Критические элементы

Александр Кожейкин
или
Еще одна угроза национальной безопасности
 
-эссе-

Беда современной России в победе среди правящего класса философии временщиков-сырьевиков. И среди олигархов их подавляющее количество. Таким надо побыстрее выкопать руду или вырубить лес, поскорее продать их, чтобы прокрутить прибыль через оффшоры и обогатиться.  Интересы страны в долговременном плане мало кого из них интересуют.

Олигархам потворствуют и чиновники на местах. В Челябинской области, задыхающейся от грязных производств, наглядное подтверждение тому – крен в сторону горной добычи.  Наибольший объем капиталовложений в 2018 году был направлен на развитие производств по добыче полезных ископаемых (25,6%), в металлургию (17,1%), сферу транспортировки и хранения (7,7%).

Такой нездоровый тренд сохраняется в регионе, несмотря на ряд правительственных постановлений и Указов Президента о необходимости развития наукоёмких производств. 

Горе-обогатители из Русской медной компании (РМК), протрещав на всю округу о своих якобы передовых и «наилучших из доступных технологий», помалкивают, что ценнейшее полиметаллическое сырьё они планируют выбрасывать в отвал.  Из 13 полезных элементов таблицы Менделеева у них извлекается один – медь, да и то в концентрат. Всё остальное будет перекачано в Коркинский разрез, где сульфиды сделают раствор кислотным.  Ценнейшие компоненты сырья будет утрачены навсегда.  А на месте карьера в течение 23 лет будет набираться озеро из кислоты, наподобие Беркли Пит. На дне его и будут лежать «хвосты».

И это при наличии современнейших технологий, среди которых экстракционные и ионообменные процессы. 

Детище РМК Томинский ГОК под Челябинском, который продавливает вр.и.о. Губернатора области Текслер, использует африканскую колониальную модель, для которой приоритет отдаётся не элементам в целом, а одному, которого в руде больше.

В советское время было принято решение оставить беднейшую руду в покое. Очевидно, сопоставили потери, которые понесёт матушка Природа, и хотя технологии извлечения сопутствующих элементов в те годы уже были, развитие технологий не привело ещё к тому спросу, который существует на эти элементы сейчас. 

Редкоземельные элементы (РЗЭ) – это настоящее золото XXI века.   Переходные металлы группы лантана, а также скандий, которые присутствуют в руде Томинского ГОКа, используют в самых разных областях современной техники: в радиоэлектронике, приборостроении, атомной технике, машиностроении, химической промышленности.  В современном мире в соответствии с требованиями научно-технического прогресса сохраняется устойчивый рост потребления и производства редкоземельных металлов (РЗМ).

Уровни производства и потребления РЗМ в промышленно развитых странах мира уже на протяжении нескольких десятков лет служат четкими индикаторами экономического развития и национальной безопасности.

По меткому выражению академика А.Е. Ферсмана, эти металлы являются «витаминами промышленности» и ее важным стратегическим потенциалом. В любом современном высокотехнологичном продукте используются в производстве редкоземельные металлы. В частности в айпаде их как минимум 17 , в литий-ионной батарее планшета используется лантан, в боковых магнитах для крепления смарт-крышки – неодимовый сплав, при полировке стеклянной крышки экрана применяется оксид церия и так далее.

В связи с уникальными физико-химическими свойствами редкоземельные элементы (РЗЭ) и их соединения используются в ключевых отраслях экономики – нефтехимии, атомной промышленности, авиационно-космической отрасли, военно-промышленном комплексе. Например, высококачественную оптику (в т.ч. для космических аппаратов) можно отполировать только с применением полировальной пасты на основе оксида церия. Для производства термостойкой оптики используют лантановое стекло. Высококачественные постоянные магниты невозможны без неодима, празеодима и самария. В последние десятилетия спрос на РЗЭ растет. Это объясняется их применением в быстроразвивающихся областях промышленности, связанных с производством компьютерной и телевизионной техники, магнитов, лазеров, гибридных автомобилей, микроэлектроники, сверхпроводников и прочей наукоемкой продукции.

Лантан, церий, неодим и празеодим входят в состав высокотехнологичных стекол специального назначения, например пропускающих инфракрасные и поглощающих ультрафиолетовые лучи. Соединения РЗЭ применяют для создания лазерных и других оптически активных элементов в оптоэлектронике. Диспрозий необходим для создания гибридных автомобильных двигателей. Самарий и неодим – основа мощных постоянных магнитов. Мобильные телефоны, компьютерные жесткие диски, мониторы и другие теперь уже повседневные достижения прогресса немыслимы без РЗЭ.
Без преувеличения РЗЭ можно назвать элементами будущего. Их растущая роль в промышленности может быть проиллюстрирована растущими темпами их добычи и производства.

В 2011 году Министерство энергетики США провело исследование мировых запасов, спроса, и потребления редких материалов, используемых при создании оборудования в секторе чистых технологий. В ходе данного исследования* эксперты пришли к выводу, что ряд редкоземельных металлов являются критическими для энергетических технологий, так как уже в ближайшее время их потребление может превысить объемы мировых поставок.

В результате сформировалось новое понятие – «критические элементы», от которых зависит устойчивое развитие и обороноспособность государства.  Среди них выделяют  редкоземельные элементы - празеодим, неодим, европий, тербий, диспрозий и иттрий.
(* Moss R.L., Tzimas E., Willis P., Critical Metals in the Path towards the Decarbonisation of the EU Energy Sector . Luxembourg: Publications Office of the European Union. 2013. 242 P).

Я подчеркну, что при хищническом подходе, присущем РМК, ценнейшие элементы, будучи вброшенными в природу, из полезных веществ с уникальными свойствами могут стать ядовитыми.   

Эти элементы представляют собой ценнейшее полиметаллическое сырье, и быть может, спустя несколько веков их утрату наши потомки сочтут величайшей глупостью олигарха и чиновничества.

Помнится, доктор технических наук, профессор И.П. Добровольский на одном из форумов предлагал РМК помощь в разработке технологии извлечения сопутствующих элементов из промпродуктов, но РМК проще протянуть трубы и сбросить всю гамму их в карьер коркинцам на долгую память.

Не думаю, что моё эссе способно что-то изменить, оно содержит лишь некоторую информацию к размышлению и передает мысли специалиста (моя специализация по первому диплому металлурга «производство редких металлов»).

Обидно наблюдать, как на глазах страна откатывается на обочину прогресса.