Рождённая на стыке веков 24 глава

Баширова Шаира
     Мирза несколько минут стоял в замешательстве. Он не узнавал свою квартиру, а Даша улыбалась и ждала, ждала, когда он наконец придёт в себя. Я тихо ушла на кухню, чтобы не мешать им.
     - Может мне кто-нибудь объяснит, что тут происходит и откуда всё это? - посмотрев на Дашу, спросил Мирза.
     - Скажи, что тебе нравится, дорогой. Мы с Халидой так старались, - сказала Даша, подойдя к нему и обняв за шею.
     Моё присутствие смутило Мирзу, он отошёл от Даши и кивнул в сторону кухни.
     - Дашенька, мы же не одни, - прошептал он, ласково посмотрев на неё.
     - Прости, не удержалась. Но я до сих пор под впечатлением.      
     Представляешь? Близкая подруга Халиды, переехала в новую квартиру и эту мебель и занавески, и даже посуду, не захотела с собой брать. Она всё оставила Халиде. А Халида подарила нам, в честь начала нашей совместной жизни. Ты рад? - радостно спросила Даша.
     - Халида? Выйди наконец из кухни, чего прячешся? - громко позвал Мирза.
     - Ты что так кричишь? Тише, ребёнка разбудишь, - схватив за руку Мирзу, нетерпеливо сказала Даша.
     - Но я не кричу, дорогая, просто громко говорю. Халида... зачем это ты нам такие подарки делаешь? Мы сами потихоньку обставили бы квартиру. Ну зачем нам чужое, Даша? - спросил потише Мирза.
     - Мирза, Вы простите, что мы вот так, не спросясь Вас, перевезли сюда всё это. Но не выбрасывать же это добро. И потом, мы его не украли, нам его дали. Не вижу в этом ничего плохого. Мне всё это не нужно, Даша и так мне квартиру оставила со всем содержимым, я очень благодарна ей за это. А Вам, как молодой семье, в самый раз. Ладно, Мирза, день такой хороший, давайте радоваться жизни. Всё так хорошо складывается, - говорила я, понимая чувства Мирзы.
     Мужчина, узбек, не мог смириться, что женщина делает то, что должен делать он.
     - Только ради Вас, мои дорогие женщины. Только... Дашенька? Давай договоримся, что мы всё делаем сообща. А теперь, накормите меня, я голоден, - наконец улыбнувшись, сказал Мирза.
     Проснулся Абдулла, Даша быстро собрала на стол и мы вместе сели обедать.
     - Я просто хотела сделать тебе сюрприз, думала порадовать тебя. Прости... больше это не повторится, не подумала я, что тебя это... обидит, - с виноватым видом, наклонившись к Мирзе, говорила Даша.
     Я кормила сына и сделала вид, что не слышу.
     - Всё, дорогая, не будем больше об этом, - так же тихо ответил Мирза.
     - Я сказать хотела... наверное, я подыщу себе другую работу, Мирза. Тяжело мне на заводе работать. Вот я и подумала, что нужно другую работу искать. Иначе, я просто слягу. Ночами спина болит и ноги. О руках я вообще молчу, - сказала я, вытирая рот и руки Абдуллы.
     - Ну... если так, то конечно, что я могу сказать. А куда пойти, ты решила? - спросил Мирза.
     - Даже не знаю... может в детский сад нянечкой устроиться? Рядом с сыном буду и двигаться больше. Завтра поведу Абдуллу в садик и поговорю с заведующей, - ответила я.
     - Что ж, потом зайди на завод, за неявку, сама знаешь, что будет. Я поговорю с директором, а ты заявление напишешь по собственному желанию. И двух дней не проработала. Я и за Дашу выслушал, теперь и за тебя. Выговор бы мне не влепили, с занесением в личное дело. Эх, девочки, подведёте Вы меня под монастырь, - улыбаясь, сказал Мирза.
     - Вы уж простите меня, думала, как раньше смогу работать, но правда, сил нет. Очень устаю, - ответила я, виновато опуская голову.
     - Понимаю. Ничего, директор поймёт. Постараюсь объяснить ему, он человек добрый и понимаюший, - сказал Мирза.
     Посидев с ними почти до вечера, я поднялась. Перед этим, решили, что в следующее воскресенье, мы отметим маленькую свадебку Мирзы и Даши.
     - Ну, я пойду уже. Завтра с утра делами заняться нужно. Счастливо вам оставаться. Идём, Абдулла, - сказала я.
     Даша проводила меня до двери, обняла меня и поцеловала в шёчку.
