и этическим принципам, которые ей противоречат. Так, в исследовании Нейла Маламута было найдено, что 30% опрошенных мужчин в его исследовании говорили, что они бы совершили изнасилование, если бы точно знали, что их не поймают. Когда в вопросе слово «изнасилование» заменили на фразу «заставить женщину вступать с ними в половой акт» — снова с оговоркой, что их не поймают, то более 50% мужчин сказали, что они бы это сделали (Robin Warshaw, 1988 «I Never Called It Rape»).
Сексизм настолько пронизывает мужскую коллективную идентичность, что любое сомнение, любая критика в адрес этой идеологии воспринимается как личная угроза, нападение и опасность для жизни.

Абьюзивные отношения.

Самый опасный конструкт патриархального общества – абьюз. Отношения, в которых побывала почти каждая или же, как не страшно, каждая. И что самое страшное – быть может, не побывала, а находится прямо сейчас. Ваша знакомая, подруга вашей матери или же мать вашей подруги, ваша собственная подруга, однокурсница, продавщица, которую вы регулярно видите в магазине и т.д. Любые женщины из вашего окружения. Разберемся с терминологией. Что же такое «абьюз»?
От английского «abuse» - ругань, злоупотребление, оскорбления. Казалось бы, все просто. Насилие – эмоциональное, психологическое, физическое, сексуальное. Любое. В голове тех, кто слышит о подобном, словно щелкает что-то. Все ведь просто, так? Над тобой издеваются – уходи из таких отношений, зачем терпеть? И вопрос решен, так? Не так. И об этом мы сейчас поговорим.
С явным единичным актом насилия, не вызывающим никаких сомнений, все просто – он произошел. Обидчик должен быть наказан, жертва рано или поздно восстановится. Жертва адекватно оценивает случившееся и знает, что это насилие. Она от него спасается – как может и чем может.
Абьюз это не то насилие, которое мы привыкли представлять и воспринимать. Оно – другое. Им может быть пронизана вся наша жизнь при общении с нашим партнером, а мы можем его упорно не замечать и винить во всем себя. Особенности абьюза таковы, что данное насилие, в первую очередь, циклично.
Вы не уходите, потому что вас одолевают сомнения. Все происходит по привычной схеме абьюзеров, по обыкновенному для них циклу.
Цикл абьюзеров:

1.Нарастание напряжения.

Мужчина испытывает нарастающее психическое напряжение по разным причинам и обстоятельствам: проблемы в семье, стресс на работе или же собственная привычка к негативному мышлению. Его поведение становится всё более агрессивным, несмотря на огромные усилия, предпринимаемые жертвой (женщиной), для того, чтобы удовлетворить его запросы и успокоить его. Вербальная агрессия с его стороны психологически ослабляет женщину и поднимает боевой дух мужчине, оправдывая, по его мнению, абьюз.

2.Взрыв насилия (фаза активного насилия).

Мужчина «взрывается» и жестоко нападает на партнёршу, нанося ей психологические и/или физические увечья. Женщина находится в сильном замешательстве и чувствует себя беспомощной. Он наконец-то проявляет свой гнев в открытую, как способ достижения власти и контроля.
Напряжение растёт до тех пор, пока не выливается в то или иное действие: мужчина оскорбляет, унижает, бьёт женщину, кидает в неё или ломает предметы, напивается, не говорит ни слова в течение нескольких дней, ввязывается в драки, заводит внебрачную связь, покупает слишком дорогие вещи, играет в азартные игры, отвергает партнёршу, принуждает её к связи, аннулирует её кредитную карту, увольняется с работы, публично унижает партнёршу, сплетничает о ней за глаза и в глаза, уходит из дома, угрожает партнёрше расправой, угрожает засадить её в тюрьму или отнять детей, безрассудно ведёт себя за рулём, лишает партнёршу сна, эмоционально изводит её и т.д.
Она пыталась показать ему, как сильно она его любит (попытки умиротворения в стадии нарастания напряжения) и теперь испытывает сильную боль; однако, она не показывает недовольства и не принимает ответные меры, так как неравное распределение власти в паре, которое формировалось в течение предыдущих лет, парализует её. Вся власть принадлежит ему. Она очень хорошо усвоила это и чувствует себя беспомощной и слабой.

