Музей истории искусств в Вене-2

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Торжественное открытие музея в новом здании состоялось 17 ОКТЯБРЯ 1891 года. С этого момента многочисленные императорские собрания стали собственностью государства, перейдя в ведение Министерства науки и культуры Австрии. Храм искусств должен был стать своего рода обрамлением драгоценных произведений живописи и древностей. Видимо поэтому, интерьеры музея расточительно роскошны. 
Хазенауер не поскупился на редкие сорта мрамора, гранита, бронзу, обилие позолоты и изы¬сканные элементы декора залов. Особенно впечатляет парадная лестница с темными колоннами, украшенными золочеными капителями, и высоченным восьмигранным (октогональным) куполом. Головокружительная композиция фрески в духе итальянских фресок Возрождения захватывает зрителя своим великолепием и блеском исполнения. Выполнена фреска очень знаменитым тогда венгерским художником Михаем Мункачи. Здесь изображены Леонардо, юный Рафаэль, Веронезе, Тициан, предвосхищающие парад шедевров в самих залах.
Фрески в размещенных ниже двенадцати полукруглых люнетах работы австрийца Ганса Маккарта тоже украшены портретами великих мастеров: Дюрера, Гольбейна, Леонардо, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, Веласкеса, Микеланджело, Ван Дейка.
Промежутки между капителями колонн также заполнены росписями. Они принадлежат австрийским художникам братьям Густаву и Эрнсту Климтам.
Первая мировая война, к счастью, не оставила следов на венских музеях. В период Второй мировой войны дело обстояло иначе. Бомбы нанесли большой ущерб фасадам Музея истории искусства, разрушился и его купол. Новая жизнь музея после военных разрушений началась в 1959 году. Новое открытие его стало праздником для венцев и всей послевоенной Европы.

В основном здании ныне размещены несколько художественных собраний. Сюда входят египетские и античные коллекции, восточные древности, монеты, скульптура, ювелирные изделия, шпалеры, коллекция часов.

Но главное здесь, безусловно, - великолепная, бесподобная картинная галерея. Это собрание живописи охватывает период с XIV по XVIII век.
Картинная галерея Венского музея начинается на втором, главном этаже дворца, куда ведет парадная лестница. Минуя вестибюль и галереи с портретными бюстами художников, зритель попадает в анфиладу огромных залов, параллельно которым идут небольшие боковые кабинеты. Если залы снабжены искусственным освещением, то эти уютные «малые помещения» используют естественный дневной свет, льющийся из окон. Здесь помещены картины небольшого формата. Экспозиция картин подчинена задаче наиболее выигрышного показа того или иного шедевра. Музей избрал в настоящее время принцип «широкой развески» полотен только в один ряд со значительными интервалами. Тем самым выигрывает контакт зрителя с картиной, ее удобнее рассматривать.

Коллекция австрийских Габсбургов складывалась несколько столетий. Весьма увлекался изящными искусствами ИМПЕРАТОР РУДОЛЬФ II (1552-1612), большой их знаток и почитатель. Из-за своей непомерной любви к искусству император мало занимался политическими делами. Вкус Рудольфа II сформировался под влиянием дяди — ИСПАНСКОГО КОРОЛЯ ФИЛИППА II (1527-1598).
При блестящем мадридском дворе будущий император жил и воспитывался в юности, окруженный  картинами Тициана, ведь итальянский мастер много работал для Филиппа II.
Рудольф II охотно приобретал работы Альбрехта Дюрера, Питера Брейгеля, составляющие сегодня гордость Венского музея.

Весьма важной фигурой для создания будущего музея оказался ЭРЦГЕРЦОГ ЛЕОПОЛЬД-ВИЛЬГЕЛЬМ, энергично приобретавший художественные ценности через своих агентов по всей Европе.
За короткий срок эрцгерцог создал великолепное собрание из 1400 шедевров.
В их число входили полотна Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи, Бассано, Тинторетто и других знаменитых итальянцев. К тому времени в его собрании уже были работы великих нидерландцев — Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Мемлинга, Рубенса.
Сын Леопольда I ИМПЕРАТОР КАРЛ VI (1685-1740) приказал расширить и обновить доставшуюся ему галерею. Сюда поступила и его собственная коллекция. Вскоре, в 1720 году, был составлен огромный, трехтомный, украшенный рисунками инвентарь всего этого собрания в Шталльбурге. Работа над ним длилась около двенадцати лет.

МАРИЯ ТЕРЕЗИЯ (1717-1780), дочь Карла VI была большой любительницей искусств. В годы правления она приобрела для своих дворцов немало коллекций картин, скульптуры и прочих художественных изделий, вошедших впоследствии в собрание Венского музея. В этом отношении ее вклад неоценим. Потому и ее памятник, стоящий рядом с музеем, здесь весьма уместен.
Мария Терезия  развесила свои картины в некогда принадлежавший принцу Евгению Савойскому дворце Бельведер, но уже по новому принципу - хронологическому и с учетом национальной школы.

В 1781 году все полотна были записаны в новый роскошный каталог. Из этого каталога явствовало, между тем, что в собрании Габсбургов почти отсутствуют работы голландских живописцев.
И на то были свои причины. Взаимоотношения между кальвинистской Голландией и католическим домом Габсбургов складывались в те времена враждебно. Только позднее наступило потепление. Вот тогда в венское собрание попали несколько картин великого Рембрандта. Политическое сближение с Голландией способствовало и другим поступлениям голландцев.
Похожие причины объясняют и немногочисленность коллекции французского искусства.
По сути, в главном здании Венской картинной галереи шаг за шагом можно проследить весь путь европейской живописи от раннего средневековья до конца XVIII века. Правда, поскольку французское и английское искусство не очень увлекало Габсбургов, работы этих мастеров весьма немногочисленны в музее.