     - Спасибо тебе, подруга. Я в долгу у тебя, - сказала она.
     - Никогда так не говори, Даша. Какой долг, да если бы не ты... - начала говорить я, но Даша меня перебила.
     - Не нужно вспоминать о том, что давно нужно забыть. Абдулла? Иди, поцелую тебя. Ты мой сладкий. Ты же придёшь к своей тёте Дашенька ещё, да? - говорила Даша, подняв Абдуллу и крепко обняв, целуя.
     - Приду, много раз приду. Мне у тебя нравится, - по-взрослому, сказал Абдулла.
     - Ладно, идите. До свидания, - опуская ребёнка, сказала Даша.
     Наигравшись, Абдулла уснул прямо на полу, пока я готовила на утро его одежду и завтрак. Подняв, я уложила его на кровать. Переодевшись, легла и сама. Старый будильник зазвонил в половине седьмого утра, поднявшись, я умылась и поставила чайник на плиту. Хадича оставила чай, да и все оставленные ею продукты Даша попросила меня забрать. Я не отказалась, всё- таки с нею был Мирза и он неплохо заработывал, а я ещё не определились с работой. Разбудив Абдуллу, я отправила его в ванную.
     - Зубки не забудь почистить, сынок, а то Феруза Файзуллаевна спросит обязательно, - ласково сказала я сыну.
     Позавтракав,  мы вышли из дома и пешком дошли до детского сада. Оставив сына в его группе, я отправилась к заведующей.
     - Мавжуда Низамовна, к Вам можно? - заглянув в её кабинет, спросила я.
     - А, это Вы? Да, заходите. Что-то случилось или у Вас ко мне дело? - спросила женщина.
     - Здравствуйте. Дело. Мне поговорить с Вами нужно, - сказала я.
- Садитесь, слушаю Вас. - отложил журнал, в который она что-то записывала, сказала Мавжуда Низамовна.
     Сев, я нервно стала теребить край платка, завязанного на моей голове, не решаясь спросить, нужна ли им нянечка.
     - Вы не волнуйтесь, Халида, кажется? Говорите, я слушаю Вас, - сказала Мавжуда Низамовна.
     - Я спросить хотела... Вам в детский сад нянечка не нужна? - спросила я, едва взглянув на неё.
     Видная, красивая женщина, вызывала некий трепет и я робела перед ней.
     - Вы хотите работать у нас? - спросила она.
     - Если это возможно... на заводе мне тяжело, весь день с согнутой спиной сидеть. Вот я и подумала... - говорила я.
     - Нянечки всегда нужны. Пишите заявление, я подпишу его. В группе Лолы Надыровны, как раз нет нянечки, можете приступить к работе с завтрашнего утра. Наверное, Вам нужно уладить дела с заводом, вот и займитесь этим сегодня, - сказала Мавжуда Низамовна.
     Я обрадовалась, что так быстро решился вопрос с работой. Поблагодарив её, я написала заявление и оставив его, вышла. В группу к Аббулле, я заходить не стала, пошла сразу на завод. Мирза меня уже ждал.
     - Меня на работу в детский сад приняли. Не думала, что так быстро это произойдёт. Мне куда сейчас идти? В отдел кадров? - спросила я.
     - Я утром был у директора... он был зол. Сначала Даша, ни дня не проработав, написала заявление об увольнении, теперь ты. Но он прав, завод, это не шутка, нам ежемесячно план сдавать нужно, рабочих рук не хватает. Но насильно никто работать заставить не может, так что директор согласился отпустить и тебя. Зайдёшь к самому директору с готовым заявлением. Он подпишет. Пошли ко мне, я дам тебе бумагу и ручка на столе есть. Там напишешь, - сказал Мирза.
     Мы прошли за стеклянную перегородку и сев за стол, я написала заявление на имя директора завода. Думала, директор сейчас мне выговаривать начнёт, но он быстро подписал моё заявление и я, попрощавшись и извинившись ещё раз, вышла из его кабинета.
     Было ещё рано, я поехала домой. Приготовив на обед похлёбку из крупы, я положила немного лука, картошки и моркови. Накрошила зелени, получился суп.    
     Вечером пошла в детский сад и забрала Абдуллу. В этот день, я Дашу не видела. С утра, вместе с сыном, пошла в детский и начался первый мой трудовой день в детском саду. Работала я добросовестно, мыла полы и окна, вытирала пыль. Ели и нянечки, и воспитатели со столовой детского сада, даже заведующей не готовили отдельно. Коллектив оказался дружный и общительный, я была довольна. Постоянно двигаясь, почти не отдыхала, спина болеть перестала, руки стали чище, без мазута, в общем, неделя прошла незаметно. В воскресенье, мы с Абдуллой проснулись поздно, проснувшись, собрались идти к Даше, когда вдруг пришла Хадича с дочерью Салихой. Увидев её, я подумала, что рада её видеть.