3.Фаза раскаяния или «медовый месяц».

Начинается манипуляция чувствами женщины, агрессор просит прощения, плачет, обещает исправиться. В течение какого-то периода времени он с готовностью исполняет пожелания партнёрши. Она находится в состоянии экстаза, у неё власть, её мужчина готов на всё ради неё. Оба предпочитают не помнить о случившемся ранее. На самом деле, название «медовый месяц» не такое уж подходящее для этой фазы, эта «хорошая» фаза для женщины не так уж и хороша: мужчина решает, когда эта фаза начнётся, и когда она закончится, в этой фазе для женщины резко повышается риск изнасилования, это наиболее трудное для неё время, когда степень эмоциональной спутанности наиболее высока. Более подходящим названием было бы «фаза аффективной манипуляции», но так как большинство авторов употребляет традиционный термин, то в этой работе мы будем придерживаться этой номенклатуры.
Мужчина может испытывать стыд, вину или опасаться последствий своих действий, если женщина подаст на него в суд (по крайний мере, после первых дебошей это опасение присутствует). Он начинает просить прощения, плакать, обещать измениться, стать хорошим любящим мужем и отцом. Признаёт, что он вёл себя неадекватно. Всё это может быть очень убедительным, так как в моменты «раскаяния» мужчина на самом деле ощущает вину.
Если женщина ушла он него, он постарается, чтобы она вновь приняла его. Он предупредителен и добр. Помогает по дому, на первых порах. Изображает усиление набожности («с тех пор, как ты ушла от меня, я снова начал ходить в церковь»), переносит на бога ответственность за свою агрессию. Если он пил, то перестаёт пить. Она говорит себе: «Если он способен перестать пить, значит, он может перестать бить меня», однако, выпивка — это не причина агрессии; если бы это было так, то, напившись, он бросался бы и на других людей. Любопытно, но он обычно мил с окружающими, когда выпьет. Также мужчина использует тот факт, что ходит на терапию, как признак своего выздоровления: «Это всё в прошлом, теперь я хожу на терапию и стал другим человеком». В течение какого-то времени он говорит и делает то, о чём его просит партнёрша. Он ослабляет контроль за женщиной, и та не чувствует себя столь изолированной, как раньше. Оба витают в облаках «медового месяца».
В то же время мужчина начинает воспринимать ситуацию как контроль и власть над ним со стороны женщины. Как только он добивается, чтобы она его простила, его рвение сильно снижается, и он вновь начинает чувствовать растущее раздражение, напряжение растёт, и относительно спокойный этап в отношениях завершается. Когда женщина пытается использовать своё якобы «привилегированное положение», достигнутое в фазе раскаяния, мужчина чувствует, что он теряет контроль. Он начинает испытывать тревогу по этому поводу и вновь чувствует необходимость показать женщине, «кто тут хозяин», и «поставить её на место». Вскоре начинается новая фаза нарастания напряжения. Снова начинаются разногласия и вместе с ними — новый цикл, в котором мужчина старается создать атмосферу страха и подчинения женщины, в противоположность уважению и равноправию.
Если мужчине не удаётся убедить женщину вернуться к нему после эпизода насилия, он начинает чередовать демонстрацию показушной страсти, экстравагантные подарки, обещания измениться с преследованием, оскорблениями, манипулированием детьми, угрозами женщине, угрозами самоубийством и т.д. Он попытается осложнить жизнь женщине настолько, насколько это возможно, отказываясь от выплаты алиментов и от минимальной заботы о детях. Именно в этот период происходят убийства и наиболее жестокие нападения на женщину. В каждой паре фазы цикла чередуются в определённом ритме и имеют индивидуальную длительность, но существует общая тенденция к укорачиванию цикла, к более быстрой смене фаз с течением времени. С каждым разом женщина становится всё более зависимой, с каждым разом у неё остаётся меньше власти. Каждый эпизод насилия лишает её определённого количества энергии до тех пор, пока она не начинает чувствовать, что как бы не может существовать без партнёра. Она превращается в его заложницу.
Отрицание.
Это общий знаменатель всех фаз цикла насилия. Мужчина минимизирует свою агрессию: «Ничего особенного»; «Я не бил её, просто толкнул». Обвиняет жертву в преувеличениях и в провоцировании агрессии. Рационализирует ситуацию: «Она счастлива со мной. Я всего один раз побил её»; «Она всем командует. Я подкаблучник». Чем чаще он повторяет себе свою ложь, тем больше верит в неё. Оправдывается перед собой, объясняя себе причины, по которым «он был вынужден это сделать»: «Мне пришлось пригрозить ей, что убью её, потому что она закатила такую истерику, что подняла на ноги всех соседей и испугала детей, но она знает, что я никогда не смогу причинить ей вред»; «Ни один мужчина не стал бы терпеть то, что вытерпел я».

