БОЛЬ

Дина Иванова 2
--
В дни неслыханно болевые
быть без сердца — мечта…
/Андрей Вознесенский/
--
Сергей Иванович внимательно рассматривал себя в зеркале. Бритьё для него было моментом сосредоточенности на весь день.

Сегодня у профессора мединститута трудный день. Две пары лекций подряд, консультация в больнице, но главное - заглянуть к больному другу…

Ополоснув лицо холодной водой, он освежил себя лосьоном и поспешил к завтраку.
Вера, супруга Сергея Ивановича, в милом домашнем халатике, готовила мужу его любимые оладья из кабачков.
Поставив на стол оладья, сметану и ароматный кофе, она присела к столу и натянуто улыбнулась.
   - Тяжко, Серый. Звонила Ольга. Ночь прошла спокойно,но…

Серый…
Так к молодому доктору обращались там, в Афгане.
Именно там, зелёный, необстрелянный выпускник мединститута, он и прошёл главную школу жизни.
Именно там, он встретил свою любовь Веру и верного друга.

Олег был старше Сергея.
Как кадровый офицер, он не только много раз прикрывал молодого медбрата, но и сурово учил его не бояться пуль.
   - Здесь надо бояться только одного – предательства, трусости и опоздать спасти своих…

Спасти своих…
Каково ему, заведующему кафедрой пропедевтики*, сейчас осознавать своё бессилие.
Сергей Иванович положил руки на тёплые ладони жены.
  -Тяжко, дорогая, тяжко. Он мне вчера говорит – «Ты же маг, профессор вколи мне что-нибудь, чтобы вас не мучать». Но врач – не Бог. Жизнь отмеряет своё. А сердце и у врача уязвимо, а когда друг…

   - Да, в этом весь Олег. Всегда о других, - Вера смахнула слезу. – Переключись, дорогой, у тебя сегодня трудный день.
   - Знаешь, самое интересное, что сегодня со студентами буду говорить о диагностике болевых синдромов. - Помнишь, как Олег любил напевать: – «Мне боль придает одержимость и силу. Не знать бы названия этому пылу…». - А вот познали…
---

Аудитория гудела.
Сергей Иванович подошёл к кафедре. Студенты уважали профессора. Быстро расселись и примолкли.
   - У нас сегодня тема лекции с философским уклоном. - Понятие о боли и ее определения.

Лектор, дав определение боли, как психофизиологической реакции организма, подчеркнул, что болевые синдромы, это один из наиболее ранних признаков некоторых заболеваний.
   – Скажу вам, будущие коллеги, откровенно: можно и нужно выучить и запомнить все разновидности и определения физической боли. Но практика столкнёт вас с больным, который на вопрос – «Что вас беспокоит?», - стиснув зубы, начинает жаловаться: «У меня во всем теле адская, дикая боль».
Можно конечно сострить – «Жизнь без боли – как шашлык без соли».

Аудитория оживляется.

   - Не расслабляйтесь. Самое сложное и главное, с чего и начинается настоящий врач, - грамотно организовать беседу с больным. Расспрос больного это один из основных методов исследования пациента. Здесь проявляется важная роль в диагностике многих заболеваний.

Сергей Иванович, не просто излагал методику опроса больного, но на примерах своих ошибок в первые годы работы, заострял внимание студентов на нравственной стороне этой процедуры. На личностных и профессиональных качествах врача.

Он всегда помнил наказ своего педагога: – « За время обучения вы должны научиться слушать и разговаривать с больным. Вашим правилом и долгом должно стать - честность, компетентность, обстоятельность. Без этого вы не врач».

Сергей Иванович строго обратился к аудитории.
    – Первичная диагностика – это начало поиска лечения. Поверьте, это очень сложный процесс. Наиболее  распространённым недостатком  при расспросе больного  является формальный, бездушный тон и торопливость врача.  К сожалению, немало медиков, которые отводят на беседу с больным, даже в больницах, не более 5 минут. Качество такого расспроса, как правило, оказывается крайне низким и зачастую приводит к непоправимым ошибкам при установке диагноза.

Лектор  хорошо знал, о чём говорит…
---
Звонок.
Студенты шумно срываются с мест.
Худенькая девчушка, из тех, которых часто называют серыми мышками, всех останавливает своим вопросом лектору:
   - А как диагностировать, если пациент жалуется на боль души, чем помочь?

Аудитория взрывается дружным смехом.

   - Зря смеётесь, друзья. В жизни бывают такие минуты, когда слезы из глаз. Поверьте, в тысячу раз тяжелее бывает, когда плачет душа.

  - А как эту боль унять? – почти шёпотом, с глазами полными слёз, продолжила «серая мышка».
    - Конечно же, не смехом. - «Громким смехом не скроешь дикой боли». По-моему эти слова принадлежат Цветаевой. Она знала о боли всё.

Ребята остановились в молчание и ждали ответа.
Тишина и пауза позволили Сергей Ивановичу сосредоточиться, унять свою боль.

   - Трудный вопрос. Как человек, у которого уходит друг, и я, как врач, бессилен, по-моему помочь больному и близким можно только добротой и любовью. Любовью, ничего не требующей взамен.

Лица многих ребят изменились.
Сергей Иванович почувствовал – его поняли. Более того, молодые люди так, по-своему выразили ему своё сочувствие.

Боясь пафоса, взволнованный профессор очень тихо попрощался со студентами:
   - Любите жизнь, ребята, берегите души.
---

К другу он спешил, чтобы сказать:
   - Всё, дружище, было не зря. Не зря ты честно выполнял свой долг. Долг защитника и Человека. Не зря я шагаю тропами врачевания. Это моё и твоё счастье по жизни - достойно служить людям. Главное – жить, а не проживать-доживать, даже в самые тяжкие минуты. Вот тебе моя рука…
---
*Пропедевтика – это наука об основах диагностики внутренних болезней