Музей истории искусств в Вене -1

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Вена, раскинувшаяся на Дунае в ожерелье Венского леса, - город поэтов и музыкантов, блестящий, но одновременно уютный, жизнерадостный. Он притягателен особым шармом, превратившим столицу Австрии в настоящий рай для туристов и знатоков искусства, ибо сокровища Габсбургов - зрелище эффектное, и редко кто останется равнодушным к их изысканным прелестям.
Романтический дух Вены и сегодня сохраняет чарующую атмосферу старой Европы.

Здание Музея истории искусства, знаменитого на весь мир восхитительным качеством своих художественных коллекций, высится в самом центре Вены, на Рингштрассе, самой элегантной улице столицы. Многое, что когда-то было собрано правителями-кайзерами, проживает теперь здесь и еще в ста двадцати пяти музеях города. Рингштрассе - на самом деле это бульвар, имеющий форму подковы. Оба конца его выходят на голубой Дунай, окружая, таким образом, старую Вену со всех сторон. Появилась улица, учитывая возраст города (около 2000 лет) не так давно, в Рождество 1857.
В 1860-е -1880-е годы здесь выросли дворцы, роскошные театры, музеи, университет, появились утопающие в цветах парки и модные рестораны.
Бульвар в итоге превратился в импозантный памятник эпохи Франца Иосифа, ибо большинство зданий было построено именно в годы его правления.

Имя кайзера Франца Иосифа Габсбурга (1830-1916) для Австрии — легенда, целая эпоха. 
Правил он целых 68 лет. Франц Иосиф стал императором в восемнадцать лет. Долгая жизнь его была полна трагедий. Родной брат австрийского кайзера Фердинанд Макс, король Мексики, был убит.
Сын, кронпринц Рудольф, покончил с собой.
Обожаемая супруга, императрица Элизабет, которую австрийцы нежно называют Сисси, погибла в Женеве от руки итальянского анархиста.
Наконец, в июне 1914 года в Сараеве были убиты наследник престола эрцгерцог Франц Фердинанд и его супруга София, что стало поводом к началу Первой мировой войны.
Олицетворением имперской Вены с ее духом аристократического блеска и изысканной роскоши долгое время была Мария Терезия, 20-метровый памятник (1873-1888) которой расположился между Музеем истории искусства и Природно-историческим музеем. Она — одна из самых почитаемых и любимых персон в истории Австрии.

Собственно, на Ринге — лишь главное здание Музея истории искусства, вобравшее большую часть собрания. Но немало великолепных вещей, принадлежащих музею, размещено еще в других дворцах Вены. Замок Амбрас под Инсбруком, некогда резиденция наместника Тироля, тоже содержит коллекции музея. Все эти сокровища копились не одним поколением Габсбургов.
До открытия великолепного дворца на Рингштрассе все художественные собрания Габсбургов наполняли другие дворцы Вены. Идея создания музея, специального здания, где можно было бы удобно разместить огромные коллекции, родилась в середине XIX века и окончательно оформилась вместе с планом императора Франца Иосифа по строительству Рингштрассе.
Уже в 1875 году была проведена генеральная ревизия всех художественных ценностей, и они получили официальный статус придворного музея под названием Исторические собрания августейшего императорского дома.

Главное здание музея возводилось с 1871 по 1891 год. Автор проекта — известный немецкий зодчий Готфрид Земпер (1802-1879), как, впрочем, и аналогичного здания соседнего Природно-исторического музея.

В создании большого архитектурного ансамбля принимал участие австриец Карл Хазенауер (1833—1894), он и завершил этот грандиозный проект.
Оба здания строились в стиле итальянского Ренессанса одновременно, образуя единый парадно-мажорный комплекс с памятником Марии Терезии в центре площади.