Оверклейм над Карельским перешейком 3

Дмитрий Марченко 2
24.06.44
Из-за плохих метеоусловий действия 13 ВА были очень ограничены, на боевые задания вылетали только "Илы", совершив 32 вылета. Был потерян 1 Ил-2 из 277 ШАД от огня З/А.

26.06.44
В этот день погода улучшилась и летчики 13 ВА произвели над Карельским перешейком 263 вылета, при чем действовали части непосредственно только 13 ВА, 2 ГИАК ПВО в боях не участвовал по сути, летчики корпуса совершили до 8 вылетов только.
Было проведено 14 в/боев, в которых заявлено сбитыми 10 самолетов: 8 Ме-109 и 2 Ю-87.  "Лаптежники" впервые появляются в заявках наших летчиков с начала наступления на Карельском перешейке.
Свои потери по данным 13 ВА составили: 2 Ла-5 не вернулись с б.з., 1 Ил-2 сбит в в/бою, 1 Ил-2 сбит огнем З/А, 1 Як-9 и 1 Ил-2 подбитые в бою были разбиты на вынужденных посадках. Всего перечисляется в потерях 6 самолетов, но это явно не полные потери, так как например по данным 277 и 281 ШАД было сбито не 3 а  4 Ил-2, из них 3 в в/боях.
"Штурмовикам" 277 ШАД активно противодействовали истребители противника типа Ме-109, группами по 4-10 самолетов. Экипажи дивизии заявили сбитыми 3 Ме-109 и 1 Ме-109 подбитым. Свои потери в в/боях составили два Ил-2: экипаж мл.л-т Елков, стрелок Глебов погибли, а подбитый Ил-2 ст.л-та Степанова упал в лес на своей территории, экипаж получил ранения. Еще 1 Ил-2 по данным дивизии сбит огнем З/А в районе Раакюла (или Юливеси), летчик мл.л-т Корман (или Гармаш), стрелок Алмакаев погибли.
3 Ил-2 872 ШАП 281 ШАД были атакованы истребителями противника в районе Суркямя, проведя безрезультатный бой группа "Илов" ушла на свою территорию. Сделав круг над финским заливам группа возглавляемая л-том Федяковым вновь пошла на выполнение задания. В районе Нисалахти они вновь были атакованы 2 Ме-109. Во втором бою был подбит 1 Ил-2, летчик мл.л-т Юков, стрелок мл.сержант Зайцев. Экипажи наблюдали, что при вынужденной посадке в районе Калиала самолет взорвался.
Финские истребители заявили в этот день сбитыми 12 Ил-2, у немцев только одна заявка на Ил-2, ее сделал Йозеф Куарда. Судя по имеющимся сведениям финские истребители в этом районе не заявляли побед над Ил-2, и вообще не вели боев, заявка же Кварды подходит по месту, на этом основании буде считать сбитый Ил-2 872 ШАП за немецким пилотом.

Журнал боевых действий 275 ИАД отмечает в этот день 132 б. вылета, проведение 10 в/боев в которых было заявлено сбитыми 5 Ме-109 и 1 Ю-87. О потерях не пишется ни слова.
В период 14.16-15.05 четверка Ла-5 159 ИАП в составе ведущего ст.л-та Серова и трех младших лейтенантов: Головачева, Ташлыкова и Сошина, в районе Тали на высоте 600-700 метров завязала бой с 4 Ме-109 к которым далее присоединились еще 4 Ме-109. В начале боя Серов сбил ведомого Ме-109, далее его ведомый Ташлыков оторвался от группы, также в ходе боя оторвался от своего ведущего и ведомый второй пары Сошин,  он оторвался от атаковавшей его пары Ме-109х с помощью облачности и ушел на свой аэродром.
Серов и Головачев были из-за облаков атакованы сзади в хвост парой Ме-109, в результате самолет Головачева был подбит и он вышел из боя. Серов и Ташлыков с задания не вернулись, 159 ИАП потерял своего лучшего аса с 39 победами (+ 6 групповых) Серова Владимира Георгиевича ГСС -2.08.44г. Головачев при посадке на аэродроме потерпел аварию, самолет был списан.
У финнов в на этот период времени есть две соответствующие заявки опытных пилотов:
13.05–14.20 Lyykylanjarvi Vaap Nils Katajainen    MT-436 La-5
12.55–14.15 Lyykylanjarvi Kapt Olli Puhakka      MT-427 La-5
Четверка Серова таким образом сражалась с двумя группами (четверками) Ме-109х, одной группой из HleLv 24 и одной из HleLv 34, так как Олли Пухакка (42 победы №6 в списке финских асов) из HleLv 34, а Катаяйнен (35,5 побед №8 в списке финских асов) из HleLv 24.
По всем данным группа Серова сражалась с финскими "Мессершмиттами", но есть одно но. Немецы заявили сбитыми 3 Ла-5, и по времени эти заявки точно соотносятся со временем вылета и боя четверки Серова:
26.06.44 Ltn. Heinz Wernicke 5./JG 54 La-5 ; 3 km. S. Vupuri: at 800 m. 13.42
26.06.44 Ltn. Heinz Wernicke 5./JG 54 La-5 ; Location: 50 m.  13.47
26.06.44 Uffz. Josef Quarda 4./JG 54 La-5 ; 81 209: at 800 m. 13.48