Итак, как распознать, что вы находитесь в абьюзе?
- партнер заверяет вас, что никто никогда не полюбит вас так, как может он
- проявляет ревность, устраивает допросы
- контролирует каждый ваш шаг, оправдывая все своей великой любовью и невозможностью прожить без вас и минуты
- имеет нереалистичные ожидания
- пытается ограничить ваши контакты с друзьями и семьей, аргументируя все тем, что вы мало проводите времени с ним и его совсем не любите, а он, такой хороший, старается для одной лишь вас
- абьюзера легко оскорбить, после чего долго приходится вымаливать прощение (в общении с ним присутствует некая напряженность, даже если с виду все хорошо, имеется страх обидеть, вы начинаете продумывать свои фразы, испытывать чувство вины, бояться что-то сообщить о себе, что с первого взгляда не кажется вам чем-то страшным, например, боитесь его реакции на ваше желание сменить имидж, или заняться чем-то новым. Любое новое увлечение он воспримет в штыки. Например, вы захотите записаться в конный клуб, а он решит, что вы намерены найти там любовника.)
- эмоциональные качели в поведении абьюзера, упорное нежелание видеть собственных противоречий и перекладывание ответственности за свои поступки на вас
Как вести себя с абьюзером?
А никак. От него стоит бежать, без оглядки. Но не так просто, как кажется, на первый взгляд. Ведь бывают моменты, когда он так добр. Такие женщины могут годами жить в ловушке и зависимости, быть привязаны к монстру, избавиться от отношений с которым тяжело, да и невозможно, как им кажется. Но все реально, если действительно осознать происходящее.

Дискриминация в религии.