     - Не побеспокоила тебя? Вот... Подумала, что воскресенье, ты дома... вот... решила зайти. Ничего? - замявшись, спросила Хадича.
     - Ничего. Я рада, проходите. Только мы с сыном идём к Даше. У них сегодня с Мирзой, вроде свадьбы, правда, гостей почти не будет. Только я и Абдулла. Хотите, пойдём вместе, - предложила я.
     - А как же без приглашения? Вдруг им это не понравится. Неудобно... - ответила Хадича.
     - Вот я Вас и приглашаю. Веселее будет, на свадьбе и должно быть много людей. Я сейчас, переоденусь только, - сказала я, посмотрев, как нарядно была одета Хадича, хотя вначале и хотела идти в своём старом платье. Я быстро взяла из шкафа платье, оставленное Дашей и босоножки, прошла в ванную и там оделась. Волосы я заплела в одну косу и закрутила на затылке. Хотела платок на голову надеть, как обычно, но Хадича была без платка, поэтому и я не надела.
     Мы вышли из дома и проехав на трамвае четыре остановки, вышли недалеко от дома Мирзы. Хадича за проезд заплатила сама, не позволив мне это сделать.
     - Я старше тебя Халида, так что не возражай, - сказала она полушутя.
     Дверь в квартиру Мирзы и Даши, оказалась полуоткрытой, но я всё же постучалась.
     - Пришла? Ну наконец-то! Хадича? Здравствуй, проходите, а мы уже заждались, за стол не садимся, - говорила Даша и в голосе чувствовалось радостное волнение.
     Когда мы вошли, я опешила и остановилась в дверях. За столом, вместе с Мирзой, сидел Максуд.
     - И он пришёл... - растерянно спросила, вернее, пробормотала я.
     - Мирза пригласил его. Ну что же ты встала? Хадича? Халида? Проходите. Абдулла, Салиха, проходите к столу, дети, - сказала Даша, легонько подталкивая меня к столу.
     Мирза встал из-за стола и подошёл к нам. Максуд тоже поднялся и смущаясь, смотрел на нас.
     - Что так поздно? Мы с обеда тебя ждём. Проходите, - сказал Мирза.
     - Мирза, Хадичу ты уже видел, кажется, она и подарила нам эту мебель, - сказала Даша, совсем не к месту.
     - Давайте не будем сейчас об этом, поздравляю вас. Желаю Вам долгого семейного счастья, - сказала Хадича.
     - Я видел Вас... когда вернулся домой. Я вспомнил... проходите, садитесь за стол, - сказал Мирза.
     Максуд пропустил меня и Хадичу за стол и сел рядом с Мирзой, мы сели со стороны Даши и дети напротив нас. Даша постаралась собрать на стол, отварила картошки, украсила зелёным луком и зеленью и даже маслом полила, сварила борщ с тушёнкой, Мирза купил на базаре фрукты и лепёшки, в магазине печенье и конфеты, четыре бутылки лимонада и неизвестно каким образом, достал бутылку вина.
     В присутствии Маскуда, я чувствовала себя неуютно. А он посматривал на меня, хотя и старался, чтобы я не замечала. Так я себя никогда не ощущала, осознавая, что этот молодой человек мне нравится. Но я реально смотрела на жизнь, понимая, что это просто взгляды и ничего больше. От смущения, я не понимала, кто и что говорит, машинально отвечая на вопросы, Даша, кажется, понимала моё состояние, она встала и прошла на кухню, бросив мне на ходу.
     - Хадича, помоги мне, пожалуйста.
     Я тут же встала и пошла за ней, чувствуя дрожь в теле.
     - Ты почему меня не предупредила, что и он придёт? - спросила я, не смея назвать парня по имени.
     - А как бы я это сделала? Я же и сама не знала, Мирза пришёл вместе с ним, что я могла? Халида, дорогая моя подруга... ты тоже заслужила женского счастья, не видишь, как он смотрит на тебя? И ежу понятно, что ты ему нравишься. Он одинок и ты тоже... - тихо говорила Даша.
     - Я не одинока, у меня сын, ты забыла? А кому нужна женщина с ребёнком? Ты на него посмотри! Да за него любая девушка побежит и не забывай о моём прошлом, Даша. Нет, я даже и мысли не допускаю... - я запнулась, увидев в дверях Хадичу.