Потерь в "Лавочкиных" кроме выше описанных из группы Серова, более не было в этот день, и не все может быть так однозначно. Пока что будем держатся мнения, что финны сбили 2 Ла-5, а немцы один.

Финны потеряли в этот день в в/бою 1 Ме-109 МТ-434 Нильса Тронти из HleLv 34 , который попал в плен, но это произошло раньше описываемого боя по времени - в 11.00, и даже если это время старта, то все равно время не соответствует. Скорей всего Тронти был сбит в в/бою с летчиками 14 ГИАП, отличился вероятно л-т Скляренко И.Г. (7 побед).
В период 17.50 – 18.42 6 Як-9 14 ГИАП провели в/бой с 8 Ме-109, в результате л-т Геращенко заявил сбитым 1 Ме-109, но и сам был подбит и совершил вынужденную посадку, вероятно именно этот самолет  потерян безвозвратно, согласно данным 13 ВА.
Наиболее подходящая заявка у противника есть у HleLv 24, отличился финский ас №2:
16.25–17.45 Tali Kapt Hans Wind MT-439   2 x Jak-9
Заявка немца Вернике близка по времени, но на час позже:
26.06.44 Ltn. Heinz Wernicke 5./JG 54 Yak-9 ; 4 km. ostw. Vupuri: at 400 m.   18.15

В период 15.28 – 16.25 5 Як-9 14 ГИАП в районе Тали провели в/бой с 12 Ю-87 и 8 Ме-109, группой был сбит 1 Ю-87. Однако в журнале боевых действий полка записано, что противник был не Ю-87, а Ю-88. Потерь в последних противник не отмечает, и по некоторым сведениям противником 14 ГИАП в этом бою были финские "Бленхеймы", также потерь не понесшие.
Противник отмечает потерю 1 Ю-87 из 1./SG 3 (WNr. 132541) сбитого огнем З/А по данным немцев, экипаж спасся на парашутах.