Достаточно большую роль в жизни женщины играет религия. Чаще всего она навязывается детям с детства в соответствии с тем, какого мировоззрения придерживается семья, или, еще хуже, присваивается государством при рождении, не давая человеку отречься от установленного правительством вероучения. В большинстве случаев религия и государство тесно связаны в арабских или африканских странах, где преобладает ислам. В таких случаях женщина, даже если она является неверующей, на законодательном уровне не имеет права отказываться от соблюдения правил господствующей религии. А так как любое религиозное учение построено на извлечения выгоды для мужчин и подавлении женщин, вторые бесспорно сталкиваются с пренебрежением, унижением и дискриминацией всю свою жизнь. Женщин в религиозных странах относят к людям «второго сорта», которых не воспринимают как отдельных личностей, которые могут быть независимы от кого-либо. Для примера религиозной дискриминации по признаку пола мне бы хотелось привести список прав женщин в Саудовской Аравии.
Женские права в Саудовской Аравии:
У каждой взрослой женщины должен быть родственник мужского пола в качестве «опекунам». Опекун принимает множество важных решений от лица женщины: разрешение для женщины путешествовать, держать некоторые виды лицензий на бизнес, учиться в университете или колледже, работать (если вид занятости «выглядит приемлемым для женщины»).
Женщина не может получить медицинскую помощь без разрешения мужа или «опекуна».
После случая удачного побега женщины из страны, была разработана специальная электронная система, чтобы мужчина/опекун мог следить за местоположением женщины.
В юридической системе Саудовской Аравии показания мужчины равны показаниям двух женщин.
Мужчинам разрешено многоженство, они пользуются односторонним правилом развода без нужды в законном основании. Женщина может получить развод только с согласия мужа или если будет юридически доказано, что муж причиняет ей вред. По собственному желанию получить развод для женщины очень сложно.
По сравнению с наследником-мужчиной женщина может получить лишь половину имущества.
Культурные нормы ограничивают поведение женщины на публике. За этим следит религиозная полиция (мутава).
В ресторанах женщины должны сидеть в отдельных. Предназначенных для семей секциях.
Женщины должны носить абайю (длинное платье, скрывающее фигуру) и закрывать волосы.
Женщинам запрещено водить машину. В 2013 году женщинам разрешили кататься на мотоциклах и велосипедах, но при сопровождении мужчины/опекуна и подальше от мужской толпы.
Мужчины могут жениться на девочках от десяти лет. Отчетливым примером работы подобных законов в мусульманских странах можно привести случай, произошедший в декабре 2017 года. В столице Ирана Тегеране женщину приговорили в двум годам тюрьмы за то, что она сняла хиджаб на одной из городских улиц. Об этом сообщает Associated Press со ссылкой иранское агенство Tasnim. Прокурор Тегерана Аббас Джафари Долатабади заявил, что женщина (он не назвал ее имени) «подстрекала к коррупции путем публичного снятия хиджаба». Приговор ей вынесли еще в конце декабря 2017 года, но о нем стало известно только сейчас.
В Иране для женщин ввели обязательное ношение хиджаба в публичных местах после Исламской революции 1979 года; за нарушение этого правила грозит до двух месяцев тюрьмы или штраф, эквивалентный 25 долларам. В декабре 2017 года в стране начались протесты против обязательного ношения платка. Они проходят в рамках акции «Белые среды», которую запустила живущая в США иранская активистка Масих Алинежад. Она призвала женщин надевать по средам белые хиджабы или не носить их вовсе. В феврале полиция Тегерана задержала 29 женщин, присоединившихся к акции. Правоохранительные органы заявили, что протестующим против ношения хиджаба будут предъявлять обвинения в подстрекательстве к коррупции и проституции; за это предусмотрено до 10 лет тюрьмы.

Заключение.

К заключению я хочу привести прекрасные слова Симоны де Бовуар:
«Воспитание женщины становится преградой на её пути к протесту, бунту, авантюре, всё общество в целом - начиная с уважаемых родителей - лжет ей, превознося необычайно высокую ценность склонности к самоотречению, к самопожертвованию, скрывая при этом от нее, что ни возлюбленный, ни муж, ни дети не согласятся взвалить на себя ее нагрузку. Женщина не задумываясь принимает лживые заверения, потому что они сулят легкую дорогу, пологий спуск: это и есть самое страшное преступление, совершаемое против нее; с самого детства всю её жизнь её портят, разлагают - указывают, что её призвание есть отказ от активной жизненной позиции Женщина, которая не хочет шокировать окружающих или терять свое место в обществе, должна жить так, как положено жить женщине, нередко от этого зависит и её профессиональный успех. Но если для мужчины конформизм представляет собой нечто совершенно естественное, поскольку обычаи отражают потребности мужчины как автономного и активного индивида, то женщине, стремящейся также стать активным субъектом, необходимо завоевывать свое место в мире, обрекшем ее на пассивность»
Нужен феминизм сейчас? Ответ беспрекословно - да. Феминизм нужен. Нужен тем, кто никак не может выйти из абьюзивных отношений, и даже еще не знает термина «абьюз», нужен женщинам, замазывающим синяки на своих лицах, нужен женщинам, рождающимся в странах, где преобладает Ислам, как основная религия, нужен женщинам, которым в детстве делают обрезание, нужен бедным молодым девушкам, лишенным будущего, которых похищают в сексуальное рабство, нужен тем, кому с детства внушили, что женщина без мужчины неполноценна, нужен изнасилованным девушкам, которых обвинили в том, что с ними случилось и опозорили на всю страну, нужен нам. Нужен женщинам. Феминизм – наше все. Многие проблемы современности он еще не решил. Работы непочатый край. Так не будем же останавливаться на достигнутом.