     Мне не хотелось, чтобы она знала об этом.
     - Вы оставили меня одну с мужчинами. Может помочь? - спросила она.
     - Я пирог поставила в духовку, не знала, что придумать... в общем, отварила рис, яйца и зелёный лук нарезала на начинку. Помню, мама в детстве делала такой пирог, было очень вкусно, - сказала Даша, доставая из духовки румяный пирог.
     - Ммм... выглядит аппетитно, - сказала Хадича, разглядывая пирог и принюхиваясь.
     Даша понесла его в комнату и поставила на стол. Я несла нож и тарелки. Пирог и правда, оказался очень вкусным. Я немного расслабилась от выпитого вина, мы весело разговаривали, правда, я не совсем соображала о чём. С аппетитом ели, Мирза включил радио и долго его настраивал, пока не поймал музыкальную волну. Потом пригласил танцевать Дашу. Я бросила нечаянный взгляд на Махсуда, видела, что он в нерешительности то приподнимается, то вновь садится.
     - Махсуд? Пригласи танцевать Халиду. Сейчас музыка закончится, - громко сказал Мирза.
     Что-что, а танцевать в паре с мужчиной, мне за свою жизнь никогда не приходилось. Махсуд встал и протянул мне руку. Я посмотрела на Дашу, она кивнула мне головой, тихо прошептав, -
     - Вставай.
     И я встала. Внутри всё дрожало. И когда Махсуд обнял меня, я едва устояла на ногах. Я чувствовала его сильные руки и плечи, едва касаясь их. Его дыхание касалось моего лица. Но музыка быстро закончилась и я облегчённо выдохнула. Мирза ещё пытался поймать музыкальную волну, но ему так и не удалось. По радио говорили о пятилетке, о достижениях народа в разных областях, о товарище Сталине... но я ничего не слышала под пристальным взглядом Махсуда. Первой из-за стола встала Хадича.
     - Ещё раз поздравляю Вас, Дашенька. Мирза... будьте счастливы, - сказала она.
     - Ещё же рано, Хадича, посиди немного, - встав следом за Хадичой, сказала Даша.
     - Спасибо. Но мне пора, да и Салихе спать пора. Пойдём мы. До дома ехать ещё. Буду рада, если и вы придёте ко мне в гости. Обычно, Коля приходит в среду и субботу, - проходя к выходу за руку с дочерью, говорила Хадича.
     - Хорошо что предупредила, в какие дни приходит её партийный, не то нарвались бы. Хотя... в гости к ней не рвусь, - проводив гостью и вернувшись в комнату вместе со мной, сказала Даша.
     - Нам тоже пора домой. Утром нам всем на работу идти, - сказала я, поднимаясь со своего стула.
     - Если Вы разрешите... я провожу Вас, на улице темно уже, - сказал Махсуд.
     Даша положила мне пирог, печенье и конфеты для Абдуллы. В банку налила борща. Мне стало неловко.
     - Зачем это, Даша? - спросила я.
     - А это не тебе, это для Абдуллы. Мужчинка растёт, ему много есть нужно. Кстати, пусть он сегодня у нас остаётся, хорошо? А утром, я сама его в сад отведу. Всё, иди. Пока, подруга. Так хорошо посидели, я даже не ожидала, - довольно сказала Даша.
     А я понимала, зачем она Абдуллу оставила. И почему-то согласилась, тем более, Абдулла уснул, пока мы сидели за столом.
     Попрощавшись с Мирзой, мы вышли на улицу. Долго шли молча, решили пройти до дома пешком.
     - Халида... - нарушил молчание Максуд.
     Я посмотрела на него. Он остановился и посмотрел на меня. Мне пришлось тоже остановиться. Я ждала, что он скажет. Внутри меня всё дрожало, это чувство я испытывала впервые.
     - Не нужно было мне пить это вино... - промелькнуло в моей голове, когда Максуд вдруг взял меня за руку, заставив вздрогнуть.
     Конечно, я очень рано стала женщиной, испытала и боль, и насилие. В свои тридцать три года я столько перенесла, что другому и за пятьдесят лет было не испытать. Но сейчас, когда я стояла перед Махсудом, я чувствовала себя беспомощной. Я тихонько высвободила руку.
     - Махсуд акя... прошу Вас... мне и так не по себе. Вы обо мне ничего не знаете. У меня сын... - не поднимая головы, говорила я.
     Махсуд вдруг схватил меня за плечи.