28.06.44
С улучшением погоды, активность в воздухе в этот день значительно увеличилась, летчики 13 ВА произвели 941 самолетовылет. Было проведено 22 воздушных боя, в которых заявлено сбитыми 14 самолетов противника: 5 ФВ-190, 5 Ме-109, 4 Ю-87.
Свои потери 15 самолетов: 1 Пе-2 сбит огнем З/А, 5 Як-9 и 2 Р-39 не вернулись с боевого задания, 3 Ил-2 и 3 Ла-5 сбиты в в/боях, 1 Ил-2 сбит огнем З/А.
В общих чертах по сбитым Ил-2 все ясно, летчики из II./JG 54 заявок на "Илы" не делали и все три сбитые в в/боях Ил-2 на счету финских истребителей. Только кто из них действительно отличился выяснить не просто, так как в этот день ими было заявлено  44 победы, из которых 20 Ил-2.
В период 15.57-17.15 группа 9 Як-9 14 ГИАП, во главе  с майором Дубовик провела в/бой с 2 ФВ-190 и 2 Ме-109. В результате Дубовик атакой сзади сверху сбил ведомого ФВ-190, мл.л-т Клепенков сзади атаковал 1 Ме-109, в этот момент одновременно с ним этот же "Мессер" атаковал сержант Гордеев из состава другой группы "Яков" ведущего Зеленова. В результате Клепиков и Гордеев столкнулись и упали, оба при этом погибли. Неосмотрительность экипажей и недисциплинированность сержанта Гордеева привела к гибели двух летчиков.  Со стороны финских или немецких истребителей попытки записать себе в актив эти наши потери, не наблюдается - заявок на "Яки" подходящие по времени нет, хотя финские истребители заявили 10 Як-9, а немецкие 3 "Яка".
По данным ЖБД 275 ИАД летчики дивизии совершили 218 вылетов, провели 11 в/боев в которых заявили сбитыми 6 самолетов: 3 Ме-109, 1 ФВ-190, 2 Ю-87. О потерях не упоминается, а они по мимо выше описанных, были существенные.
В частности серьезные потери понес в этот день 29 ГИАП, не менее 4 Як-9 было потеряно с пилотами:
Гв.мл.л-т Ершов В.В. сбит в в/бою в районе Выборга, погиб.
Гв.мл.л-т Зобнин И.К.  погиб в в/бою в районе Репола.
Гв.мл.л-т Кавун Е.З. погиб в в/бою
Гв.мл.л-т Кочуров Г.А. не вернулся из боевого вылета.
Всего таким образом было потеряно в боях не менее 6 Як-9, два из которых по сути не от действия противника.  Увы пока нет ни каких подробных сведений, которые могли бы прояснить кто сбил выше указанных летчиков 29 ГИАП. Пока будем придерживаться мнения что на счету финских истребителей 2 Як-9, на счету немецких также 2 Як-9.
Из 3 Ла-5 сбитых в в/боях по крайней мере два из состава 159 ИАП, при этом погибли мл.л-т Васильев А.Т. (7+1 побед) и ст.л-т Гречка В.С. (12+2побед). Как можно видеть погибли опытные бойцы. В этот день у финских истребителей как ни странно заявок на Ла-5е не так много, всего 4 Ла-5 заявили летчики HleLv 24, 2 Ла-5х заявили немецкие летчики из 5./JG 54
 . Опять таки не располагая временем вылетов групп "Лавочкиных" в которых были потери, не возможно поставить все точки над и. Отдадим предпочтение опыту и огневой мощи и будем числить за немцами 2 Ла-5, а за финнами 1 "Лавочкин".
2 ГИАК ПВО потерял в боевых вылетах 1 "Аэрокобру" из 103 ГИАП, не вернулся с боевого задания гв. мл.л-т  Калинин.
Летчики 196 ИАП провели 4 в/боя заявив сбитыми 5 самолетов: 2 Ю-87, 2 ФВ-190, 1 Ме-109.
Свои потери составили 5 "Аэрокобр", из которых 1 "Аэрокобра" мл.л-та Мандрыкина сбита в в/бою, летчик спасся на парашуте, а 4 Р-39 подбиты в в/боях и совершили вынужденные посадки, летчики: мл.л-т Глаголев, майор Парфенов, к-н Подоросский, мл.л-т Гаврилов, все самолеты были разбиты, а летчики спаслись и вернулись в часть. При этом все летчики, кроме Парфенова, были сбиты внезапными атаками (Парфенов был сбит в неравном бою с 5 ФВ-190ми). Также надо заметить, что по документам полка все летчики, кроме Подоросского, были сбиты "Фокке-Вульфами", и лишь Подоросский сбит внезапной атакой пары Ме-109х.
Можно заметить, что  некоторые летчики полка были сбиты уже по второму разу в этом месяце: Мандрыкин ранее сбит 19 числа, а Подоросский 20 июня.
В период вылета с 10.47 до 11.50 группа из 8 Р-39 полка провела в/бой с группой 4 Ме-109 и 4 ФВ-190. Во время боя майор Парфенов обнаружил ниже себя на 500 метров одного ФВ-190, которого он атаковал и сбил. Немцы отмечают в этот день потерю 1 ФВ-190 из 4./JG 54, летчик Fw. Werner Huss. По одним немецким данным он сбит огнем З/А, по другим сбит внезапной атакой самолета противника и спасся на парашюте. Таким образом Парфенов является одним из возможных претендентов на эту  победу.
В период вылета с 12.15 до 13.10 8 Р-39 196 ИАП вели бои в р-не ст. Тали с 14 ФВ-190, ведущий группы капитан  Билюкин заявил сбитым 1 ФВ-190. В ходе боя л-т Бабаев заметил 11 Ю-87, вышел из боя и атаковал "Юнкерсы", в итоге заявив сбитыми 2 Ю-87. I./SG 3 отмечает потерю в этот день 1 Ю-87 от огня З/А.
Потери в этом бою составили 2 Р-39, младшие лейтенанты Глаголев сел на вынужденную, Мандрыкин спасся на парашюте.
Так как у немцев заявок на "Кобры" нет можно предположить, что наши летчики не правельно идентифицировали своих противников, но по имеющимся на этот раз данным можно понять что наши летчики не ошиблись и дрались они с ФВ-190ми, так как финские заявки на Р-39 с этим боем ни как не соотносятся. Летчики HleLv 24 заявили 4 "Кобры" в период вылетов с 14.00 до 15.00, то есть по нашему времени с 15.00 до 16.00, а из пилотов HleLv 34 один заявил Р-39 в тоже время что и его коллеги из HleLv 24, а другой вечером в 19.50–21.00.
Таким образом Глаголева и Мандрыкина скорей всего сбили пилоты II./JG 54, а вот почему нет заявок на победы остается загадкой, возможно не удавалось проследить падение  самолетов.
Третий воздушный бой 196 ИАП произошел в вылете в период с 15.00 до 15.46, группа из 8 Р-39 полка провела в/бой с группой из 12 Ме-109 и ФВ-190. В бою мл.л-т Остапенко заявил сбитым 1 ФВ-190,  в итогах дня  за Остапенко записан 1 Ме-109 и на рисунке боя также изображен "Мессер". Потери составили 2 "Аэрокобры": майор Парфенов и мл.л-т  Гаврилов были подбиты и разбили свои самолеты на вынужденных посадках.
 В этом бою без сомнения противниками 196 ИАП были финские летчики из HleLv 24 к которым судя по заявке  пилота Олли Пухакки присоединились и летчики из HleLv 34:
13.40–15.00 Viipuri Kapt Olli Puhakka MT-433   Airacobra
Как можно прийти к выводу запись о том, что Парфенов был подбит в бою с 5 ФВ-190 ошибочна, бой велся с Ме-109ми. Из пяти заявок финнов на "Кобры" в это время подтверждается таким образом только две, хотя есть очень не малая вероятность, что в этот период времени был потерян мл.л-т Калинин из 103 ГИАП. В свою очередь финны безвозвратных потерь в Ме-109х в этот день не признают.
В период вылета с 17.35 до 18.35 группа из 6 "Кобр" полка были внезапно атакованы 4 Ме-109 с превышения до 1000 метров.  Самолет мл.л-та Меланича был подбит, но он сел на свой аэродром благополучно, а вот капитану Подоросскому повезло меньше, он разбил самолет на вынужденной посадке, получив при этом тяжелые ушибы. Кто из финнов отличился до конца не ясно, очень близка вот эта заявка лучшего аса Финляндии:
15.00–16.10 Tammisuo Ltm Ilmari Juutilainen MT-459     Mustang
Подводя итоги по "Аэрокобрам", можно более менее уверенно говорить, что из 6 потерянных Р-39, не менее 4 на счету финских истребителей: 3 из 196 ИАП, 1 из 103 ГИАП.

