22. Душа живая и животная. Продолжение

Сергей Михальчук 7
«Душа» живая и животная
(Пятый день творенья)

Еврейское слово - «нефеш» обозначает понятие - «душа», а ещё и - дыхание! Поэтому, всё, что дышит, соответственно, имеет «душу».
Но «души» бывают разные!
Бывают растительные и животные «души», сотворённые «землёй» и «водой» по роду и виду, в исполнении божественного слова.
А есть «души» живые, которые творит сам Бог, для общения с ними! Поэтому, эти «души» Бог творит своим ипостасным и личным участием. - Своим обращением к каждой из них …
То есть в «душе» каждого из нас присутствуют свойства растительной или простейшей «души», символом которой является «земля - суша». Наша «душа», в своём основании имеет в себе биопсихические силы - «изводить растения». Эти силы и порождают ощущения и переживания, из которых и «изводятся» наши «слова» и «дела». И эти биопсихические силы служат основой и средой для тех психологических сил, которые проявляются уже у животной «души» - эмоции, символом которой является «морская вода». Эти эмоции и есть - «кишение воды». - Орошая «слова» и «дела», эмоций разрастаются в - чувства и мысли. И это способствует преобразованию психологии в пневматику, взращивая «духовные» плоды от наших «слов» и «дел» …
Живые «души», рождающиеся на протяжении от третьего до шестого «дня» как бы многосоставны. Они имеют свои растительные и животные составы, которые будут располагаться непосредственно в «теле» или контактировать с «телом», составляя «плоть». Поэтому, так тяжело разграничить «душу» и «тело». Ведь в их творении принимают участие и «земля - суша» и «вода - море». Но живая «душа» имеет и иные составы, опосредованно связанные с «телом», которые творит Бог своим личным участием. И только в виду этого: - «произрастит земля … воскишит вода …»! - для того, чтобы - «… “летающее” да полетело над землёю по тверди небесной».
Но всё это изобилие сил и составов нашей «души» ещё расположено там, - в невидимости и незримости «телесной» будущности шестого «дня». Поэт всё ещё описывается приуготовление к «телесному» сотворению человека …

***

Ещё, кстати, нам надо помнить и о том, что «рыбы большие», собственно, и являются евангельским символом верующей человеческой «души». Недаром «рыбы» упоминаются поэтом первыми. И, как бы, располагаются между «гадами» и «птицами». «Рыба» - это «душа», которая может стремиться к «небу», в желании обрести «духовность». А может и ограничить себя стремлением к глубоководной и «придонной» жизни. Поэтому этих «рыб больших» и поставил особняком поэт Шестоднева! Ибо этот символ будет наиболее глубоким в евангельском символическом языке Священного Писания.