     - Ну при чём тут твой сын, Халида? Вот уже несколько дней я покоя себе не нахожу, всё время ты перед глазами. А два дня назад, я чуть в стенку не въехал, ехал по узкой улице, а в автобусе пассажиры. Крик поднялся. Я усыновлю Аббуллу, выходи за меня замуж, - взволнованно говорил Махсуд.
     - Это невозможно и Вы это знаете. Махмуд акя, Ваш отец никогда не позволит Вам жениться на женщине с ребёнком. Вам другая нужна, Махсуд акя, - ответила я, стараясь высвободиться из его рук.
     - Мне никто не нужен, кроме тебя, неужели ты не видишь, что я люблю тебя. Если ты согласишься, я сегодня же поговорю с отцом. Ты его не знаешь, он очень добрый и конечно, согласится, - сказал Махсуд.
     - Нет. Я не могу. Вы обо мне ничего не знаете. Так нельзя, - чуть не плача, отвечала я.
     - Ну что я такого должен знать, чтобы ты согласилась, Халида? - Махсуд смотрел мне в глаза.
     - Может... если я расскажу, он оставит меня в покое? - подумала я.
     - Давайте присядем на скамью, у меня голова кружится, - сказала я, раздумывая, стоит ли рассказывать ему обо всём.
     - Да, давай присядем, - согласился Махсуд, обняв меня за талию.
     Я чувствовала его крепкие руки, что греха таить, я женщина и мне хотелось, чтобы он не отпускал меня, крепко прижаться к нему, почувствовать его силу, крепкие руки и губы на своих губах. Я едва себя сдерживала, чтобы не обнять его.
     - Не рассказать Вам, значит солгать, а этого я не хочу. Вы достойны лучшего, Махсуд акя, - сказала я.
     - Я слушаю тебя, - сказал он, присаживаясь на скамью и отпуская меня.
     И я, не смея взглянуть на него, во всех ужасающих подробностях, рассказала ему всё. Выпитое вино придавало мне уверенности в том, что я поступаю правильно. Лучше уж сразу рвать с ним, чем медленно рвать себе сердце. Я не стала ничего скрывать, рассказав и о Турсун бае, о том, что в двенадцать лет родила дочь, которую хладнокровно придушили и снесли на кладбище. О сыне Абубакире, который и года не прожил, даже о закопанных драгоценностях рассказала.
     Рассказывать о зверствах, что творили со мной в застенках КГБ, было тяжелее всего. Но я переборола себя и во всех подробностях рассказала и об этом, о годах, проведенных в лагере. Я не стала ничего скрывать, казалось, будто это не я говорила, а внутри меня кричали обида и боль. Махсуд молчал, не перебивая меня.
      Замолчав, я подумала, что он сейчас встанет и просто уйдёт. Прошло несколько минут молчания, я решила не тянуть и поднялась, чтобы уйти. Но Махсуд вдруг схватил меня за руку и посадил на место. Потом крепко обнял и прижал к себе. Как же давно меня никто так не обнимал! Как же давно я не чувствовала мужскую силу и запах пота, который кружил голову. Не выдержав, я заплакала, я просто рыдала, уткнувшись в грудь парня, который не ушёл после того, что услышал обо мне. Махсуд взял в ладони моё заплаканное лицо и стал целовать, страстно, неистово. Потом прильнул к моим губам, долго не отпуская.
     - Халида... бедная моя девочка. Сколько же тебе пришлось вынести? Никому тебя не отдам, слышишь? Моя! Ты только моя. Забудь. Всё, что ты мне сейчас рассказала, забудь, как страшный сон. И я забуду. Не было ничего, поняла? И Абдулла... он мой сын и больше ничей, - держа в ладонях моё лицо, тяжело дыша, по несколько раз повторял эти слова Махсуд.
     Потом  мы долго сидели, обнявшись. Его ровное дыхание, успокаивало, я невольно улыбнулась, ещё не веря тому, что всё так произошло.
     - Мне домой пора, Махсуд акя, да и Вас наверное заждались, - сказала я, посмотрев на него.
     - Я завтра с отцом поговорю, а в воскресенье, мы с тобой поженимся, - уверенно сказал Махсуд.
     - А что Ваша мама скажет, Махсуд акя? - спросила я.
     Махсуд опустил голову.
     - Мамы нет. Она умерла в прошлом году, говорят... сердце. Мы живём впятером, я с отцом и сестра Мухаббат с мужем и дочерью, - ответил Махсуд.
     - Простите, я не знала. Обители ей небесной, - сказала я.
     - Пойдём, я провожу тебя, - поднявшись со скамьи, сказал Махсуд.