В сводку 13 ВА по этому дню  таким образом вошли только две "Кобры": пропавший Калинин и парашютировавшийся Мандрыкин, а четыре разбитых на вынужденных не вошли наверное из-за того, что судьба самолетов не была окончательно выяснена к тому моменту.
Безвозвратных потерь финские истребители в этот день судя по всему не понесли, но не безвозвратные были. Ас номер два Ханс Винд получил снаряд в кабину от "Яка" и был ранен, с трудом довел до аэродрома и посадил самолет, более он в боевых вылетах не участвовал. Также был ранен ас № 7 Олави Пуро (36 побед), но также смог посадить свой пораженный Ме-109G-6 МТ-449 на аэродром.  В одном из боев был подбит Ме-109G-6 МТ-437, его пилот Кескинумми смог совершить вынужденную посадку "на живот" в районе Нуйяма. Также был подбит в бою с Ил-2  Ме-109G-6 МТ-438 Эмиля Весы (29,5 побед) и ему пришлось садится на вынужденную с остановившимся двигателем около Юустила.
Также в этот день был сбит 1 Ме-109 из разведывательной части 1./NAGr. 5, но эта часть, разделенная на двое, действовала не только над Карельским перешейком но и южнее, и окончательно не ясно имеет ли эта потеря отношение к описываемым здесь событиям.