***

Заканчивается 21-ая строфа Шестоднева знакомым нам образом: - «И увидел Бог это, как добро».
В этом месте славянского и греческого текста присутствует интересная подробность, касающаяся вероятно, самой природной сути сотворённой Богом живой «души». Поэт Шестоднева говорит во множественном числе: - «И увидел их Бог как добрых». - Относятся эти слова, по-видимому, к нравственной обоснованности всякой «души», появившейся в результате «кишения воды». - От растительной и животной до живой! Каждая живёт любовью и нуждается в любви …
Библейский поэт здесь опять подводит нас к «духовной» сути - «славе», которой прославил Бог Творец «день пятый».
Каков же пятый «образ» творения, предлагаемый нам?
В чём символическое содержание пятой иконы творения?
«Слава» того или иного «дня», это то, что постижимо в творении для человека. То, что Бог Творец считает необходимым открыть человеку, ибо это насущно необходимо для «духовного» возрастания человеческой «души». Наконец, это то, за что мы призываемся осознанно хвалить и благодарить Бога Творца, воздавать Ему «славу». Не потому что мы можем что-то прибавить Богу, а потому, что в этих своих славословиях мы сами приближаемся к Нему…
Вот это самое приближение живой «души» - этих «рыб больших» к Богу и является славой пятого «дня» творения:
- От «ползучих» до «птиц»;
- От «рассудка» до «разума»;
- От «земли и воды» к «небу».
И увидел Бог, что появилась эта возможность «духовного» возрастания живой «души»! И именно в этом заключено «добро» этого «дня» - его «слава» …
Что доброго для человека, как живой «души» в этом «воскишении воды кишением»?
В том, что это и есть символический образ внутренней жизни его «сознания»! Библейским поэтом показывается важность этой внутренней жизни для человека. И её превосходство, в этом её значении, над его внешней жизнью. Именно это кишение «души живой» благословляет Бог: - «И благословил их Бог…».
Читаем 22 и 22-ую строфы Шестоднева: - «И благословил их Бог, говоря, растите, множьтесь и наполняйте воды в морях и птицы да множатся на земле. И был вечер, и было утро: день пятый».
Вы только вслушайтесь! - Бог благословляет - «их» …
 - … Всех!! И живых, и животных, и растительных …
- … А, кроме того, не только «птиц» и «рыб». Но и «гадов»!!!
Оказывается, все они необходимы для «кишения» этой самой библейской «воды». И это значит, что сама «духовная» жизнь невозможна без участия всего этого бытийственного и социального взаимодействия и «общения»!
Вообще, это пресловутое «общение», предстаёт перед нами, слушателями и читателями поэзии Шестоднева, самым таинственным и причудливым образом:
- Здесь и аскеза, ибо она необходима в обращении и теми, кто не стремится к «небу»;
- Здесь и познание, так как без него невозможен успех в наших отношениях к растительным и животным «душам»;
- Здесь и наука с религией, и психология с пневматологией, и политика с культурой;
- Здесь теснейшим образом переплетены такие области бытия человека, как вера и экономика. Ведь они, казалось бы, безмерно далеки друг от друга …
Всё это необходимо для того, чтобы «птицы» - множились! Но не в «воде» и на «земле», а в «воздухе» !.. - Там, в будущем шестом «дне», ради которого всё и делается. То всё, о котором мы слышали все эти «дни» …
Сама «духовная» жизнь, возможность и таинственное содержание её невидимого и скрытого «кишения» в «воде», представляет нам иконографический образ. - Икону пятого «дня» творения.

***

Всё приуготовлено к «телесному» появлению человека в бытии. Не только на «земле», но и в «воздухе»! Всё невидимое, «земное и водное», в «природе» человека приготовлено и устроено, для того, чтобы человек мог появиться - воспарить!
Библейско-поэтическое повествование Шестоднева вплотную приближается к появлению человека, в том «духовно-телесном» виде, в котором хотел бы видеть нас Бог-Творец.
Живая «душа» творится личным участием Бога в бытии сначала растительной «души», а затем и животной «души»! Растительная «душевность» и животная «душевность» не могут быть отделены в человеке от его живой «души»! Они могут быть лишь преобразованы самим человеком в ходе его духовной «жизни» - «воскишении воды кишением».
Внутренняя жизнь человека, жизнь его «души», символом которой и является «вода», с её «кишением», уже есть. Она уже показана нам библейским поэтом. Поэтому она и благословляются Богом теми же словами и по этой же формуле, которой будет благословлена на «земле» и видимая «телесность» человека в шестой «день» - его внешняя и общественная жизнь.
Что это значит для нашего мироощущения, для нравственного качества нашего чувства жизни?
Наша внешняя и общественная жизнь - конечный продукт! - закрепляющий и реализующий наше внутреннее нравственное состояние. Только при этом происходит окончательное «одухотворение» нашей «душевности», переход психики в пневматику …
Это очень важно понимать.
Всё живое вокруг нас имеет отношение к нашей живой «душе»!
В меньшей степени - растительное, в большей степени - животное…
Поэтому, то, как я пользуюсь всей этой внешней жизнью, напрямую влияет на моё внутреннее состояние. Всякая «душа», растительная или животная, причастна благословению, данному мне, по самому замыслу божьего творения, - и не может быть уничижима в самой сути своего существования. Поэтому нравственное и благодарное отношение ко всякой «душе», всякой жизни, входит в благоговейное и религиозное чувство жизни, как его основание!
И это нравственно - благодарное отношение ко всякой жизни тоже является иконографическим образом «дня пятого».
Накрепко запомним это, ибо это «знание» нам с вами ещё понадобится в следующем, шестом, «дне» творения.