29.06.44 
В этот день летчики 13 ВА произвели 721 вылет, было проведено 16 в/боев, в которых заявлено сбитыми 16 самолетов противника: 11 Ме-109, 4 ФВ-190, 1 Ю-87.
Свои потери по данным 13 ВА составили 7 самолетов, из них:  1 Ил-4, 1 Пе-2, 2 Р-39, 1 Як-9 сбиты в в/боях, 1 Пе-2 не вернулся с боевого задания, 1 Пе-2 подбитый в в/бою сгорел после вынужденной посадки на своей территории. О потерях в "штурмовиках" не упоминается, однако по данным 277 ШАД были сбиты истребителями 3 Ил-2, летчики лейтенанты Жданов, Слободин, Гудашев и стрелки Тетерин и Калеух - все записаны погибшими.
Финские истребители из HleLv 24 заявили сбитыми 3 Ил-2 в период вылетов с 18.30–50 до 19.40-50, к этим заявкам еще две добавили немцы примерно в тоже вечернее время :
29.06.44 Uffz. Josef Quarda 4./JG 54 Il-2 ; 81 433: at 100 m.  19.32
29.06.44 Ltn. Albert Seevers 4./JG 54 Il-2 ; 81 256: at 100 m.  19.38
Вероятно союзники сражались с одной и той же группой (группами) Ил-2. Буду в этом случае предвзятым и по определенным причинам отдам тут предпочтение немцам, будем числить за ними две победы, а за финнами одну.
На сбитый Ил-4 есть только один претендент, кажется немцам в первый раз удалось сбить такой самолет над Карельским перешейком:
29.06.44 Ltn. Heinz Wernicke 5./JG 54 DB-3F ; 91 265: at 4.500 m.  08.05

По данным 276 БАД потеряно не два, а три Пе-2х:
 1 Пе-2 сбит в в/бою, самолет сгорел, экипаж мл.л-та Маркова не вредим.
1 Пе-2 не дойдя до цели в р-не Куоккола сгорел, экипаж летчик Манаков, штурман Заозеров, стрелок Авраменко - погибли вместе с самолетом.
1 Пе-2 мл.л-та Ершова не вернулся с боевого задания.
Финские истребители заявили сбитыми 4 Пе-2, немцы 1 Пе-2. Также как и по Ил-2 заявки всех финнов и немцев на Пе-2 были в одно примерно время. В частности из состава финской HleLv 34 заявки сделали весьма опытные летчики:
7.25–8.25 Tali Kapt Olli Puhakka MT-433 Pe-2
7.25–8.25 Noskuanselka Ylik Klaus Alakoski MT-445 2 x Pe-2
С немецкой стороны заявку сделал также опытный летчик:
29.06.44 Uffz. Herbert Koller 5./JG 54 Pe-2 ; 91 322: at 1.000 m.  08.17
Тут с малой вероятностью ошибки можно утверждать, что финские истребители сбили 2 Пе-2, немецкие 1 "Пешку".

275 ИАД отмечает 148 боевых вылетов, 4 в/боя в которых было заявлено сбитыми 3 самолета: 1 ФВ-190, 1 Ме-109, 1 Ю-87. О потерях не упоминается. Кажется больше событий было у истребителей 2 ГИАК ПВО, они провели 5 в/боев и заявили сбитыми 8 Ме-109 и 3 ФВ-190.
В утренних вылетах в периоды с 8.30 до 9.45 летчики 2 ГИАК обеспечивали вылет большой группы бомбардировщиков, численностью 75 Пе-2. В частности истребители 11 ГИАП и 103 ГИАП вели упорные бои с истребителями противника Ме-109 и ФВ-190 пытаясь отстоять своих подопечных. Как мы отметили выше, это у наших истребителей получилось не совсем, и было сбито 3 Пе-2. В этих боях скорей всего летчики 11 ГИАП или 103 ГИАП сбили 1 финский Ме-109 MT-439 из HleLv 24, его летчик Ахти Лайтинен (Ahti Laitinen) спасся на парашюте и угодил в плен. Скорей всего его сбил ас 103 ГИАП Литаврин (18 побед, ГСС-28.01.43), так как точно совпадает место происшествия и по финским и по советским источникам - населенный пункт Ихантала, а также обстоятельства сбития совпадают:  по советским данным горящий Ме-109 перешел пикирование, Лайтинен вспоминает что он с трудом выпрыгнул из потерявшего управление, пикирующего "Мессера" на скорости 800 км. в час.
В свою очередь летчики 103 ГИАП потеряли в боях две "Кобры". Уже на обратном маршруте пара гв.ст.л-т Марфенко - гв.мл.л-т Капканец была атакована 2 ФВ-190, в результате был сбит гв.мл.л-т Капканец, который спасся на парашюте.
Также гв.мл.л-т Мезин был подбит в в/бою и совершил вынужденную посадку с убранными шасси 4 км сев.-вост. Выборга, самолет был разбит, летчик ранен.
Мало сомнений, что кто то из этих младших лейтенантов на счету вот этого пилота:
29.06.44 Ltn. Gerhard Thyben 5./JG 54 Airacobra ; 91 349: at 2.500 m.  08.16
Финские истребители заявок на "Кобры" не делали, и так как в описании боев летчики 103 ГИАП отмечают частые столкновения с ФВ-190, то и вторая "Кобра" скорей всего на счету немецких истребителей, хотя исключать полностью возможность, что это работа финнов нельзя.
Также был потерян 1 Ла-5 из состава 401 ИАП, мл.л-т Рубанов совершил вынужденную посадку с убранными шасси, на подбитов в в/бою Ла-5, на аэродром Бабошино. Самолет был разбит, летчик ранен.
У немцев заявок на сбитие "Лавочкиных" нет, а у финнов есть только одна, отличился Ристо Хелава:
07.20–08.35 Tali Kers Risto Helava  MT-461  La-5
27 ГИАП 2ГИАК ПВО также понес потерю, не вернулся с боевого задания 1 Як-9, летчик гв.мл.л-т Фурман.
Финские истребители заявили сбитыми 3 Як-9, немецкие два:
29.06.44 Ltn. Albert Seevers 4./JG 54 Yak-9 ; 81 352: at 4.500 m.  08.10
29.06.44 Ltn. Gerhard Thyben 5./JG 54 Yak-9 ; 21 447: at 200 m.  07.03
Так как скорей всего Фурман не вернулся при утреннем сопровождении Пе-2х, скорей всего его сбил кто то из выше указанной пары немцев, у финнов же по времени подходит только одна заявка из трех.
Авиация Балтийского Флота имела только одно столкновение с воздушным противником в районе Карельского перешейка. В районе Выборга в 7.12 шесть Як-9 разведчиков из   15 ОРАКП провели воздушный бой с четверкой ФВ-190, в результате был сбит один Як-9. Мало сомнений, что эту победу одержал вышеупомянутый Герхард Тюбен.

Есть сведения, что в  этот день понесла потери разведывательная часть немцев 1./NAGr. 5, один ее Ме-109 был сбит в в/бою, но произошло ли это над Карельским перешейком или южнее точно мне не известно. Есть сведения, что соединение«Кухлмеи» всего потеряло 3 Ме-109 в Финляндии и есть вероятность, что именно этот "Мессер" попал под удар какого то  летчика 13 ВА.
I./SG 3 потеряла в этот день 1 Ю-87 в боевом вылете, есть вероятность что это могла быть работа истребителей 275 ИАД, летчики которой заявили сбитым 1 Ю-87.
 
30.06.44
Летчиками 13 ВА было произведено 829 самолетовылетов, было проведено 45 воздушных боев,  рекордное число в месяце. В в/боях было заявлено сбитыми 32 самолета: 8 ФВ-190, 21 Ме-109, 2 Ю-87, 1 Ме-110.
Свои потери по данным 13 ВА составили 11 самолетов, из них 1 Ил-4, 1 Пе-2, 2 Ил-2, 5 Як-9, 1 Ла-5 сбиты в в/бою, 1 самолет "Аэрокобра" не возвратился с боевого задания.
Касаемо Ил-4 то в этот день как и в предыдущий есть только одна заявка на победу над таким самолетом, на этот раз со стороны финского пилота из HleLv 24:
10.50–12.00 Tammisuo Vaap Jouko Huotari MT-440 Il-4
Заявка на сбитие Пе-2 тоже только одна и вновь у финского пилота из HleLv 24:
10.50–12.00 Juustila Vaap Nils Katajainen MT-462       Pe-2
Оба пилота были опытными,  Jouko Huotari  добился 17,5 побед, а ас № 8 у финнов Katajainen - 35,5 побед.
По Ил-2 также все более менее ясно, в одном в/бою было сбито 2 Ил-2 из состава  872 ШАП 281 ШАД, летчик одного из них л-т Андреев на горящем самолете перетянул линию фронта и произвел вынужденную посадку, в задней кабине стрелка Нурмухамедова не оказалось, самолет сгорел. Другой Ил-2, экипаж летчик старшина Гилек, стрелок Касимов, не вернулся с боевого задания. По шестерке Ил-2 872 ШАД всего было произведено до 28 атак четверкой Ме-109 и четверкой ФВ-190, о истребителях сопровождения не упоминается. Скорей всего этот бой имеет отношение вот к этим заявкам II./JG 54:
30.06.44 Uffz. Josef Quarda 4./JG 54 Il-2 ; 81 289: at 100 m.  19.22
30.06.44 Uffz. Heinrich Schlomann 4./JG 54 Il-2 ; 81 251: at 200 m.  19.32
 
Так же судя по всему в бою участвовала четверка финнов из HleLv 24, так ее пилот также заявил одну победу над Ил-2 в подходящее время:
18.50–19.50 Ihantalanjarvi Ylik Leo Ahokas  MT-443 Il-2

Думаю отдать в этом случае предпочтение перевесу большинства и огневой мощи, и оба Ил-2 будем числить за немцами. Хотя конечно 1 Ил-2 спорный между союзниками или возможно совместная победа.

По данным 275 ИАД ее летчики провели 18 в/боев в которых было заявлено сбитыми: 6 Ме-109, 8 ФВ-190, 4 Ю-88, 3 Ю-87. Интересно, что в итогах дня 13 ВА о Ю-88х не упоминается.
Потери: не вернулись с боевого задания 2 Як-9 из состава 14 ГИАП, летчики младшие лейтенанты Сбоев и Сухоруков. Обстоятельства потери последнего не ясные, в период вылета с 10.10 до 10.59 группы из 8 Як-9 полка, Сухоруков в момент поворота группы ушел по прямой и на приказания присоединится не реагировал, с задания не вернулся. Все заявки на победы финских и немецких истребителей были позже этого времени и судьба Сухорукова не известна, возможно он был сбит огнем З/А.
В вечернем вылете в период с 20.52 до 22.00 6 Як-9 14 ГИАП вели бои с 6 Ю-88, 1 Ю-88 был заявлен сбитым, из самолета противника выпрыгнул парашютист. С задания не вернулся мл.л-т Сбоев, он был сбит в в/бою и выпрыгнул с парашютом, вернулся в часть. Нужно добавить, что Сбоев был сбит в шестом вылете за день. Мало сомнений, что этого летчика 14 ГИАП сбил один из летчиков 5./JG 54, финские истребители в это время заявок на "Яки" не делали, хотя другие модификации они заявляли - 1 Warhawk, 1 Ла-5 и 1 Р-39 были записаны на счет HleLv 34.
 Также был сбит в в/бою 1 Ла-5 из 191 ИАП, мл.л-т Березин погиб, это кажется первая потеря 191 ИАП на Карельском перешейке.
Серьезный удар претерпел молодой 404 ИАП 2 ГИАК ПВО, 3 Як-9 полка не вернулось с боевого задания, летчики: ст.л-т Бирюков, мл.л-т Зотов, мл.л-т Иванов  , летчиками полка был заявлен сбитым 1 Ме-109.
Еще не вернулся с боевого задания 1 Р-39 из состава 403 ИАП корпуса ПВО, летчик мл.л-т Шейкин.
Сбит в в/бою ст.л-т Беляков на самолете Ла-5 из 401 ИАП 2 ГИАК.
Данных, что бы разобраться в этих событиях увы не достаточно, немцы заявили всего три истребителя:
30.06.44 Ltn. Gerhard Thyben 5./JG 54 La-5 ; 91 345: at 600 m.  12.16
30.06.44 Ltn. Heinz Wernicke 5./JG 54 Yak-9 ; 81 297: at 4.600 m.  20.44
30.06.44 Ltn. Gerhard Thyben 5./JG 54 Yak-9 ; 81 298: at 800 m.   20.23
Финские истребители к этому добавили 14 побед над истребителями: 8 Як-9, 3 Р-39, 2 Ла-5, 1 Warhawk. Если отдать предпочтение опыту и авторитетности немецких пилотов заявивших победы и все их заявки считать соответствующими действительности, то финские истребители действительно сбили (или не менее)  3 Як-9, 1 Р-39, 1 Ла-5.
Недавно сформированные 400, 401, 403 404 ИАПы были наверное не на том уровне боеспособности, что бы сталкиваться в бою с опытной авиачастью противника.
На сбитый Ла-5 из состава 401 ИАП который судя по всему был потерян в период вылета восьмерки полка с 12.15 до 13.20 претендуют выше упомянутый немец Тибен и лучший ас Финляндии Юутилайнен, но последний заявил в этом вылете всего целых 6 самолетов. В любом случае один из сбитых "Лавочкиных"  на счету HleLv 34, как и сбитый Р-39, так как летчики HleLv 24 таких самолетов не заявляли. На сбитую "Кобру" претендует выше упомянутый Юутилайнен, который заявил 2 Р-39 в выше упомянутом вылете и 1 "Аэрокобру" заявил ас № 3 Финляндии Эйно Луукканен (Eino Luukkanen 56 побед).

Не смотря на обилие заявок на победы советских летчиков, противник не признает  почти ни каких потерь в этот день. Известно только, что финны потеряли в этот день 1 Дорнье -17, по их данным от огня З/А, других потерь финны не признают. По немцам также потери в этот день не известны.

В итоге с 24 по 30 июня авиация 13 ВА, по имеющимся данным, потеряла 51 самолетов в боях (из них 2 столкнулись), из этого числа 45 самолета сбиты в воздушных боях.
Немцы из II./JG 54 заявили 23 победы, а сбили реально 20 самолетов (включая случаи когда заявок не было), подтверждаемость на высоком уровне - 1 : 1,3.
Финские истребители за этот период заявили 100 воздушных побед и реально сбили не менее 25 самолетов, подтверждаемость - 1 : 3,84.
Нужно заметить, что некоторые воздушные победы спорные между союзниками и число побед между ними может изменится, в случае уточнения некоторых эпизодов.
Так же можно отметить, что в конце месяца, по сравнению с периодом с 17 по 23 июня, финские истребители, не смотря на высокий оверклейм, добились больших успехов. Они сбили больше самолетов, чем немцы в противоположность периода с 17 по 23 июня.
Также и сам оверклейм у финских истребителей уменьшился с 1 :  6,43 до 1 :  3,84, финские истребители стали лучше сражаться. В частности истребители HleLv 24 отличавшиеся высоким оверклеймом в начале июня, можно отметить стали более точными. Видимо высокий их оверклейм в мае-июне вызван в основном тем, что они недавно перешли на новую технику  Ме-109е - весной 1944г. и они судя по всему к концу июня более научились и приноровились сражаться на новых машинах. Группа HleLv 34 сражавшаяся на Ме-109х с 1943 года отличалась, с самого начала боев на перешейке, более высокой точностью в своих заявках на победы.

Потери финской и немецкой авиации с 24 по 30 июня составили по имеющимся сведениям до 10 самолетов: 5 Ме-109, 1 ФВ-190, 3 Ю-87, До-17 (из них примерно 8 в в/боях). Правда надо заметить в это число включено 3 Ме-109 из состава  1./NAGr. 5, а эти "Мессершмитты" или часть из них, могли быть потеряны не над Карельским перешейком, а на юге.
Советские истребители из 275 ИАД и 2 ГИАК ПВО сделали 58 (62) заявок на победы из них подтверждается примерно 1 из 7 - 8.